Адаптированная дополнительная коррекционно - развивающая программа психотерапевтической направленности « В гостях у сказки»
рабочая программа
Содержание
Пояснительная записка
- Целевой раздел Программы
- Направленность Программы
- Новизна Программы
- Акутальность Программы
- Педагогическая целесообразность
- Нормативно-правовые документы
- Цель Программы
- Задачи Программы
- Принципы работы по Программе
- Содержательный раздел Программы
- Методы
- Формы организации деятельности
- Основные направления Программы
- Формы контроля
- Ожидаемые результаты
- Организационный раздел Программы
- Учебно-тематический план
- Содержание учебно-тематического плана
- Календарно-тематическое планирование
- Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Существенная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.
Различные нарушения влияют на развитие не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
Дети имеют значительные нарушения в психоэмоциональном состоянии. Помимо серьезных изменений в познавательной сфере, такие дети также имеют нарушения эмоционально-волевой сферы. Крайне часто дети с основным диагнозом «умственная отсталость» на самом деле имеют множественный диагноз, это могут быть и психопатоподобные состояния, и психоорганические состояния, расстройства аутистического спектра, гипердинамические расстройства и т.д. Эмоции детей с умственной отсталостью крайне неустойчивы, их эмоциональный фон в течении небольшого интервала времени может превратиться из ровного в крайне нестабильный. Воля и произвольность у таких детей также нестабильны: низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, слабый уровень мотивации в деятельности, крайне низкий уровень запоминания – все это, частично, является неспособностью выработать волевое усилие.
Программа по сказкотерапии « В гостях у сказки» рассчитана, во-первых, на коррекцию эмоионально-волевой сферы детей с умственной отсталостью – она учит детей испытывать чувства, радоваться, огорчаться, сочувствовать и т.д., кроме того погружение в сказочный и волшебный мир понижает накопленный стресс у ребенка, расслабляет его. Во-вторых, в процессе сказкотерапии идет развитие высших психических функций – для успешной работы в этом направлении, ребенок должен удерживать внимание, стараться запоминать и размышлять, а также развивать свое воображение. В-третьих, процесс сказкотерапии побуждает детей к речевому контакту, учит их коммуницировать. В-четвертых, сказка формирует поведенческие стандарты у детей через знаковую систему образа, показа ситуации и построения логики поведения в ней, а также выхода из любого, пусть самого безнадежного тупика зачастую с материальными и личностными успехами, с подъемом на новую, более высокую социальную и личностную ступеньку развития. Поэтому её значение расширяется до взгляда «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.
Направленность Программы
Адаптированная дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» имеет психотерапевтическую направленность. Целевая аудитория Программы – дети от 10 лет, имеющие диагноз «умственная отсталость». Настоящая Программа сосредоточена на стабилизацию психоэмоционального состояния детей, коррекцию эмоционального фона и снижение аффективных реакций. Попутно Программа направлена на развитие высших психических функций, развитие речевых навыков и адаптацию особенных детей в обществе.
Новизна Программы
Новизна Программы « В гостях у сказки » состоит в том, что она составлена так, чтобы детям с различной степенью интеллектуального развития работа со сказкой была понятна, увлекательна, поучительна. Особенное внимание уделяется русским народным сказкам, именно этот блок подходит для работы даже с тяжело умственно отсталыми детьми. На подсознательном уровне ребенок будет воспринимать накопленный опыт народа, менталитет своего, что поможет его скорейшему вхождению в социум.
Актуальность Программы
Сказка помогает активизировать процессы мышления, совершенствует эмоционально-волевую сферу, развивает мелкую моторику рук у детей. Проживая сказку, дети учатся побеждать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность усовершенствовать и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Таким образом, Программа « В гостях у сказки » решает благополучно все эти задачи и помогает гармонично и всесторонне развить ребенка.
Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание, развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность адаптированной дополнительной образовательной программы состоит в использовании наименее травматичного метода психотерапии, безопасность которого так важна детям с нарушениями психики. Использование метода сказкотерапии позволит детям с особыми потребностями погрузиться в мир волшебства, отдохнуть от режимного распорядка дня, а также отдохнуть от «навязанного общества» других детей и сотрудников учреждения, побыть наедине с самими собой. Также через сказку ребенок будет ненавязчиво обучаться правильным формам поведения, это очень важно, так как воспитательные беседы в большинстве случаев вызывают у детей сопротивление, чего не может наблюдаться в обучении сказкой.
Нормативно-правовые документы
- Конституция Российской Федерации;
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ c изменениями, вступившими в силу с 1 января 2016 г.;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014г. № 481;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014г. № 1598;
- Устав Государственного казенного учреждения города Москвы Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденный приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 01.10.2015г. № 950.
Цель Программы
Целью Программы « В гостях у сказки» являются - предостережение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных задержкой психического развития; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачи Программы
Коррекционно-развивающие:
развитие эмоциональной и моторной адекватности;
развитие высших психических функций;
развитие коммуникативных навыков, создание игровой доверительной атмосферы в группе;
развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов;
расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
развитие эмоционально-волевой сферы;
коррекция отклоняющегося поведения.
Воспитательные:
воспитывать умение понимать и представлять эмоциональное состояние героев сказки, посредством мимики, речи, пантомимики (радость, грусть, удивление);
воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Принципы работы по Программе
Доступность – программа доступна для каждого ребенка вне зависимости от его интеллектуального развития;
Учета возрастных и психологических особенностей – ребенок проходит те блоки Программы и выполняет те формы заданий, которые доступны его развитию;
Комплексность – Программа предполагает слуховой, речевой, зрительный и тактильный методы воздействия на ребенка во время обучения;
Заинтересованность – занятия проводятся только в случае заинтересованности ребенка в работе по Программе;
Стабильности состояния – занятия не проводятся в случае, если ребенок находится в состоянии психомоторного возбуждения.
Методы
Основным методом работы по Программе является активное слушание. После совместного прочтения сказки педагог с обучаемым переходят к анализу произведения.
Также дополнительно используются методы арт-терапии (пластилин, краски) и метод ролевой игры.
Формы организации деятельности
Программа предполагает индивидуальные формы проведения занятий (или не более двух человек). Каждое занятие представляет собой блок из комплекса сказко- и арт-терапевтических занятий, метода театральной постановки (ролевых игр).
Возраст детей, обучающихся по Программе – от 10 до 18 лет.
Срок реализации Программы – 1 год.
Каждое занятие длится по 30 минут.
Режим работы: 1 раз/неделю
Основные направления Программы
Сказкотерапия - это инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в социуме. Сказкотерапия — это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия - это инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Сказкотерапия – это нарративная терапия. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.
Сказкотерапия – это одна из самых безопасных форм психотерапии. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.
Арт-терапия – это основанная на работе воображения увлекательная работа, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
Ролевая игра – это показатель социального опыта, источник развития коммуникативных навыков и психического развития детей.
