Индивидуальная карта психологического сопровождения учащихся, требующих особого психолого-педагогического подхода
материал по психологии по теме

Дебель Мария Александровна

В наше время, к сожалению, всё чаще встречаются подростки, которые нуждаются в особом индивидуальном психолого -педагогическом сопровождении. Данная карта, разработана для работы психолога, с целью результативной коррекционной работы. Упражнения взяты из специализированной литературы и  могут быть модифицированы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_suicid_1011doc.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Несколько добрых советов по контролю над стрессом

Стратегия работы со стрессом

  • Внимательно проследите за ощущениями в вашем теле.

  • Сосредоточьтесь на вызвавшем стресс эпизоде

  • Какое значение вы придаете этому переживанию? Получив ответ, еще раз спросите себя: «Что еще могло бы это значить?» А затем: «Какой смысл я хотел бы придать этому эпизоду?»

  • Способны ли вы повлиять на ситуацию? Что бы вы могли предпринять, чтобы изменить ее? Находится ли это в области вашего влияния? Если нет, оставьте все так, как есть. Если да, то какими ресурсами вы обладаете, чтобы изменить положение?

  • Что бы вы хотели, чтобы произошло в этой ситуации? Какова ваша цель? Какой урок вы можете извлечь из этого случая, чтобы в следующий раз избежать неприятностей?

Практический материал

Подготовлен: педагогом – психологом – Дебель М.А.

Индикаторы суицидального риска

у  подростка – отметить наличие значимых показателей

(диагностико – информационный материал)

Коммуникативные

  • прямые или косвенные сообщения и суицидальных намерениях;
  • шутки, иронические высказывания о желании  умереть;
  • двойственная оценка значимых событий;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • сообщение о конкретном плане суицида;
  • медленная, маловыразительная речь.

Когнитивные

  • негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
  • представление о собственно личности как о ничтожной, не имеющей право жить;
  • представление о будущем как бесперспективном, безнадёжном;
  • «туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов;
  • разрешающие установки относительно суицидального поведения.

Поведенческие                                                      Эмоциональные

  • эскейп – реакции (уход из дома)         - безразличие к собственной судьбе
  • злоупотребление спиртным              -  признаки депрессивного состояния

напитками;

  • самоизоляция;                                            - несвойственная агрессия
  • резкое снижение повседневной

активности;                                                     -  рассеянность или растерянность

  • склонность к неоправданным

поступкам;                                                        -  вина или ощущение неудачи

  • нарушение мотивации к значимой

деятельности;                                                  - чрезмерные опасения или страхи

  • лёгкое расставание с дорогими

 вещами или деньгами                                      - чувство своей малозначимости

Упражнение на определение эмоциональных зажимов

Инструкция: Вам предлагается на схематичном рисунке изобразить ваши внутренние зажимы.  В какой области вы их ощущаете

  Нарисуйте схематично состояние стресса

Нарисуйте схематично состояние страха

Нарисуйте схематично состояние агрессии

Индивидуально – психологические факторы

Данный блок психологического исследования помогает составить индивидуально – психологические портрет подростка склонного к суицидальному поведению и определить причины аддикции.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧАСТО ИГРАЮТ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Актуальный уровень психического  развития

Исследуемая характеристика личности

Используемые методики

Анализ результатов диагностики

Изучение аутоагрессивного поведения

Акцентуация характера (Шмишека)

Приложение к карте

номер - 001

Особенности нервной деятельности

Экспресс – методики

(Айзенка)

Приложение к карте

номер - 001

Отклоняющиеся поведение

Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению»

Приложение

Исследования семейного воспитания

Определение социально-психологического типа личности (Минияров))

Приложение к карте

номер - 001

Лист заметок

Техника – 10  «Ожидания»

Изменение негативных пре6дставлений о себе и своей жизни на позитивные жизненные установки.

Техника – 11   «Радуга»

Медитативная техника – как идеальный способ осознания важных жизненных целей.

Техника – 12   «Смыслы жизни»

Глубокая рефлексия поступков по реализации значимых жизненных целей.

Формирование новой биографии

Техника – 13   «Проект биографии»

Формирование позитивного будущего

Техника – 14   «Счастливые жизненные

моменты»

Формирование новых социальных поведенческих установок.

Техника – 15   «Хорошее в плохом»

Развитие навыков позитивного реагирования на проблемные ситуации.

