Патриотическое воспитание детей младшего подросткового возраста.
учебно-методический материал (5 класс) по теме
В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Но в связи с происходящими в последнее время противоречивыми событиями в стране, касающиеся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления наблюдается дефицит нравственности. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Но в связи с происходящими в последнее время противоречивыми событиями в стране, касающиеся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления наблюдается дефицит нравственности. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа. Стала все более заметной постоянная утрата в воспитании граждан российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Все эти факты обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. В России разработана Государственная программа: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 г», в которой говорится: «Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Основной целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Работа по воспитанию патриотизма продолжается, Государство разработало Концепцию модернизации российского образования, где определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе…».
Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать с младшего возрасте. Сухомлинский В.А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…».
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач младшего подросткового возраста. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Как отмечают ученые-исследователи, что по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но как, ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет. Вот поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день.
Что же такое патриотизм и гражданственность?
Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное самосознание.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Гражданственность – приверженность к политическим интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать её, уважение обычаев культуры других стран и народов.
Патриот, по точному определению Владимира Ивановича Даля, не только “любитель Отечества”, но и “ревнитель о благе его”. Любовь к Отечеству, Родине…С чего начинается эта любовь? Что значит быть патриотом своей Родины? В чём она может проявляться? Патриотизм, любовь к родине начинается с человека, с любви и уважения, гуманного отношения к другим людям. А мы всегда гуманно относимся к ученикам и друг к другу? Ответы будут различными. Но задача у нас общая: создание условий для развития нравственной, культурной, творчески активной личности, живущей в связи с окружающим миром и осознающей свою ответственность перед ним; воспитание личности, любящей свою родину. Значит, проблема патриотического воспитания сохраняет свою актуальность и для нашего центра в переменчивом мире, ведь в центр приходят новые поколения учащихся, родившихся во время смены идеологий, мы должны им помочь полюбить Родину, несмотря на то, что это очень сложно.
Долг перед Отечеством – святыня человека… От нас, отцов, матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи, - писал Сухомлинский В.А.
В младшем подростковом возрасте должны быть формированы понятия о своей малой Родине. Дети должны знать историю семьи, своей родословной, национально-культурных традициях народа. Уважительно относиться к символам государства, края (флагу, гимну, гербу). К самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые живут и трудятся рядом.
Сухомлинский В.А., раскрывая понятие «Родина», связывает его со словами «человек», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции».
Отсюда можно сформировать цель и задачи гражданско-патриотического воспитания младшего подросткового возраста.
Цель: Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриотизма.
Задачи:
- Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриотизма и гордости за свою Родину, край.
- Способствовать формированию бережного отношения к природе и всему живому.
- Способствовать формированию толерантности, чувства уважения к другим народам.
4. Знакомить детей с местными традициями и историей родного края.
Данные задачи должны осуществляться во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.
И считаю, что тема: «формирование чувства патриотизма на основе местного материала», своевременна на данном этапе.
В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей, ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Для того чтобы решить поставленные задачи по теме изучила Государственную программу по «Патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», принятую постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.
На основании этого разработала направления деятельности программы в работе по теме: «формирование чувства патриотизма на основе местного материала», которая рассчитана на три года. Это дети 5х – 7х классов младшего подросткового возраста.
Основные направления деятельности работы:
«Моя малая Родина»
Задача блока:
- Знакомить детей с местными традициями и историей родного края.
«Я – Гражданин!»
Задача блока:
1. Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриотизма и гордости за свою Родину, край.
2. Способствовать формированию толерантности, чувства уважения к другим народам.
«Любовь к родной природе»
Задача блока:
- Способствовать формированию бережного отношения к природе и всему живому.
На основе этих направлений был разработан перспективный план.
Тема блока | Задача блока | Ключевое мероприятие | Период |
«Моя малая Родина». | Знакомить детей с местными традициями и историей родного края. | 1.Мои первые прогулки по городу. 2.«Сердцу милая Югра”. 3. «С древности до наших дней». 4.Поэты Земли Югорской. 5.Национальные традиции гостеприимства. | Сентябрь Декабрь Декабрь Январь Февраль |
«Я – россиянин!» | 1.Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриотизма и гордости за свою Родину, край. 2.Способствовать формированию толерантности, чувства уважения к другим народам. | 1.Урок Гражданина. 2.Государственные символы Югры (Герб). 3.Права и обязанности». 4.Государственные символы (Флаг). 5. «Честь имею». 6. Герои земли югорской. 7. Победы славные страницы… | Октябрь Октябрь Ноябрь Январь Февраль Апрель Май |
«Любовь к родной природе». | Способствовать формированию бережного отношения к природе и всему живому. | 1.Природа Югры. 2.Экскурсии в лес. 3. Экскурсия в этнопарк. 4.Экскурсии в парк Победы. 5. Экскурсия в парк им. Лосева, аллею «Сказок». | Март В течение года Декабрь Май В течение года |
Для работы по данной теме в план были включены разнообразные формы работы мероприятий, направленные на формирование чувства патриотизма детей.
Формы работы с учащимися в процессе реализации работы:
- Классные часы;
- беседы;
- просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной аппаратуры.
- экскурсии к памятным местам;
- тематические и творческие вечера;
- анкетирование;
- художественное слово.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
- Цени и оберегай своё отечество;
- Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа.
- Дорожи историей своего народа.
- Свято относись к символике своей страны, края.
- Береги красоту своего края.
В начале учебного года с детьми было проведено анкетирование. В анкету входили понятия о Родине, патриотизме и гражданственности. Детям нужно было своими словами написать, то, как они понимают эти понятия. Нужно отметить, что 30% детей не справились с заданием. Что такое Родина дети знают, а вот патриотизм и гражданственность не все. Это и понятно для детей это ново и им нужно освоить эти знания, а значит, есть над, чем работать.
( Анализ анкет ).
На всех занятиях, которые проводились в соответствии с планом, главной задачей было привитие любви к своей Родине и гордости за неё, уважительно относиться к людям живущим рядом. В сочинение – рассуждение: «Что значит любить свою Родину», дети написали.
(Сочинения детей).
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского коллектива и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать о стране, о её природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных подростковому возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мягкая" профилизация у детей младшего подросткового возраста
Как выявить склонности и интересы ребенка 11-13 лет.....Большая и трудная задача...Но все разрешимо и выполнимо при грамотном подходе к проблеме...
"Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей младшего подросткового возраста».
Аннотация Методическая разработка содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапевтических тренингов наравленных на коррекцию тревожности у подростков младшего школьного воз...
Вредные привычки у детей младшего подросткового возраста
Материал может быть использован классными руководителями на родительском собрании. Рассматривается проблема вредных привычек у детей младшего подрасткового возраста....
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...
презентация по теме «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.»
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в раннем возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств во...
Презентация на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы."
Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы....