Обеспечение информационно-психологической безопасности личности в современных условиях.
статья (обществознание ) по теме
О влиянии Интернета на изменение психического развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zguro_v.l.zholtikova_n.v.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение информационно-психологической безопасности личности в современных условиях.
Жолтикова Н.В.
учитель истории и обществознания, ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга, Россия.
Згуро В.Л.
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и правовых дисциплин Института стран Востока и Африки Международного Славянского университета города Симферополя,Украина.
Постановка проблемы. Современный этап информатизации и глобализации характеризуется массированным психологическим воздействием на личность, социальные организации, государства. Американские специалисты предлагают перенести центр противостояния в область психологии людей. Такая форма не силового противоборства позволяет эффективно (быстро и с минимальными затратами) дезорганизовать деятельность противостоящей стороны (конкурента, оппонента) через коллапс (разрушение, уничтожение) ее системы, механизмов управления. Появилась виртуальная реальность. Многие интернет-пользователи, особенно молодежь (школьники, студенты) большую часть времени проводят за компьютером, становятся интернет зависимыми (игромания)[11,c.237]).Огромный вред неустойчивой психике молодежи наносят сайты, фильмы, пропагандирующие порнографию, насилие, жестокость, фашизм, крайний национализм, религиозный фанатизм, деструктивные религиозные секты и т.п. Неудивительно, что чаще стали появляться «Брейвики» в разных странах. Возросла подростковая преступность. Что следует предпринять, чтобы не быть послушной марионеткой в руках многочисленных манипуляторов и рабом информационных ловушек современного общества, защитить себя от этих негативных факторов.
Анализ основных исследований. В работах отечественных исследователей разработаны соотношение субъектов и объектов информационно-психологического обеспечения, структура, содержание и основные направления социально-психологической защиты личности Г.В.Грачев [4], В.В. Андреев [1], Л.Ю. Субботина [5]; дана классификация основных угроз информационно-психологической безопасности и способов воздействия (Ю.Н.Казаков, А.В.Кириченко). Особенности информационных воздействий и возможности противодействия, содержание соответствующих понятий, типы и приемы манипулятивных воздействий, типы субъектов и объектов воздействия, вопросы подготовки специалистов к защите от манипулятивных воздействий рассматриваются в трудах И.Н.Панарина, Е.Л.Доценко, И.К.Мельника; психолого-правовые аспекты и вопросы повышения роли информационно-психологической безопасности в социальных конфликтах и разработка адекватных механизмов обеспечения защиты представлены в трудах Р.В Вольнова[3], А.П.Курило; управление информационно-психологической защитой социальной организации - Д.В. Чистяков[6]; Большое значение в решении рассматриваемой проблемы имеют труды ученых, посвящённые рассмотрению общетеоретических проблем информационно-психологического противоборства: А.Г. Караяни, А.Н. Размазнина, Е.Г. Коротченко, А.И. Позднякова, Д.Б. Фролова и других. Теоретико-методологические основы психологической защиты личности изложены в трудах зарубежных ученых (Фрейд 3.[7,8], Фрейд А., Адлер А., Хорни К., Селье Г., Перлз Ф., Плутчик Р., Лазарус А., Роджерс К., Лоуэн А., Шиллер Г.[9], Янг К.С. [11] и др.),
Цель статьи: уточнить понятие информационно-психологическая безопасность личности, потенциальные источники угроз и пути ее обеспечения.
Основное содержание. Информационно-психологическая безопасность является составной частью информационной безопасности, и ее обеспечение должно занимать особое место в государственной политике. Под информационно-психологической безопасностью (ИПБ) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия вредной информации. Информационно-психологическая безопасность личности как состояние защищенности психики от действия многообразных информационных факторов проявляется, прежде всего, в высокой психологической устойчивости и адаптивном поведении в различных ситуациях профессиональной (учебной) деятельности. Различают три ее уровня: социальный (общественно-государственный), социально-психологический (коллективно-групповой) и психологический (индивидуально-личностный). Психологическая защита личности как составная часть ИПБ представляет сложную композицию различных компонентов (защитных механизмов, свойств личности, симптомокомплексов высших личностных образований: самооценки, самоактуализации, Я - Образа). Как показывают исследования, потенциальными источниками угроз информационно-психологической безопасности могут быть специальные технические и программные средства для неосознаваемого деструктивного воздействия на психику человека, в том числе генераторы физических полей и излучений, программы для ЭВМ, источники информирования (СМИ, интернет, специальные психологические операции вероятного противника и т.п.). На ведущее место среди угроз информационно-психологической безопасности личности выдвинулась психология манипуляций.
Обеспечение информационно-психологической безопасности предполагает организацию и осуществление защитных мер, которые в самом общем виде целесообразно выделить в следующие основные группы[4,104].
Первая группа защитных мер: введение определенных процедур проверки достоверности распространяемой информации; ограничение распространения определенных сведений (например, способствующих возникновению слухов, паники и т.д.) в чрезвычайных ситуациях. На личностном уровне использование защитных мер связано обычно с инициативным отказом человека от использования определенной информации, источников или каналов ее распространения или перепроверкой значимой для него информации.
