ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ
статья по психологии по теме
Одним из направлений развития системы образования в рамках его модернизации является развитие различных форм интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом, необходимо обеспечить социально-психологическую безопасность ребенка с ОВЗ.
Социально-психологическая безопасность обеспечивает возможность благоприятного протекания процессов роста и развития ребенка с ОВЗ, получения им общего и профессионального образования, успешной интеграции в общественные отношения. Социально-психологическая безопасность обеспечивает возможность благоприятного протекания процессов роста и развития ребенка с ОВЗ, получения им общего и профессионального образования, успешной интеграции в общественные отношения. Социально-психологическая безопасность обеспечивает возможность благоприятного протекания процессов роста и развития ребенка с ОВЗ, получения им общего и профессионального образования, успешной интеграции в общественные отношения. Социально-психологическая безопасность обеспечивает возможность благоприятного протекания процессов роста и развития ребенка с ОВЗ, получения им общего и профессионального образования, успешной интеграции в общественные отношения. Социально-психологическая безопасность обеспечивает возможность благоприятного протекания процессов роста и развития ребенка с ОВЗ, получения им общего и профессионального образования, успешной интеграции в общественные отношения. <?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tn.vasileva_statya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Т.Н. Васильева, педагог-психолог ОПМПК
г.Астрахань
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетную цель модернизации образования - обеспечение высокого качества российского образования. При этом понятие «качество образования» не сводится к определенному набору знаний и навыков, но напрямую связано с такими понятиями, как: «качество жизни», «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Одним из направлений развития системы образования в рамках его модернизации является развитие различных форм интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, в том числе для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
• защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
• квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
• создание системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;
• психологическую помощь семьям детей групп особого внимания (в том числе, семьям детей с ограниченными возможностями здоровья).
Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения не ограничивается только решением узкого спектра задач по преодолению трудностей в обучении, но и включает в себя задачи обеспечения успешной социализации ребенка с ОВЗ, сохранения и укрепления его здоровья, защиты прав детей и подростков, обеспечение социально-психологической безопасности.
Социально-психологическую безопасность можно, таким образом, рассматривать как психолого-медико-социальное понятие, многоуровневую систему, включающую в себя комплекс факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности, в которых происходит активное развитие личности ребенка. Социально-психологическая безопасность обеспечивает возможность благоприятного протекания процессов роста и развития ребенка с ОВЗ, получения им общего и профессионального образования, успешной интеграции в общественные отношения.
В то же время, существует ряд проблем, представляющих угрозу социально-психологической безопасности ребенка с ОВЗ, в решении которых необходимо активное участие службы психолого-педагогического сопровождения в системе образования:
• недостаточность уровня работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе, необеспеченность их необходимой педагогической и психологической поддержкой;
• низкий уровень готовности учителей к осуществлению интегрированного обучения ребенка с ОВЗ, внедрению специальных образовательных технологий, индивидуализации процесса обучения, решения воспитательных задач;
• недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, в том числе в психологической, коммуникативной областях;
• снижение возможностей образования и семьи в реализации функции психологической поддержки учащегося: формировании толерантности, способности к осознанному выбору, в частности, телевизионных передач и предлагаемых периодических изданий, сопротивления наркотикам и другим вредным привычкам;
• рост неграмотности подростков, приход в молодежную среду алкоголя, наркотиков и других вредных привычек.
Среди факторов, обеспечивающих социально-психологическую безопасность ребенка с ОВЗ можно выделить следующие:
1. Создание адекватной микросоциальной среды в семье, гармоничный стиль воспитания, эмоциональная теплота и сотрудничество в семье.
2. Формирование и развитие коммуникативных компетенций у детей при общении в группе сверстников в условиях интегрированного обучения в образовательном учреждении.
3. Психолого-педагогическая поддержка детей с нарушениями в развитии на этапах дошкольного и школьного детства. Толерантность и принятие детей с особыми образовательными потребностями - как необходимое условие развития и обучения.
3. Своевременное оказание психолого-педагогической помощи при нарушениях произвольной сферы и поведения.
4. Взаимодействие специалистов (психологов, педагогов, воспитателей, врачей) с родителями для поддержания благоприятной среды развития.
Решение обозначенных проблем требует построения адекватной, четко структурированной и реально работающей системы психолого-педагогического сопровождения.
К настоящему времени в Астраханской области создана и развивается система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, деятельность которой направлена в том числе и на обеспечение социально-психологической безопасности ребенка с ОВЗ, интегрировано обучающегося в общеобразовательной школе. К структурным единицам этой системы в нашей области относятся:
1-й уровень — психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений;
2-й уровень — Муниципальные центры сопровождения интегрированного обучения - функционирует городская психолого-медико-педагогическая комиссия (на её базе создается городской центр сопровождения интегрированного обучения), планируется создание муниципальных центров сопровождения на базе отдельных муниципальных общеобразовательных школ районов области.
3-й уровень — Центр сопровождения интегрированного ребенка (ЦСИР), созданный на базе областной психолого-медико-педагогической комиссии (ОПМПК).
Функционирование и дальнейшее развитие этой системы сопровождения позволит достичь следующих результатов:
• создание базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке, и оказание своевременной и качественной медико-психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ;
• достижение качественно нового уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения ребенка с ОВЗ;
• отработка подходов в реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях;
• создание механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе.
Только комплексное взаимодействие специалистов всех уровней и ведомств позволит максимально обеспечить социально-психологическую безопасность ребенка с ОВЗ, успешно интегрируя его в социум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение информационно-психологической безопасности личности в современных условиях.
О влиянии Интернета на изменение психического развития детей...
Как обеспечить психологическую безопасность ребенка в Интернете
В этой презентации я рассказала родителям о том, как можно обеспечить психологическую безопасность ребенка в Интернете...
"Социальная, психологическая безопасность детей"
методический мариал, как обезопасить и обеспечить для ребенка конфортную среду....
Программа коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»
Данная программа адресована учащимся 5-6 классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева, у которых по итогам исследования выявлен повышенный уровень тревожности, сложности в эмоциональном самовыражении,...
«Психологическая безопасность ребенка» (для подростков)
Буклет "Психологиеская безоасность" поможет разобраться в причинах того или иного состояния и жить счастиво и безопасно....
Психологическая безопасность ребенка в семье
Психологическая безопасность ребенка в семье...
Комментарии
Статья может быть полезна