Адаптированная дополнительная коррекционно - развивающая программа психотерапевтической направленности « В гостях у сказки»
рабочая программа

Трофимова Людмила Вадимовна

 

Содержание

 

          Пояснительная записка

  1. Целевой раздел Программы
    1. Направленность Программы
    2. Новизна Программы
    3. Акутальность Программы
    4. Педагогическая целесообразность
    5. Нормативно-правовые документы
    6. Цель Программы
    7. Задачи Программы
    8. Принципы работы по Программе
  2. Содержательный раздел Программы
    1. Методы
    2. Формы организации деятельности
    3. Основные направления Программы
    4. Формы контроля
    5. Ожидаемые результаты
  3. Организационный раздел Программы
    1. Учебно-тематический план
    2. Содержание учебно-тематического плана
    3. Календарно-тематическое планирование
    4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Существенная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.

Различные нарушения влияют на развитие не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

Дети имеют значительные нарушения в психоэмоциональном состоянии. Помимо серьезных изменений в познавательной сфере, такие дети также имеют нарушения эмоционально-волевой сферы. Крайне часто дети с основным диагнозом «умственная отсталость» на самом деле имеют множественный диагноз, это могут быть и психопатоподобные состояния, и психоорганические состояния, расстройства аутистического спектра, гипердинамические расстройства и т.д. Эмоции детей с умственной отсталостью крайне неустойчивы, их эмоциональный фон в течении небольшого интервала времени может превратиться из ровного в крайне нестабильный. Воля и произвольность у таких детей также нестабильны: низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, слабый уровень мотивации в деятельности, крайне низкий уровень запоминания – все это, частично, является неспособностью выработать волевое усилие.

Программа по сказкотерапии « В гостях у сказки»  рассчитана, во-первых, на коррекцию эмоионально-волевой сферы детей с умственной отсталостью – она учит детей испытывать чувства, радоваться, огорчаться, сочувствовать и т.д., кроме того погружение в сказочный и волшебный мир понижает накопленный стресс у ребенка, расслабляет его. Во-вторых, в процессе сказкотерапии идет развитие высших психических функций – для успешной работы в этом направлении, ребенок должен удерживать внимание, стараться запоминать и размышлять, а также развивать свое воображение. В-третьих, процесс сказкотерапии побуждает детей к речевому контакту, учит их коммуницировать. В-четвертых, сказка формирует поведенческие стандарты у детей через знаковую систему образа, показа ситуации и построения логики поведения в ней, а также выхода из любого, пусть самого безнадежного тупика зачастую с материальными и личностными успехами, с подъемом на новую, более высокую социальную и личностную ступеньку развития. Поэтому её значение расширяется до взгляда «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.

Направленность Программы

Адаптированная дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» имеет психотерапевтическую направленность. Целевая аудитория Программы – дети от 10 лет, имеющие диагноз «умственная отсталость». Настоящая Программа сосредоточена на стабилизацию психоэмоционального состояния детей, коррекцию эмоционального фона и снижение аффективных реакций. Попутно Программа направлена на развитие высших психических функций, развитие речевых навыков и адаптацию особенных детей в обществе.

Новизна Программы

Новизна Программы « В гостях у сказки » состоит в том, что она составлена так, чтобы детям с различной степенью интеллектуального развития работа со сказкой была понятна, увлекательна, поучительна. Особенное внимание уделяется русским народным сказкам, именно этот блок подходит для работы даже с тяжело умственно отсталыми детьми. На подсознательном уровне ребенок будет воспринимать накопленный опыт народа, менталитет своего, что поможет его скорейшему вхождению в социум.

Актуальность Программы

Сказка помогает активизировать процессы мышления, совершенствует эмоционально-волевую сферу, развивает мелкую моторику рук у детей. Проживая сказку, дети учатся побеждать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность усовершенствовать и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Таким образом, Программа « В гостях у сказки » решает благополучно все эти задачи и помогает гармонично и всесторонне развить ребенка.

Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание, развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность адаптированной дополнительной образовательной программы состоит в использовании наименее травматичного метода психотерапии, безопасность которого так важна детям с нарушениями психики. Использование метода сказкотерапии позволит детям с особыми потребностями погрузиться в мир волшебства, отдохнуть от режимного распорядка дня, а также отдохнуть от «навязанного общества» других детей и сотрудников учреждения, побыть наедине с самими собой.  Также через сказку ребенок будет ненавязчиво обучаться правильным формам поведения, это очень важно, так как воспитательные беседы в большинстве случаев вызывают у детей сопротивление, чего не может наблюдаться в обучении сказкой.     

Нормативно-правовые документы

- Конституция Российской Федерации;

- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной   Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

- Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года;

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ c изменениями, вступившими в силу с 1 января 2016 г.;

- Постановление Правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014г. № 481;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014г. № 1598;

- Устав Государственного казенного учреждения города Москвы Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский»  Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденный приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 01.10.2015г. № 950.

Цель Программы

Целью Программы « В гостях у сказки»  являются - предостережение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных задержкой психического развития; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
          Задачи Программы

      Коррекционно-развивающие:

развитие эмоциональной и моторной адекватности;

развитие высших психических функций;

развитие коммуникативных навыков, создание игровой доверительной атмосферы в группе;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

коррекция отклоняющегося поведения.

Воспитательные:

воспитывать умение понимать и представлять эмоциональное состояние героев сказки, посредством мимики, речи, пантомимики (радость, грусть, удивление);

воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

           Принципы работы по Программе

Доступность – программа доступна для каждого ребенка вне зависимости от его интеллектуального развития;

Учета возрастных и психологических особенностей – ребенок проходит те блоки Программы и выполняет те формы заданий, которые доступны его развитию;

Комплексность – Программа предполагает слуховой, речевой, зрительный и тактильный методы воздействия на ребенка во время обучения;

Заинтересованность – занятия проводятся только в случае заинтересованности ребенка в работе по Программе;

Стабильности состояния – занятия не проводятся в случае, если ребенок находится в состоянии психомоторного возбуждения.

      Методы

Основным методом работы по Программе является активное слушание. После совместного прочтения сказки педагог с обучаемым переходят к анализу произведения.

Также дополнительно используются методы арт-терапии (пластилин, краски) и метод ролевой игры.

Формы организации деятельности

Программа предполагает индивидуальные формы проведения занятий (или не более двух человек). Каждое занятие представляет собой блок из комплекса сказко- и арт-терапевтических занятий, метода театральной постановки (ролевых игр).

Возраст детей, обучающихся по Программе – от 10 до 18 лет.

Срок реализации Программы – 1 год.

Каждое занятие длится по 30 минут.

Режим работы: 1 раз/неделю

 

Основные направления Программы

Сказкотерапия - это инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в социуме. Сказкотерапия — это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия - это инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия – это нарративная терапия. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия – это одна из самых безопасных форм психотерапии. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Арт-терапия – это основанная на работе воображения увлекательная работа, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Ролевая игра – это показатель социального опыта, источник развития коммуникативных навыков и психического развития детей.

 

 

 

Формы контроля

Формы занятий

Сентябрь

Декабрь

Май

 

Индивидуальная

Первичная психолого-педагогическая диагностика

Промежуточная психолого-педагогическая диагностика

Итоговая психолого-педагогическая диагностика

 

 

Подгрупповая

Первичная психолого-педагогическая диагностика. Распределение в подгруппы.

Промежуточная психолого-педагогическая диагностика. Проверка целесообразности групповых занятий.

Итоговая психолого-педагогическая диагностика

Ожидаемые результаты

В ходе реализации адаптированной дополнительной программы «В гостях у сказки» у обучающихся по Программе будут заметны улучшения в:

- психоэмоциональном состоянии;

- росте эмоционального интеллекта;

- развитии внимания, памяти и мышления;

- развитии речевых навыков и коммуникации;

- развитии мелкой моторики;

- взаимодействии с коллективом.

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов

Темы

Количество часов

1

Психолого-педагогическая диагностика. Формирование подгрупп.

