Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»
статья по психологии по теме

Марченко Нэлли Георгиевна

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает представление о  системе работы в лицее по обозначенному направлению. В результате многолетнего эксперимента определились организационные и методические условия, помогающие обеспечить индивидуализацию обучения. В том числе созданы программы деятельности психолого-педагогической службы с целью выявления интеллектуальных и личностных особенностей учащихся при комплектовании лицейских и образовательных классов при переходе в школу II ступени. В статье даны материалы, раскрывающие алгоритм работы системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkoe_soderzhanie_statya.doc32 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Данная система работы в лицее возникла на основе длительной и системной экспериментальной работы школы по теме «Дифференцированный подход к обучению в условиях МОУ лицей «Морской технический». В результате эксперимента определились организационные и методические условия, помогающие обеспечить индивидуализацию обучения. В том числе созданы программы деятельности психолого-педагогической службы с целью выявления интеллектуальных и личностных особенностей учащихся при комплектовании лицейских и образовательных классов, изучения адаптационных процессов у учащихся во вновь сложившихся коллективах при переходе в школу II ступени.

Одарённость – как любое сложное явление не может быть описана в виде относительно простой, логической схемы, поскольку является интегральным личностным свойством, проявляющемся по-разному, в разных ситуациях.

На данном основании педагогом-психологом была разработана гибкая система подходов к решению задачи выявления и фиксации признаков одарённости с целью последующего способствования творческому развитию и самореализации одарённых детей.

Этапы работы педагога-психолога МАОУ лицей "Морской технический" с одарёнными учащимися:

1.Выявление одарённости по результатам диагностики, эмпирики, фактов онтогенеза, интеллектуальной продукции.

2.Психолого-педагогическая помощь одарённому учащемуся в самопознании и самоприятии. Обучение путям самореализации.

3.Самореализация. Психологическая и педагогическая поддержка: побуждение к действию по претворению планов после выработки совместной тактики и стратегии поступков с выходом на самостоятельность.

Поскольку выявление одарённости процесс многофакторный и сложный, нами разрабатывается система выявления одарённых детей посредством многоэтапного наблюдения динамики развития способностей у учащихся в процессе онтогенеза в условиях обучения в лицее на разных ступенях обучения.

С этой целью разработаны:

1) Диагностическая карта выявления уровня и характера развития способностей учащихся 1-4 классов (заполняется учителями I ступени обучения, педагогом-психологом);

2) Диагностическая карта выявления уровня и характера развития способностей учащихся 5-8 -х классов (заполняется учителями предметниками и классными руководителями).

3) Индивидуальная диагностическая карта выявления уровня и характера развития способностей учащихся II - III ступени обучения в динамике (заполняется учителями предметниками, педагогом-психологом, классными руководителями, заместителем директора по НМиЭР).

Ведение диагностических карт позволяет вести мониторинг развития склонностей и способностей всех учащихся лицея, а не только самых «ярких», способности которых выделяются и без специальной диагностики. Это даёт возможность своевременного включения учащихся в условия, позволяющие развивать их наметившиеся потенциальные склонности и способности.

Качество работы педагогического коллектива и специалистов психолого-социально-педагогической службы лицея в обозначенном направлении  подчеркивают высокие результаты и многочисленные победы наших одарённых учащихся на олимпиадах и творческих конкурсах разного уровня.

        

                                                                                  Марченко Нелли Георгиевна:      педагог-психолог МАОУ лицея «Морской технический»

                         муниципального образования г. Новороссийск.



Предварительный просмотр:

МАОУ лицей «Морской технический»

 «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»

Данная система работы в лицее возникла на основе длительной и системной экспериментальной работы школы по теме «Дифференцированный подход к обучению в условиях МОУ лицей «Морской технический». В результате эксперимента определились организационные и методические условия, помогающие обеспечить индивидуализацию обучения. В том числе созданы программы деятельности психолого-педагогической службы с целью выявления интеллектуальных и личностных особенностей учащихся при комплектовании лицейских и образовательных классов, изучения адаптационных процессов у учащихся во вновь сложившихся коллективах при переходе в школу II ступени.

На смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет прямо зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их творческих и личностных возможностей.

Учителю в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своего предмета, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы – создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

Одарённость – как любое сложное явление не может быть описана в виде относительно простой, логической схемы, поскольку является интегральным личностным свойством, проявляющемся по-разному, в разных ситуациях.

На данном основании педагогом-психологом была разработана гибкая система подходов к решению задачи выявления и фиксации признаков одарённости с целью последующего способствования творческому развитию и самореализации одарённых детей.

Этапы работы педагога-психолога МАОУ лицей "Морской технический" с одарёнными учащимися:

1.Выявление одарённости по результатам диагностики, эмпирики, фактов онтогенеза, интеллектуальной продукции.

2.Психолого-педагогическая помощь одарённому учащемуся в самопознании и самоприятии. Обучение путям самореализации.

3.Самореализация. Психологическая и педагогическая поддержка: побуждение к действию по претворению планов после выработки совместной тактики и стратегии поступков с выходом на самостоятельность.

