Технология Sandplay в профессиональном самоопределении подростков
методическая разработка по психологии по теме
Здесь представлен сценарий психологической игры методом песочной терапии на тему "Путь в профессию".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Путь в профессию»
Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению; творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
Оборудование: песочница, фигурки.
Ритуал приветствия. Ведущий предлагает по кругу называть свое имя, и на ту букву, с которой начинается имя участника назвать профессию. Например, Света и профессия - селекционер, слесарь, следователь и т.д.
Упражнение № 1. «Автопортрет»
Цель: в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
Инструкция. Все участники выбирают среди фигурок ту, что более всего напоминает им себя, свою будущую профессию.
Ведущий быстро собирает фигурки в мешочек или коробочку и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто что выбрал.
Тут же ведущий раздает игрокам фигурки, но уже в случайном порядке.
«Посмотрите внимательно на фигурку, постарайтесь понять, что она означает, определите, профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует выбранной фигурке. После этого фигурку передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новую фигурку и проделайте то же самое. Если Вы получите собственную фигурку, то также подберите к ней профессию… Таким образом, все фигурки должны пройти круг. Профессии могут повторяться».
Пояснение. Опыт показывает, что упражнение проходит весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно.
Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чья это фигурка, да еще вручать её автору, т.к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Фигурки после упражнения просто кладутся на стол, и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты.
Будет лучше, если ведущий сам выберет свой автопортрет из фигурок и поиграет вместе с игроками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским.
В данной игре каждая фигурка – это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение фигурок с профессиями – это еще один шаг к пониманию образа профессионала.
Упражнение № 2. «Выбор»
Цель: ориентирование на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. Занятие настраивает на самопознание. Участники, моделируя ситуации, учатся и приобретают навыки рефлексии.
Теоретическое вступление. Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.
Характерные для юношеского возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, застенчивость, нередко встречающееся обостренное чувство одиночества – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связано с личностным самоопределением и самореализацией. Поэтому с особенной силой юношей и девушек тревожит целый спектр животрепещущих вопросов, относящихся к сфере профессионального самосознания.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.
Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном стремлении оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии.
Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Ход игры в песочном мире. Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования…
Необходимо в песочнице ответить на вопросы:
В каком городе или даже стране вы находитесь?
Какое у вас время года?
Что вы будете делать?
Каковы ваши действия?
Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)
Что будет потом?
Рефлексия.
Упражнение № 3. Что поможет мне учиться (работать)
Цель: мотивация учебной (трудовой) деятельности.
Инструкция. Участникам предлагается построить песочную картину на тему: «Что помогает мне учиться (работать)».
Для подготовки предварительно обсуждаются следующие утверждения. Эти утверждения необходимо проранжировать от 0 до 5 баллов. Также к этому утверждению подобрать символическую фигурку.
-Я умею планировать свое время и быть организованным;
-Я представляю, где и у кого могу получить помощь;
-Я умею заботиться о своем здоровье;
-Я умею находить плюсы в трудной ситуации;
- Я знаю, что я уже умею делать, а чему мне еще надо учиться;
-Я знаю, что могу рассчитывать на помощь друга.
Рефлексия. Участники отвечают на вопрос, что же им все-таки поможет учиться (работать).
Упражнение № 4. «Дорожная карта»
Цель: осознание промежуточных этапов и возможных путей достижения своей профессиональной цели.
Инструкция. Сформулируйте свою профессиональную цель. Например: поступление в конкретный вуз; конкретное профессиональное достижение; устройство на работу и т.д. Выберите фигурки, символизирующие вашу цель. Расположите их вверху карты в песочнице (конечная остановка вашего пути). Внизу карты разложите фигурки, символизирующие ваше положение сейчас.
Продумайте промежуточные остановки, т.е. те подцели, которые помогут вам достичь главную цель.
Рефлексия. Что я узнал о себе нового?
Упражнение № 5. Басня «Лебедь, Рак и щука»
Цель: устранение профессионального диссонанса, внутриличностного конфликта, сформированным несоответствием внутренних структур личности: самооценкой, мотивами, потребностями («по формуле профессии «Могу-хочу-надо»).
Теоретическое вступление. «Формула профессии «Хочу-могу-надо».
Хочу - пространство желаний, интересов, стремлений.
Могу - пространство способностей, талантов, состояния здоровья.
Надо - пространства запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.
Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (рисуются три круга, взаимно пересекающиеся).
Три отдельных друг от друга круга символизируют профессиональный диссонанс - как вид внутриличностного конфликта.
Инструкция. Участники инсценируют притчу в песочнице во время ее чтения, затем обсуждают, отвечая на вопросы ведущего. Как вариант, можно басню инсценировать.
Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое напряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Мораль
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Обсуждение. Как чувствовали себя участники в разных ролях.
Упражнение № 6. «Сказка про зайца»
Цель: проективное и метафорическое исследование участниками понятия «профессиональная роль»; выяснение последствий занятия чужой профессиональной роли.
Инструкция участникам. Сейчас я расскажу вам начало сказки, продолжение которой вам нужно придумать самим и рассказать в песочнице.
На зиму зайцы меняют свою шкурку. Для этого они приходят на склад, сдают свою летнюю (серую) и берут взамен белую, более пушистую и теплую. Однажды зайцу не хватило новой шкурки, и кладовщик сжалился над ним и дал лисью, чтобы заяц не замерз…
Что произошло дальше?
Обсуждение результатов. Что происходит с людьми, когда они начинают выполнять чужую (не свою) профессиональную роль?
Упражнение № 7. «Мои профессиональные желания» (метод «Незаконченное предложение»)
Цель: осознание своих профессиональных желаний; установление связи своих проф. желаний с предлагаемыми местами работы или учебы; овладение навыками самодиагностики.
Инструкция: психолог зачитывает начало предложения. Участники заканчивают их.
Я вижу свою профессиональную цель в том, что…
- Я стремлюсь…
- Я могу достичь успеха в…
- У меня подходящий возраст для…
- Я абсолютно убежден, что я хочу…
- Мой успех связан с…
- У меня есть то, что требуется для…
- Я знаю, что я буду…
- Я совершенно уверен…
- Мне хорошо иметь…
- Мне хорошо быть…
- В работе я удовлетворяю свое желание…
- У меня есть естественное стремление…
- Моя учеба позволяет мне…
- Для меня удобно и выгодно…
- У меня есть способности для…
- Я мечтаю…
- Мой профессиональный интерес направлен…
- У меня достаточно сил и желаний…
- Мое сегодняшнее положение позволяет мне…
Ритуал прощания. Что нового я узнал о себе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»
Докладна тему:«Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...
Реферат по теме: «Здоровьесберегающие технологии в учреждениях профессионального образования как основное направление в работе с подростками»
Основные подтемы реферата:1.Состояние здоровья подростков в современных условиях2. Здоровьесберегающие технологии 2.1. Методы здоровьесберегающих технологий 2.2.Основопол...
Презентация для проведения педсовета "Проектная технология как средство профессионального развития личности"
В образовательной программе ФГОС ООО есть раздел "Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности", поэтому проектной технологий сегодня должен владеть каждый учитель...
Мастер-класс «Применение информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса»
Методические рекомендации для проведения практической работы для педагогов и административных работников школ Создание таблиц и построение графиков и диаграмм для мониторинга с целью повторить и ...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.
Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.
Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и стремлений к профессиональному становлению,...
«Роль информационных технологий на уроках технологии в развитии профессионального самоопределения учащихся»
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема с...