Техника – 16   «Поиск наилучшей альтернативы»

Формирование навыков здорового жизненного стиля

Техника – 17   «Наслаждение в действиях»

Формирование приятных образов, связанных с действиями.  

Техника – 18   «Баланс реальный и желательный»

Формирование адекватного образа себя.

Техника – 19   «Я среди огромного мира людей»

Обучение навыкам эффективного взаимодействия с окружающими людьми, формирование социального интеллекта.

Техника – 20    «Письмо другу»

Развитие положительного отношения к себе и окружающему миру с позиции «Я, хороший, ты хороший»

Техника – 21  «Я глазами любимого человека»

Обучение навыкам рефлексивного поведения, формирование адекватной самооценки.

Техника  - 8  «Сон  в будущем»

Обучение навыкам управления собственным эмоциональным состоянием в ситуации с целепологанием

Техника  - 9  «Карта будущего»

Более чёткое осознание ближних и дальних жизненных перспектив.

Шкала депрессии Зунге (Т.И.Балашовой)

№/вопроса

Никогда

Иногда

Часто

Посто-

янно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Тест  НСВ – 10

        Допишите окончание предложений        

1        Никто_______________________________________________________________        

2        Все против_________________________________________________________        

3        Нет____________________________________________________________        

4        Я______________________________________________________________        

5        Мне не______________________________________________________________        

6        Никогда____________________________________________________________        

7        Никогда___________________________________________________________        

8        Всё_____________________________________________________________        

9        Это_____________________________________________________________        

           Допишите окончания предложений, повторять ответы не обязательно

1        Многие меня_______________________________________________________        

2        Все за_____________________________________________________________        

3        Есть силы___________________________________________________________        

4        Я многим________________________________________________________        

5        Мне____________________________________________________________        

6        Часто_____________________________________________________________        

7        Всегда____________________________________________________________        

8        Всё_____________________________________________________________        

9        Это_____________________________________________________________

           Дополните окончания предложений на своё усмотрение

1        Мне надоело____________________________________________________        

2        Когда мне плохо, я_______________________________________________        

3        Я не хочу______________________________________________________        

4        Моя жизнь – это_______________________________________________        

5        Настроение у меня_______________________________________________        

6        Мое терпение___________________________________________________        

7        Впереди у меня__________________________________________________        

Муниципальное образовательное учреждение

«Центр образования»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

Психологического сопровождения подростков, требующих индивидуального психолого – педагогического подхода.

Фамилия ___________________________

Имя_______________________________

Класс, группа ______________________

Возраст ___________________________

Домашний адрес ___________________

Телефон __________________________

Стоит на учёте ___________________

Карта заведена: ________________________

Г. Нерюнгри

Форма определение резервных возможностей подростка

Люди контактирующие

с подростком

Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка

(до коррекции)

Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка

(после коррекции)

Родители

Педагоги

Сверстники

Медицинские факторы

(соматическое здоровье )

Хронические заболевания

Приложение к карте

номер - 001

Стоит на учёте

Приложение к карте

номер - 001

Анамнез рождения

Приложение к карте

номер - 001

Лечение у психиатра - рекомендации

Приложение к карте

номер - 001

Наличие тяжёлого хронического прогрессирующего заболевания

Приложение к карте

номер - 001

 Психолого – психиатрические факторы

(отметить один из факторов суицидального риска)

  • повышенная напряжённость потребностей, стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию психологической защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию;
  • импульсивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта;
  • чувство вины и низкая самооценка;
  • ггипореактивный эмоциональный фон в период конфликтов, затруднения в перестройке ценностных ориентаций.

Природные факторы

(отметить один из факторов суицидального риска)

Внешние обстоятельства

Внутренние установки

Суицидент был изолирован во время  попытки

Говорил ли подросток, что хочет умереть

Вмешательство со стороны других людей

Какие чувства испытывал подростков, обнаружив, что попытка не удалась:

  • радость;
  • сожаление;
  • гнев;
  • чувство вины

Наличие прощального письма или записки

Планировал ли подросток формы самоубийства (да  ----  нет)

Принимались  ли предупреждающие меры

После суицидальной попытки, говорил ли о повторной попытки (да---нет)

Психологическая помощь подростку,

склонного к  суицидальному поведению

При организации работы с данной категорией подростков психолог преследует несколько целей:

  • установить эмпатический контакт;
  • вызвать надежду на улучшение;
  • получить развёрнутую информацию, позволяющую сделать вывод о степени суицидального риска, в настоящее время и в ближайшем будущем;
  • провести полное индивидуально диагностическое обследование, определив факторы угрозы;
  • составить перечень индивидуальных и групповых коррекционных и реабилитационных занятий;
  • организовать индивидуальное сопровождение родителей (консультирование, рекомендации по семейному воспитанию).