Формы контроля
Формы занятий | Сентябрь | Декабрь | Май |
Индивидуальная | Первичная психолого-педагогическая диагностика | Промежуточная психолого-педагогическая диагностика | Итоговая психолого-педагогическая диагностика |
Подгрупповая | Первичная психолого-педагогическая диагностика. Распределение в подгруппы. | Промежуточная психолого-педагогическая диагностика. Проверка целесообразности групповых занятий. | Итоговая психолого-педагогическая диагностика |
Ожидаемые результаты
В ходе реализации адаптированной дополнительной программы «В гостях у сказки» у обучающихся по Программе будут заметны улучшения в:
- психоэмоциональном состоянии;
- росте эмоционального интеллекта;
- развитии внимания, памяти и мышления;
- развитии речевых навыков и коммуникации;
- развитии мелкой моторики;
- взаимодействии с коллективом.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Темы | Количество часов |
1 | Психолого-педагогическая диагностика. Формирование подгрупп. |
|
14 |
2 |
Русские народные сказки
| «Кто, петух и лиса» | 1 |
3 | «Репка» | 1 | |
4 | «Лиса, заяц и петух» | 1 | |
5 | «Колобок» | 1 | |
6 | «Журавль и цапля» | 1 | |
7 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | |
8 | «Гуси-лебеди» | 1 | |
9 | «Царевна-лягушка» | 1 | |
10 | «Крошечка - Хаврошечка» | 1 | |
11 |
Авторские сказки зарубежных писателей | «Гадкий утенок» | 1 |
12 | «Снежная королева» | 2 | |
13 | «Дикие лебеди» | 2 | |
14 | «Ослиная шкура» | 1 | |
15 | «Гензель и Гретель» | 1 | |
16 | «Король Дроздобород» | 1 | |
17 | «Соломинка, уголек и боб» | 1 | |
18 | «Беляночка и Розочка» | 1 | |
19 | «Мальчик-с-пальчик» | 1 | |
20 |
Авторские сказки русских писателей | «Аленький цветочек» | 2 |
21 22 | «Приключения Буратино» | 2 | |
«Серебряное копытце» | 2 | ||
23 | «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2 | |
24 | «Цветик-семицветик» | 2 | |
25 | «Приключения Незнайки» | 2 | |
26 | «Сказка о потерянном времени» | 2 | |
Итого: | 48 |
Календарно- тематический график
№ |
| Цели | Упражнения |
Тема: «Кто, петух и лиса» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики.
| 1. Совместное чтение сказки «Кот, лиса и петух» 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Репка» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Репка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Лиса, заяц и петух» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики.
| 1. Совместное чтение сказки «Лиса, заяц и петух». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Колобок»
| Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Колобок». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Ролевая игра с применением кукольного театра. | |
Тема: «Журавль и цапля» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Журавль и цапля». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Разыгрывание сказки по ролям. | |
Тема: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместный просмотр сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Гуси-лебеди» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Гуси-лебеди». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Царевна-лягушка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Царевна-лягушка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Крошечка - Хаврошечка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Я твой друг, а ты мой друг». | |
Тема: «Гадкий утенок» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Гадкий утенок» 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Красота в глазах смотрящего». | |
Тема: «Снежная королева» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Снежная королева». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Дикие лебеди» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Дикие лебеди». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
«Ослиная шкура» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Ослиная шкура» 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Гензель и Гретель» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки. 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа по сюжетным картинкам. | |
Тема: «Король Дроздобород» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Король Дроздобород». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки.
| |
Тема: «Соломинка, уголек и боб» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики.
| 1. Совместное чтение сказки «Соломинка, уголек и боб». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Беляночка и Розочка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Беляночка и Розочка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Мальчик-с-пальчик» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Мальчик-с-пальчик». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Аленький цветочек» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. |
1.Совместный просмотр сказки «Аленький цветочек». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Загадай желание». | |
Тема: «Приключения Буратино» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместный просмотр сказки «Приключения Буратино». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Серебряное копытце» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Серебряное копытце». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Сундук с драгоценными камнями». | |
Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики.
| 1. Совместное чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Цветик-семицветик» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Цветик-семицветик». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Цветик-семицветик». | |
Тема: «Приключения Незнайки» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Приключения Незнайки». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Кем я хочу стать». | |
Тема: «Сказка о потерянном времени» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Сказка о потерянном времени». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Мои часы». |
Список литературы
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия
- Каган В. Е. Аутята. Родителям об аутизме
- Введение в психологию сказки.
- Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки
- Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии
- Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.
- Понаморева В.И. Типология сказки
- Дольто Ф. На стороне ребенка.
- Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…
- Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_psihterapevt.docx | 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
«СКОЛКОВСКИЙ»
(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)
Рассмотрена и утверждена Утверждена приказом директора
Методическим объединением ГКУ ЦССВ «Сколковский»
№ 97
Адаптированная дополнительная коррекционно - развивающая программа
психотерапевтической направленности
« В гостях у сказки»
Составитель программы:
Воспитатель
Трофимова Л.В.
Уровень программы: базовый
Возрастная группа: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития
10-18лет
Срок реализации: 1 год
Москва 2023 г.
