урок природоведения "Наши помощники-органы чувств"
план-конспект урока по природоведению (6 класс)
Урок формирует ЗОЖ и представление об органах чувств, их роли в жизни человека, воспитывает бережное отношение к своему здоровью и убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила, обучить санитарно-гигиеническим навыкам ухода за органами чувств, учить детей наблюдательности, развивать воображение и умение делать выводы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_organy_chuvstv.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа-интернат с. Ванновского Тбилисского района
Урок природоведения в 6 классе по теме:
Подготовила: Учитель высшей квалификационной категории Мишакина Татьяна Сергеевна |
с. Ванновское, 2023г.
Технологическая карта урока
Программа: УМК. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Авт. Лифанова Т. М., Соломина Е. Н.Москва, изд-во Просвещение 2022г. Предмет: природоведение Тема: «Наши помощники-органы чувств Класс: 6 класс Контингент: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учитель: Мишакина Татьяна Сергеевна Дата проведения: 23.03.2023г. | Тип урока: открытие нового знания форма проведения - урок-исследование. | |||||
Методы обучения: словесные, наглядные, иллюстративные, звуковые, практические, метод проблемного изложения, информационно-рецептивный, исследовательский | ||||||
Ресурсы урока: учебник, научная тетрадь, аудиозаписи (звуки окружающего мира), стаканчики с водой разного вкуса, игрушки, лимон, апельсин для опытов, контейнеры для определения запаха, карточки для работы в группе | ||||||
Цели: формирование представлений о роли органов чувств человека в познании окружающего мира; показать роль и специфику разных органов чувств Задачи 1. Образовательные: | ||||||
Педагогические технологии: проблемно-диалоговая, проектная технология, технология оценки образовательных достижений, здоровьесберегающие, ИКТ-технологии. | ||||||
Проблема: можно ли выделить из всех органов чувств самый важный? | ||||||
Планируемые предметные результаты | ||||||
5. Адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение; понимание самооценки. | ||||||
Формируемые базовые учебные действия | ||||||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||
- адекватное представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - | - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами | - адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; -обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности | -вступать в контакт и работать в коллективе; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем (доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач | |||
Ход урока | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Цель: создать условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». (Эмоциональный, психологический настрой на предстоящую деятельность) | ||||||
1. Организационный момент: приветствие, подготовка к уроку Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении, красивыми, здоровыми, готовыми к работе, к получению новых знаний. Рапорт дежурного Посмотрите-ка на нас, Вот какой хороший класс! Приготовились учиться, Ни минутки не лениться. Не болтать, не отвлекаться, А стараться и стараться! |
(Дети приветствуют учителя, показывают свою готовность к уроку). (Дежурный ученик сдает рапорт) | |||||
Цель: создание условий для самостоятельного выхода обучающихся на тему урока и постановки учебной задачи через повторение и размышления. | ||||||
-Сегодня у нас необычный урок, потому что нас пригласили принять участие в съёмках передачи «Здоровье школьника» по теме «Наши помощники», а наш класс на время урока превратится в научную лабораторию. - Вам предстоит побывать в роли ученых и проводить эксперименты. Результаты наших исследований мы будем фиксировать в научных тетрадях, как настоящие ученые! На последней странице тетради есть лист самооценки. Оценивать себя нужно за каждый этап исследования Перед нами стоит ряд вопросов, на которые предстоит найти ответ. -Ребята, а как называется раздел учебника, над которым вы начали работать? -Назовите части тела человека? -Что такое анатомия? -Какие внутренние органы вы знаете? -Все внутренние органы работают неустанно, слажено, стоит одному органу сбиться, то произойдёт сбой в работе всего организма. Для того чтобы хорошо управлять организмом, мозгу всё время нужно знать, как работают его органы и что происходит вокруг нас. Не только внутренние органы помогают человеку жить. Мир наполнен красками, запахами, звуками и множеством разных предметов. «Когда рождается на свет ребёнок. В руках у матери ему спокойно и тепло. Но в голове уже с пелёнок Сто «почему?» и «для чего?». И каждый день, и каждый час, Шагая по родной планете, Он познаёт чудесный мир, В котором вы живёте, дети.» Что нам помогает познавать окружающий мир, с помощью каких органов человек видит, слышит, различает запахи? А теперь уважаемые участники телепередачи сформулируйте тему, которой и посвящается наш эфир? | Дети дают ответы на вопросы учителя - Человек - Голова, шея, туловище, верхние и нижние конечности - Наука изучает строение организма человека) - Желудок, печень, сердце… - С помощью глаз, ушей, носа, языка и кожи. И все вместе это – органы чувств - Органы чувств | |||||
Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через решение проблемного вопроса | ||||||
Сегодня к нам на передачу пришел гость. Посмотрите на него, что странного и необычного в нем? А для чего нам нужны эти органы? - А как вы считаете, какой из органов чувств самый важный? Таким образом, у нас обозначилась проблема: можно ли выделить из органов чувств самый важный Итак, цель нашего урока: изучить, какую роль играют органы чувств в жизни человека и как они помогают нам получать информацию из окружающего мира. А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование организма человека. Кстати, кто такие исследователи?. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг | (Дети рассматривают прикрепленный макет человека на доске) -У него отсутствуют глаза, рот, уши, нос - Глаза-видеть, уши-слышать, рот-для приема пищи и чтобы разговаривать….) (Дети высказывают свое мнение, размышляют) Это люди, которые что-то изучают, исследуют. (Дети зачитывают со слайда правила работы в группе) | |||||
Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний об органах чувств, развития умений находить ответы на проблемные вопросы. | ||||||
Для того чтобы узнать, какой орган мы будем исследовать, нужно отгадать загадку «Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят». Давайте вернем нашему гостю глаза - Ребята, сейчас мы проведем эксперимент. Закройте глаза. - Что я сейчас делаю? Вы не знаете? А почему? Как, вы не смогли почувствовать носом? И орган слуха вам в этом не помог? - Можете открыть глаза. А я еще раз повторю свои движения. - Что я сейчас делаю? - Как вы узнали? - Какой орган чувств вам помог в этом? - Верно, глаза важный орган чувств человека. Его называют органом зрения. Он помогает нам видеть окружающий нас мир. - Продолжаем наше исследование. - Что у меня в руках? ( в руках у учителя два разных по форме, цвету мяча) -Что общего у ваших фигур? -И чем они отличаются? -Сравните: большой-маленький.
Вывод: благодаря зрению мы можем читать мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. Глаза нужны, чтобы видеть удивительный мир, друг друга, солнце, игрушки. А еще говорят: «Глаза – это зеркало души». Почему? Предлагаю упражнение. Посмотрите друг на друга и покажите глазами, что вам очень весело. - А теперь вам грустно. Посмотрите, как изменились ваши глазки. Теперь вы рассердились. Удивились. Испугались. - Итак, что же еще могут делать наши глаза? Природа заботливо охраняет орган зрения. Брови задерживают пот со лба, ресницы-пыль. Мигая, веки смывают пылинки с глаз. Если возле глаза появится опасность, то веки сами захлопнутся. Есть люди, которые не видят. Это слепые люди. Их жизнь намного тяжелее, чем у нас. Они не видят окружающий мир, новую игрушку, маму и т.д.) Врач, который лечит заболевание глаз называется окулист или офтальмолог. А теперь все, что мы узнали об органе зрения, внесите в научную тетрадь (заготовки-памятки вкладываем в кармашки). Оцените себя за первый этап исследования. Чтобы наши глаза были здоровыми, необходимо выполнять гимнастику для глаз и употреблять витамины. Физминутка для глаз под музыку - Ребята! Что заставило вас так оживлённо выполнять упражнение для глаз? -С помощью какого органа мы её услышали? - Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Уши – это орган слуха. Верните нашему человечку уши Наши уши улавливают звуки, обрабатывают их и посылают звуковые сигналы нашему мозгу. Давайте в этом убедимся. Предлагаю игра «Угадай на слух» Закройте глаза и попробуйте угадать, что это за звуки. (Листание книги, звук мобильного телефона, слово «апельсин», речь какого-нибудь ученика) - С помощью какого органа мы смогли различить все звуки? Молодцы, ребята, действительно уши помогают нам определить звуки. Ухо – один из самых интересных инструментов нашего тела. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку. Уши – это орган слуха. Слух большая ценность для человека. Если бы не уши, мы не могли бы разговаривать, так как слух тесно связан с речью. Глухие люди общаются на своём языке при помощи жестов и мимики. Для того чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают то, что говорят окружающие, а затем уже сами учатся говорить. - А сейчас, я попрошу выполнить несколько моих команд. Физкультминутка закрытыми глазами Встали, закрыли глаза, наклонились влево, вправо, вниз, достали пальцами кончики ног, подняли вверх левую руку, дотронулись правого плеча, подняли обе руки вверх и потянулись. Теперь постойте на одной ноге. А теперь представьте себе, что вы на карусели. Покрутитесь на месте и остановитесь. Молодцы, вы закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ, вы наклонились, крутились и не упали. И все это благодаря нашим замечательным ушкам. В этом вам помогли органы равновесия, которые находятся во внутреннем ухе. Уши еще и орган равновесия, и благодаря устройству, которое находится в ухе, мы с вами сохраняем равновесие, а акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату. - Чтобы наши уши всегда были здоровыми, полезно делать массаж. Давайте сделаем его сейчас, пусть наши уши всегда хорошо слышат и будут здоровы. Массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками-нервами связаны со всеми внутренними органами. Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон) Потянули… (несильно потянуть верх) Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным Вниз до мочек добежали (продвижением вниз) Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи) Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами) Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) И к макушкам вновь придём. Ребята, из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? А теперь вложите памятки в научную тетрадь и оцените себя за второе исследование. - Как вы думаете, для чего человеку нос? А может ли человек дышать без носа? Давайте проведем эксперимент и проверим. Закройте пальчиками нос и подышите. Что вам захотелось сделать? Так может человек дышать без носа? Но человеку иногда необходимо есть. И когда мы пережевываем пищу, наш рот закрыт. Давайте представим, что мы кушаем. А теперь закройте нос. Смогли вы дышать с закрытым носом? Значит, для чего нам нужен нос? Верните нос нашему герою. - Еще вы сказали, что нос нам нужен, чтобы различать запахи. Давайте это проверим с помощью эксперимента. Закройте глаза и попробуйте угадать, что изменилось в классе (учитель разрезает апельсин) - Какой орган чувств помог нам определить запах апельсина? Значит, для чего человеку нужен нос? Предлагаю игру «Угадай, что в контейнере». Задание-по запаху определить, что в контейнере (Каждый ученик получает контейнер, внутри которых находится кофе, чеснок, кожура от апельсина) Дорисовываем человечку нос в научной тетради - Нос тоже важный орган чувств человека. Его называют органом обоняния - В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Нос-это орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Благодаря органу обоняния мы чувствуем различные запахи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются. Во время сильного насморка мы перестаем чувствовать запахи. А если человек не чувствует запах, то может нанести вред своему здоровью. Как вы думаете, какой? (Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности: утечка газа, испорченная пища, плохой воздух и т.д.) Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод можно сделать? Вкладываем в кармашек научной тетради памятки и оцениваем себя за третий этап исследования. Физминутка дыхательная гимнастика необходима для укрепления здоровья, а особенно тем, кто часто болеет простудными заболеваниями, а еще она помогает расслабиться во время напряженного момента или перед сдачей экзамена или контрольной. Упражнение «Ароматный цветок». Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок». Ребята, отгадайте загадку Всегда во рту, А не проглотишь - Давайте проверим. Открывайте картинку. Верно, это язык. Для чего людям язык? - Чтобы говорить? Давайте, как настоящие ученые проверим это с помощью эксперимента. Скажите слово «школа». А теперь постарайтесь произнести это слово, но при этом, не двигая языком. Получилось? Значит, нужен нам язык, чтобы говорить? - А для чего еще нам нужен язык? Давайте проведем еще один эксперимент и выясним это. (раздаю стаканчики с водой разной по вкусу) -Что вы ощущаете? -Что помогло вам почувствовать вкус воды? -Дайте научное определение этому органу. Язык-это орган вкуса. (На доске появляется запись «орган вкуса») Язык помогает зубам пережевывать пищу и узнавать вкус еды. - Снаружи язык покрыт множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем. Какой вывод можно сделать? Физминутка (вращение языком внутри рта - снятие напряжения) Ребята, внесите информацию о языке в свои научные тетради и оцените свою работу в листе самооценки. Чтобы изучить следующий орган чувств, мне понадобиться ваша помощь. (Вызываю двух учеников). С закрытыми глазами попробуйте догадаться, каким предметом я дотрагиваюсь до вашей руки. (До руки ученика дотрагиваюсь ватой, кисточкой, иголкой) Ребята, что помогло определить предмет? Кожа. Игра «Узнай, что в коробке» (Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке в перчатках). -Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет? -А без рукавички? Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? Почему не угадали, что лежит в коробочке, когда на руке была перчатка? Кожей мы можем ощутить холод и тепло, ветер или жар. Кожа - надежная защита организма. Какой вывод можно сделать? Внесите информацию о языке в свои научные тетради и оцените свою работу в листе самооценки. | -Глаза (К доске выходит обучающийся и крепит к макету человеку глаза; другие ребята выполняют эту работу в своих научных тетрадях) - Зарядку - Увидели - Глаза (Дети рассматривают мячи, отвечают на вопросы) (С помощью учителя ребята делают вывод) - С помощью зрения мы можем определять форму и размер, цвета предметов. - С помощью зрения мы видим движение -Потому что можно узнать настроение человека (Дети выполняют упражнение) - Показывать, в каком мы настроении (Дети вкладывают в научную тетрадь памятки, приготовленные учителем, оценивают себя) - Музыка - С помощью ушей (Ученик выходит к доске и прикрепляет человечку уши. Ребята то же самое делают у себя в научных