Вторая группа связана с организацией информационных потоков, направленных на парирование и нейтрализацию воздействия определенных информационных факторов, которые могут психологически негативно воздействовать на людей. На личностном уровне это проявляется в инициативном поиске по определенным темам дополнительной информации из различных источников и в организации ее поступления по иным каналам.
Третья группа содержит разнообразные формы распространения способов и средств обработки и оценки информации (через системы образования, подготовки и переподготовки кадров, распространения социокультурных ценностей, традиций, социальных норм и т.д.).
Четвертая группа включает формирование коллективной психологической защиты, которая основывается на механизмах идентификации человека с определенными социальными общностями и объединениями людей и включенности в реальные социальные группы. Это определяет использование личностью при анализе и отборе информации определенных групповых оценок, норм, мнений и т.п., а также ее ориентацией на внутригрупповые информационные потоки и источники.
Пятая группа связана с формированием у человека в процессе приобретения опыта информационно-коммуникативного взаимодействия (в том числе, обучения с использованием специализированных форм психологической подготовки, проведения тренинговых занятий по специально разработанным методикам) личностных образований, алгоритмов психической деятельности и защитного поведения, которые в своей совокупности образуют индивидуальную систему его психологической защиты или психологической самозащиты личности. Индивидуальный стиль преодоления негативного информационно-психологического воздействия, зависит:1) от личностной позиции индивида в собственной картине мира; 2) от сформированности компонентов эмоционально-волевой регуляции.
Выводы: ИПБ личности (социальной организации) представляет собой такое состояние, при котором их системные социокультурные ценности обеспечивают нейтрализацию внешних информационно-психологических угроз, адаптацию к условиям интенсивного информационно-психологического воздействия и недопущению получения информационно-психологического ущерба[6,10] На психологическом уровне главным в информационной безопасности является понимание информации как средства рационального и эмоционального воздействия, в том числе на подсознание, психического заражения, и, в конечном итоге, формирование либо разрушение интеллекта, сознания, систем отношений. Надежность ИПБ личности обеспечивается эффективностью функционирования механизмов социальной, социально-психологической и психологической защиты. ИПБ личности (социальной организации) зависит от совершенства приобретенных в ходе социального опыта способов индивидуальной или коллективной защиты, базовых защитных установок [7].
Литература:
- Андреев В.В. Индивидуальные особенности психологической защиты личности в спортивной деятельности: дис... канд. психолог. наук: Санкт-Петербург, 2006, - 211 с.
- Аркадьев Г.И. Влияние поля современных информационных технологий на личность в юношеском возрасте: дис…канд. психолог. наук: М, 2003.- 156 с.
- Вольнов Р.В. Психолого-правовые особенности обеспечения информационно-психологической безопасности личности: дис… канд. психолог. наук: РАГС при Президенте РФ, - М, - 2011.- 185 с.
- Грачев Г. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕР СЭ,2004.- 304с
- Субботина Л.Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности: Автореф. дис. на соиск. ученой степени докт. психолог. наук. – Ярославль, - 2006. – 46 с.
- Чистяков Д.В. Управление информационно-психологической защитой социальной организации как фактор обеспечения безопасности личности: дис... канд. социол.наук.-М.:2007.- 225 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика, 1993-144 c;
- Фрейд 3. Защитные нейропсихозы. М.: Гардарики, 2003.- 342 с.
- Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. Пер. с англ. М.: Мысль, 1980.- 326 с.
- Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М.: Изд. гр. "Прогресс", "Университет", 1994. - 336 с.
- Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder// CyberPsychology and Behavior. 1998. V. 1. P. 237-244.
Бланк сведений об авторе:
ФИО (полностью) Жолтикова Наталья Владимировна
Место работы (ВУЗ) (полностью)_ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга
Должность, кафедра (без сокращений), ученое звание, научная степень-_учитель истории/обществознания
Тема доклада_ Обеспечение информационно-психологической безопасности личности в современных условиях.
Название секции и подсекции_Психология
Домашний адрес_197373,Санкт-Петербург, Комендантский пр., 32, к.1, кв.529
Телефон (моб.), е-mail_89214053236, joltickowa.nat@yandex.ru
Планирую (очное/заочное участие)_заочное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая безопасность личности в современном мире
Целью данного проекта является развитие личностных качеств и социальных навыков старшеклассников, формирование стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жи...
ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В современных условиях на первый план в общественных отношениях выдвигаются такие вопросы, как национальные интересы государства, общества, отдельного человека в области духовной и нравственной безопа...
Проблема информационно-психологической безопасности личности ребенка
Информационное пространство, окружающее человека, во многом определяет формирование его «картины» или «модели» мира....
Подростковое селфи как способ самовыражения личности в современных условиях.
В статье рассматриваются психологические особенности подросткового возраста и их взаимосвязь ссэлфи, как одним из способов самовыражения личности в современных условиях....
Информационно-психологическая безопасность личности
Психологическая защита личности – это сложная многоуровневая система социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, которая должна обе...
Статья "Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современных условиях."
В статье рассмотрены вопросы формирования личности безопасного типа...
"Духовно-нравственное воспитание личности в современных условиях"
Сейчас, в наше непростое время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. В представлениях детей о главных челове...