Конспект игрового занятия «Времена года» (5-6 лет)
план-конспект по природоведению

Вырьева Виктория Николаевна

Конспект игрового занятия

«Времена года»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vremena_goda.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцева Смоленской области

Конспект игрового занятия

«Времена года»

(5-6 лет)

Разработала:

педагог дополнительного образования

Вырьева Виктория Николаевна

творческое объединение «Мир вокруг нас»

г.Ярцево

2019 год

Тема занятия: «Времена года»

Место проведения: МБУДО ЦДТ (каб. «10)

Количество обучающихся: 12 человек

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Цель занятия:

  • Формирование у детей элементарной системы знаний.
  • Формирование у детей любви к природе, бережного отношения к ней.

Задачи занятия:

  • Расширять знания детей о живой и неживой природе.
  • Совершенствовать навыки разговорной речи.
  • Обогащать словарный запас ребёнка.
  • Воспитывать познавательные способности детей.
  • Закреплять представления о характерных признаках времён года.
  • Развивать мышление и воображение.
  • Воспитывать творческих, эмоциональных и нравственных детей.

Методические приёмы: музыка, вопросы, загадки, игры.

Предварительная работа.

  1. Беседы на экологические темы.
  2. Заучивание стихов, загадок.
  3. Наблюдения за живой природой и природными явлениями.
  4. Изготовление кормушек и скворечников с родителями.
  5. Тематические прогулки в парковые зоны города.

Оборудование: музыкальный центр, диски с записями музыки; декорации: макеты деревьев, картинки с изображениями птиц, цветов; наборы геометрических фигур на каждого ребёнка; альбомный лист и карандаш на каждого ребёнка; кегли и верёвочки для выполнения физминутки; корзинки с номерами; репродукции картин на тему времена года.

Педагогические технологии, применяемые на занятии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Здоровьесберегающие технологии, используемые во время занятия.

  1. Комфортное начало занятия.

Прежде чем начать занятие, у детей нужно вызвать желание заниматься, любознательность, стремление узнавать новое. Занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения. Интерес детей – важный союзник воспитателя. На речевых занятиях известное место занимают юмор, шутка. Начало занятия с использованием стихотворных строк обеспечивает положительный эмоциональный настрой детей.

  1. Проблемно–диалогическая технология.

При построении проблемно-диалогового занятия надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговое занятие не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:

- категоричность воспитателя, нетерпимость к другому мнению;

- отсутствие внимания воспитателя к ребёнку;

- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;

- неумение воспитателя быть хорошим слушателем.

В начале занятия воспитатель в диалоге с детьми задаёт цель, к которой дети должны прийти в конце занятия (ответить на определённый вопрос).

В ходе занятия, получая новые и закрепляя ранее полученные знания, дети приходят к выводу, который является ответом на поставленный вопрос.

Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.

  1. Физминутки «Путешественники», «У оленя дом большой»

Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современном дошкольном образовании уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части занятия, но и своевременному и правильному восстановлению сил дошкольника.

Физминутки, представляют собой комплексы из нескольких физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный ребёнок активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную воспитателем, способен к более качественному усвоению знаний.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Взрослые редко обращают внимание, как малыш держит карандаш – пишет, и ладно. А в первом классе выясняется, что пишет он медленно, рука сильно устаёт, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие оценки и устойчивая нелюбовь к письму. Как помочь ребёнку? Пальчиковая гимнастика поможет Вашему ребёнку стать хозяином своих ладошек и десяти пальцев, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит подняться ещё на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

  1. Упражнения на релаксацию.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

  1. Использование музыки при проведении занятия.

Музыка имеет волшебную и чарующую власть над всеми. Музыка на занятиях в детском саду способствуют формированию общей духовной и музыкальной культуры. Во время занятий музыка помогает ребёнку развить его фантазию и творческие способности.

Ход занятия:

Педагог  и дети становятся в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Педагог: Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.

В кабинет входит персонаж.

Старичок-Лесовичок: Ребята, здравствуйте!

Здравствуйте!!!

А вы знаете, кто я?

Ответы детей.

Я – Старичок-Лесовичок! Я живу в лесу, берегу природу. Я пришёл, чтобы пригласить вас в мой лес. А лес мой не простой, а волшебный.

А почему он волшебный?

Этого я вам не скажу. Мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались в ходе нашего путешествия. Ну что, принимаете моё приглашение?

Да! Тогда отправляемся в путь.

Физминутка.

Дети становятся друг за другом. На ковре стоят кегли и лежат две верёвочки на расстоянии 30 см. друг от друга.

Вслед за Лесовичком дети повторяют слова и выполняют физ. упражнения.

