Психотерапевтические возможности рисования песком
статья по психологии по теме
Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками
Песочные волны....
А. Орлова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Исаева Олеся Викторовна
"Психотерапевтические возможности рисования песком"
Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками
Песочные волны....
А. Орлова
Песок -это замечательный сенсорный материал, непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания... Клиент включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для человека, в котором гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа).
Рисование песком «Sand -Art»– удивительно интересное и очень «живое» занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки несут в себе возможность трансформаций. Они помогают нам осознать наши эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я».
Задача психолога – дать возможность клиенту окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни. Рисование песком целительно уже само по себе.
В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.
Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое). Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего "Я".
Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.
Преимущество метода заключается в простом и приятном процессе. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал песок- необыкновенно приятен. Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека. Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам. Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером. Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.
Рисование песком позволяет научиться осознавать себя и выражать собственные чувства. Улучшить прогресс в личностной коррекции. Усилить ощущение собственной личностной ценности. Развить чувство внутреннего контроля, прогнозирования. Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни. Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Рисование песком. Основные приемы рисования."
Конспект занятия "Рисование песком. Основные приемы рисования."...
Мастер-класс "Рисование песком"
Данный материал содержит информацию о нетрадиционном направлении изобразительного искусства «Sand-art» (пескография) и поможет освоить самые простые элементы данной техники. ...
Арт-творчество. Рисование песком.
Рисование песком – это сравнительно молодой и перспективный вид искусства, появившийся примерно в 1970-х годах. На данный момент рисование песком - это арт-терапевтическая, здоровьесберегающая т...
"Развитие мелкой моторики через рисование песком"
У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация....
Программа по рисованию песком в технике «Sand-Art» «Волшебство песком»
Программа по рисованию в технике «Sand-Art»«Волшебство песком» для детей. Интересное направление в искусстве: рисование песком позволяет ребёнку проявить свою фантазию не боясь допустить ошибку, снима...
Эффективность использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Статья об эффективности использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ....
Конспект занятия по рисованию песком
Рисовать песком на специальных столах с подсветкой весело и интересно. 99% детей получают на занятии заряд положительных эмоций....