Содержание
Пояснительная записка
- Целевой раздел Программы
- Направленность Программы
- Новизна Программы
- Акутальность Программы
- Педагогическая целесообразность
- Нормативно-правовые документы
- Цель Программы
- Задачи Программы
- Принципы работы по Программе
- Содержательный раздел Программы
- Методы
- Формы организации деятельности
- Основные направления Программы
- Формы контроля
- Ожидаемые результаты
- Организационный раздел Программы
- Учебно-тематический план
- Содержание учебно-тематического плана
- Календарно-тематическое планирование
- Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Существенная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.
Различные нарушения влияют на развитие не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
Дети имеют значительные нарушения в психоэмоциональном состоянии. Помимо серьезных изменений в познавательной сфере, такие дети также имеют нарушения эмоционально-волевой сферы. Крайне часто дети с основным диагнозом «умственная отсталость» на самом деле имеют множественный диагноз, это могут быть и психопатоподобные состояния, и психоорганические состояния, расстройства аутистического спектра, гипердинамические расстройства и т.д. Эмоции детей с умственной отсталостью крайне неустойчивы, их эмоциональный фон в течении небольшого интервала времени может превратиться из ровного в крайне нестабильный. Воля и произвольность у таких детей также нестабильны: низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, слабый уровень мотивации в деятельности, крайне низкий уровень запоминания – все это, частично, является неспособностью выработать волевое усилие.
Программа по сказкотерапии « В гостях у сказки» рассчитана, во-первых, на коррекцию эмоионально-волевой сферы детей с умственной отсталостью – она учит детей испытывать чувства, радоваться, огорчаться, сочувствовать и т.д., кроме того погружение в сказочный и волшебный мир понижает накопленный стресс у ребенка, расслабляет его. Во-вторых, в процессе сказкотерапии идет развитие высших психических функций – для успешной работы в этом направлении, ребенок должен удерживать внимание, стараться запоминать и размышлять, а также развивать свое воображение. В-третьих, процесс сказкотерапии побуждает детей к речевому контакту, учит их коммуницировать. В-четвертых, сказка формирует поведенческие стандарты у детей через знаковую систему образа, показа ситуации и построения логики поведения в ней, а также выхода из любого, пусть самого безнадежного тупика зачастую с материальными и личностными успехами, с подъемом на новую, более высокую социальную и личностную ступеньку развития. Поэтому её значение расширяется до взгляда «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.
Направленность Программы
Адаптированная дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» имеет психотерапевтическую направленность. Целевая аудитория Программы – дети от 10 лет, имеющие диагноз «умственная отсталость». Настоящая Программа сосредоточена на стабилизацию психоэмоционального состояния детей, коррекцию эмоционального фона и снижение аффективных реакций. Попутно Программа направлена на развитие высших психических функций, развитие речевых навыков и адаптацию особенных детей в обществе.
Новизна Программы
Новизна Программы « В гостях у сказки » состоит в том, что она составлена так, чтобы детям с различной степенью интеллектуального развития работа со сказкой была понятна, увлекательна, поучительна. Особенное внимание уделяется русским народным сказкам, именно этот блок подходит для работы даже с тяжело умственно отсталыми детьми. На подсознательном уровне ребенок будет воспринимать накопленный опыт народа, менталитет своего, что поможет его скорейшему вхождению в социум.
Актуальность Программы
Сказка помогает активизировать процессы мышления, совершенствует эмоционально-волевую сферу, развивает мелкую моторику рук у детей. Проживая сказку, дети учатся побеждать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность усовершенствовать и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Таким образом, Программа « В гостях у сказки » решает благополучно все эти задачи и помогает гармонично и всесторонне развить ребенка.
Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание, развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность адаптированной дополнительной образовательной программы состоит в использовании наименее травматичного метода психотерапии, безопасность которого так важна детям с нарушениями психики. Использование метода сказкотерапии позволит детям с особыми потребностями погрузиться в мир волшебства, отдохнуть от режимного распорядка дня, а также отдохнуть от «навязанного общества» других детей и сотрудников учреждения, побыть наедине с самими собой. Также через сказку ребенок будет ненавязчиво обучаться правильным формам поведения, это очень важно, так как воспитательные беседы в большинстве случаев вызывают у детей сопротивление, чего не может наблюдаться в обучении сказкой.
