Несколько добрых советов по контролю над стрессом
Стратегия работы со стрессом
- Внимательно проследите за ощущениями в вашем теле.
- Сосредоточьтесь на вызвавшем стресс эпизоде
- Какое значение вы придаете этому переживанию? Получив ответ, еще раз спросите себя: «Что еще могло бы это значить?» А затем: «Какой смысл я хотел бы придать этому эпизоду?»
- Способны ли вы повлиять на ситуацию? Что бы вы могли предпринять, чтобы изменить ее? Находится ли это в области вашего влияния? Если нет, оставьте все так, как есть. Если да, то какими ресурсами вы обладаете, чтобы изменить положение?
- Что бы вы хотели, чтобы произошло в этой ситуации? Какова ваша цель? Какой урок вы можете извлечь из этого случая, чтобы в следующий раз избежать неприятностей?
Практический материал Подготовлен: педагогом – психологом – Дебель М.А.
Индикаторы суицидального риска у подростка – отметить наличие значимых показателей (диагностико – информационный материал)
Коммуникативные - прямые или косвенные сообщения и суицидальных намерениях;
- шутки, иронические высказывания о желании умереть;
- двойственная оценка значимых событий;
- уверения в беспомощности и зависимости от других;
- сообщение о конкретном плане суицида;
- медленная, маловыразительная речь.
| Когнитивные - негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
- представление о собственно личности как о ничтожной, не имеющей право жить;
- представление о будущем как бесперспективном, безнадёжном;
- «туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
- наличие суицидальных мыслей, намерений, планов;
- разрешающие установки относительно суицидального поведения.
|
Поведенческие Эмоциональные
- эскейп – реакции (уход из дома) - безразличие к собственной судьбе
- злоупотребление спиртным - признаки депрессивного состояния
напитками; - самоизоляция; - несвойственная агрессия
- резкое снижение повседневной
активности; - рассеянность или растерянность - склонность к неоправданным
поступкам; - вина или ощущение неудачи - нарушение мотивации к значимой
деятельности; - чрезмерные опасения или страхи - лёгкое расставание с дорогими
вещами или деньгами - чувство своей малозначимости
|
|
Упражнение на определение эмоциональных зажимов
Инструкция: Вам предлагается на схематичном рисунке изобразить ваши внутренние зажимы. В какой области вы их ощущаете
Нарисуйте схематично состояние стресса
Нарисуйте схематично состояние страха
Нарисуйте схематично состояние агрессии
Индивидуально – психологические факторы
Данный блок психологического исследования помогает составить индивидуально – психологические портрет подростка склонного к суицидальному поведению и определить причины аддикции.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧАСТО ИГРАЮТ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Актуальный уровень психического развития
Исследуемая характеристика личности | Используемые методики | Анализ результатов диагностики |
Изучение аутоагрессивного поведения
|
Акцентуация характера (Шмишека) | Приложение к карте номер - 001 |
Особенности нервной деятельности
|
Экспресс – методики (Айзенка) | Приложение к карте номер - 001 | Отклоняющиеся поведение | Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» | Приложение |
Исследования семейного воспитания
|
Определение социально-психологического типа личности (Минияров)) | Приложение к карте номер - 001 |
Лист заметок
Техника – 10 «Ожидания» | Изменение негативных пре6дставлений о себе и своей жизни на позитивные жизненные установки. | Техника – 11 «Радуга» | Медитативная техника – как идеальный способ осознания важных жизненных целей. | Техника – 12 «Смыслы жизни» | Глубокая рефлексия поступков по реализации значимых жизненных целей. |
Формирование новой биографии
|
| Техника – 13 «Проект биографии»
| Формирование позитивного будущего | Техника – 14 «Счастливые жизненные моменты»
| Формирование новых социальных поведенческих установок. | Техника – 15 «Хорошее в плохом» | Развитие навыков позитивного реагирования на проблемные ситуации. | Техника – 16 «Поиск наилучшей альтернативы»
| Формирование навыков здорового жизненного стиля | Техника – 17 «Наслаждение в действиях»
| Формирование приятных образов, связанных с действиями. | Техника – 18 «Баланс реальный и желательный»
