Выпускная работа "Диагностика обучаемости учащихся"
материал по психологии (5 класс) по теме
В работе рассматривается возможность диагностики обучаемости учащихся с помощью психологических методик. полученные результаты- ресурс повышения качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypusknaya_rabota.doc | 294 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
- Введение --------------------------------------------------------------------------2
- Глава I. Обучаемость как основа всестороннего развития личности.
- Понятие об обучаемости-----------------------------------------------3-5
- Компоненты обучаемости.--------------------------------------------6-8
- Глава II. Диагностика обучаемости учащихся четвертого класса.
2.1 Изучение индивидуальных показателей обучаемости школьников------------------------------------------------------------------------9-10
2.3 Сравнение результатов диагностики и уровня обученности учащихся.-----------------------------------------------------------------11-12
- Заключение----------------------------------------------------------------------13
- Список используемой литературы -----------------------------------------14
- Приложение.-----------------------------------------------------------------16-25
Введение.
Обучаемость - интегральное (обобщенное) психическое свойство индивида, выражающееся в большей или меньшей скорости усвоения новых знаний.умений и навыков. Высокая обучаемость, очевидно, имеет не только общие психофизиологические предпосылки (мощная и разветвленная сеть ассоциативных нейронов коры головного мозга), обуславливающие более или менее высокую пластичность и приспособляемость индивидов. Также зависит и от специального опыта учебной деятельности и уровня сформированности учебной деятельности как таковой .
Тема моей дипломной работы актуальна, т.к. раскрывает наиболее
сложные вопросы диагностики умственного развития детей младшего школьного возраста на этапе перехода их в среднюю школу. Одним из главных познавательных процессов является мышление, которое включает целый ряд форм и процессов.
Предмет исследования – процесс умственного развития и соотношение его с обучаемостью учащихся 4 класса .
Объект исследования – процесс умственного развития детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические, методические аспекты обучаемости школьников;
2. Определить уровень сформированности некоторых компонентов обучаемости у учащихся 4 класса.
3.Выявить характер соотношения особенностей обучаемости и уровня обученности учащихся.
В ходе работы были применены следующие методы исследования:
1. анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме
исследования;
2. подбор и составление методик для диагностики обучаемости.
4. обработка полученных данных.
В исследовании участвовали 25 четвероклассников школы.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и
приложений.
Глава I. Обучаемость как основа всестороннего развития личности
1. Понятие об обучаемости
Многочисленными исследованиями и педагогической практикой доказано, что эффективность обучения зависит не только от совершенствования содержания и методов обучения, но и от уровня развития индивидуально-психологических особенностей детей, в том числе обучаемости и внушаемости.
Понятие «обучаемость» было раскрыто Б.Г. Ананьевым и определялось как восприимчивость ребенка к обучению, как сложное явление, которое в значительной мере обусловлено развитием второй сигнальной системы. Н.А. Менчинская характеризовала обучаемость «как способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющаяся в степени легкости и быстроты, с какой приобретаются знания, и осуществляется овладение приемами. Это свойство носит динамический характер, и тем самым его изучение дает возможность не только констатировать наличное состояние, но и в какой-то мере прогнозировать характер и темпы дальнейшего продвижения ученика». Позднее обучаемость рассматривается, прежде всего как совокупность интеллектуальных свойств человека (обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность, экономичность мышления и др.) и восприимчивость к помощи. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость изучать не только актуальный уровень, но и потенциальные возможности развития ребенка, которые могут быть раскрыты при анализе умения детей использовать в процессе выполнения заданий разные уровни помощи.
В исследованиях, посвященных изучению индивидуально-психологических различий в процессе обучения, наиболее общими и основными показателями восприимчивости к обучению считаются степень развития продуктивного мышления, умение организовать свою познавательную деятельность, направить ее на решение определенных задач, подчинить свои действия поставленной задаче. В ряде исследований и др. в понятие «обучаемость» включаются не только особенности мышления, но и восприятия, внимания, памяти детей.
Обучаемость является сложным, многообразным и динамичным свойством личности, проявляющимся в индивидуальных показателях легкости, быстроты и качества усвоения применения знаний, умений и навыков в процессе обучения и самостоятельного познания. В структуру обучаемости входят не только познавательные процессы (мышление, память, восприятие, воображение, внимание), но и эмоционально-волевые. Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются:
1) обобщенность мыслительной деятельности ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале;
2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
3) гибкость мыслительной деятельности;
4) устойчивость мыслительной деятельности;
5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.
Характер сочетания указанных свойств определяет индивидуальные различия в обучаемости, является ее качественным показателем
Уровень развития этих свойств мышления есть показатель, заключающийся в легкости,краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний; он обозначается как «экономичность мышления» и является количественным показателем обучаемости.
В целом обучаемость - это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Это понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие «способность», определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности.
Подобно тому, как различаются способности общие и специальные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному учебному предмету.
Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако, эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в каких-то случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько сам процесс формирования знаний и приемов - степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности.
Обучаемость - интегральное (обобщенное) психическое свойство индивида, выражающееся в большей или меньшей скорости усвоения новых знаний, умений и навыков.
