Разработка урока по психологии на тему "Толерантность"
план-конспект по психологии по теме

Ратникова Елена Владимировна

 

Главным основанием для формирования качеств зрелой личности является толерантность, которая понимается в курсе психологии для 7 класса как терпимость, дружелюбие и сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost._otkrytyy_urok..doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия по психологии в 7 классе

 на тему:

Толерантность: жить в мире с другими.

Разработала:

педагог-психолог гимназии № 1

Ратникова Е.В.

г.Жуковский

2007-2008 г.

Тема: Толерантность: жить в мире с другими.

(Урок психологии в 7 классе).

Пояснительная записка:

Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Главным основанием для формирования качеств зрелой личности является толерантность, которая понимается в курсе психологии для 7 класса как терпимость, дружелюбие и сотрудничество.

Цель занятия:

Создать условия для личностного роста подростков; развитие навыков толерантного общения.

Задачи занятия:

1.    Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2.    Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3.    Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4.    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Материалы для проведения занятия:

Бумага, бланк для теста, ручка, карточки для игры,  бланк для упражнения «Любовь».

Место проведения: зал для проведения тренингов, аудитория.

Форма проведения: Групповые занятия.

Структурный план:Занятие состоит из трех частей:

1.    Вводная часть (разминка).

2.    Основная часть (рабочая).

3.    Завершение.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.
  1. Приветствие.
  2. Напоминание правил общения на занятии.
  3. Название темы и задачи.
  4. Разминка: приемы аттракции. Необходимо поприветствовать друг друга, при этом улыбаться,  сказать  комплимент и прикоснуться к партнеру.
  5. Эмблема толерантности: обсуждение домашнего задания: «Нарисовать эмблему толерантности».

  1. Основная часть.

2.1.

Участники  называют качества толерантной личности. При помощи высказываний о толерантности составляются качества толерантной личности:

1.Иммануил Кант: « Терпимость состоит в том, чтобы без раздражительности переносить недостатки других, хотя бы испытывать при этом неудовольствие».

2.Антуан де Сент Экзюпери: « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

3.Пифагор: « Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями».

Компоненты толерантности.

- Внимание к  другим;

- снисходительность (или прощение);

- терпение;

- доверие;

- альтруизм;

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- эмпатия;

- умение слушать.

Если обобщить предложенные качества, можно дать определение, что такое толерантность. Участники прелагают свои определения.

Предложенные качества толерантной личности оцениваются по 5-ти балльной системе.

Диапазон оценок: от 0 до 50.

0-12,5 - низкий уровень проявления толерантности, т.е. терпимости по отношению к другим.

12,5 - 25 средний уровень.

25-37,5 - уровень выше среднего.

37,5- 50 - высокий уровень толерантности, доброжелательности  к другим.

2.2. Упражнение: «Соедини-несоединимое».

Цель: показать, что при взаимодействии с другими людьми на основе сотрудничества и содружества возможно достичь  разные цели.

Участникам предлагается разделиться на 5-6 групп. Каждая группа выбирает карточки  из двух конвертов:

1 конверт: фен,  пылесос, холодильник,  мясорубка, вентилятор.

2 конверт:  пластилиновый, стеклянный, шерстяной, злой, веселый.

Предлагается  показать пантомиму предмета, с несуществующим качеством.

Обсуждение:

 Какое качество толерантности иллюстрировалось этим упражнением?

  1.  Мотивы толерантности.(Используется метод мозгового штурма).

Участники отвечают на вопрос: «Для чего нужно проявлять толерантность?».

Высказанные предположения записываются на доске.

Психолог подводит учеников к  главному мотиву  толерантного поведения - это любовь к ближним.

Зачитывается определение любви: «Любовь(                      ) долготерпит, милосердствует, любовь(                     ) не завидует, любовь(                       ) не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит всего надеется, все переносит.

Ученикам раздаются карточки и предлагается вместо слова «любовь» вписать свое имя.

        

  1. Правила толерантного общения.

Всякий раз, когда нас критикуют,  делают замечание - нам хочется в ответ так же  высказать свое  неудовольствие, гнев, раздражительность. Происходит  общение по замкнутому кругу: на зло отвечаем злом. Чтобы  этого избежать используется правило толерантного общения. Оно состоит из трех частей.

  1. Сказать нечто доброе о человеке. При этом улыбнуться, прикоснуться, использовать доброжелательную интонацию, смотреть в глаза. Все эти приемы называются - аттракцией- от фр. слова « притяжение».  В основе аттракции принцип безусловного принятия человека. Безусловного - значит я принимаю тебе не за то, что ты богатый, сильный, а за  то, что ты просто есть, без всяких условий. Они позволяют  эмоционально настроиться на общение с собеседником.

  1. Сказать о своих чувствах, которые вы испытываете от ситуации  общения с собеседником. Здесь можно использовать схему:

Я + чувство + описание ситуации.

Пример: «Мне больно, когда на меня кричат».

Необходимо говорить  только от 1-го лица: мне, меня, мое.

Такая фраза позволяет вам безопасно для себя и собеседника высказать свои претензии.

3. Заключительная часть  толерантного высказывания.

Вновь вернуться к приемам аттракции. Закончить свое высказывание фразой: « Давай договоримся..», «В следующий раз..», «Я предлагаю…»

Этой фразой вы показывается свое доброе расположение к собеседнику и настрой на сотрудничество.

2.5.  Упражнение-  закрепление. Группа разбивается на пары. Участники получают карточку с ситуацией.(Вариант. Участники сами могут смоделировать ситуацию, актуальную для них)

При помощи правила толерантного общения  дать  конструктивный ответ собеседнику.

Ситуация 1.

Ты читаешь интересный журнал. Уже поздно. Мама нервничает и заставляет выключить свет и лечь спать.

Ситуация 2.

Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.

Ситуация 3.

Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.

Ситуация 4.

Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.

Ситуация 5.

Родители заставляют за брата убираться в комнате.

Ситуация 6.

Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой  семейную проблему.

 

Ситуация 7.

Ты любишь слушать музыку громко, а родители предпочитают тишину. Возник конфликт.

Ситуация 8.

Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.

 Ситуация 9.

Друг отказывается выполнять твою просьбу.

  1. Заключительная часть
  1. Упражнение «Земной шар вращается».
  2. Рефлексия. Обсуждение последнего упражнения и урока в целом.
  3. Подведение итогов. Анонс  следующей темы.

Приложение

Бланк

(Фамилия, имя, класс)

Эксперсс-диагностика.

Тест: Оценка  толерантности.

Инструкция: Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных свойств толерантности. Подсчитайте общую сумму баллов.

 Внимание к  другим;

1  2  3  4  5

 снисходительность (или прощение);

1  2  3  4  5

терпение;

1  2  3  4  5

 доверие;

1  2  3  4  5

 альтруизм;

1  2  3  4  5

 умение владеть собой;

1  2  3  4  5

 доброжелательность;

1  2  3  4  5

 умение не осуждать других;

1  2  3  4  5

 эмпатия;

1  2  3  4  5

 умение слушать.

1  2  3  4  5

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему " Толерантность"

Разработка классного часа...

Классный час на тему "Толерантность - это что?"

Предлагаю сценарий классного часа на актуальную тему - толерантные отношения в коллективе подростков....

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему

Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс

Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме «В жизни есть место подвигу?!» Психология природы подвига

Основой организации учебного процесса на интегрированном уроке «обществознание-психология» являются положения гуманистической психологии, включающей некоторые аспекты позитивной части экзи...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Очень нужная и актуальная тема!