Психологические тренинги-занятия для подросков.
методическая разработка по психологии (7 класс) по теме

Занятия-тренинги для подростков, время проведения 2 академических часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_2.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_3.doc36 КБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_dlya_uchashchihsya_5_klassov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Умение сказать «НЕТ».

Цель занятия:  Овладение участниками коммуникативными навыками и переноса этих навыков в реальную жизнь.

  1. Разминка. Упражнения «На что похоже мое настроение»,

Цель: Выражение эмоционального состояния через ассоциации. Осознание

своего внутреннего мира.

Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет (погоду, музыку,

цветок, животное и т.д.) похоже Ваше настроение?».

Упражнение выполняется в кругу с мячом,

2  «Как сказать «НЕТ».        

Цель: Умение сказать «нет» при общении с другими людьми.

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации, когда необходимо сказать «нет», и овладение этим навыком имеет большое значение, так как сложно бывает сказать другому, особенно если другой человек настойчив. Трудно также и определиться: отказывать или соглашаться.

Сейчас мы постараемся отработать этот навык по «шагам», для того, чтобы Вы могли пользоваться им в своей жизни.

Сказать «да» - может означать сделать хуже себе, а сказать «нет» сделать хуже другим. Если мы говорим «нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Так как же сказать «нет» не потеряв друзей.

Рассмотрите ситуации, предложенные детьми, когда подростки «на слабо» делают что-то опасное для здоровья. Ситуации, для которых значимые сверстники предлагают выпить, уколоться, «раскурить косячок»,

пойти на сомнительную вечеринку.

Психологические характеристики таких ситуаций, когда подростки не хотят идти, но не знают, как отказаться и при этом бояться оказаться высмеянными или отверженными группой. Ошибки спонтанного, неуверенного поведения, которые не позволяют защитить себя, смущение и поиск благовидных предлогов. Опасность такого поведения.

Шаги:

  1. Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
  2. Попросить разъяснения если что-то не ясно.
  3. Оставаться спокойным и сказать «нет».
  4. Объяснить, почему Вы говорите «нет».
  5. Если собеседник настаивает повторить «нет» без объяснений.
    Комментарии для ведущего:

Для второго шага - если что-то не ясно, спросите: «Что Вы имеете в виду?».

Для пятого шага, - если Вы отказали, человек может попытаться манипулировать Вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа. Однако отказ, не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом, знать свои цели. Например: «Я вижу, Вы очень расстроены, но у меня сейчас нет времени на это дело». Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей, Однако эта способность также важна, как и способность сказать «да».

3.  Упражнение: «Просьба - отказ».

Инструкция: «Выбираются по желанию два участника, Один должен просить о чем-либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько можно продержаться. Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например, попросить брошку на вечер, решить задачу, пойти вместе погулять и т.д.

Во   второй   части   этого   упражнения   меняется   задание.   Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать, второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет». Вопросы для обсуждения: Что понравилось, что было трудно? Что ты чувствовал, когда говорил «Нет»? Бывает ли в жизни трудно отказать?

4. Три базовых права личности:

Право делать то, что для тебя лучше.

Право самому выбирать.

Право переменить решение.        ,

Предложить ситуации, или примеры неконструктивного поведения подростков, которые не знают своих прав.

5.        Упражнение: «Подарок».
Участники встают в круг.

Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа».

  1. Рефлексия дня.
  2. Ритуал прощания.



Предварительный просмотр:

«Мои сильные и слабые стороны»

Цель: Закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать, слабые и сильные стороны личности каждого участника.

1.        Разминка. Упражнение; «Передай маску».

Цель: Настроить группу на работу, взбодрить детей, делая их более внимательными, помочь настроиться на работу.

Инструкция: «Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего липа). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передает» своему соседу слева. И так все по очереди».

2.        Упражнение: «Без маски».

Цель: закрепить навыки самоанализа и самовыражения. Инструкция: «Перед Вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу, без всякой предварительной подготовки, продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Члены группы будут внимательно слушать Вас, и если они почувствуют. что Вы неискренни и неоткровенны, Вам придется еще раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить.