График консультаций, бесед, занятий

Дата и время консультации

Вид деятельности

Ответственный за работу

Индивидуальное  коррекционное сопровождение подростка совершившего суицидальную попытку

  • формирование социальных установок;
  • изменение системы ценностей;
  • усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой;
  •  самоактуализация Я;
  • выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях;
  • уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;
  • формирование системы компенсаторных механизмов, направленных в частности, на появление внутренней возможности отступление в субъективно непреодолимой ситуации;
  • повышение потенциала эутимных, приносящих наслаждения, способов мышления и поведения;

Техники психологической коррекции

Формирование жизненного стиля личности

Цели и задачи

Техника - 1 «Выяснение психологических потребностей»

Выяснение границ влияния различных потребностей подростка на отношение к самому себе, окружающему миру, деятельности.  

Техника - 2 «Выяснение смысла суицида»

Завершение болезненного развития проблемы, визуализация проблемной ситуации.

Техника -  3   «Ранее воспоминание»

Изучение специфики различных эмоциональных состояний и синдромов ранней предрасположенности к депрессивным состояниям.

Постановка и согласование целей

Техника -  4   «Понимание целей» 

Визуализация значимых целей

Техника – 5 « Три желания»

Концентрация на цели – как удовольствии, а не на проблеме.  

Техника – 6  «Времена года моей души»

Развитие адаптационного резерва, опираясь на предпосылки создания нового.

Техника – 7  «Волшебная лавка»

Проективная техника на формирование  социального интеллекта

Лист заметок

Шкала тревожности и депрессии Зигмонда

Я напряжен. Мне не по себе

все  время

часто

время от времени, иногда

совсем не испытываю

То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает такое же чувство

определенно это так

наверное, это так

лишь в очень малой степени это так

это совсем не так

Мне страшно. Кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться

определенно это так, и страх очень сильный

да, это так, но страх не очень сильный

иногда, но это меня не беспокоит

совсем не испытываю

Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное

определенно, это так

наверное, это так

лишь в очень малой степени это так

совсем не способен

Беспокойные мысли крутятся у меня в голове

постоянно

большую часть времени

время от времени

только иногда

Я чувствую себя бодрым

совсем не чувствую

очень редко

иногда

практически все время

Я легко могу сесть и расслабиться

определенно, это так

наверное, это так

лишь изредка это так

совсем не могу

Мне кажется, что я стал все делать очень медленно

практически все время

часто

иногда

совсем нет

Я испытываю внутренне напряжение или дрожь

совсем не испытываю

иногда

часто

очень часто

Я не слежу за своей внешностью

определенно это так

я не уделяю этому столько времени, сколько нужно

может быть, я стал меньше уделять этому внимания

я слежу за собой так же, как и раньше

Я не могу усидеть на месте, словно мне постоянно нужно двигаться

определенно, это так

наверное, это так

лишь в очень малой степени это так

совсем не способен

Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения

точно так, как и обычно

да, но не в той степени, как раньше

значительно меньше, чем раньше

совсем не считаю

У меня бывает внезапное чувство паники

действительно, очень часто

довольно часто

не так уж часто

совсем не бывает

Я могу получить удовольствие от хорошей книги, фильма, радио- или телепрограммы

часто

иногда

редко

очень редко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дневник индивидуальной работы с учащимся, требующими особого педагогического внимания»

Цель: ·       адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;·        развивать адаптационные умения;·...

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

План работы педагога-психолога с учащимися, требующими особого внимания

План работ  педагога-психолога с учащимися, требующими особого внимания ( дети-инвалиды, под опекой,  склонные к девиантному поведени., находящиеся на домашнем обучении)...

Индивидуальная карта социально-педагогического и психологического сопровождения учащегося

Индивидуальная карта заполняется специалистами (педагогами, классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом)...

Карта индивидуального психологического сопровождения учащегося

Карта индивидуального психологического сопровождения учащегося...

Психологическое консультирование для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся

Консультация для педагогов по теме "Психосоматическая конституция ребенка -как основа индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения  обучающихся "...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...