Высокая обучаемость, очевидно, имеет не только общие
психофизиологические предпосылки (мощная и разветвленная сеть ассоциативных нейронов коры головного мозга), обуславливающие более или менее высокую пластичность и приспособляемость индивидов, но также зависит и от специального опыта учебной деятельности и уровня сформированности учебной деятельности как таковой. Корректная диагностика обучаемости не может сводиться только к использованию скоростных интеллектуальных тестов, но и требует учета более широкого комплекса понятий, таких, как зона ближайшего развития, креативность и т.п.
Представление об обучаемости как проявлении уровня интеллектуального развития возникло в контексте понятия «зона ближайшего развития».
При широкой трактовке обучаемость рассматривается как общая
способность к усвоению новых знаний. Так, с точки зрения З.И. Калмыковой, обучаемость является синонимом продуктивного мышления (то есть способности приобретать знания в процессе учения). «Ядром» индивидуального интеллекта, по ее мнению, являются возможности ребенка к самостоятельному открытию новых знаний.
В более узком смысле слова обучаемость - это величина и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или других обучающих воздействий.
Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах.
Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков. К ним относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной)
1.2 Компоненты обучаемости
Рассматривая понятие «обучаемость», я ставила перед собой задачу
выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, т. е. связывали его с понятием общих способностей.
Чем выше обучаемость, тем быстрей и легче приобретает человек новые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях, тем выше, следовательно, и темп его умственного развития. Вот почему я полагаю, что обучаемость, наряду с фондом действенных знаний, т. е. тех, которые человек применяет на практике, входит в структуру умственного развития.
Об умственных способностях человека судят не потому, что он может сделать на основе подражания, усвоить в результате подробного, развернутого объяснения. Ум человека проявляется в относительно самостоятельном приобретении, «открытии» новых для себя знаний, в широте переноса этих знаний в новые ситуации, при решении нестандартных, новых для него задач. В этой стороне психики находит свое выражение продуктивное мышление, его особенности проявляются в формирующихся у человека качествах ума, определяя уровень и специфику обучаемости личности. Эти особенности, свойства мыслительной деятельности учащихся, качества их ума и есть компоненты обучаемости, они входят в ее структуру, а своеобразие их сочетаний определяет многообразие индивидуальных различий в обучаемости учащихся.
Одно из важнейших качеств ума - его глубина. Это качество проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, при решении проблем, и в уровне их обобщенности. Противоположное качество - поверхностность ума. Оно видно по выделению внешних, лежащих как бы на поверхности наблюдаемых явлений признаков, по установлению случайных связей между ними, что отражает низкий уровень их обобщенности.
Продуктивное мышление предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отхода от привычных ходов мысли, разрешение противоречий между актуализированными знаниями и требованиями проблемной ситуации, оригинальность решений, их своеобразие. Эту сторону мышления чаще всего обозначают как гибкость ума, динамичность, подвижность и т. д. Наиболее удачен первый термин (два других чаще употребляются в контексте психофизиологических работ). При гибком уме человек легко переходит от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой, если этого требует решаемая задача. Он может отказаться от привычных действий и т. д. Инертность ума проявляется в противоположном: в склонности к шаблону, в трудности переключения от одних действий к другим, в длительной задержке на уже известных действиях, несмотря на наличие отрицательного подкрепления и т. д..
Для творческого решения проблем важно не только выделить требуемые ситуацией существенные признаки, но и, удерживая в уме всю их совокупность, действовать в соответствии с ними не поддаваясь на влияние внешних, случайных признаков анализируемых ситуаций. Эту сторону мыслительной деятельности обозначали как устойчивость ума. Она проявляется в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, несмотря на провоцирующее действие случайных признаков новых задач того же типа.
Трудности в ориентации на ряд признаков, входящих в содержание нового понятия или закономерности, необоснованная смена ориентации, переход от одних действий к другим под влиянием случайных ассоциаций - показатель неустойчивости ума.
Открытие принципиально новых знаний, столь характерное для
продуктивного мышления, представляет собой скачкообразный, циклический процесс, в котором в диалектически противоречивом единстве выступают как хорошо осознанные, словесно-логические компоненты, так и не находящие адекватного отражения в слове, подсознательные, интуитивно-практические компоненты. Включение интуиции в процесс поиска нового закономерно. Однако, чтобы найденные таким образом знания приобрели действенную силу, т. е. могли быть переданы другим, использованы для решения широкого круга задач, должны быть хорошо осознаны как их существенные признаки, так и способы оперирования этими знаниями. Вот почему одним из основных качеств ума, входящих в обучаемость, я считаю осознанность своей мыслительной деятельности, возможность сделать ее предметом мысли самого решающего проблему субъекта. В близком значении употребляется термин «рефлексия».
Это качество ума проявляется в возможности выразить в слове или
в других символах (в графиках, схемах, моделях) цель и продукт, результат мыслительной деятельности (существенные признаки вновь сформированных понятий, закономерностей). А также те способы, с помощью которых этот результат был найден, выявить ошибочные ходы мысли и их причины, способы их исправления и т.п. Неосознанность мыслительной деятельности проявляется в том, что человек не может дать отчета о решении задачи (даже если оно верное), не замечает своих ошибок, не может указать те признаки, на которые он опирался, давая тот или иной ответ, и т. д.
Внешне хорошо выраженная особенность продуктивного мышления - самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями. Это качество ума проявляется в постановке целей, проблем, выдвижении гипотез и самостоятельном решении этих задач, причем существенные индивидуальные различия по этому параметру экспериментально обнаружены уже у младших школьников.
