Психотерапевтические сказки
методическая разработка по психологии по теме

Ратникова Елена Владимировна

В работе с детьми по методу Sandplay рождаются необыкновенные истории. Опыт этой работы я переложила в психотерапевтические сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя стрекоза.

Человек не развивается, если

 в общении с ним нет младенца,

ребенка пяти лет, человека

 младше его, ровесника, человека

 старше и старца.

Китайская мудрость.

Расставляя фигурки для работы с детьми, я ждала на прием мальчика пяти лет. Уже скоро  услышала за дверью шаги и хныканье. Цепляясь за мамино пальто, малыш с неохотой вошел в кабинет. От обилия миниатюрных фигурок, глаза Сережи приковались к полке, пока его тельце содрогалось от  маминого переодевания и переобувания. Как только был завязан последний шнурок, мальчишка кинулся перебирать десятки  игрушек, при этом скороговоркой комментировал, что он видит.

Я предложила ему коробочку, в которую он мог бы набирать понравившиеся ему фигурки. Я как верный оруженосец носила за  мальчиком коробку, в которую  быстро летели камни, ракушки, танк, динозавры и львы. Пожалуй все. Мир людей Сережу не интересовал.

Мальчик быстро сообразил, что все «накопленное богатство» нужно высыпать в песочницу. Он будет сейчас играть. Но по пути к песку взгляд ребенка притянулся к фигуркам - двум стрекозам.

…Мне самой нравится фигурка стрекозы. С ладошку, с прозрачными, шевелящимися крылышками. Кто-то из  друзей привез ее в качестве сувенира как магнит  на холодильник. Незамедлительно она «полетела»  в мою коллекцию…

Вывалив набранные предметы в песочницу, мальчик изумленно смотрел на стрекозу, как она умело, его руками, летает над пространством песка. И вдруг - он закопал одну стрекозу в песок, а вторую  стал заваливать камнями и ракушками.

- Это их дом,- ответил Сережа на мой вопрос.

- А стрекозки хотят летать, дышать воздухом,- продолжаю я.

Никакой жизни стрекозам не хотелось. Более того, на них стали охотиться львы и динозавры. Первую стрекозу поглотили хищники, и малыш быстро удалил ее из песочницы. Атаки на вторую стрекозу продолжались, и Сережа все ближе и ближе подбирался в образе львов к стрекозе.

- А стрекоза хочет, чтобы ее спасли, чтобы ей кто-нибудь помог,- не унималась я, спасая стрекозу.

Но мальчишка продолжал противостояние.

Я подпёрла рукой подбородок и стала смотреть  на Сережу тоскливым взглядом, перебирая в памяти значение символа стрекозы…

…Стрекоза – маленький летающий дракончик (англ. - dragonfly) самое быстрое из насекомых.

В древности стрекоза была символом воинственной отваги, их приносили в жертву богам, прося победы. Одной из характеристик стрекоз, которую ценили самураи, был тот факт, что она не двигается назад, следовательно, не отступает.

Сейчас больше стрекоза воспринимается как символ  безответственности, ненадежности, легкомыслия… Глядя на стрекозу, можно подумать о том, что наша жизнь также быстротечна…

Что же из  этого всего так волнует мальчика, беспокоит, с чем он борется, что спасает, что уничтожает? Это маленькое существо- сам еще часть природы. Неслучайно первое, что притянуло его взгляд, были камни и ракушки, желуди и каштаны. И что-то первобытное - динозавры.  Может, борясь за вечное и ценное, он уничтожал кратковременность бытия?

Пожалуй, моя пауза дала ребенку шанс. Дом стрекозы вконец разломали хищники, но вдруг она взлетает над хаосом и переносится в соседнюю круглую песочницу. Спасена!!! Но в руке у Сережи незаметно был                зажат осьминог. Он принялся добивать стрекозу уже там,                         в мире гармонии и безопасности. Только танк мог  освободить                     стрекозу от этого похожего на свастику и паука зловещего осьминога.

Для мальчика  игра закончилась.