тетрадях) (Дети угадывают звуки и шумы) - С помощью органа слуха, ушей (Обучающиеся выполняют упражнение – физминутку) (Дети выполняют самомассаж ушных раковин) - Орган слуха тоже очень важен (Дети вкладывают памятки в научную и тетрадь и оценивают себя) - Чтобы дышать, нюхать - Сделать вдох ртом - Да, с помощью рта -Нет -Чтобы дышать (Ученик прикрепляет нос человечку. Другие ребята это делают у себя в научных тетрадях) - Почувствовали запах апельсина, мандарина - Нос - Чтобы различать запахи и дышать (Дети распознают по запаху содержимое контейнеров) - Орган обоняния очень важен -Язык (Дети дают свои варианты ответов) (Дети пробуют воду и определяют ее вкус) - Язык тоже очень важен (Дети вкладывают информацию о языке в научную тетрадь, оценивают себя и заносят оценки в лист самооценки) (Ученики описывают свои ощущения от прикосновения) -Кожа -Нет (Ученик снимает перчатку и на ощупь определяет, что находится в коробочке) - Почувствовали предмет при помощи кожи - Кожа - очень важный орган чувств (Дети вкладывают информацию о языке в научную тетрадь, оценивают себя и заносят оценки в лист самооценки) | |||||
Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | ||||||
Предлагаю вам игру «Органы чувств», которая поможет нам проверить, как вы усвоили новый материал. На столе у вас лежат картинки. Вам необходимо выбрать одну из картинок и соотнести с органами чувств и объяснить почему. (ученики подбирают картинку к соответствующему «органу чувств», например: будильник – ухо, торт – язык, свеча – рука и т.д. и крепят ее на доску) | (дети выполняют задания игры «Органы чувств») | |||||
Цель: Созвать условия для развития умений обобщать, делать самостоятельно выводы | ||||||
- Вот и закончилось наше исследование. Наша телепередача подходит к концу. Уважаемые участники программы сколько органов чувств у человека? Давайте хором их назовем? Сможете ли вы сейчас ответить на вопрос, какой же самый важный из органов чувств? -Верно! Мы выяснили, что все без исключения органы чувств важны! -Для чего нам нужны органы чувств? Молодцы, ребята! - Все органы чувств воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения. И напоследок, я желаю вам – Пусть солнышки дарят вам свет, который увидят ваши……. Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. . Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………. Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….. Тепло этого солнышка вы почувствуете……….. - К сожалению, уважаемые телезрители, только в сказках можно полностью восстановить потерянное зрение, слух, обоняние. В настоящей жизни это практически невозможно. Поэтому с самого детства берегите органы чувств. До свидания! До новых встреч! Камера, мотор, снято! Фух, ребята, наконец, съемка окончена. У нас все получилось! Вы большие молодцы! Мы с вами проделали большую работу и теперь можем вернуться в класс, чтобы подсчитать баллы за урок, которые вы ставили себе в листы самооценки. Сложите полученные баллы и поделите их на 5. Это и будет вашей оценкой за сегодняшний урок. | - Пять (Дети перечисляют органы чувств) - Все органы чувств важны (Дети рассуждают, дают ответы) - Для восприятия окружающего мира. - Глаза - Уши - Носом -Языком - Кожей | |||||
Домашнее задание - Прочитать параграф на стр.153-155 и ответить на вопросы Еще будет творческое задание, которое вы можете выполнить по желанию - подобрать интересные факты об одном из органов чувств, используя разные источники информации | ||||||
Рефлексия Цель: создавать условия для развития у обучающихся рефлексивных действий | ||||||
Мне очень важно знать, с каким настроением вы уйдете с урока, а для этого я предлагаю вам, выбрать карточку, которая показывает ваше настроение: Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов Спасибо за работу!!! | (Дети поднимают сигнальные карточки) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие «Твои помощники – органы чувств»
Игровое занятие "Тваои помощники - органы чувств" проводится учащимися 7 класса для учащихся 1 класса. Учащиеся 1 класса в игровой форме знякомятся с огрганами чувств....
План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»
Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...
Использование игрового оборудования «Dusyma» в работе учителя-дефектолога. Открытое мероприятие: досуг "Наши умные помощники-органы чувств" в подготовительной группе.
Использование игрового оборудования «Dusyma» в работе учителя-дефектолога.Открытое мероприятие: досуг «Наши умные помощники — органы чувств» в подготовительной группе....
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Наши помощники - органы чувств"
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Наши помощники - органы чувств" для детей с умственной отсталостью, 3 класс....
конспект занятия для детей 6-7 лет "Мои помощники-органы чувств"
Конспект занятия "Мои помощники-органы чувств" поможет педагогу познакомить дошкольников с органами чувств человека....
Наши помощники органы чувств
Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли в восприятии человеком окружающего мира....
НОД "Наши помощники - органы чувств"
Конспект занятия по познавательному развитию "Наши помощники - органы чувств"...