На высшем уровне развития этого качества человек не только решает сложные для себя проблемы, но и сам, без внешней стимуляции, ищет наиболее совершенные, более высокого уровня обобщенности способы их решения (этот уровень мышления Д. Б. Богоявленская назвала креативным).
В то же время на низшем уровне, при невозможности самостоятельного решения поставленной задачи, различия в продуктивности мышления проявляются в чувствительности к помощи: чем меньше помощь, которая необходима для решения, тем выше продуктивность мышления. Вот почему мы предпочитаем разграничивать самостоятельность и чувствительность к помощи.
Таковы основные, как мы полагаем, особенности продуктивного мышления, качества ума, от которых (при прочих относительно равных условиях) зависит успешность учения.
Следует лишь отметить, что выделение данных личностных свойств продуктивного мышления, качеств ума, является весьма условным. Ведь психика представляет собой чрезвычайно сложное динамическое целое, по отношению к которому невозможно, применить дихотомию: слишком тонки, плавны подчас переходы между выделяемыми при анализе ее сторонами.
Глава II. Диагностика обучаемости учащихся четвертого класса.
2.1 Изучение индивидуальных показателей обучаемости школьников при переходе из начальной школы в среднюю.
Важнейшим новообразованием в познавательной сфере детей этого возрастного периода является становление индуктивного и дедуктивного методов мышления, и в этой связи, освоение различных уровней обобщения. Сформированность данного новообразования у учащихся 4 класса может быть изучена с помощью Группового Интеллектуального Теста (ГИТ). Тест разработан словацким психологом Дж. Вандой, переведен и адаптирован для выборки российских школьников в Психологическом институте Российской Академии Образования (Акимова М.К., Борисова Е.М и др.}.
ГИТ выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами, терминами и научными понятиями, а также уме ние выполнять с ними некоторые логические действия, основанные на элементарных мыслительных операциях, в частности, операции обобщения - все это характе ризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. Кроме того, тест содержит задание на принятие и исполнение инструкций, планирование учебных действий и самоконтроль. Эта информация позволяет судить о качестве формирования учебной деятельности, т.е. обучаемости.
ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкции, арифметические задачи (с самоконтролем исполнения), дополнение предложений (с планированием учебных действий), определение сходства и различия понятий, числовые ряды (с планированием действий, анализом условия и членением проблемы на части), аналогии, символы.
Инструкции, задания и ключи обработки теста приводятся в приложении I.
Результаты теста подвергаются как количественной, так и качественной об работке.
Тест дает возможность вычислить интеллектуальный относительный показатель, характеризующий уровень умственного развития.
Общий первичный показатель по тесту.
Можно выделить следующие уровни умственного развития для учащихся четвертых классов:
Ниже 29 баллов - очень низкий;
30-49 баллов - низкий;
50-69 баллов - близкий к нормальному;
70-90 баллов - возрастная норма;
свыше 90 баллов - высокий.
Сформированность учебной деятельности испытуемого также может быть представлена в уровневом показателе..
Для учащихся 4-х классов уровневые показатели распределяются следующим образом:
ниже 30 баллов - низкий;
31-59 баллов - средний;
свыше 60 баллов - высокий.
В диагностике приняли участие 25 учащихся 4 класса. Результаты диагностики приведены в сводной таблице:
Результаты диагностики
развития учащихся 4 Б класса по методике ГИТ
Ф.И. | 1тест | 2 тест | 3 тест | 4тест | 5тест | 6 тест | 7 тест | Всего баллов | Уро вень |
Баширова | 18 | 17 | 12 | 10 | 8 | 9 | 18 | 92 | В |
Бровкин | 13 | 10 | 6 | 3 | 4 | 5 | 10 | 92 | Н.ср. |
Головинова | 17 | 10 | 10 | 6 | 3 | 8 | 16 | 51 | Ср |
Еремеев | 13 | 10 | 7 | 5 | 4 | 7 | 13 | 78 | Н.ср. |
Зимин | 14 | 10 | 7 | 5 | 4 | 7 | 12 | 56 | Н.ср. |
Ибрагимова | 13 | 9 | 8 | 4 | 3 | 6 | 9 | 57 | Н.ср |
Карсеев | 14 | 13 | 9 | 5 | 4 | 7 | 15 | 52 | Ср |
Коновалов | 16 | 13 | 9 | 5 | 2 | 8 | 27 | 67 | Ср |
Кузнецова | 17 | 14 | 11 | 6 | 5 | 8 | 19 | 80 | Ср |
Ларичкин | 16 | 12 | 9 | 4 | 3 | 7 | 19 | 70 | Ср |
Ляшенко | 17 | 13 | 8 | 4 | 3 | 6 | 22 | 73 | Ср |
Мироненко | 15 | 11 | 9 | 5 | 3 | 6 | 11 | 69 | Ср |
Михайлов | 19 | 18 | 14 | 9 | 6 | 9 | 17 | 92 | В |
Пославский | 17 | 11 | 10 | 5 | 4 | 9 | 22 | 78 | Ср |
Сальнов | 10 | 10 | 5 | 4 | 2 | 6 | 12 | 49 | Н |
Салихов | 16 | 13 | 9 | 5 | 4 | 7 | 16 | 70 | Ср |
Сайфуллин | 12 | 10 | 9 | 4 | 3 | 6 | 9 | 53 | Н.ср |
Талипов | 12 | 11 | 7 | 4 | 2 | 6 | 7 | 49 | Н |
Умяров | 17 | 14 | 9 | 5 | 4 | 8 | 21 | 77 | Ср |
Умярова | 17 | 13 | 8 | 5 | 5 | 8 | 15 | 71 | Ср |
Черновол | 15 | 13 | 8 | 5 | 4 | 7 | 16 | 68 | Ср |
Шмонин | 16 | 13 | 8 | 5 | 4 | 7 | 17 | 70 | Ср. |
Щетинина | 12 | 11 | 9 | 4 | 2 | 7 | 9 | 54 | Н.ср. |
Сулейманова | 13 | 9 | 8 | 4 | 3 | 6 | 9 | 57 | Ср |
Анализ соответствия прогнозируемого и реального уровня обученности учащихся 4 класса Б .
