Рабочая программа по природоведению ОВЗ
рабочая программа по природоведению

Перевезенцева Екатерина Сергеевна

Рабочая программа по природоведению ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор школы

___________М.Л. Нечаева

Приказ № 67-о от

«31» августа 2021 г.

«Согласовано»

заместитель директора

___________Г.Г. Хренкова

«31» августа 2021 г.

«Рассмотрено»

на ШМО учителей руководитель МО

________ Т.Н. Рогалева

Протокол № 1 от

«31» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Берендеевской основной школы

наименование ОУ

Перевезенцева Екатерина Сергеевна, первая

Ф. И. О. педагога, категория

по  природоведению для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)   5 класс

предмет, класс

2021-2022

учебный год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  1. Личностные и метапредметные результаты
  1. Личностные результаты

В ходе реализации учебной программы по природоведению предполагается формирование у обучающихся основных  компетенций:

  • Ценностная - формирование нравственных, эстетико-эмоциональных, культурных ценностей;
  • Учебно-познавательные – готовность обучающегося к посильной самостоятельной познавательной деятельности.
  • Социальная – расширение картины мира учащихся и их представлений о взаимоотношениях между людьми;
  • Организационная – овладение навыками самоорганизации, способности нести личную ответственность за результат;

1.1.2.Метапредметные результаты

Регулятивные БУД:

 самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные БУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,

детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные БУД:

  • навыки устного и письменного общения;
  • выбор уместного речевого поведения с учетом партнера общения;
  • умение высказывать и обосновывать свое мнение;
  •  умение работать в группах;
  • воспитание толерантности.
  1.    Предметные результаты

Обучающиеся  должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
    природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
  • расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Обучающиеся  должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
  • выполнять рекомендуемые практические работы;
  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

  1. Содержание  учебного предмета

5 класс

(2 ч. в неделю 68 часов в год) 

Введение

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

 

Вселенная

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

Практические работы

Зарисовки звёздного неба, форма Земли, Луны, космического корабля. 

Наш дом – Земля

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.

Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле.

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы.

Почва (охрана почвы). Свойства почвы.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.

Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности земли, водоёмы).

Практические работы

Зарисовка форм поверхности суши.

Составление таблицы «Полезные ископаемые».

Заполнение схемы «Воды суши»

Нахождение на карте морей и океанов.

Зарисовка форм поверхности своей местности.

Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.

Изготовление плакатов на тему «охрана воды, воздуха, почвы».

Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.

 

Растительный мир Земли

Разнообразие растительного мира. Части растения.

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

Деревья, кустарники, травы. Части растения.

Дикорастущие и культурные растения.

Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.

Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.

Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания.

Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.

Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга.

Практические работы

Зарисовки деревьев, кустарников, трав.

Выделение составных частей (органов) растений.

Сезонные наблюдения за растениями.

Зарисовка растений в разные времена года.

Заполнение таблиц.

Уход за комнатными растениями.

Экскурсия в сад, лес, огород.

Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира.

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.

Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания.

Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания.

Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Практические работы

Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.

Упражнения в классификации животных (таблица, игры). 

Человек. Охрана здоровья

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.).

Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.

Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

Практические работы.

Составление распорядка дня.

Упражнения в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран - порезов). Подсчёт частоты пульса, измерение температуры тела.

Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).

Экскурсия в школьный медицинский кабинет, аптеку. 

Есть на Земле страна  Россия.

Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.

Население России. Городское и сельское население. Народы России.

Столица Москва.

Санкт-Петербург.

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток.

Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.

Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.

Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.

Заповедники, заказники, охрана природы.

Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.

Экскурсия по посёлку, знакомство с местными достопримечательностями.

Практические работы.

Зарисовка Государственного флага России.

Нахождение России на политической карте.

Зарисовка животных и растений своей местности.

Составление рассказа о своём посёлке.

Основные требования к  уровню подготовки  обучающихся

Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  В этом направлении приоритетными для  учебного предмета «Природоведение» являются умения:

  • пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
  • пересказывать  материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
  • соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
  • понимать и устанавливать  несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Обучающиеся  должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
  • выполнять рекомендуемые практические работы;
  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся  должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
    природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
  • расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

3. Тематическое планирование по природоведению

5 класс

Тема уроков

Кол-во

часов

Земля – планета солнечной системы – 3 часа.

1

Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело.

1

2

Солнце – источник тепла и света на Земле. Планеты солнечной системы.

1

3

Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

1

Сезонные изменения в природе – 4 часа.