| Формирование адекватного образа себя. | Техника – 19 «Я среди огромного мира людей» | Обучение навыкам эффективного взаимодействия с окружающими людьми, формирование социального интеллекта. | Техника – 20 «Письмо другу» | Развитие положительного отношения к себе и окружающему миру с позиции «Я, хороший, ты хороший» | Техника – 21 «Я глазами любимого человека» | Обучение навыкам рефлексивного поведения, формирование адекватной самооценки. | Техника - 8 «Сон в будущем»
| Обучение навыкам управления собственным эмоциональным состоянием в ситуации с целепологанием | Техника - 9 «Карта будущего» | Более чёткое осознание ближних и дальних жизненных перспектив. |
Шкала депрессии Зунге (Т.И.Балашовой)
№/вопроса | Никогда | Иногда | Часто | Посто- янно | 1 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
| 3 |
|
|
|
| 4 |
|
|
|
| 5 |
|
|
|
| 6 |
|
|
|
| 7 |
|
|
|
| 8 |
|
|
|
| 9 |
|
|
|
| 10 |
|
|
|
| 11 |
|
|
|
| 12 |
|
|
|
| 13 |
|
|
|
| 14 |
|
|
|
| 15 |
|
|
|
| 16 |
|
|
|
| 17 |
|
|
|
| 18 |
|
|
|
| 19 |
|
|
|
| 20 |
|
|
|
|
Тест НСВ – 10
№ Допишите окончание предложений 1 Никто_______________________________________________________________ 2 Все против_________________________________________________________ 3 Нет____________________________________________________________ 4 Я______________________________________________________________ 5 Мне не______________________________________________________________ 6 Никогда____________________________________________________________ 7 Никогда___________________________________________________________ 8 Всё_____________________________________________________________ 9 Это_____________________________________________________________ Допишите окончания предложений, повторять ответы не обязательно 1 Многие меня_______________________________________________________ 2 Все за_____________________________________________________________ 3 Есть силы___________________________________________________________ 4 Я многим________________________________________________________ 5 Мне____________________________________________________________ 6 Часто_____________________________________________________________ 7 Всегда____________________________________________________________ 8 Всё_____________________________________________________________ 9 Это_____________________________________________________________ Дополните окончания предложений на своё усмотрение 1 Мне надоело____________________________________________________ 2 Когда мне плохо, я_______________________________________________ 3 Я не хочу______________________________________________________ 4 Моя жизнь – это_______________________________________________ 5 Настроение у меня_______________________________________________ 6 Мое терпение___________________________________________________ 7 Впереди у меня__________________________________________________
|
Муниципальное образовательное учреждение «Центр образования»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
Психологического сопровождения подростков, требующих индивидуального психолого – педагогического подхода.
Фамилия ___________________________ Имя_______________________________ Класс, группа ______________________ Возраст ___________________________ Домашний адрес ___________________ Телефон __________________________ Стоит на учёте ___________________
Карта заведена: ________________________
Г. Нерюнгри
Форма определение резервных возможностей подростка
Люди контактирующие с подростком | Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка (до коррекции) | Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка (после коррекции) |
Родители
|
|
|
Педагоги
|
|
|
Сверстники
|
|
|
Медицинские факторы (соматическое здоровье )
Хронические заболевания | Приложение к карте номер - 001 | Стоит на учёте | Приложение к карте номер - 001 | Анамнез рождения | Приложение к карте номер - 001 | Лечение у психиатра - рекомендации | Приложение к карте номер - 001 | Наличие тяжёлого хронического прогрессирующего заболевания | Приложение к карте номер - 001 |
Психолого – психиатрические факторы (отметить один из факторов суицидального риска)
- повышенная напряжённость потребностей, стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию психологической защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию;
- импульсивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта;
- чувство вины и низкая самооценка;
- ггипореактивный эмоциональный фон в период конфликтов, затруднения в перестройке ценностных ориентаций.