Нормативно-правовые документы
- Конституция Российской Федерации;
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ c изменениями, вступившими в силу с 1 января 2016 г.;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014г. № 481;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014г. № 1598;
- Устав Государственного казенного учреждения города Москвы Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденный приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 01.10.2015г. № 950.
Цель Программы
Целью Программы « В гостях у сказки» являются - предостережение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных задержкой психического развития; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачи Программы
Коррекционно-развивающие:
развитие эмоциональной и моторной адекватности;
развитие высших психических функций;
развитие коммуникативных навыков, создание игровой доверительной атмосферы в группе;
развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов;
расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
развитие эмоционально-волевой сферы;
коррекция отклоняющегося поведения.
Воспитательные:
воспитывать умение понимать и представлять эмоциональное состояние героев сказки, посредством мимики, речи, пантомимики (радость, грусть, удивление);
воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Принципы работы по Программе
Доступность – программа доступна для каждого ребенка вне зависимости от его интеллектуального развития;
Учета возрастных и психологических особенностей – ребенок проходит те блоки Программы и выполняет те формы заданий, которые доступны его развитию;
Комплексность – Программа предполагает слуховой, речевой, зрительный и тактильный методы воздействия на ребенка во время обучения;
Заинтересованность – занятия проводятся только в случае заинтересованности ребенка в работе по Программе;
Стабильности состояния – занятия не проводятся в случае, если ребенок находится в состоянии психомоторного возбуждения.
Методы
Основным методом работы по Программе является активное слушание. После совместного прочтения сказки педагог с обучаемым переходят к анализу произведения.
Также дополнительно используются методы арт-терапии (пластилин, краски) и метод ролевой игры.
Формы организации деятельности
Программа предполагает индивидуальные формы проведения занятий (или не более двух человек). Каждое занятие представляет собой блок из комплекса сказко- и арт-терапевтических занятий, метода театральной постановки (ролевых игр).
Возраст детей, обучающихся по Программе – от 10 до 18 лет.
Срок реализации Программы – 1 год.
Каждое занятие длится по 30 минут.
Режим работы: 1 раз/неделю
Основные направления Программы
Сказкотерапия - это инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в социуме. Сказкотерапия — это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия - это инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Сказкотерапия – это нарративная терапия. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.
Сказкотерапия – это одна из самых безопасных форм психотерапии. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.
Арт-терапия – это основанная на работе воображения увлекательная работа, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
Ролевая игра – это показатель социального опыта, источник развития коммуникативных навыков и психического развития детей.
Формы контроля
Формы занятий | Сентябрь | Декабрь | Май |
Индивидуальная | Первичная психолого-педагогическая диагностика | Промежуточная психолого-педагогическая диагностика | Итоговая психолого-педагогическая диагностика |
Подгрупповая | Первичная психолого-педагогическая диагностика. Распределение в подгруппы. | Промежуточная психолого-педагогическая диагностика. Проверка целесообразности групповых занятий. | Итоговая психолого-педагогическая диагностика |
Ожидаемые результаты
В ходе реализации адаптированной дополнительной программы «В гостях у сказки» у обучающихся по Программе будут заметны улучшения в:
- психоэмоциональном состоянии;
- росте эмоционального интеллекта;
- развитии внимания, памяти и мышления;
- развитии речевых навыков и коммуникации;
- развитии мелкой моторики;
- взаимодействии с коллективом.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Темы | Количество часов |
1 | Психолого-педагогическая диагностика. Формирование подгрупп. | 14 | |
2 | Русские народные сказки | «Кто, петух и лиса» | 1 |
3 | «Репка» | 1 | |
4 | «Лиса, заяц и петух» | 1 | |
5 | «Колобок» | 1 | |
6 | «Журавль и цапля» | 1 | |
7 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | |
8 | «Гуси-лебеди» | 1 | |
9 | «Царевна-лягушка» | 1 | |
10 | «Крошечка - Хаврошечка» | 1 | |
11 | Авторские сказки зарубежных писателей | «Гадкий утенок» | 1 |
12 | «Снежная королева» | 2 | |
13 | «Дикие лебеди» | 2 | |
14 | «Ослиная шкура» | 1 | |
15 | «Гензель и Гретель» | 1 | |
16 | «Король Дроздобород» | 1 | |
17 | «Соломинка, уголек и боб» | 1 | |
18 | «Беляночка и Розочка» | 1 | |
19 | «Мальчик-с-пальчик» | 1 | |
20 | Авторские сказки русских писателей | «Аленький цветочек» | 2 |
21 22 | «Приключения Буратино» | 2 | |
«Серебряное копытце» | 2 | ||
23 | «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2 | |
24 | «Цветик-семицветик» | 2 | |
25 | «Приключения Незнайки» | 2 | |
26 | «Сказка о потерянном времени» | 2 | |
Итого: | 48 |
Календарно- тематический график
