Программа коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»
рабочая программа (5, 6 класс)

Храмова Нелли  Валерьевна

Данная программа адресована учащимся 5-6 классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева, у которых по итогам исследования выявлен повышенный уровень тревожности, сложности в эмоциональном самовыражении, снижение самооценки. Рабочая программа составлена на основе авторской программы коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», автор С.И. Семенака, переработанной с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и типовых федеральных государственных программ по развитию эмоциональной сферы  подростков.

В данной программе раскрываются механизмы психологической защиты у детей младшего подросткового возраста, разъясняя необходимость осознания ребенком своих защитных возможностей и важность обучения его способам социально-психологической адаптации. В программе использованы коррекционно-развивающие занятия и игры, способствующие осознанию детьми защитных реакций, последствий своих поступков, а также формированию социально-корректного поведения в кризисных ситуациях дома, в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 5 г. Охи

имени кавалера ордена Мужества

Алексея Викторовича Беляева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

(наименование учебного предмета/курса)

ОСНОВНОГО, ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 (уровень, ступень образования)

1 ГОД

(срок реализации программы)

 

Составлена на основе программы коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», автор С.И. Семенака.

Храмова Нелли Валерьевна

Оха

2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью данной программы, является сохранение психологического здоровья, снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки, снижение значимости неудачных поступков и действий и развитие коммуникативных навыков младшего подростка.

        Исходя из цели, были сформулированы задачи программы:

  • формирование адекватной самооценки;
  • повышение активности, самоценности ребенка;
  • снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми;
  • помочь ребенку различать и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная программа адресована учащимся 5-6 классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева, у которых по итогам исследования выявлен повышенный уровень тревожности, сложности в эмоциональном самовыражении, снижение самооценки. Рабочая программа составлена на основе авторской программы коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», автор С.И. Семенака, переработанной с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и типовых федеральных государственных программ по развитию эмоциональной сферы                   подростков.

В данной программе раскрываются механизмы психологической защиты у детей младшего подросткового возраста, разъясняя необходимость осознания ребенком своих защитных возможностей и важность обучения его способам социально-психологической адаптации. В программе использованы коррекционно-развивающие занятия и игры, способствующие осознанию детьми защитных реакций, последствий своих поступков, а также формированию социально-корректного поведения в кризисных ситуациях дома, в школе.

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ

Общее число занятий: 10, 1-2 раза в месяц.

Продолжительность занятия: 35 минут.

Количество детей в группе: 1-2 человека.

Отбор детей: на основании диагностического исследования эмоциональной, личностной сферы младшего подростка.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

Программа реализуется в три этапа:

I этап – Диагностический

II этап  - Коррекционно-развивающий

III этап – Контрольный (контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы).
Срок реализации: 1 год.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Работа в парах

Методы:

Коммуникативные игры

Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей

Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей

Методы релаксации

Технологии обучения:

Развивающего обучения

Личностно ориентированного образования

Игровые

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка - 5 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

ОЖИДАЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. Коррекционно-развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
  2. Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей (необходимо вовремя распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научить управлять собой в различных ситуациях).
  3. Укрепление и развитие психического и психологического здоровья школьников.

Тема

Цель занятия

Методические приемы

Реквизит

1

Это - Я

Цель: повышение самооценки, помощь ребенку в переносе и раскрытии своих слабых и сильных сторон, расслабление мышц.

Ритуал приветствия

Рисование на тему «Я есть, я буду»

Упражнение «Это мое имя»

Упражнение «Драка»

Ритуал прощания

Цветные карандаши, альбомные листы, музыкальное сопровождение, мягкие игрушки.

2

«Наши чувства и действия»

Цель: определить ведущие механизмы психологической защиты у детей; обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй.

Ритуал приветствия

Упражнение «Проблемная ситуация»

Доверительная беседа «Когда мне бывает плохо…»

 Полезные советы «Чтение письма друзей Мишутки»

Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла»

Ритуал прощания

Игрушка «Мишутка»; 2 фигурки из пластилина;

альбомные листы; цветные карандаши.