 

 

14

2

 

 

 

 

Русские

народные

сказки

 

«Кто, петух и лиса»

1

3

 «Репка»

1

4

 «Лиса, заяц и петух»

1

5

  «Колобок»

1

6

 «Журавль и цапля»

1

7

 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

8

«Гуси-лебеди»

1

9

«Царевна-лягушка»

1

10

«Крошечка - Хаврошечка»

1

11

 

 

 

 

Авторские сказки зарубежных писателей

 «Гадкий утенок»

1

12

 «Снежная королева»

2

13

 «Дикие лебеди»

2

14

 «Ослиная шкура»

1

15

 «Гензель и Гретель»

1

16

«Король Дроздобород»

1

17

 «Соломинка, уголек и боб»

1

18

 «Беляночка и Розочка»

1

19

 «Мальчик-с-пальчик»

1

20

 

 

 

Авторские сказки

русских писателей

 «Аленький цветочек»

2

21

22

«Приключения Буратино»

2

 «Серебряное копытце»

2

23

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

2

24

 «Цветик-семицветик»

2

25

 «Приключения Незнайки»

2

26

 «Сказка о потерянном времени»

2

Итого:

48

 

 

 

 

 

Календарно- тематический график

 

Цели

Упражнения

  1.  

Тема: «Кто, петух и лиса»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

 

1. Совместное чтение сказки «Кот, лиса и петух»

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

  1.  

Тема: «Репка»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Репка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

  1.  

Тема: «Лиса, заяц и петух»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

 

1. Совместное чтение сказки «Лиса, заяц и петух».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

  1.  

Тема: «Колобок»

 

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Колобок».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Ролевая игра с применением кукольного театра.

  1.  

Тема: «Журавль и цапля»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Журавль и цапля».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Разыгрывание сказки по ролям.

  1.  

Тема: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместный просмотр сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

  1.  

Тема: «Гуси-лебеди»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Гуси-лебеди».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

  1.  

Тема: «Царевна-лягушка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Царевна-лягушка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

  1.  

Тема: «Крошечка - Хаврошечка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Я твой друг, а ты мой друг».

  1.  

Тема: «Гадкий утенок»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Гадкий утенок»

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Красота в глазах смотрящего».

  1.  

Тема: «Снежная королева»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Снежная королева».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

  1.  

Тема: «Дикие лебеди»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Дикие лебеди».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

  1.  

«Ослиная шкура»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Ослиная шкура»

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

  1.  

Тема: «Гензель и Гретель»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки.

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа по сюжетным картинкам.

  1.  

Тема: «Король Дроздобород»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Король Дроздобород».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

 

  1.  

Тема: «Соломинка, уголек и боб»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

 

1. Совместное чтение сказки «Соломинка, уголек и боб».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

  1.  

Тема: «Беляночка и Розочка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Беляночка и Розочка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

  1.  

Тема: «Мальчик-с-пальчик»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Мальчик-с-пальчик».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

  1.  

 

Тема: «Аленький цветочек»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

 

1.Совместный просмотр сказки «Аленький цветочек».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Загадай желание».

  1.  

Тема: «Приключения Буратино»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместный просмотр сказки «Приключения Буратино».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

  1.  

Тема: «Серебряное копытце»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Серебряное копытце».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Сундук с драгоценными камнями».

  1.  

Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

 

1. Совместное чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

  1.  

Тема: «Цветик-семицветик»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Цветик-семицветик».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Цветик-семицветик».

  1.  

Тема: «Приключения Незнайки»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Приключения Незнайки».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Кем я хочу стать».

  1.  

Тема: «Сказка о потерянном времени»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Сказка о потерянном времени».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Мои часы».

 

Список литературы

  • Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия
  • Каган В. Е. Аутята. Родителям об аутизме
  • Введение в психологию сказки.
  • Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки
  • Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию
  • Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии.
  • Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии
  • Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.
  • Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной.
  • Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.
  • Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.
  • Понаморева В.И. Типология сказки
  • Дольто Ф. На стороне ребенка.
  • Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…
  • Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_psihterapevt.docx43.29 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ

«СКОЛКОВСКИЙ»

(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Рассмотрена и утверждена                                                   Утверждена приказом директора

Методическим объединением                                              ГКУ ЦССВ «Сколковский»

               № 97

                                                                                                               

Адаптированная дополнительная коррекционно - развивающая программа

психотерапевтической направленности

« В гостях у сказки»

Составитель программы:

Воспитатель

Трофимова Л.В.