Комментарий: Участники садятся в большой круг. Каждый из них (по мере психологической готовности) берут карточку. Если возникает большая пауза, следует помочь участникам, пригласить их в центр круга, где находятся карточки.

Ведущему необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Причем карточек должно быть больше, чем участников на случай, если кто-то из них не сможет с первого раза выполнить задание.

Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди окружающие меня...»

«Мне очень трудно забыть, но я...»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

«Мне бывает стыдно, когда я...»        

«Особенно меня раздражает то, что я...»

«Мне особенно приятно, когда меня...»

«Знаю, что это очень трудно, но я...»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»

«Верю, что я еще...»

3.  Упражнение «Мои сильные стороны».

Цель:   Выявить   сильные   стороны   каждого   участника,   сформировать

привычку думать о себе положительно.        ,

Инструкция: «Каждый из Вас должен рассказать остальным участникам о

своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе,

что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности  Существенно

также, отметить те качества, которые Вам импонируют, но они Вам не

свойственны и Вы хотите выработать их в себе. Крайне важно, чтобы Вы

«не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, не

умоляли свои достоинств, чтобы Вы говорили прямо, уверенно, без всяких

«но...», «если...», «может быть...».

Вам дается на это 3 минуты. Даже если Вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит Вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют право высказываться. Может быть, значительная часть Вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что Вы сами в этом уверены».

Ведущий дает участникам 3-5 минут на подготовку и затем предлагает первому начать. По истечении 3 минут ведущий дает сигнал, означающий, что время первого истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 3 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы.

4. Упражнение «Какой он?»
Цель: Активизировать участников.

Инструкция: Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участникам, догадаться, кто был загадан.

5. Упражнение «Мои слабые стороны»

Цель: Определение каждым участником слабых сторон, формирование привычки анализировать свои недостатки.

Инструкция: «Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах. - О том, что он является или может являться, причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. д. Крайне важно, чтобы Вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно. На это вам дается 3 минуты. Далее упражнение проводится по методике «Мои сильные стороны».

6. Упражнение «Рисунок себя».        

Цель: способствовать осознанию себя, погружение в свой собственный мир и ориентация в нем.

Инструкция: «Сейчас я предлагаю Вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, цветком, коллежем и по-другому, как вам захочется. Для рисования Вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности. «Каждый участник может показать свой рисунок и рассказать группе о нем. Ведущему надо иметь в виду, что дети часто стремятся к тому, чтобы взрослый похвалил их рисунок, «оценил на отлично». Ведущий при этом подчеркивает, что у каждого рисунок хорош по-своему, и главное, что участники изобразили себя.

7.  Рефлексия дня.

8.  Ритуал прощания.



Предварительный просмотр:

Тренинговое занятии «Загляни в себя…»

Цель: Развивать навыки общения, взаимодействия, эмпатии, а также развитие самосознания.

  1. Круг настроения. Пожелания на работу.
  2. Упражнение: «Меняющаяся комната».

Цель: Сбросить напряжение и настроиться на работу.

Инструкция: «Давайте сейчас все будем медленно ходить по комнате, теперь представьте, что комната наполнена жвачкой, и Вы продираетесь сквозь нее... А теперь комната стала оранжевая - оранжевые стены, пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми, легкими, как пузырьки в «Фанте»... А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печальные, грустные, усталые...»

3.  Игра « Пристанище для души».

Цель: Позволить участникам по-новому взглянуть на себя, свои качества,

определиться в своих жизненных позициях и ценностях.

Инструкция  ведущего:  Сегодня  мы  с  Вами  немного  пофантазируем. Попробуем приставить себя героями следующей фантастической истории.