3

«Зачем человеку чувство стыда»

Цель: продолжить обучение детей осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости; знакомить со способами релаксации для снятия напряжения, развивать волевую регуляцию поведения.

Ритуал приветствия

Упражнение «Проблемная ситуация»

Беседа на тему: «Когда нам бывает стыдно?»

Рисование на тему «Мой стыд»

Полезные советы «Когда человеку на душе плохо, то он может сам себе помочь»

Ритуал прощания

Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши.

4

«Почему трудно признать свою вину?»

Цель: помочь детям осознать чувства страха, вины и действий, которые могут быть с ним связаны; расширить представления детей о последствиях защитной реакции – перекладывания своей вины на других; обучить способам снятия напряжения.

Ритуал приветствия

Упражнение «Проблемная ситуация»

Доверительная беседа на тему: «Почему мы перекладываем вину на другого?»

Рисование на тему «Мое настроение»

Ритуал прощания

Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши.

5

«Детски жалобы»

Цель: способствовать осознанию ребенком сути проблем; формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребенком испытывает дискомфорт; корригировать механизмы подсознательной защиты за счет повышения самооценки.

Ритуал приветствия

Упражнение «Проблемная ситуация»

Доверительная беседа на тему «У меня плохое настроение»

Рисование на тему «Веселое и грустное настроение»

Ритуал прощания

Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши.

6

«Учимся справляться с чувством обиды»

Цель: помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним; формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды; познакомить со способами управления негативных эмоций; учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.

Ритуал приветствия

Упражнение «Проблемная ситуация»

Доверительная беседа на тему: «Что такое обида?»

Рисование «Обиды»

Полезные советы «От Мишутки»

Упражнение «Воздушный шарик»

Упражнение «Небо»

Ритуал прощания

Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши.

7

«Когда опасен гнев?»

Цель: помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения; учить детям конструктивным замещающим реакциям.

Ритуал приветствия

Упражнение «Проблемная ситуация»

Доверительная беседа на тему: «Почему человек злится?»

Упражнение «Сердитая старуха»

Рисование на тему «Гнев»

Полезные советы «По управлению гневом»

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Ритуал прощания

Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши.

8

«Всегда ли мы поступаем правильно?»

Цель: формировать осознание последствий реакции замещения в конфликтных или напряженных ситуациях на примере нейтрализации подсознательной защиты с помощью снижения значимости травмирующего фактора: «Теперь я смотрю на это по-другому».

Ритуал приветствия

Упражнение «Проблемная ситуация»

Доверительная беседа на тему: «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?»

Рисование

Полезные советы «От Мишутки»

Игра «Выбивание пыли»

Ритуал прощания

Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши.

9

«Учимся справляться с чувством протеста»

Цель: осознавать протест как механизм защиты; корригировать подсознательную защиту детей за счет снижения значимости неудачных поступков и действий: «Не очень-то и хотелось».

Ритуал приветствия

Упражнение «Проблемная ситуация»

Доверительная беседа на тему «Хорошо ли быть одному?»

Ритуал прощания

Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши.

10

«Можно ли справиться со злом?»

Цель: формировать осознание последствий агрессивных способов защиты; обучить способам снятия напряжения; воспитать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Ритуал приветствия

Упражнение «Проблемная ситуация»

Чтение рассказа Э. Шим «Не смей»

Доверительная беседа «Как побороть зло и стать добрее?»

Притча про Змею и Мудреца

Игра «Я могу защитить…»

Полезные советы «Для хорошего настроения»

Ритуал прощания

Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши.


УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Вагин И.О. Уроки психологической защиты. – СПб.: «Питер», 2002.
  2. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу с радостью. – Минск: «Амалфея», 1998.
  3. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего зависит // Начальная школа. – 1996. -  №7 – С. 22.
  4. Кяжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2000.
  5. Семенака С.И. социально-психологическая адаптация ребенка в обществе Коррекционно-развивающие занятия. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)

Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей  системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный хара...