Ф.И. | Уровень обучаемости | Уровень обученности (прогноз) | Уровень обученности (реальный) | Соответствие реалий и прогноза |
Баширова | В | 5 | 5 | Соотв. |
Бровкин | Н.ср | 3-4 | 3-4 | Соотв. |
Головинова | Ср | 4-5 | 4-5 | Соотв. |
Еремеев | Н.ср. | 3-4 | 3-4 | Выше |
Зимин | Н.ср. | 3-4 | 3-4 | Соотв. |
Ибрагимова | Н.ср | 3-4 | 3-4 | Соотв. |
Карсеев | Ср | 4-5 | 4-5 | Ниже |
Коновалов | Ср | 4-5 | 4-5 | Соотв. |
Кузнецова | Ср | 4-5 | 4-5 | Соотв. |
Ларичкин | Ср | 4-5 | 4-5 | Соотв. |
Ляшенко | Ср | 4-5 | 4-5 | Соотв. |
Мироненко | Ср | 4-5 | 4-5 | Соотв. |
Михайлов | В | 5 | 5 | Соотв. |
Пославский | Ср | 4-5 | 4-5 | Выше |
Сальнов | Н | 3 | 3 | Соотв. |
Салихов | Ср | 4-5 | 4-5 | Соотв. |
Сайфуллин | Н.ср | 3-4 | 3-4 | Соотв. |
Талипов | Н | 3 | 3 | Ниже |
Умяров | Ср | 4-5 | 4-5 | Выше |
Умярова | Ср | 4-5 | 4-5 | Выше |
Черновол | Ср | 4-5 | 4-5 | Соотв. |
Шмонин | Ср. | 4-5 | 4-5 | Соотв. |
Щетинина | Н.ср. | 4-5 | 4-5 | Соотв. |
Сулейманова | Ср | 3-4 | 3-4 | Соотв. |
Анализируя полученные данные необходимо отметить
- у 74% учащихся прогнозируемый уровень успешности соответствует реальному уровню;
- у 26% учащихся реальный уровень не соответствует прогнозируемому уровню.(17%- имеют завышенные оценки,9%-заниженные)
Расхождения между прогнозируемым и реальным уровнем успешности на данном этапе исследования вполне возможны. Тем не менее, полученные результаты позволяют определить дополнительные резервы в повышении качества образования по данным предметам в данном классе.
Изучение диагностики обучаемости психологическими методами с целью поиска новых резервов повышения качества образования в школе необходимо продолжить. Также считаю возможным повышение уровня развития основных познавательных процессов, которые оказывают влияние на уровень обучаемости, не только на специальных индивидуальных и групповых занятиях, но и на учебных занятиях. Планирую продолжить работу в данном направлении.
Заключение
Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:
.
Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций:
В целях совершенствования овладения операцией классификации и других операций мышления, а также развития уровня основных познавательных процессов
целесообразна дальнейшая разработка новых методик ииспользования
нестандартных задач не только на дополнительных индивидуальных и групповых занятиях, но и на уроках..
Систематически использовать на занятиях задания, способствующие
формированию у школьников познавательного интереса и самостоятельности.
Осуществлять целенаправленное обучение школьников с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, сравнениями и делать соответствующие выводы.
Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.
Таким образом, проведенное мной исследование позволяет утверждать, что диагностика обучаемости учащихся психологическими методами и соотнесение их с уровнем обученности дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации умственной деятельности школьников, других резервов повышения качества обучения, является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики.
педагогам начальной школы можно рекомендовать использовать различные методики на развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и т.д., формирование всех
сторон мышления, в первую очередь – развивать обучаемость детей. Также формирование всех произвольных процессов (внимание, память) способствует повышению уровня обучаемости.
Список используемой литературы
- Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
- Веденов А.В. Воспитание воли в процессе учебной деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.
- Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей у ребенка. //Вопросы психологии. – 1983.- №2.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
- Г.С. Абрамова Практикум по возрастной психологии, - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Гуревич К. М. Воспитание воли в процессе производственного обучения.М., Высшая школа, 1966.
- Д.Б. Богоявленская Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986..
- Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд. Моск. ун-та, 1976.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики В кн.: З.И.Калмыкова (Ред.) Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
- Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.
- Краткий психологический словарь: сост. А.А.Карпенко. Под общей редакцией А.В.Петровского М.Г.Ярошевского. Москва: Политиздат. 1985г.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1983.
- Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. /Под ред. Петровского А.В./ Москва, Просвящение, 1977 г.
- Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1985.
- Немов Р.С. Психология, книга 2, М.: 1999.