Много-много лет назад, до появления на Земле человека, из далекого космоса, на нашу планету попали минералы, состоящие из необычного вещества. Такого вещества на Земле никогда не было. У него имелось неожиданное и страшное свойство: один раз в десятки тысяч лет эти минералы начинали испускать особое излучение, действовавшее в течение трех лет. Это излучение было разрушительным только для одного типа материала - для человеческих тел. Они рассыпались на отдельные атомы. Когда излучение прекращалось, атомы человеческих тел вновь собирались вместе в том же порядке и тела восстанавливались. При этом ничего подобного не происходило ни с птицами, ни со зверями, ни с цветами, ни с деревьями, ни с неживыми предметами.

Ученые, обнаружив случайно один из этих минералов и изучив его свойства, узнали об опасности грозившей человечеству, и задумались о том, как предотвратить надвигавшуюся беду. Найти все инопланетные минералы, рассыпанные по Земле, и вывести их куда-нибудь в космос или уничтожить не представлялось возможности.

Тогда было принято такое решение: если уж сохранить тело невозможно, надо попытаться сохранить человеческие души. Но как? Ученые пришли к выводу, что следует найти способ на те три года, в течение которого будет действовать излучение, «пересилить» куда-нибудь души людей. Когда же излучение прекратится, и человеческие тела восстановятся, можно будет вернуть души обратно.

Долго работали ученые, изобретая способы такого «переселения» души, и, в конце концов, справились с этой трудной задачей. Всем жителям Земли было объявлено, что им необходимо выбрать птицу, животное, насекомое, растение или любой неживой предмет, которые могли бы стать временным пристанищем их души, пока не закончится разрушающее действие излучения.

Представьте себе, что Вы оказались перед таким выборам. Подумайте, в какое именно тело или предмет Вам хотелось бы «переселиться», чтобы достаточно комфортно провести в нем три года?

Участники   группы   задумываются.   Выдержав   небольшую паузу,  ведущий продолжает.

Следует не забыть и еще об одной важной проблеме. Когда минуют три года, ученые должны будут извлечь Ваши души из их временных пристанищ и вернуть каждую в ее тело. Но как же определить, кто в каком теле или предмете «поселился»? Надо оставить ученым информацию о своем местонахождении.

Вам дается 15 минут, для того чтобы написать маленькое сочинение о том, в кого Вы превратились. Объясните, почему Вы сделали именно

такой выбор. Чем Вас привлекает пребывание в течение 3-х лет именно в
таком  виде?        

Ведущий раздает детям листы бумаги и просит найти место в аудитории для работы над сочинением. Важно, чтобы подростки писали сочинения самостоятельно. Можно включить музыкальное сопровождение. Когда работа закончена, подписанные листы сдают ведущему.

Итак, Вы превратились в кого-то и прожили в новом для Вас виде три года. Наконец время действия излучения миновало. Ученые начали работу по возвращению душ в принадлежащие им тела. По текстам записок они стали разыскивать каждого из Вас. Давайте поможем им в этом. Попробуем определить по содержанию сочинений, кто их написал. Я буду зачитывать тексты, а Вы высказывайтесь, кто, по-вашему, мнению, автор каждого из них. Если Вы услышали собственное сочинение, не подавайте виду, дайте возможность порассуждать другим.

Перетасовав листы,  ведущий по очереди зачитывает сочинение участников,   не  называя  авторов.   Когда  все участники  группы найдены, ведущий поздравляет всех с возвращением в свои тела. Перед завершением упражнения следует обсудить такие вопросы: Что помогло Вам определить автора сочинений?

Какие сочинения понравились больше всего? Что именно в них привлекает?

Какие превращения оказались для Вас неожиданными? Почему? Можно ли считать, что выбор человеком временного пристанища для своей души многое говорит о самом человеке?

4. Упражнение « Какой он»

Цель:  Способствовать  активизации  группы,  дальнейшее   сплочение   и раскрытие группы.        

Инструкция:   Один   из   участников   выходит   за   дверь,   а   остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?» должен по качествам,  называемым участниками, догадаться,  кто  был загадан.

  1. Рефлексия дня.
  2. Ритуал прощания.



Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 5 классов

на тему:

«Мы такие разные…»

                                                Педагог – психолог Габуева Е.Г.