Уровень программы: базовый

Возрастная группа: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития

 10-18лет

Срок реализации: 1 год

Москва 2023 г.

Содержание

          Пояснительная записка

  1. Целевой раздел Программы
  1. Направленность Программы
  2. Новизна Программы
  3. Акутальность Программы
  4. Педагогическая целесообразность
  5. Нормативно-правовые документы
  6. Цель Программы
  7. Задачи Программы
  8. Принципы работы по Программе
  1. Содержательный раздел Программы
  1. Методы
  2. Формы организации деятельности
  3. Основные направления Программы
  4. Формы контроля
  5. Ожидаемые результаты
  1. Организационный раздел Программы
  1. Учебно-тематический план
  2. Содержание учебно-тематического плана
  3. Календарно-тематическое планирование
  4. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Существенная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.

Различные нарушения влияют на развитие не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

Дети имеют значительные нарушения в психоэмоциональном состоянии. Помимо серьезных изменений в познавательной сфере, такие дети также имеют нарушения эмоционально-волевой сферы. Крайне часто дети с основным диагнозом «умственная отсталость» на самом деле имеют множественный диагноз, это могут быть и психопатоподобные состояния, и психоорганические состояния, расстройства аутистического спектра, гипердинамические расстройства и т.д. Эмоции детей с умственной отсталостью крайне неустойчивы, их эмоциональный фон в течении небольшого интервала времени может превратиться из ровного в крайне нестабильный. Воля и произвольность у таких детей также нестабильны: низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, слабый уровень мотивации в деятельности, крайне низкий уровень запоминания – все это, частично, является неспособностью выработать волевое усилие.

Программа по сказкотерапии « В гостях у сказки»  рассчитана, во-первых, на коррекцию эмоионально-волевой сферы детей с умственной отсталостью – она учит детей испытывать чувства, радоваться, огорчаться, сочувствовать и т.д., кроме того погружение в сказочный и волшебный мир понижает накопленный стресс у ребенка, расслабляет его. Во-вторых, в процессе сказкотерапии идет развитие высших психических функций – для успешной работы в этом направлении, ребенок должен удерживать внимание, стараться запоминать и размышлять, а также развивать свое воображение. В-третьих, процесс сказкотерапии побуждает детей к речевому контакту, учит их коммуницировать. В-четвертых, сказка формирует поведенческие стандарты у детей через знаковую систему образа, показа ситуации и построения логики поведения в ней, а также выхода из любого, пусть самого безнадежного тупика зачастую с материальными и личностными успехами, с подъемом на новую, более высокую социальную и личностную ступеньку развития. Поэтому её значение расширяется до взгляда «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.

Направленность Программы

Адаптированная дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» имеет психотерапевтическую направленность. Целевая аудитория Программы – дети от 10 лет, имеющие диагноз «умственная отсталость». Настоящая Программа сосредоточена на стабилизацию психоэмоционального состояния детей, коррекцию эмоционального фона и снижение аффективных реакций. Попутно Программа направлена на развитие высших психических функций, развитие речевых навыков и адаптацию особенных детей в обществе.

Новизна Программы

Новизна Программы « В гостях у сказки » состоит в том, что она составлена так, чтобы детям с различной степенью интеллектуального развития работа со сказкой была понятна, увлекательна, поучительна. Особенное внимание уделяется русским народным сказкам, именно этот блок подходит для работы даже с тяжело умственно отсталыми детьми. На подсознательном уровне ребенок будет воспринимать накопленный опыт народа, менталитет своего, что поможет его скорейшему вхождению в социум.

Актуальность Программы

Сказка помогает активизировать процессы мышления, совершенствует эмоционально-волевую сферу, развивает мелкую моторику рук у детей. Проживая сказку, дети учатся побеждать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность усовершенствовать и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Таким образом, Программа « В гостях у сказки » решает благополучно все эти задачи и помогает гармонично и всесторонне развить ребенка.

Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание, развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность адаптированной дополнительной образовательной программы состоит в использовании наименее травматичного метода психотерапии, безопасность которого так важна детям с нарушениями психики. Использование метода сказкотерапии позволит детям с особыми потребностями погрузиться в мир волшебства, отдохнуть от режимного распорядка дня, а также отдохнуть от «навязанного общества» других детей и сотрудников учреждения, побыть наедине с самими собой.  Также через сказку ребенок будет ненавязчиво обучаться правильным формам поведения, это очень важно, так как воспитательные беседы в большинстве случаев вызывают у детей сопротивление, чего не может наблюдаться в обучении сказкой.        

Нормативно-правовые документы

- Конституция Российской Федерации;

- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной   Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

- Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года;

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ c изменениями, вступившими в силу с 1 января 2016 г.;

- Постановление Правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014г. № 481;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014г. № 1598;

- Устав Государственного казенного учреждения города Москвы Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский»  Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденный приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 01.10.2015г. № 950.

Цель Программы

Целью Программы « В гостях у сказки»  являются - предостережение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных задержкой психического развития; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
         Задачи Программы

      Коррекционно-развивающие:

развитие эмоциональной и моторной адекватности;

развитие высших психических функций;

развитие коммуникативных навыков, создание игровой доверительной атмосферы в группе;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

коррекция отклоняющегося поведения.

Воспитательные:

воспитывать умение понимать и представлять эмоциональное состояние героев сказки, посредством мимики, речи, пантомимики (радость, грусть, удивление);

воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

           Принципы работы по Программе

Доступность – программа доступна для каждого ребенка вне зависимости от его интеллектуального развития;

Учета возрастных и психологических особенностей – ребенок проходит те блоки Программы и выполняет те формы заданий, которые доступны его развитию;

Комплексность – Программа предполагает слуховой, речевой, зрительный и тактильный методы воздействия на ребенка во время обучения;

Заинтересованность – занятия проводятся только в случае заинтересованности ребенка в работе по Программе;

Стабильности состояния – занятия не проводятся в случае, если ребенок находится в состоянии психомоторного возбуждения.

      Методы

Основным методом работы по Программе является активное слушание. После совместного прочтения сказки педагог с обучаемым переходят к анализу произведения.

Также дополнительно используются методы арт-терапии (пластилин, краски) и метод ролевой игры.

Формы организации деятельности

Программа предполагает индивидуальные формы проведения занятий (или не более двух человек). Каждое занятие представляет собой блок из комплекса сказко- и арт-терапевтических занятий, метода театральной постановки (ролевых игр).

Возраст детей, обучающихся по Программе – от 10 до 18 лет.

Срок реализации Программы – 1 год.

Каждое занятие длится по 30 минут.

Режим работы: 1 раз/неделю

Основные направления Программы

Сказкотерапия - это инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в социуме. Сказкотерапия — это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия - это инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия – это нарративная терапия. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия – это одна из самых безопасных форм психотерапии. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Арт-терапия – это основанная на работе воображения увлекательная работа, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Ролевая игра – это показатель социального опыта, источник развития коммуникативных навыков и психического развития детей.

Формы контроля

Формы занятий

Сентябрь

Декабрь

Май

Индивидуальная

Первичная психолого-педагогическая диагностика

Промежуточная психолого-педагогическая диагностика

Итоговая психолого-педагогическая диагностика

Подгрупповая

Первичная психолого-педагогическая диагностика. Распределение в подгруппы.

Промежуточная психолого-педагогическая диагностика. Проверка целесообразности групповых занятий.

Итоговая психолого-педагогическая диагностика

Ожидаемые результаты

В ходе реализации адаптированной дополнительной программы «В гостях у сказки» у обучающихся по Программе будут заметны улучшения в:

- психоэмоциональном состоянии;

- росте эмоционального интеллекта;

- развитии внимания, памяти и мышления;

- развитии речевых навыков и коммуникации;

- развитии мелкой моторики;

- взаимодействии с коллективом.

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов

Темы

Количество часов

1

Психолого-педагогическая диагностика. Формирование подгрупп.

