Программа внеурочной деятельности
учебно-методический материал по технологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа –интернат» д .Березовка, ул. Новая,1
Программа по внеурочной деятельности
ПОДЕЛКИ СВОИМИ РУКАМИ
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Разработала Закариева Флорида Мухарамовна
учитель начальных классов
\
д.Березовка
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип программы: модифицированная
Вид программы: общеразвивающая
Направление программы: художественное
Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с бумагой, тканью, подручными средствами, побудить творческую деятельность ребенка, найти себя в мире творчества и раскрыть свои возможности.
Средний возраст обучающихся 9– 12 лет. Дети этого возраста любят вырезать, клеить, рисовать.мастерить. В процессе этой деятельности происходит развитие психики детей, внимания, памяти, аккуратности, формируются личностные качества.
Духовное развитие человека совершенствуется всю его жизнь. В школьные годы этот процесс наиболее интенсивен, так как происходит развитие и становление личности. У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у обучающихся эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Работа с разными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться, обладает эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. Поэтому так важно создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Программа "Поделки своими руками" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Она предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, фантазии и интуиции. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши, но и картон, бумага, ткань, природные и подручные материалы. Во время работы дети режут, клеят, придают форму, шьют, плетут, рисуют.
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках в школе, способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
Воспитательные:
* осуществлять трудовое и эстетическое воспитание детей;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству; * формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Все задания и упражнения предполагают развитие у обучающихся четкой организации своей работы. Это поможет детям выявить собственные задатки и способности, поскольку такие занятия стимулируют их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
Важнейшим условием эстетического воспитания является приобщение детей к народному искусству. Все занятия должны проводиться в приятной атмосфере творческого созидания.
Народное искусство обладает сильным эмоциональным воздействием на психику ребенка. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Покидая детство, ребенок должен унести с собой во взрослую жизнь вечно живую тайну природы, добрый мир животных и растений, тайный мир сказок и легенд. На это и направлена данная программа.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Обучение по программе «Поделки своими руками» осуществляется привычных условиях, на базе учебного кабинета, в процессе творческой деятельности. Данная программа предполагает соединение труда и творчества, что обеспечивает решение практических, познавательных и воспитательных задач.
Все поделки детей функциональны: ими можно украсить интерьер, их можно использовать в качестве подарка, ими можно играть.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности.
Основу организации образовательного и воспитательного процессов составляет принцип:
– спиралевидности, в соответствии с которым формирование у обучающихся метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, с каждым разом усложняя вид деятельности.
Все задания соответствуют по сложности детям младшего школьного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и воспитывает уверенность в себе.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа рассчитана на 26 часов: 2 раза в неделю по 1 часу. Набор детей свободный. В группы принимаются все желающие без предварительного отбора. Количество обучающихся в группах не более 10-12 человек, т.к. каждый этап работы требует индивидуального подхода к каждому ребенку.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
* беседы;
* практические занятия с элементами исследования;
* тренировочные упражнения;
* практическая творческая работа;
* выставка работ обучающихся.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
* развивающее обучение;
* интернет - технологии;
* технология креативности;
* технология обучения в сотрудничестве.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗВАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)
Обучающиеся узнают:
* название и назначение материалов – бумага, ткань, природные материалы;
* название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла.
* правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
* правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
* анализировать под руководством педагога технологию изделия (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
* экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, склеивать мелкие предметы.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Обучающиеся получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи друг другу.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Обучающиеся получат возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Обучающиеся получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе в условиях творческого процесса.
ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Знания, умения и навыки обучающихся контролируются в ходе практических работ, на итоговых занятиях по темам, где широко применяется такая форма контроля, как взаимопроверка и самоконтроль.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Форма подведения итогов реализации программы: выставки детских работ, поделки – сувениры в качестве подарков, участие в конкурсах (различного уровня) творческих работ.
I. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ | темы разделов программы | кол-во часов | ||
ВСЕГО | теор | практ | ||
1 | Введение | 2 | 2 | |
2 | Бумагопластика | 8 | 2 | 6 |
3 | Работа со стазами | 6 | 1 | 5 |
4 | Работа с природным и подручным материалом | 10 | 2 | 8 |
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ | наименование раздела, тема занятия | кол-во час | в т.ч. | |
теор | прак | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ | 2 | 2 | |
1.1 | Вводное занятие. Виды декоративно – прикладного искусства. | 2 | 2 | |
2 | БУМАГОПЛАСТИКА | 8 | 2 | 6 |
2.1 | Кашпо | 2 | 1 | 1 |
2.2 | История плетения, как ремесла. Плетение из шпагата Освоение процесса плетения шпагатом | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Освоение техники плетения несколькими способами. Украшение изделия | 2 | ||
2.4 | Плетение изделия на свободную тему | 2 | ||
3 | Работа со стразами | 6 | 1 | 5 |
3.1 | . Инструменты для приклеивания страз.. Техника безопасности при работе со стразами и инструментами. Изготовление изготовление шкатулок. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Техника приклевания страз. Техника безопасности при работе со стразами и инструментами | 2 | 2 | |
3.3 | Изготовление изготовление шкатулок. | 2 | 2 | |
4 | РАБОТА С ПРИРОДНЫМ И ПОДРУЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ | 10 | 2 | 8 |
4.1 | Виды природного материала для поделок. Виды подручного материала | 2 | 2 | |
4.2 | Выполнение работ из природных материалов | 2 | 2 | |
4.3 | Выполнение работ из подручных материалов | 2 | 2 | |
4.4 | Панно из семечек подсолнуха (фасоли) – коллективная работа | 2 | 2 | |
4.5 | Выставка работ | 2 | 2 |
IV. Дидактическое обеспечение курса
Для осуществления учебного процесса по программе «Поделки своими руками» необходимы:
- наглядные пособия:
* образцы работ с выставок;
* фотоматериалы, видеозаписи и иллюстрации;
* карты-трафареты, технологические карты изготовления работ;
* учебные пособия по работе с природными материалами;
* инструкции по технике безопасности, журнал инструктажей.
- ТСО:
* персональный компьютер;
* экран;
* проектор
V. Методическое обеспечение программы
В воспитании младших школьников большое значение имеет продуктивные виды деятельности.
Основные методы, используемые в работе:
* словесные
* наглядные
* игровые
* практические.
В зависимости: от возраста, значения уровней развития зависит место каждого метода обучения.
Большую роль играет словесный метод, он:
* позволяет рассказать теорию,
* дать знания
* дать правильную и четкую инструкцию.
Важным методом является и наглядный метод. Главная роль метода – показ педагогом творчества с практической деятельностью ребенка. Важно, чтобы:
* обучающиеся умели работать с бумагой, тканями, природными и подручными материалами.
* младшие школьники могли самостоятельно применять умения и навыки работы с различными видами материалов для изготовления поделок.
Игровой метод. Большое значение для развития интереса у детей к занятиям имеют сюжетно – ролевые игры, когда вместе с педагогом дети планируют применение этих поделок для постановки какой-то сказки или игры, а также в качестве подарка своим близким. Через игру происходит вхождение детей в социум и знакомство с явлениями окружающего мира.
Практическим методом:
* отрабатываются все знания и умения детей;
* происходит закрепление знаний и умений,
* формируется мелкая моторика,
* формируется мыслительная операция.
- методические разработки занятий и мероприятий
VI. Материально – техническое обеспечение курса
Занятия курса «Поделки своими руками» проводятся в оборудованном кабинете, отвечающем санитарно – гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение. Люминесцентные лампы обеспечивают общее освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С. Кабинет оснащен посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом педагога.
Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 15 человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы обучающиеся сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
В работе по изготовлению поделок необходимы принадлежности и расходные материалы:
* ножницы для бумаги и ткани;
* цветные нитки для вышивания;
* наборы бумаги;
* клей ПВА; клей пистолет
* вязальная спица;
* салфетки;
* природный и подручный материал.
Все необходимые принадлежности и расходные материалы приобретаются самими обучающимися
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Белякова О.В. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ- Москва, 2010 - 316 с.
2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992
3. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993- 45 с.
4. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: «Скрипторий 2003», 2007 – 39 с.
5. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс, 2004 – 67 с.
6. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 – 87с.
7. Коллекция идей: журнал для умелых ребят. - М.: ЗАО Эдипресс-Конлига, 2010
8. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011 – 80 с.
9. Оригинальные картины из зерен / сост. Гаравская Д.М. Кеймина В.А Кошки и собаки, Контэнт, 2009. - 64 с.
10. Перевертень Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука. Поделки своими руками. - Донецк: Издательство АСТ, Сталкер, 2004 – 14 с.
11. Перевертень Г.И. Чудеса из пуха растений. Поделки своими руками. - Донецк: ООО Издательство АСТ, Сталкер, 2004 – 14с.
12. Уникальные картины из зерен, Цветы и букеты / под ред. Е. Зуевской, Контэнт, 2011 - 48 с.
13. Утц Аннетта. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок. - М.: Изд-во Эксмо, 2002 – 128 с.
14. Что можно сделать из природного материала / сост. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Книга для воспитателя. - 2-е издание дораб.- М.: Просвещение, 1991 - 175 с.
Приложение
Работа учащегося «Цветочная композиция» Выполнила ученица Нурмухаметова Дина
Работа обучающегося « Цветочная композиция» Выполнила ученица 2 класса Ишкинина Самира
Коллективная работа. Работа обучающегося «Шкатулки» Выполнил: Сагдиев Айнур ученик 5 класса
Коллективная работа Работа обучающегося «Матрёшки»
Выполнил ученик 2 класса Фазылов Артём
Работа учащегося «Подарок»
Выполнил ученик 2 класса
Давыдов Валентин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...