Поскольку выявление одарённости процесс многофакторный и сложный, нами разрабатывается система выявления одарённых детей посредством многоэтапного наблюдения динамики развития способностей у учащихся в процессе онтогенеза в условиях обучения в лицее на разных ступенях обучения.

С этой целью разработаны:

1) Диагностическая карта выявления уровня и характера развития способностей учащихся 1-4 классов (заполняется учителями I ступени обучения, педагогом-психологом);

2) Диагностическая карта выявления уровня и характера развития способностей учащихся 5-8 -х классов (заполняется учителями предметниками и классными руководителями).

3) Индивидуальная диагностическая карта выявления уровня и характера развития способностей учащихся II - III ступени обучения в динамике (заполняется учителями предметниками, педагогом-психологом, классными руководителями, заместителем директора по НМиЭР).

Принято концептуальное решение по выделению и трактовке понятий: общая умственная одарённость, талантливость («специальная одарённость»). В этом вопросе мы опирались на широко известную концепцию одарённости Дж. Рензулли, которая заключается в том, что одаренность является слагаемым трех необходимых компонентов - интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и мотивации достижения цели:

Важно, что Дж. Рензулли относит к одарённым не только тех, кто по всем трем критериям (основным параметрам) превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из параметров.

Диагностические карты для выявления одаренности

Ведение диагностических карт позволяет вести мониторинг развития склонностей и способностей всех учащихся лицея, а не только самых «ярких», способности которых выделяются и без специальной диагностики. Это даёт возможность своевременного включения учащихся в условия, позволяющие развивать их наметившиеся потенциальные склонности и способности. Безусловно, данная система возникла не на пустом месте. Педагог-психолог в процессе дифференцированного подхода при формировании лицейских и базовых 5-х классов пришёл к выводу о необходимости сохранения и передачи информации не только по уровню развития общих способностей учащихся школы I ступени, но и о возможностях их потенциального развития. Использование данной информации учителями, работающими во II ступени обучения, представляется крайне важным аспектом преемственности в обучении и воспитании учащихся лицея.

Качество работы педагогического коллектива и специалистов психолого-социально-педагогической службы лицея подчеркивают высокие результаты и многочисленные победы на олимпиадах и творческих конкурсах разного уровня наших одарённых учащихся.

Результаты работы по психологическому сопровождению участников научно- практических конференций, конкурсов, муниципальных, краевых, всероссийских предметных олимпиад в 2010 - 2012г.

результаты

количество

Лауреат премии поддержки талантливой молодежи Президента РФ

2

Лауреат премии администрации Краснодарского края

2

Победители и призеры городской научно- практической конференция «Эврика»

36

Победители и призеры зонального (заочного) тура краевой научно- практической конференции «Эврика 2012»

22

Победители и призеры четвертого регионального этапа конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно- практической конференции «Эврика» малой академии наук учащихся Кубани

7

Победители и призеры научно- практической конференции ДАНЮИ г. Ростов- на- Дону

9

Призеры краевого этапа конкурса юных исследователей окружающей среды

7

Победитель Всероссийского конкурса научно- исследовательских проектов обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева

4

Лауреат Международного детского форума за литературный конкурс «Жизнь леса и судьбы людей» международного этапа конкурса в рамках детского экологического марафона «Зеленая планета »

11

Лауреаты X Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2012»

15

Победители и призеры соревнования молодых исследователей Российской научно- социальной программы «Шаг в будущее»

3

Победители X Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия»

5

Победители Всероссийского конкурса «Золотое руно»

37

Лауреат краевого конкурса чтецов «Живая классика»

1

Победители и призеры муниципального этапа всероссийской предметной олимпиады

131

Победители и призеры заключительного этапа региональных (краевых) олимпиад школьников

27

Всего за 2010-2012 годы

319

В лицее принято «Положение о работе с одаренными детьми», разработана программа «Одаренные дети». Работа педагога-психолога в рамках программы «Одаренные дети» обеспечивает психологическое сопровождение как научно- методического, опытно-экспериментального направлений (создание системы выявления) так и обеспечивает психологическую помощь и поддержку всем участникам программы на всех её этапах. Важно отметить, что работа педагога-психолога глубоко интегрирована в общепедагогический и административный процесс выполнения поставленных задач в рамках программы. Разработки по системе выявления одарённости были изначально представлены педагогом-психологом для обсуждения и корректировки педагогическому совету лицея, в течение учебного года система работала в рамках эксперимента, затем в штатном режиме. Опыт работы педагога-психолога по теме «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей» был представлен на городском педагогическом фестивале «Наша новая школа. Инновационный поиск – 2010», где лицей занял в номинации «Система выявления, развития, самореализации и поддержки одарённых детей» I место. 

                                                                                 

Марченко Нелли Георгиевна:      

педагог-психолог МАОУ лицея «Морской технический»

 муниципального образования г. Новороссийск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.

Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...

Статья "Технология работы педагога-психолога в условиях МАОУ лицей "Морской технический""

В статье дано подробное описание технологии работы педагога-психолога МАОУ лицей «Морской технический»  муниципального образования г. Новороссийск. Педагог-психолог, Марченко Н.Г. работает в лице...

Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)

  Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...

Развитие познавательного интереса к предмету через дифференцированный подход при обучении физике

рассмотрены методы повышения познавательного интереса к предмету физики...