рабочая программа по природоведению 5 скк
рабочая программа по природоведению (5 класс)
рабочая программа по природоведению 5 скк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_prirodovedenie_5_skk.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей коррекционно-развивающего обучения Руководитель _______/Середа Н.В./ Протокол №____ от ________ 2022г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______/Леонтьева О.А./ _________2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________/Вишнякова Г.Д./ Приказ № от ______.2022г. |
Рабочая программа
по предмету «Природоведение»
для 5 специального (коррекционного) класса
по адаптированной общеобразовательной программе
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
Разработана: Каньшиной Е.А.,
учителем, первой
квалификационной категории
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью; авторской Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной «Природоведение», сборника Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г.
Рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью призвана оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Задачи программы
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
Программа учебного курса рассчитана на один год .
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по природоведению состоит из разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания учащихся о своем родном крае.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по природоведению включает следующие разделы: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия». 5 класс (2 часа в неделю) 68часов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
- умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные УД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Содержание предмета
Введение ( 2 ч.)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником. Зачем надо изучать природу.
Живая и неживая природа.
Вселенная (6 ч.)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования.
Смена дня и ночи. Времена года.
Наш дом-Земля (44 ч)
Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.(1 ч)
Воздух (9 ч)
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование свойств воздуха в быту.
Движения воздуха. Теплый воздух легче холодного. Ветер. Работа ветра в природе. Направления ветра. Ураганы, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха. Свойства газов, входящих в состав воздуха.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые (14 ч)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в строительстве (гранит, известняк, песок, глина)
Горючие полезные ископаемые (торф, каменный уголь, нефть) внешний вид способы их добычи, переработка.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Свойства черных и цветных металлов, способы получения. Способы добычи руды. Охрана недр.
Вода (14 ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы. Способность растворять некоторые вещества. Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Температура плавления льда и кипения воды. Расширение при нагревании, сжатие при охлаждении. Расширение при замерзании. Работа воды в природе. Осадки, воды суши.
Значение воды в природе. Вода в природе.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва (7 ч)
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая часть почвы. Разнообразие почв.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйств.
Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна Россия. (14 ч)
Россия — Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей, Обь, Лена.
Москва — столица России
Санкт-Петербург.
Крупные города и их достопримечательности.
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.
Наш город — Иркутск. Достопримечательности Иркутской области.
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
№ | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Что такое природоведение? | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Предметы и явления живой и неживой природы | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Небесные тела: планеты, звезды. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Солнечная система. Солнце | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Исследование космоса | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Полеты в космос | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Смена дня и ночи | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Смена времен года | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Обобщение по теме: «Вселенная» | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Планета Земля. Оболочки Земли | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Значение воздуха для жизни на Земле | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Свойства воздуха | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Давление и движение воздуха | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Температура воздуха. Термометр. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Движение воздуха в природе. Ветер. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Состав воздуха. Углекислый газ и азот | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Охрана воздуха | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Виды полезных ископаемых | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Песок. Глина | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Каменный уголь | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Добыча и использование каменного угля | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Нефть | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Добыча и использование нефти | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы, Сталь. Чугун. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Цветные металлы. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Благородные (драгоценные) металлы | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Охрана полезных ископаемых | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Обобщение на тему: «Полезные ископаемые» | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Вода в природе. Свойства воды | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Растворимые и нерастворимые вещества | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Питьевая вода | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Три состояния воды. Температура воды и ее измерение | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Свойства воды | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Работа воды в природе | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Вода в природе: осадки, воды суши | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Круговорот воды в природе | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Воды суши: ручьи и реки | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Моря и океаны | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Охрана воды | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Обобщение по теме: «Вода» | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Горы | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Почва – верхний слой земли. Состав почвы | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Разнообразие почв | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Основное свойство почвы- плодородие | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Охрана почвы | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Обобщение по теме: «Поверхность суши» | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Место России на земном шаре. Знакомство с картой | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Моря и океаны омывающие берега России | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Равнины и горы на территории нашей страны | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Реки и озера России | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Москва – столица России | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Санкт- Петербург | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Города Золотого кольца России | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Города Золотого кольца России | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Новосибирск, Владивосток | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Население нашей страны | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Экскурсия. Ваш город. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Важнейшие географические объекты региона | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. |
Описание материально – технического обеспечения
образовательной деятельности
1. Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина Природоведение. Методические рекомендации 5-6 класс. М.: «Просвещение» 2017.
2. Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина Природоведение 5 класс. М,: «Просвещение» 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению (по программе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Рабочая программа по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...