- Новоселова С.А. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жака Пиаже: за и против. МГУ., 1981
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. М., 1987.
- Понамарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. Москва 1967г.
- Психологический словарь /Под. общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: 1990.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, Педагогика, 1989г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
И СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В СРЕДНЮЮ (ГИТ)
Подготовка к проведению тестирования
Сначала экспериментатор объясняет испытуемым, чего он от них ждет. Он об ращается к учащимся с такими словами: «Вы будете решать задания, которые от личаются от тех, что вы обычно решаете в школе. При этом вы должны показать, как вы умеете быстро и правильно думать. Старайтесь работать как можно лучше. Каждый (даже тот, кому в школе до сих пор не везло) имеет возможность пока зать, чего он может добиться. Задания наверняка вас заинтересуют, вначале они легче, а потом будут сложнее. Вероятно, вам не удастся решить в установленное время все задания. Но если вы будете стараться работать быстро и правильно, то ваши результаты будут хорошими. Перед каждым типом задания я буду объяс нять вам, как его решать. Как только начнете работать, уже нельзя будет ниче го спрашивать и оглядываться. Будьте очень внимательны и делайте только то, что я вам скажу.
Подготовьте карандаш и положите его перед собой. Все остальное с парты уберите". Учащимся раздаются тестовые тетради. Образец тестовой тетради см. ниже.
Экспериментатор должен убедиться, все ли приготовили карандаши. Потом он говорит: "Сейчас я вам раздам тетради с заданиями, положите их перед собой, без моего разрешения не перелистывайте их. На первой странице тетради напечатано "Дата». Впишите карандашом туда сегодняшнюю дату и рядом урок (первый, второй, третий и т.д.) На следующей строчке напишите свою фамилию и имя, ниже - дату своего рождения, потом номер школы и класс. Кто все сделал, положите карандаши".
ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ
После того, как все дети написали сведения о себе, экспериментатор говорит: "Переверните страницу - только одну. Карандаши пока не трогайте. На этой странице написано «Тест 1»
Необходимо проверить, все ли правильно перевернули страницу, и осущест влять такую проверку перед выполнением остальных тестов.
Тест 1. (задания)
"Читаем вместе задание над рамкой. По моей команде "Начинайте", вы будете выполнять задание. Старайтесь работать быстро и правильно. Начинайте".
Через 4 минуты дается команда: "Достаточно!"
Тест 2. (задания)
"Переверните страницу. Не трогайте карандаши. Наверху написано: "Тест 2". Под ним вопросы. Это задачи по математике. Решайте их быстро и правильно, если не сможете в уме, считайте на полях бумаги. Начинайте".
Через 6 минут дается та же команда: "Достаточно, положите ручки". Необ ходимо проследить, чтобы все школьники выполнили указание.
Тест З. (задания)
"Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 3». Под ним вопросы. В предложения впишите недостающие слова. На место каждой пунктирной линии надо вписать только одно слово''. Объясните пример: "Ученик ... задачу." Какое слово надо вписать?
Следующий пример: "У лошади четыре....
Не трогайте ручки. Когда я дам команду, начинайте вписывать недостающие слова в предложения так, чтобы каждое предложение имело смысл.
Помните, что в каждый пропуск можно вписать только одно слово. Начинайте".
Через 5 минут дается та же команда, что и после предыдущего теста, и до-
бавляется: "Переверните всю тетрадь. У всех тест 3?"
"Проверьте, все ли правильно перевернули тетрадь. Помните, что расположе -
ние тестов 3-6 отличается от предыдущих!»
Тест 4. (задания)
"Читайте инструкцию. Если два слова имеют одинаковое или очень похожее
значение, то напишите между ними букву "С", если у них разные значения, то
напишите между ними букву "Р".
Разберите с детьми 3 примера, приведенных в описании теста;.
"Аналогично будете выполнять все задания. Начинайте!" Через 1,5 минуты дается команда: «Достаточно, положите ручки»
Teст 5. (задания)
"Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: "Тест 5".
Прочитайте детям инструкцию и разберите примеры. "Посмотрите на первый при
мер. Как сгруппированы эти числа? Какая цифра идет после 12-ти?... А по
том?..." и т.д.
Затем экспериментатор говорит: «Дальше, идут ряды чисел, каждый ряд сос-
тавлен по своему особому принципу. Внимательно просмотрите каждый ряд, еще
раз пересчитайте и на пустые места справа напишите два числа таким образом,
чтобы ряд продолжался правильно. К каждому ряду припишите только два числа.
Начинайте".
Через 4 минуты дается команда: «Достаточно! Положите ручки».
Тест 6. (задания)
"Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: Тест 6".
Далее следует прочитать инструкцию и разобрать примеры. Прочитав первый при
мер, говорите: 'Вам надо выбрать одно из 4-х слов. Какое вы выберете?" Следу
ющие примеры разберите аналогичным образом.
"Как и в примерах, в следующих заданиях подчеркните то из 4-х слов, ко торое связано с третьим словом так же, как первое со вторым. Чтобы испытуемые на перепутали строчки и могли следить за ними, необходимо предложить им поль зоваться линейкой. Через 3 минуты дается обычная команда.
Тест 7. (задания).
"Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано:"Тест 7". Далее следует прочитать инструкцию и объяснить обозначения. "В ключе нарисо ваны различимо значки и под ними в квадратиках цифры от 1 до 9. Ваша задача -написать под каждым значком ту цифру, под которой этот значок находится в ключе. Работайте быстро и правильно. Не пропускайте ни одного квадратика. Номера значков ставьте в той последовательности, в какой они идут друг за дру гом. Будет ошибкой, если вы напишете сначала только единицы, потом- только двойки и т.д. Начинайте!"
Через 4 минуты дается команда: «Достаточно! Положите ручки. Закройте
тетрадь».
Соберите тетради. Следите, чтобы в это время никто не работал.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
1. Общие рекомендации.
При обработке результатов в первую очередь необходимо, придерживаться
следующих принципов.
1. Каждое выполненное задание должно оцениваться экспериментатором или
как правильное, или как неправильное.
2. Если испытуемый исправил ответ, то оценивается исправленный.
Для обработки результатов первых 6-ти субтестов используются соответс твующие шаблоны.
Каждое задание в субтестах 1-6 справа обозначено цифрой. Если решение ошибочно, то соответствующая цифра в тестовой тетради при обработке зачерки вается. Если задание пропущено, то цифра, обозначающая пропущенное задание, обводится кружком. Под номером последнего выполненного задания проводится горизонтальная линия, которая отделяет выполненные задания от невыполненных. При такой обработке количество незачеркнутых и необведенных кружком цифр от ражает количество правильно решенных заданий.
Обработка субтеста 7 ведется по единому шаблону. Он помещен в задании. Количество правильных решений является первичным результатом, на основании ко торого подсчитываются баллы, полученные школьниками за выполнение данного субтеста (см. ниже).
ОБРАБОТКА ОТДЕЛЬНЫХ СУБТЕСТОВ
СУБТЕСТ 1. Правильными признаются только те способы решения, которые обозначены в шаблоне. Задания, в которых необходимо выполнить две или нес колько инструкций, оцениваются как ошибочные, если хотя бы одна инструкция в этом задании выполнена неправильно.
За каждое правильно выполненное задание ученик получает 1 балл, таким образом, максимально возможная оценка за выполнение субтеста составляет 20 баллов.
СУБТЕСТ 2. За каждую правильно решенную задачу ученик получает 1 балл. Правильные ответы приведены в шаблоне. Максимальное количество баллов, кото рое ученик может получить за выполнение данного субтеста, равно 20.
СУБТЕСТ 3. Задание считается выполненным неправильно, если в предложении не хватает одного слова или хотя бы одно слово дополнено неправильно, или вписаны два слова вместо одного. Грамматически неправильное дополнение оценивается как ошибка. Ошибки правописания не учитываются. Наряду со словами, приведенными в образце, могут встречаться и другие, которые можно признать правильными, если они - синонимы. В некоторых предложениях в исключительных случаях встречаются индивидуальные решения, которые признаются правильными, если они по смыслу и грамматически верны.
За каждое правильно выполненное задание ученик получает 1 балл. Макси мальное количество баллов за выполнение субтеста составляет 20 баллов.
СУБТЕСТ 4. Подсчет баллов за выполнение данного субтеста несколько отли чается от остальных. За каждую правильно поставленную букву (Р и С) ученику начисляется 1 балл, однако при подсчете общего результата за выполнение суб теста из количества правильных решений вычитается количество ошибок. Таким образом, при правильном выполнении всех заданий субтеста ученик может полу чить максимальный балл, равный 40. В то же время минимальный результат, рав ный 0 баллов, может быть получен учащимися при одинаковом количестве правиль ных и ошибочных решений. 0 баллов ученик получает и тогда, когда количество ошибочных решений превышает число правильно выполненных.
СУБТЕСТ5. При выполнении заданий субтеста каждый арифметический ряд должен быть продолжен двумя числами. Если проставлено только одно число, то решение считается неправильным. Если ряд продолжен более чем двумя числами, то при оценке учитываются только два первых. За каждое правильно выполненное задание ученику начисляется 1 балл, то есть максимальный результат за выпол нение данного субтеста составляет 20 баллов.
СУБТЕСТ 6. Успешным считается такое решение задания, когда из четырех слов ответа подчеркнуто правильное (приведенное в шаблоне). Если из четырех слов ответа подчеркнуты два или больше слов и ни одно из них не обозначено каким-либо особым образом, то решение считается неправильным. Общий балл за выполнение субтеста равен количеству правильно выполненных заданий. Макси мальный суммарный балл равен 40.
СУБТЕСТ 7. При оценке выполнения данного субтеста количество правильных ответов умножается на константу 0,2 и результат округляется до целого числа. Так, если ученик правильно закодировал 102 значка, то его общий результат за выполнение субтеста равен 102 х 0,2 = 20,4, то есть 20 баллам. Максимальный балл за выполнение данного субтеста составляет 200 х 0,2 = 40 баллов.
После обработки указанными выше способами каждого субтеста количество правильно выполненных заданий вписывается в свободную клетку, расположенную справа внизу под текстом каждого субтеста и обозначенную буквой «П». В клет ку, обозначенную буквой "О", записывается количество ошибок.
Для записи результатов субтеста 4, кроме количества правильно и ошибочно
выполненных заданий вычисляется также и их разность, которая записывается в
клетку, обозначенную как "П-О".
В субтесте 7 в клетку, обозначенную буквой "П", вписывается балл, полу ченный в результате умножения количества правильных ответов на константу 0,2 и последующего округления.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
После обработки и определения первичных показателей по отдельным субтес там результаты складываются. В результате получается общий первичный показатель.