Природные факторы (отметить один из факторов суицидального риска)
Внешние обстоятельства | Внутренние установки | Суицидент был изолирован во время попытки
| Говорил ли подросток, что хочет умереть | Вмешательство со стороны других людей
| Какие чувства испытывал подростков, обнаружив, что попытка не удалась: - радость;
- сожаление;
- гнев;
- чувство вины
| Наличие прощального письма или записки
| Планировал ли подросток формы самоубийства (да ---- нет) | Принимались ли предупреждающие меры
| После суицидальной попытки, говорил ли о повторной попытки (да---нет) |
Психологическая помощь подростку, склонного к суицидальному поведению
При организации работы с данной категорией подростков психолог преследует несколько целей:
- установить эмпатический контакт;
- вызвать надежду на улучшение;
- получить развёрнутую информацию, позволяющую сделать вывод о степени суицидального риска, в настоящее время и в ближайшем будущем;
- провести полное индивидуально диагностическое обследование, определив факторы угрозы;
- составить перечень индивидуальных и групповых коррекционных и реабилитационных занятий;
- организовать индивидуальное сопровождение родителей (консультирование, рекомендации по семейному воспитанию).
График консультаций, бесед, занятий Дата и время консультации | Вид деятельности | Ответственный за работу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальное коррекционное сопровождение подростка совершившего суицидальную попытку
- формирование социальных установок;
- изменение системы ценностей;
- усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой;
- самоактуализация Я;
- выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях;
- уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;
- формирование системы компенсаторных механизмов, направленных в частности, на появление внутренней возможности отступление в субъективно непреодолимой ситуации;
- повышение потенциала эутимных, приносящих наслаждения, способов мышления и поведения;
Техники психологической коррекции
Формирование жизненного стиля личности | Цели и задачи | Техника - 1 «Выяснение психологических потребностей» | Выяснение границ влияния различных потребностей подростка на отношение к самому себе, окружающему миру, деятельности. | Техника - 2 «Выяснение смысла суицида» | Завершение болезненного развития проблемы, визуализация проблемной ситуации. | Техника - 3 «Ранее воспоминание» | Изучение специфики различных эмоциональных состояний и синдромов ранней предрасположенности к депрессивным состояниям. | Постановка и согласование целей |
| Техника - 4 «Понимание целей»
| Визуализация значимых целей | Техника – 5 « Три желания» | Концентрация на цели – как удовольствии, а не на проблеме. | Техника – 6 «Времена года моей души» | Развитие адаптационного резерва, опираясь на предпосылки создания нового. | Техника – 7 «Волшебная лавка» | Проективная техника на формирование социального интеллекта |
Лист заметок
Шкала тревожности и депрессии Зигмонда
Я напряжен. Мне не по себе |
|
|
| все время | часто | время от времени, иногда | совсем не испытываю | То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает такое же чувство |
|
|
| определенно это так | наверное, это так | лишь в очень малой степени это так | это совсем не так | Мне страшно. Кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться |
|
|
| определенно это так, и страх очень сильный | да, это так, но страх не очень сильный | иногда, но это меня не беспокоит | совсем не испытываю | Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное |
|
|
| определенно, это так | наверное, это так | лишь в очень малой степени это так | совсем не способен | Беспокойные мысли крутятся у меня в голове |
|
|
| постоянно | большую часть времени | время от времени | только иногда | Я чувствую себя бодрым |
|
|
| совсем не чувствую | очень редко | иногда | практически все время | Я легко могу сесть и расслабиться |
|
|
| определенно, это так | наверное, это так | лишь изредка это так | совсем не могу | Мне кажется, что я стал все делать очень медленно |
|
|
| практически все время | часто | иногда | совсем нет | Я испытываю внутренне напряжение или дрожь |
|
|
| совсем не испытываю | иногда | часто | очень часто | Я не слежу за своей внешностью |
|
|
| определенно это так | я не уделяю этому столько времени, сколько нужно | может быть, я стал меньше уделять этому внимания | я слежу за собой так же, как и раньше | Я не могу усидеть на месте, словно мне постоянно нужно двигаться |
|
|
| определенно, это так | наверное, это так | лишь в очень малой степени это так | совсем не способен | Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения |
|
|
| точно так, как и обычно | да, но не в той степени, как раньше | значительно меньше, чем раньше | совсем не считаю | У меня бывает внезапное чувство паники |
|
|
| действительно, очень часто | довольно часто | не так уж часто | совсем не бывает | Я могу получить удовольствие от хорошей книги, фильма, радио- или телепрограммы |
|
|
| часто | иногда | редко | очень редко |
|