По тропинке в лес пойдём

шагают

Лужи мимо обойдём

обходят кегли – ходьба змейкой

Перепрыгнем ручеёк

перепрыгивают на 2х ногах через верёвочки

Посмотрели мы направо,

Посмотрели мы налево,

Вверх на солнышко взглянули

дети поднимают глаза вверх, встают на носочки

Ах, какая красота!

опуститься с носочков. руки развели в стороны

Звучит музыка «Времена года. Осень».

Педагог читает стихотворение:

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Старичок-Лесовичок: Вот мы и пришли в мой волшебный лес. Посмотрите вокруг. Как вы думаете, какое время года в нашем лесу? (Дети рассматривают декорации).

  • Осень.
  • А почему вы так думаете?
  • Ответы детей.
  • А знаете ли вы, что осень бывает разной?
  • Нет.
  • Вот сейчас Денис и Варя расскажут два стихотворения, а вы внимательно послушаете.

Под негромкую музыку Денис и Варя  рассказывают стихотворения.

Денис

«Золотая осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Варя:

«Поздняя осень»

Заглянула осень в сад -

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть – Стесняется.

Педагог: Как вы думаете, какая осень описана в стихотворении, которое рассказала Маша?

  • Ранняя.
  • Золотая.
  • Красивая.

А почему вы так решили?

Дети называют признаки ранней или «золотой» осени:

  • Листья ещё на деревьях, они имеют жёлтую или красную окраску; птицы собираются в стаи, но ещё не улетают.
  • Солнце ещё греет, но уже прохладно. И т.д.

Педагог: А о какой осени шла речь в стихотворении Никиты? О поздней!

Дети называют признаки поздней осени:

  • Птицы улетели.
  • Листья опали.
  • Холодно.
  • Идут дожди.
  • Под ногами появился первый лёд. И т.д.

Педагог: Молодцы, ребята, хорошо работали, а теперь немного отдохнём.

Педагог с детьми выполняют динамическую паузу. Тем временем убираются  осенние декорации и выставляются  зимние.

Динамическая пауза.

«У оленя дом большой»

У Оленя дом большой,

дети делают руками «крышу» над головой

Он глядит в своё окошко.

руками делаем окошко

Заяц по полю бежит

бег на месте

В дом к нему стучит-стучит.

имитация стука в дверь

Стук, стук, дверь открой

имитация стука в дверь

Там в лесу охотник злой,

из стороны в сторону качают головой

Заяц, заяц забегай

делают руками приглашающие жесты

Лапу мне скорей давай.

пожимают руку соседу

Педагог: Пока мы с вами отдыхали, в лесу произошли изменения. Посмотрите вокруг – что вы видите?

Дети:

  • Снежинки.
  • Снеговика.
  • На ветках лежит снег.
  • Зайчик одел белую шубку и т.д.

Педагог: Какое это время года? Зима!

Звучат звуки зимы.

Педагог: Правильно. На улице зима: птицы не поют весёлых песен, холодно, солнце очень редко выглядывает из-за туч, завывает вьюга. И всё-таки мы очень любим зиму. А за что мы любим зиму?

Дети:

  • Можно кататься на коньках.
  • Играть в снежки.
  • Лепить снежную бабу.
  • А ещё зимой мой любимый праздник – Новый год!
  • Дед Мороз приносит подарки.
  • А ещё зимой каникулы

Давайте с вами пройдём к столам (представим, что это пеньки в лесу) и немного поработаем. Сейчас вы возьмёте лист бумаги, карандаши и нарисуете то, что вам зимой нравится больше всего.

Пока дети работают (2-3 мин.), педагог  убирает декорации зимы и выставляет весенние декорации.

По окончанию работ воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

Наши пальчики писали,

зажали кулачки

Наши пальчики устали.

разжали кулачки

Наш мизинчик хочет спать

детки загнули мизинчик

Безымянный лег в кровать

загнули безымянный пальчик

Средний пальчик прикорнул

загибают средний пальчик

Указательный заснул

дети загнули указательный пальчик

Большой пальчик все не спит

дети вращают большим пальчиком

За другими он глядит!

продолжаю вращать большим пальчиком

Пальцы выспались! Ура!

дети разжимают кулачок

На работу им пора!

пальчики «встают-садятся» несколько раз

Звучит музыка «Весна». Педагог читает стихотворение:

Природа проснулась,

Всё радостью дышит,

Становятся дни всё длинней и длинней.

И солнце гуляет всё выше и выше

И веет теплом от оживших полей.

Педагог: Ребята, о каком времени года я сейчас прочитала стихотворение? О весне!

Педагог: Правильно. Давайте вспомним с вами признаки весны.