ОБРАЗЕЦ ТЕСТОВОЙ ТЕТРАДИ
Г-И-Т | ||
Фамилия и имя | ||
Дата рождения | ||
класс_____ | ||
НЕ ПЕРЕВОРАЧИВАЙ СТРАНИЦУ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ
ТЕСТ 1 (4 мин.)
Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить
их как можно быстрее и точнее.__________________________________________
Поставь три крестика между следующими двумя именами: Иван Саша
и подчерти самое маленькое из следующих чисел: 9 3 5 7.
Поставь жирную точку над последней буквой: К Л М Н О и запятую после самого длинного слова :отец сестра дочка. Если Международный женский день отмечается иногда в июле, поставь крестик сюда ____ если это не так, то допиши отсутствующее слово в предложении: Солнце________________________ на восток
Если ты убежден, что Наполеон открыл Америку, то зачеркни слово "Солнце"
в предыдущем предложении, если это был кто-то другой, то дополни
соответствующим числом следующее предложении
У собаки _________________________________ноги.
Прочитай внимательно следующие слова: фрукты грибы дерево утро. Зачеркни предпоследнюю букву во втором слове и вторую букву в предпоследнем слове. Независимо от того, является ли Ярославль самым большим городом России, зачеркни дважды слово: да и напиши сюда ________________
любое число, которое будет неправильным ответом на вопрос: Сколько минут
в одном часе? Напиши здесь ________любую букву, кроме бук вы Р, и здесь___
напиши нет, если результат 8 х 9 = 72 является правильным.
Посмотри на следующие два числа: 4 и 3, Если железо тяжелее воды, то напиши число, которое больше, сюда______ .
Если в слове копейка больше букв, чем в слове спасибо, то зачеркни первую букву в слове сон. Если в нем меньше букв, то зачеркни последнюю букву в этом слове, но в любом случае зачеркни среднюю букву. Если можно в Ереван попасть на теплоходе, то реши следующую задачу: 8x4= ., если это невозможно, то напиши вместо результата вопросительный знак. Если не противоречит опыту утверждение, что опасно стоять в грозу под высоким деревом, то поставь крестик во втором из следующих, кружков 0 0, если это не так, то напиши третью букву алфавита в первом кружке. зачеркни в следующем уверждении неправильный ответ:
13 х 3 больше меньше, чем 7 X 6.
Только три слова из следующих: парус добрый случай корень содержат одну и ту же букву; подчеркни слово, в котором эта буква отсутствует. Напиши первую букву названия месяца, который следует после июля, в последний из трех квадратов и последнюю букву названия месяца, который предшествует июню, напиши в первый из квадратов
ТЕСТ 2
Ответь быстро и правильно на следующие вопросы.
1. Сколько будет, если к 16 яблокам прибавить 7 яблок? _______ яблок
2. Если разделить 32 ореха на 4 одинаковые кучки, сколько орехов будет а каждой кучке? _орехов
3. У Саши было 12 конфет, ему дали еще З конфеты, 6 конфет он съел. Сколько конфет у него осталось? ____________конфет
4. Велосипедист проехал 96 км за 6 часов. Сколько км он проезжал в среднем за один час?
5. Сколько учеников в 9 классах, если в каждом классе
по 30 учеников? __________учеников
6. Сколько слов содержит книга, состоящая.из 20 страниц, если на каждой странице 15 строчек и в каждой строчке 10 слов? _____________слов
7. Сколько мячей можно купить на 12 рублей, если 3 мяча стоят 2 рубля?__мячей
8.Я купил 4 кг помидоров и 3 кг клубники. 1 кг помидоров стоит
2 рубля, в 1 кг клубники - 2 р. 80 к. Сколько я получил сдачи, если
я дал продавцу 20 рублей _____________рублей
9. На заводе изготовили несколько машин стоимостью 27 000 рулей.
Их продали за 31000 рублей. Продажная цена каждой машины
больше ее себестоимости на 600 рублей. Сколько машин изготвли
10.Аквариум вмещает 500 куб.дм. воды. Если длина аква риума 10 дм, а высота 5 дм, какова его ширина? _________дм
11. У Наташи в три раза больше денег, чем у Вани.У Вани на 50 коп. больше, чем у Гриши. У Гриши 2 рубля. Сколько денег у всех вместе? ___________рублей
12.В двух коробках находятся 34 карандаша. В большой коробке на 8 карандашей больше, чем в маленькой. Сколько карандашей находится в большой коробке? _______карандашей
13.Я купил 3/4 кг груш за 72 копейки. Сколько стоит 1 кг груш? _____коп.
14. Если 5 рабочих вырыли канаву длиной 200 м за 4 дня, сколько потребуется рабочих, чтобы вырыть эту канаву за полдня? ________ рабочих
15. 2 курицы несут 2яйца за 2дня. Сколько яицснесут 6 кур за 6 дней? ___яиц
16. Бригада из трех человек получила премию 63 руб. Эту сумму необходимо разделить таким образом, чтобы А получил 3 части, Б - 2 части и в - 2 части. Сколько рублей получит А? рублей
17. Сколько раз нужно прибавить 3/2 к 6, чтобы получить 15? __________раз
18. Во вторник в 12 часов дня я установил не своих часах точное время, на следующий день в 18 часов я заметил, что они убежали на 15 сек. На сколько секунд они уйдут вперед за полчаса? __сек.
