Программа коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»
рабочая программа (5, 6 класс)
Данная программа адресована учащимся 5-6 классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева, у которых по итогам исследования выявлен повышенный уровень тревожности, сложности в эмоциональном самовыражении, снижение самооценки. Рабочая программа составлена на основе авторской программы коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», автор С.И. Семенака, переработанной с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и типовых федеральных государственных программ по развитию эмоциональной сферы подростков.
В данной программе раскрываются механизмы психологической защиты у детей младшего подросткового возраста, разъясняя необходимость осознания ребенком своих защитных возможностей и важность обучения его способам социально-психологической адаптации. В программе использованы коррекционно-развивающие занятия и игры, способствующие осознанию детьми защитных реакций, последствий своих поступков, а также формированию социально-корректного поведения в кризисных ситуациях дома, в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
(наименование учебного предмета/курса)
ОСНОВНОГО, ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(уровень, ступень образования)
1 ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», автор С.И. Семенака.
Храмова Нелли Валерьевна
Оха
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью данной программы, является сохранение психологического здоровья, снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки, снижение значимости неудачных поступков и действий и развитие коммуникативных навыков младшего подростка.
Исходя из цели, были сформулированы задачи программы:
- формирование адекватной самооценки;
- повышение активности, самоценности ребенка;
- снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми;
- помочь ребенку различать и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 5-6 классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева, у которых по итогам исследования выявлен повышенный уровень тревожности, сложности в эмоциональном самовыражении, снижение самооценки. Рабочая программа составлена на основе авторской программы коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», автор С.И. Семенака, переработанной с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и типовых федеральных государственных программ по развитию эмоциональной сферы подростков.
В данной программе раскрываются механизмы психологической защиты у детей младшего подросткового возраста, разъясняя необходимость осознания ребенком своих защитных возможностей и важность обучения его способам социально-психологической адаптации. В программе использованы коррекционно-развивающие занятия и игры, способствующие осознанию детьми защитных реакций, последствий своих поступков, а также формированию социально-корректного поведения в кризисных ситуациях дома, в школе.
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ
Общее число занятий: 10, 1-2 раза в месяц.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Количество детей в группе: 1-2 человека.
Отбор детей: на основании диагностического исследования эмоциональной, личностной сферы младшего подростка.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
Программа реализуется в три этапа:
I этап – Диагностический
II этап - Коррекционно-развивающий
III этап – Контрольный (контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы).
Срок реализации: 1 год.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Работа в парах
Методы:
Коммуникативные игры
Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей
Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей
Методы релаксации
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 5 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
ОЖИДАЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Коррекционно-развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
- Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей (необходимо вовремя распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научить управлять собой в различных ситуациях).
- Укрепление и развитие психического и психологического здоровья школьников.
№ | Тема | Цель занятия | Методические приемы | Реквизит |
1 | Это - Я | Цель: повышение самооценки, помощь ребенку в переносе и раскрытии своих слабых и сильных сторон, расслабление мышц. | Ритуал приветствия Рисование на тему «Я есть, я буду» Упражнение «Это мое имя» Упражнение «Драка» Ритуал прощания | Цветные карандаши, альбомные листы, музыкальное сопровождение, мягкие игрушки. |
2 | «Наши чувства и действия» | Цель: определить ведущие механизмы психологической защиты у детей; обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй. | Ритуал приветствия Упражнение «Проблемная ситуация» Доверительная беседа «Когда мне бывает плохо…» Полезные советы «Чтение письма друзей Мишутки» Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла» Ритуал прощания | Игрушка «Мишутка»; 2 фигурки из пластилина; альбомные листы; цветные карандаши. |
3 | «Зачем человеку чувство стыда» | Цель: продолжить обучение детей осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости; знакомить со способами релаксации для снятия напряжения, развивать волевую регуляцию поведения. | Ритуал приветствия Упражнение «Проблемная ситуация» Беседа на тему: «Когда нам бывает стыдно?» Рисование на тему «Мой стыд» Полезные советы «Когда человеку на душе плохо, то он может сам себе помочь» Ритуал прощания | Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши. |
4 | «Почему трудно признать свою вину?» | Цель: помочь детям осознать чувства страха, вины и действий, которые могут быть с ним связаны; расширить представления детей о последствиях защитной реакции – перекладывания своей вины на других; обучить способам снятия напряжения. | Ритуал приветствия Упражнение «Проблемная ситуация» Доверительная беседа на тему: «Почему мы перекладываем вину на другого?» Рисование на тему «Мое настроение» Ритуал прощания | Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши. |
5 | «Детски жалобы» | Цель: способствовать осознанию ребенком сути проблем; формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребенком испытывает дискомфорт; корригировать механизмы подсознательной защиты за счет повышения самооценки. | Ритуал приветствия Упражнение «Проблемная ситуация» Доверительная беседа на тему «У меня плохое настроение» Рисование на тему «Веселое и грустное настроение» Ритуал прощания | Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши. |
6 | «Учимся справляться с чувством обиды» | Цель: помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним; формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды; познакомить со способами управления негативных эмоций; учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме. | Ритуал приветствия Упражнение «Проблемная ситуация» Доверительная беседа на тему: «Что такое обида?» Рисование «Обиды» Полезные советы «От Мишутки» Упражнение «Воздушный шарик» Упражнение «Небо» Ритуал прощания | Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши. |
7 | «Когда опасен гнев?» | Цель: помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения; учить детям конструктивным замещающим реакциям. | Ритуал приветствия Упражнение «Проблемная ситуация» Доверительная беседа на тему: «Почему человек злится?» Упражнение «Сердитая старуха» Рисование на тему «Гнев» Полезные советы «По управлению гневом» Игра «Дракон кусает свой хвост» Ритуал прощания | Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши. |
8 | «Всегда ли мы поступаем правильно?» | Цель: формировать осознание последствий реакции замещения в конфликтных или напряженных ситуациях на примере нейтрализации подсознательной защиты с помощью снижения значимости травмирующего фактора: «Теперь я смотрю на это по-другому». | Ритуал приветствия Упражнение «Проблемная ситуация» Доверительная беседа на тему: «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?» Рисование Полезные советы «От Мишутки» Игра «Выбивание пыли» Ритуал прощания | Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши. |
9 | «Учимся справляться с чувством протеста» | Цель: осознавать протест как механизм защиты; корригировать подсознательную защиту детей за счет снижения значимости неудачных поступков и действий: «Не очень-то и хотелось». | Ритуал приветствия Упражнение «Проблемная ситуация» Доверительная беседа на тему «Хорошо ли быть одному?» Ритуал прощания | Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши. |
10 | «Можно ли справиться со злом?» | Цель: формировать осознание последствий агрессивных способов защиты; обучить способам снятия напряжения; воспитать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям. | Ритуал приветствия Упражнение «Проблемная ситуация» Чтение рассказа Э. Шим «Не смей» Доверительная беседа «Как побороть зло и стать добрее?» Притча про Змею и Мудреца Игра «Я могу защитить…» Полезные советы «Для хорошего настроения» Ритуал прощания | Игрушка «Мишутка»; альбомные листы, цветные карандаши. |
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Вагин И.О. Уроки психологической защиты. – СПб.: «Питер», 2002.
- Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу с радостью. – Минск: «Амалфея», 1998.
- Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего зависит // Начальная школа. – 1996. - №7 – С. 22.
- Кяжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2000.
- Семенака С.И. социально-психологическая адаптация ребенка в обществе Коррекционно-развивающие занятия. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1-4 классах
Рабочая программа...
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...
Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ
При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)
Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный хара...