                                                МОУ гимназия №5 г. Конаково

Классный час: «Мы такие разные…»

                       «Если я чем-то на тебя

                         не похож, я этим вовсе

  не оскорбляю тебя, а                               напротив, одаряя.

  (Антуан де Сент-Экзюпери)

       Цель:

Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки,         сплочению коллектива, развивать творческую активность.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство уважения к личности каждого;
  2. Способствовать формированию атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в классном коллективе
  3. Развивать умение проявлять положительные эмоции, симпатию, потребность в общении друг с другом.

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Психолог: 

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем наш классный час с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи.

        Итак, название притчи «Ладная семья»

  1. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаг и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все?
  2. - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
  3. И подумав, добавил: - И мира тоже.

Психолог: 

        Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о дружеских взаимоотношениях в классе)?

Ответы детей.

Психолог: 

Сегодня мы поговорим с вами о том:

  1. Какие мы?
  2. Чем мы отличаемся друг от друга? 
  3. О наших взаимоотношениях в классе.

Вопросы для осуждения:

«Какие мы?» 

  1. Чем отличаются друг от друга ваши товарищи?
  2. Можете ли вы признать их достоинство?
  3. Скажите, возможно, нравиться всем? А, возможно, чтобы все учащиеся в классе были преданными друзьями?
  4. Почему (разные: воспитание, характер, возраст)?
  5. А что у нас в классе общее? Цель (учеба, интересы, коллектив)!
  6. А чтобы добиться этой цели, нам что нужно (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)?

Подведение итога беседе:

Чтобы коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо. Иными словами, дети, не обладающие толерантностью, оказываются вне коллектива.

Упражнение
«Сиамские близнецы»

Упражнение выполняется в парах. Тонким шарфом или платком связываются руки детей, стоящих рядом (пра вая и левая). При этом кисти остаются свободными. Детям дают в руки мел. Задача: нарисовать общий рисунок на доске. Рисовать можно толь ко рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка предлагает ведущий или выбирают сами участники.

        Нужно предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и процесс работы

Анализ рисунка

Что было труднее всего? Что необходимо для сотрудничества?

Психолог. Сегодня нам предстоит зажечь свое солнце в вашем классе

Упражнение «Солнце Дружбы»

        Ведущий заранее готовит круг, каждый ребенок обрисовывает свою руку и вырезает ее, создавая лучики Солнца. И пишет на ладони, свое понятие о дружбе.

        Итог – красивое общее солнце

Психолог. В этом солнце есть частичка каждого из вас, поэтому оно получилось таким красивым и теплым. Когда люди делают что то вместе, все получается быстрее и лучше.

В заключение хочу прочитать слова писателя М.М.Рощина

«Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным!

Рефлексия.

Психолог предлагает детям продолжить предложения

«Сегодня на занятии я понял….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ на тему: "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПОДРОСКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА"

Формирование мотивов учебной деятельности в современной психологии и педагогике наиболее остро и актуально. проблема развития учебной мотивации у подростков с нарушением интеллекта является предметом ...

Тренинг-занятие «Толерантное отношение к ВИЧ- инфицированным и больным СПИДом людям»

Тренинг-занятие«Толерантное отношение к ВИЧ- инфицированным и больным СПИДом людям»...

Тренинг-занятие "О здоровье"

Занятие подходит для проведение внеурочной деятельности по направлению "валеология", а так же для формирования коллектива и миссии школьного отряда волонтеры-медики....

Родительское собрание "Формирование положительной самооценки подроска"

Цель собрания — знакомство родителей с приемами формирования у подростков положительной адекватной самооценки; показ важности роли семьи в формировании личности подростка.Участники: родител...

Тренинг- занятие для педагогов «Работа в радость»

Цель: формирование позитивного мышления у участников образования.Задачи:• Создать условия для изучения данного вопроса;• Познакомить с приемами и техниками позитивного мышлени...

Тренинг-занятие конкурсное

Тренинг по профилактике употребления психоактивных веществ( ПАВ) «Остановись и подумай!»....