- Во сколько раз тяжелее половина груза весом полторы тонны, чем груз весом полтонны? __________раз
- В дно реки вбили сваю, которая возвышалась над водой на 40 см. 1/3 сваи находится в земле, ¼ в воде. Какова длина сваи
ТЕСТ 3
Напиши пропущенные слова в следующих предложениях. В каждый пропуск впиши только одно слово.
ПРИМЕРЫ: Ученик решает задачу,
У лошади четыре ноги.
- Рабочий ____________________________на заводе.
2. Собака – полезное ___________________ .
3. Ноябрь – предпоследний _______________в году.
4. ____________ восходит утром и __________ вечером.
5. Осенью _______ желтеют и ___________ с деревьев.
6. Мы пишем_______.карандашом, или ______________ .
7. Тяжелый груз ________, только тот, у________много___________ .
8. ______ в воскресенье будет_________ погода, мы с братом
пойдем __________________ прогулку.
- В письме, ____________ я получил, были плохие ___________ .
10. Я навестил ______тебя сегодня, _______я должен остаться дома,
_________________моя мама ______________________________ .
11. Чистота является ____________ сохранения _______________ .
- Холодная ___________хорошо утоляет __________________ .
- Время иногда___________человека ________, ___________деньги.
- Вторая _______________ девятнадцатого __________ является эпохой
крупных технических _____________________________ .
- Только изредка человек жалеет, _________ мало говорил, но
жалеет, что _____________ много.
- Каждый должен __________ прежде всего сам на ____________, а
___________________ на помощь____________________ .
17. Мудрый человек иногда _______________общения с неинтересными
людьми, _______________ не скучать.
18. Если иена товара ___________________, то его качество ______
быть хорошим. 19. Практический человек больше ______________ в ________________
научного исследования, _____________в _____________, с помощью
которых они были ____________________ . 20. О____________можно говорить тогда, когда в ___________________
данного явлениия принимает участие столько различных факторов, что их воздействие нельзя заранее _________________________
ТЕСТ 4
Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними С. Если у них разные значения, напиши между ними Р.
ПРИМЕРЫ: большой_____Р____маленький
мощный_____С_____сильный
сухо________Р______мокро
холодный_____ светлый________асивпроблема ложь б,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, да ____________ гладкий _______ платье_________ жидкий________ заснуть ____ трудность __ правда ____ поднять ____ разрешить _____ середина ______ доверять ______ болезненный __ тихий ________ начало ________ ошибка _______ близкий _______ больной _______ уставший _____ | горячий темный нет шероховатый одежда твердый проснуться проблема ложь бросить запретить край подозревать закаленный спокойный конец заблуждение далекий хворый бодрый | 1 согласие_________ 2 обязательный_____ 3 обыкновенный____ 4 успех____________ 5 крутой__________ 6 мнение__________ 7 общий___________ 8 приятный________ 9 застенчивый______ 10 согласиться _____ 11 растерянный____ 12 легкомысленный__ 13 частичный_______ 14 ограничить______ 15 вечный ________ 16 раздражитель____ 17 предпосылка_____ 18 причина_________ 19 современник ___ 20 подавить_______ | общность 21 сомнительный 22 исключительный 23 удача 24 обрывистый 25 взгляд 26 частный 27 милый 28 робкий 29 одобрить 30 беспомощный 31 беззаботный 32 полный 33 снизить 34 бесконечный 35 стимул 36 условие 37 следствие 38 ссверстник 39 оограничить 40 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная работа "Диагностика обучаемости учащихся"
В работе рассматривается возможность диагностики обучаемости учащихся с помощью психологических методик. полученные результаты- ресурс повышения качества образования....
Контрольно – методические материалы для диагностики обучаемости учащихся 7 класса на уроках алгебры, геометрии
В данной методической разработке содержатся образцы заданий для определения способности к усвоению учебного содержания на конкретном предметном содержании...
Сценарий выпускного вечера для учащихся 11 класса
Сценарий выпускного вечера "Школьный роман", в котором гости и выпускники праздника перелистают дорогие сердцу страницы школьного романа. Вечер открывается парадом молодости и красоты. В сценарии можн...
Методика проведения сравнительной диагностики предметных, метапредметных, личностных результатов обучаемости учащихся 5 класса
Данная методическая разработка содержит рекомендации для диагностики достижения предметных, метапредметных, личностных результатов учащимися 5-го класса в процессе изучения математики. (сентябрь-декаб...
Контрольно-методический срез «Определение уровня обучаемости учащихся по биологии» как элемент технологии развития индивидуального стиля учебной деятельности.
Контрольно-методические срезы (КМС) по определению обучаемости учащихся я провожу в начале учебного года и на основе анализа определяю дозу педагогической помощи в зоне ближайшего развития учени...
Диагностирование: «Выявление относительного уровня развития и обучаемости учащихся класса».
Диагностирование:«Выявление относительного уровня развития и обучаемости учащихся класса». Таблица составлена на конкретный класс, я только убрала фамилии учащихся....
Доклад на педагогическом совете «Особенности обучаемости учащихся с ОВЗ УО. Динамика обученности и качества успеваемости по математике в 5 – 9 классах».
Математика является одним из самых трудных предметов для учащихся с нарушением интеллекта. Потенциальные возможности каждого ученика своеобразны, что объясняется особенно...