№ | Цели | Упражнения | |
Тема: «Кто, петух и лиса» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Кот, лиса и петух» 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Репка» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Репка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Лиса, заяц и петух» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Лиса, заяц и петух». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Колобок» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Колобок». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Ролевая игра с применением кукольного театра. | |
Тема: «Журавль и цапля» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Журавль и цапля». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Разыгрывание сказки по ролям. | |
Тема: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместный просмотр сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Гуси-лебеди» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Гуси-лебеди». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Царевна-лягушка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Царевна-лягушка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Крошечка - Хаврошечка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Я твой друг, а ты мой друг». | |
Тема: «Гадкий утенок» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Гадкий утенок» 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Красота в глазах смотрящего». | |
Тема: «Снежная королева» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Снежная королева». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Дикие лебеди» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Дикие лебеди». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
«Ослиная шкура» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Ослиная шкура» 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Гензель и Гретель» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки. 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа по сюжетным картинкам. | |
Тема: «Король Дроздобород» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Король Дроздобород». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Соломинка, уголек и боб» | Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Соломинка, уголек и боб». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Создание кукольного театра по мотивам сказки при помощи пластилина. 4. Разыгрывание пластилинового спектакля. | |
Тема: «Беляночка и Розочка» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Беляночка и Розочка». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Мальчик-с-пальчик» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Мальчик-с-пальчик». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Аленький цветочек» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1.Совместный просмотр сказки «Аленький цветочек». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Загадай желание». | |
Тема: «Приключения Буратино» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместный просмотр сказки «Приключения Буратино». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Серебряное копытце» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Серебряное копытце». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Сундук с драгоценными камнями». | |
Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Работа с сюжетными картинками. 4. Изотерапия по мотивам сказки. | |
Тема: «Цветик-семицветик» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Цветик-семицветик». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Цветик-семицветик». | |
Тема: «Приключения Незнайки» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Приключения Незнайки». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Кем я хочу стать». | |
Тема: «Сказка о потерянном времени» | Развитие наглядно-образного мышления; развитие воображения; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов; релаксация; развитие мелкой моторики. | 1. Совместное чтение сказки «Сказка о потерянном времени». 2. Анализ персонажей, анализ содержания сказки. 3. Арт-терапевтическое задание: «Мои часы». |
Список литературы
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия
- Каган В. Е. Аутята. Родителям об аутизме
- Введение в психологию сказки.
- Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки
- Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии
- Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.
- Понаморева В.И. Типология сказки
- Дольто Ф. На стороне ребенка.
- Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…
- Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Программа предназначена для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....
Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир» для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС О у/о (интеллектуальные нарушения), вариант 9.2, 8.4, СИПР, 4-ый год обучения
Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир» разработана для обучающихся в 4-ого года обучения с умственной отсталостью (ТМНР и РАС) с учетом специфик...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога "В гостях у сказки"(1класс)
В системе развивающих занятий с психологом закладываются основы учебной деятельности ребенка,активное развитие познавательных способностей....
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...