Запрос мамы на то, чтобы сделать что-нибудь с этой агрессией, нашел в песочнице свое решение.  Но я стала ощущать, как стрекоза     стала возрождаться  во мне. Я с удивлением заметила, что не обращаю внимание на голод, когда увлеклась символикой   стрекозы…

… Стрекоза олицетворяет бессмертие и регенерацию, что применительно и к моим чувствам – умение всегда восстанавливаться. У китайцев стрекоза олицетворяет вихрь, быстроту и активность, приближение лета. Поэтому в фэн-шуй ее изображение используют, если партнерские отношения стали повседневной рутиной.

Стрекоза – существо ветра, олицетворяющее изменения и непостоянство чувств. Ее переливающиеся крылья напоминают о магических временах и помогают осознать, что в этом мире существует только видимая реальность.

Куплю ли я  теперь себе украшение этого насекомого, чтобы демонстрировать свою хрупкость, уязвимость, лёгкость, и при этом придавать значение выносливости, силе, хищным повадкам. Да, это моя стрекоза - сочетание хрупкости и внутренней силы.



Предварительный просмотр:

Сказка про темноту.

Жила-была темнота. Жила она только ночью, когда солнышко ложилось спать. Потому что, как только маленький лучик солнца просыпался и освещал землю, она убегала и пряталась в норки к мышкам, сусликам и разным зверькам.

        Но ночью темнота чувствовала себя Королевой. Ночная жизнь была ее стихией, и Королева подчиняла себе всех. А кто не хотел ей подчиняться, она наводила свой гипноз. Внушением она пробуждала воображение детей, и они начинали видеть в темноте разных монстров и чудищ. На самом деле они были не настоящие, точнее, их совсем не было, но детям они виделись реальными.

        На самом деле темнота была очень одинока. Ей хотелось иметь друзей и играть с ними. Но все детки ночью ложились спать. Тогда Королева посылала своего верного слугу-страх  к кроваткам малышей. Страх не давал им уснуть и темнота «играла» с ними. Только дети от таких игр боялись  и  плакали. Мама включала свет, а темнота пряталась и дрожала от страха, потому что Королева боялась не только солнышко, но даже свет от лампочки.

Бедная Королева… Она не понимала одного, для того чтобы дружить  - не нужно пугать.

Однажды один мальчик решил  пожалеть темноту и  подружиться с ней. Он дождался ночи, выключил свет и смотрел на темноту. Но ничего страшного не происходило. Темнота не пугала его, потому что в этом момент она сама его боялась. Оказывается, темнота страшится тех, кто ее не боится. Тогда мальчик решил ее обмануть. Он спрятался под одеяло и стал дрожать. Темнота подумала, что мальчик  боится, и  шагнула к нему на  кровать. Мальчик ощутил ее поступь. И тут из-под одеяла он спросил её:

- Что ты хочешь?

Темнота тихо-тихо прошептала:

- Дружить.

- Говори громче, я тебя плохо слышу, -крикнул мальчик и выглянул из под одеяла.

Оказывается, что Королева темноты не умеет разговаривать громко. Она только шепчет и очень-  очень тихо. Королева темноты прошептала  еще раз:

- Дружить.

-Тогда, если ты хочешь быть моим другом,  расскажи мне добрую сказку.

И Королева темноты рассказывала мальчику много красивых и добрых историй о своем мире темноты. О том, как красиво в ночном лесу, как совы кормят своих маленьких птенцов, звери выходят на охоту, чтобы прокормить своих детенышей, как падают звезды, и влюбленные загадывают желания, и в звездном небе созвездия приходят дуг к другу в гости.

Мальчик уснул. А Королева темноты стала охранять его сон до самого утра, чтобы не пришел ее  злобный слуга страх.

Однажды Королева темноты развлекала мальчика загадками. Он брал в руки предметы, и, не видя их, на ощупь отгадывал. Ему очень понравилась эта забавная игра. Потом он смотрел по сторонам и в еле видных очертаниях отгадывал предметы, мебель, вещи.

А еще мальчик узнал, что темнота может быть хорошим другом тому, кто устал: она дает тишину и отдых.

Теперь у Королевы темноты есть друг и она не одинока. Она любит встречаться с мальчиком  и рассказывать ему удивительные сказки, посылать ему тишину,  охранять его сон.

