Одарённый ребёнок: методы выявления и проблемы обучения
статья по психологии по теме
в данной статье рассмотрены методики, которые можно использовать для определения одарённости ученика, выделены признаки, характеризующие одарённость и рассмотрены проблемы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnyy_rebyonok.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Одарённый ребёнок: методы выявления и проблемы обучения.
«Одарённый ребёнок не просто абстрактный
носитель талантов, а прежде всего человек
со своими достоинствами и недостатками»
В.М. Слуцкий
В данной статье хочется обратить внимание на группу учеников, доставляющих дополнительные хлопоты учителям – нет, нет, речь не пойдёт о неуспевающих учениках. Наоборот, эта группа – одарённые дети.
К одарённым детям можно отнести три категории детей:
1) учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
2) учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
Для выявления одаренных детей я использовала несколько методик: тест на выявление творческих способностей Торренса, методика диагностики умственных способностей Векслера (IQ = 130), оценка психологической характеристики шкалой Рензулли—Хартмана (интеллектуальные умения, мотивация, креативность).
Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время. В последнее время сложился алгоритм выявления одаренности в школе, согласно которому результаты, демонстрируемые учащимися, должны удовлетворять высоким показателям по любым шести из восьми критериев:
1) оценка по групповому тесту — 95% и более;
2) оценка по групповому тесту способностей — 127 и больше;
3) оценка по индивидуальному тесту интеллекта — 125 и более;
4) данные опросника учителя;
5) данные опросника родителя;
6) данные самооценки ученика;
7) успеваемость и другие биографические материалы;
8) оценка творческих работ.
Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, эти дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им "не по зубам". Эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками.
По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений.
Зачастую и учителя, и родители считают, что ребёнок с высоким интеллектом должен превышать нормы и в остальном. Он него ожидают большую социальную зрелость, самоконтроль, ответственность. Считается, что если ребенок успешен в обучении, то ему присуща высокая учебная мотивация. Однако собственная практика показывает, что одарённый ребёнок может быть негативно настроен к школе, к учителю, к предмету.
Родители одарённых детей часто стремятся отдать ребёнка в школу раньше обычного. Но способность справляться со школьными заданиями не является показателем того, что ребёнок готов влиться в школьную среду. Возможно, в данном случае родителям следует посоветовать создать систему интересных дошкольных занятий и продолжить работу над социальным развитием ребёнка.
И вот одарённый ребёнок переступил порог школы. И тут ожидания многих родителей не оправдываются. Ребёнок жалуется на неприятие учителем и одноклассниками. Но причиной данного конфликта могут быть не только отношения в классе или позиция учителя, но и поведение самого ребёнка. Одаренный ребёнок часто жалуется на то, что ему скучно и неинтересно на уроках. И вот тут надо работать над двумя стратегиями поведения.
Во-первых, даже неинтересное задание учителя заслуживает того, чтобы его выполнили. И наша задача, совместно с родителями, преодолеть нежелание учиться, перебороть скуку. Важно, чтобы попустительство не вошло в привычку и не стало нормой.
А во-вторых, стараться обогащать обучение таких учащихся. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным уровням в области избранного предмета, его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.
Но и в этом случае надо быть осторожным. Возможны случаи, когда нагрузка становится непомерно большой, не соответствует ни способностям, ни физическому состоянию ребенка. Иногда наблюдается сильное давление со стороны родителей на ученика или же нереалистически высокие притязания самого ребенка, что может стать источником разочарований, трений с учителем или одноклассниками
Не у всех детей одарённость выдерживает испытание временем. И задача учителя отнестись к таланту конструктивно и нестандартно, чтобы одарённый ребёнок не чувствовал себя «белой вороной» в классном коллективе, а учеником, которому всегда помогут и которого всегда поймут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. «Обучение чтению глобальным и послоговым методом детей с проблемами в развитии»
Автором предлагается календарно-тематическое планирование курса дополнительного образования, направленного на формирование навыка чтения у детей с трудностями в овладении письменной речью традиционным...
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...
Выявление одарённости ребёнка
диагностика...
Педагогические технологии сотрудничества родителей со своим ребёнком, приёмы и методы его воспитания и обучения.
Эта презентация поможет родителям осознать важность целенаправленного воспитания и обучения их детей. Познакомит их с педагогическими технологиями сотрудничества, а также с доступными методами и...
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОМУ МЕТОДУ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
Одной из основных содержательных линий в изучении математики является линия уравнений и неравенств. Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объ...
Проблемы и возможности одарённого ребёнка
Если вы одарённый человек, это не значит, что вы что-то получили.Это значит, что вы можете что-то отдать.Карл Густав Юнг...
Творчество, одарённость, креативность. Развитие творческой одарённости ребёнка средствами включения его в исследовательскую деятельность
Статья раскрывает особенности использования проектно-исследовательской деятельности в школе, освящает ее влияние на развитие одарённости, творчества и креативности учащихся. По мнению зарубежных...