14

2

Русские

народные

сказки

«Кто, петух и лиса»

1

3

 «Репка»

1

4

 «Лиса, заяц и петух»

1

5

  «Колобок»

1

6

 «Журавль и цапля»

1

7

 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

8

«Гуси-лебеди»

1

9

«Царевна-лягушка»

1

10

«Крошечка - Хаврошечка»

1

11

Авторские сказки зарубежных писателей

 «Гадкий утенок»

1

12

 «Снежная королева»

2

13

 «Дикие лебеди»

2

14

 «Ослиная шкура»

1

15

 «Гензель и Гретель»

1

16

«Король Дроздобород»

1

17

 «Соломинка, уголек и боб»

1

18

 «Беляночка и Розочка»

1

19

 «Мальчик-с-пальчик»

1

20

Авторские сказки

русских писателей

 «Аленький цветочек»

2

21

22

«Приключения Буратино»

2

 «Серебряное копытце»

2

23

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

2

24

 «Цветик-семицветик»

2

25

 «Приключения Незнайки»

2

26

 «Сказка о потерянном времени»

2

Итого:

48

Календарно- тематический график

Цели

Упражнения

Тема: «Кто, петух и лиса»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Кот, лиса и петух»

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

Тема: «Репка»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Репка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

Тема: «Лиса, заяц и петух»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Лиса, заяц и петух».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

Тема: «Колобок»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Колобок».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Ролевая игра с применением кукольного театра.

Тема: «Журавль и цапля»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Журавль и цапля».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Разыгрывание сказки по ролям.

Тема: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместный просмотр сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Гуси-лебеди»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Гуси-лебеди».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Царевна-лягушка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Царевна-лягушка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Крошечка - Хаврошечка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Я твой друг, а ты мой друг».

Тема: «Гадкий утенок»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Гадкий утенок»

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Красота в глазах смотрящего».

Тема: «Снежная королева»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Снежная королева».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Дикие лебеди»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Дикие лебеди».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

«Ослиная шкура»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Ослиная шкура»

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Гензель и Гретель»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки.

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа по сюжетным картинкам.

Тема: «Король Дроздобород»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Король Дроздобород».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Соломинка, уголек и боб»

Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Соломинка, уголек и боб».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина.

4. Разыгрывание пластилинового спектакля.

Тема: «Беляночка и Розочка»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Беляночка и Розочка».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Мальчик-с-пальчик»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Мальчик-с-пальчик».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Аленький цветочек»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1.Совместный просмотр сказки «Аленький цветочек».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Загадай желание».

Тема: «Приключения Буратино»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместный просмотр сказки «Приключения Буратино».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Серебряное копытце»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Серебряное копытце».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Сундук с драгоценными камнями».

Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Работа с сюжетными картинками.

4. Изотерапия по мотивам сказки.

Тема: «Цветик-семицветик»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Цветик-семицветик».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Цветик-семицветик».

Тема: «Приключения Незнайки»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Приключения Незнайки».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Кем я хочу стать».

Тема: «Сказка о потерянном времени»

Развитие наглядно-образного мышления;

развитие воображения;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие коммуникативных навыков;

развитие   зрительного, слухового и кинестетического  анализаторов;

релаксация;

развитие мелкой моторики.

1. Совместное чтение сказки «Сказка о потерянном времени».

2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки.

3. Арт-терапевтическое задание: «Мои часы».

Список литературы

  • Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия
  • Каган В. Е. Аутята. Родителям об аутизме
  • Введение в психологию сказки.
  • Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки
  • Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию
  • Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии.
  • Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии
  • Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.
  • Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной.
  • Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.
  • Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.
  • Понаморева В.И. Типология сказки
  • Дольто Ф. На стороне ребенка.
  • Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…
  • Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программа предназначена для обеспечения  эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....

Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир» для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС О у/о (интеллектуальные нарушения), вариант 9.2, 8.4, СИПР, 4-ый год обучения

Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир» разработана для обучающихся в 4-ого года обучения  с умственной отсталостью (ТМНР и РАС) с учетом специфик...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога "В гостях у сказки"(1класс)

В системе развивающих занятий с психологом закладываются основы учебной деятельности ребенка,активное развитие познавательных способностей....

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

       Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...