4

Погода. Явления природы. Практическая работа. Ведение дневника наблюдений.

1

5

Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года.

1

6

Экскурсия. Изменения в жизни растений и животных.

1

7

Человек и природа осенью. Подготовка к зиме. Народные приметы.

1

Наша страна – 8 часов.

8

Российская Федерация (расположение на географической карте).

1

9

Многонациональное население.

Города нашей родины.

1

10

Средства сообщения между городами России (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

1

11

Москва – столица нашей Родины.

1

12

Достопримечательности Москвы. Транспорт в Москве.

1

13

Дом, в котором мы живем. Наша улица, район, деревня (село).

1

14

Наша школа. Адрес школы. Экскурсия по школе.

1

15

Обобщение по теме «Наша страна».

1

Природа нашей Родины. Неживая природа – 10 часов

16

Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха.

1

17

Температура воздуха. Знакомство с термометром. Виды термометров.

1

18

Практическая работа. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

1

19

Разнообразие поверхности: рельеф.

1

20

Почвы: песчаная, глинистая, черноземная, плодородная, неплодородная.

1

21

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники, моря, океаны.

1

22

Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.

1

23

Полезные ископаемые: песок, глина. Внешний вид, свойства, использование человеком.

1

24

Каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства, использование человеком.

1

25

Обобщение по теме «Природа нашей Родины. Неживая природа».

1

Природа нашей Родины. Живая природа – 24 часа.

26

Растения леса: лиственные деревья.

1

27

Растения леса: хвойные деревья.

1

28

Кустарники: шиповник, можжевельник. Кустарнички: брусника, черника.

1

29

Травы. Мох: кукушкин лен.

1

Сезонные изменения в природе – 3 часа.

30

Экскурсия. Изменения в жизни животных и растений зимой.

1

31

Признаки зимы. Народные приметы. Зимние праздники.

1

32

Птицы перелетные и неперелетные. Зимняя спячка и питание животных зимой.

1

33

Грибы: съедобные и несъедобные. Описание внешнего вида.

1

34

Животные леса: звери.

1

35

Животные леса: птицы.

1

36

Животные леса: насекомые

1

37

Растения сада. Плодовые деревья. Ягодные кустарники.

1

38

Декоративные растения: весенние, летние, осенние.

1

39

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные.

1

40

Сезонные работы в саду.

1

41

Растения огорода: овощи, зеленые культуры.

1

42

Помощники огородных растений, вредители.

1

43

Растения поля: зерновые культуры.

1

44

Животные – вредители полей

1

45

Растения луга – травы.

1

46

Животные луга. Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

1

47

Растения водоемов: водоросли и цветковые.

1

48

Животные пресных водоемов.

1

49

Животные морей и океанов

1

Сезонные изменения в природе – 3 часа.

50

Экскурсия. Сезонные изменения в жизни животных и растений.

1

51

Признаки весны. Весенние работы людей. Народные приметы и праздники.

1

52

Практическая работа. Комнатные растения. Уход за ними.

1

53

Растения болота.

1

54

Животные болота

1

55

Обобщение по теме «Природа нашей Родины. Живая природа».

1

Человек. Охрана здоровья – 6 часов.

56

Организм человека. Строение тела человека.

1

57

Органы чувств. Уход за организмом. Соблюдение гигиены.

1

58

Внутренние органы. Значение осанки. Правильное питание и дыхание

1

59

Предупреждение заболеваний. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

1

60

Болезни цивилизации. Меры профилактики.

1

61

Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.

1

Экология. Охрана природы – 3 часа.

62

Что такое экология? Охрана природы.

1

63

Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Экологические катастрофы.

1

64

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

1

Сезонные изменения в природе – 3 часа.

65

Экскурсия. Растения и животные летом.

1

66

Практическая работа. Уход за растениями клумб.

1

67

Признаки лета. Летнее солнцестояние.

1

68

Повторение изученного за год.

1

Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Оценка устного ответа.

Отметка «5» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;

- для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.

Отметка «4» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

- раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;

- ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;

- допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений.

Отметка «3» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

- основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определение понятий недостаточно четкие;

- не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.

Отметка «2» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка умений проводить наблюдения:

Отметка «5» ставится, если:

- наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;

- выделены существенные признаки;

- логично, доступно оформлены результаты и выводы.

Отметка «4» ставится, если:

- наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;

- при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

- допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.

Отметка «3» ставится, если:

- допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений;

- при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены 3-4 ошибки при проведении наблюдений;

- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены 3-4 ошибки в оформлении результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...