        

        



Предварительный просмотр:

Однажды маленький медвежонок залез на дерево. Он хотел посмотреть, что это там птицы в гнезде развеселились. Трещат, галдят, не дают спокойно наслаждаться  малиной. Пригляделся медвежонок, а в гнезде  вылупились маленькие птенчики. Хорошенькие, желтенькие. Мама и две сестрички заботливо вились над гнездом, а папа и старший брат укрепляли гнездо от диких зверей.  Удивился медвежонок заботливости  старших птенцов и задумался: «А я ни о ком не забочусь, мама и папа заботятся обо мне, а я?». Отвернулся он от этой радостной картины, но тут же увидел какое-то празднование в беличьем дупле. Разносился запах  ароматного пирога. Этот запах медвежонок узнал бы из тысячи других запахов. Ведь это был его любимый земляничный пирог. Смех и радостные голоса белок еще больше разбудили его любопытство. Что же там такое происходит. Не смея подойти поближе, наш герой наблюдал  за белками с соседней ветки. Оказалось, что в семействе белок пополнение, родились маленькие бельчата и семья празднует день рождение. Ай, какой великолепный праздник, сколько гостей. А старшая сестра белка так заботлива к своим маленьким братикам и сестренкам, словно она самая главная.

Все веселятся, а я один. Загрустил медвежонок и спустился с дерева.  И тут он увидел, как его друг лис прижимается к пузу своей мамы, гладит его и разговаривает с кем – то внутри живота. Подглядывая за таким забавным общением, медвежонок тихонько шел за  лисьим семейством. Дождавшись, когда друг лис останется один, косолапый подозвал его.

- Что там происходит в животе твоей мамы?

- Я разговаривал с пузожителем!- с гордостью отрапортовал лис.

- Что это такое?

- Там в пузе у мамы маленький братик или сестренка, я еще пока не знаю, Но точно он там живет. Когда я с ним разговариваю, он отвечает мне на языке азбуки морзе -  постукивает лапой. Скоро он появится на свет, и я придумаю ему имя. Мама сказала, что  это очень важное событие, когда старшие дети дают имена своим младшим брату или сестре.

Вот это да, друг лис и тот разговаривает со своим пузожителем, а мне дома не с кем даже играть.

Вернулся медвежонок домой очень расстроенный. Как сказать маме, что он тоже очень хочет маленького брата или сестренку, что ему грустно и одиноко в темной берлоге, что не с кем поиграть в его любимые шахматы, почитать сказки, что ему очень важно становиться взрослым, а для этого  ему так необходимо заботиться о ком-нибудь. За этими раздумьями и застали его родители. И мишка несмело поведал им о своей мечте.

- Что ж,- сказали мама и папа- это даже замечательно. Весной после спячки у тебя обязательно будет младший брат.

- Или сестренка- добавил папа.

Как хорошо подумал медвежонок. Теперь ему так приятно будет засыпать, ведь его мечта скоро осуществится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотерапевтическая работа с глиной

Психотерапевтическая работа с глинойКлючевые слова: арт-терапия, работа с глиной, психокоррекция, постстрессовое расстройство, работа с агрессией.По мифологическим преданиям древних шумеров и семитов ...

Методическая разработка сценария занятия с использованием психотерапевтических методов и приемов.

Методическая разработка сценария занятия с использованием психотерапевтических методов и приемов.Автор разработки: педагог-психолог ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Занятие с использованием сказкотерапевтических ...

Психотерапевтическая игра как один из инструментов психологической работы.

Подборка психологических, интеллектуальных игр для работы психолога с детьми и взрослыми....

Психотерапевтические возможности рисования песком

Морскими пескамиПесочницы полны,...

Статья "ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Статья отражает влияние уроков музыкального искусства в школе на психическое состояние учащихся, их духовную сущность и здоровье в целом. В ней представлены основные виды деятельности учащихся на урок...

Адаптированная дополнительная коррекционно - развивающая программа психотерапевтической направленности « В гостях у сказки»

Содержание           Пояснительная запискаЦелевой раздел ПрограммыНаправленность ПрограммыНовизна ПрограммыАкутальность ПрограммыПедагогическая ...


 

Комментарии

Ратникова Елена Владимировна

Сказки необходимы в работе психолога. "Моя стрекоза" это сказка, которая помогает освободиться от агрессии, "Про темноту" позволит выразить свои страхи.