  • Стало тепло.
  • На ветках распускаются почки, появляются листики.
  • Появилась травка.
  • Прилетели птицы из тёплых краёв и т.д.

Педагог: Давайте, ребята, поговорим с вами о птицах. Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг?

  • Перелётные.
  • А каких перелётных птиц вы знаете?
  • Скворцы.
  • Ласточки.
  • Грачи.
  • Утки.
  • Журавли и т.д.

А тех птиц, которые остаются с нами, как называют?

  • Зимующими.
  • Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете.
  • Ворона.
  • Воробей.
  • Голубь.
  • Синичка.
  • Дятел и т.д.

Педагог: ребята, давайте с вами поиграем в игру. Мы разделимся на две команды. Посмотрите, как много птиц в нашем лесу. Сейчас команда мальчиков будет искать перелётных птиц, а команда девочек – зимующих.

Дети ходят по группе, выполняют задание. В конце игры подводят итоги. Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок.

Педагог: Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним, что зимующие и перелётные птицы делают весной.

  • Строят гнёзда.
  • Выводят птенцов.

Педагог: Правильно. А ведь человек тоже помогает птицам весной. Как?

  • Люди делают скворечники для птиц.
  • Вот и мы сейчас с вами сделаем скворечники для птиц.

Прошу вас пройти за свои столы. У вас в «розетках» лежат геометрические фигуры. Выложите из них скворечник.

Дети работают.

По окончанию работы Старичок - Лесовичок и педагог оценивают работы. Дети рассказывают, для кого они сделали домик.

Педагог: Что ж, мы помогли птицам, а сейчас прошу пройти на коврик, сесть и закрыть глаза.

Педагог проводит упражнение на релаксацию (звучит музыка).

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают...

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена...

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко... ровно... глубоко...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Во время релаксации на столе у педагога раскладываются  бумажные цветы.

Педагог: ребята, откройте глаза и посмотрите вокруг. Что вы видите и чувствуете?

  • Много цветов.
  • Как вы думаете, где мы оказались?
  • На цветочной поляне.
  • Правильно. А какое время года сейчас в лесу?
  • Лето!
  • А много ли названий цветов вы знаете?
  • Много!
  • Вот мы это сейчас и проверим.

Загадки о цветах (3-4 шт.).

Четыре ярко красных

Блестящих лепестка

И зёрнышки в коробочке

У этого цветка.                        (Мак).

Много лепесточков острых –

Красных, желтых, белых, пестрых.

На меня ты погляди-ка,

Называюсь я...                         (Гвоздика).

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился ...                        (Одуванчик).

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный ...                (Василёк).

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка.

Сердечко золотое,

Что это такое?                        (Ромашка).

Педагог: Ребята, вы просто молодцы! А вы знаете, что у всех цветков разное количество лепестков?

  • Да!

Педагог: Сколько лепестков у клевера?

  • Три.

Педагог: А у мака?

  • Четыре.

Педагог: У ромашки?

  • Много.

Педагог: Сейчас мы с вами сыграем в игру «Собери букет».

Мы разделимся на три команды.  У меня три корзинки для цветов, на которых написаны цифры 1, 2, 3.

Первая команда собирает цветы, у которых 4 лепестка.

Вторая команда собирает цветы, у которых много лепестков.

Третья команда собирает цветы с тремя лепестками.

Будьте внимательны при счёте.

Дети собирают цветы. В конце игры педагог  и Старичок-Лесовичок оценивают работу команд. Дети должны сказать название цветка.

Педагог: Молодцы, ребята. Наши ножки устали, много ходили. Поэтому, давайте сядем за столы, выпрямим спинки и послушаем Старичка-Лесовичка.

Старичок-Лесовичок: Ребята, понравилось вам у меня в лесу?

  • Да!

Старичок-Лесовичок: А теперь ответьте мне – почему мой лес называется волшебным?

Ответы детей.

  • Потому, что мы побывали во всех временах года сразу.
  • Правильно.

Педагог:  А на самом деле такое бывает?

  • Нет!

Педагог: А почему вы так думаете?

  • Потому, что времена года сменяют друг друга не сразу.
  • Сколько месяцев в каждом времени года?
  • Три!

Педагог: А в году сколько месяцев?

  • Двенадцать.

Педагог:  Правильно ли, Старичо - Лесовичок, ответили ребята на твой вопрос?

Старичок-Лесовичок: Да. Молодцы, ребята. А теперь мне пора в лес. До свидания. Педагог:  Понравилось вам наше путешествие?

Да!

Педагог: Давайте с вами снова встанем в круг и подведём итоги нашего занятия. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. А тот, кто поймал – быстро отвечает на вопрос. Остальные ребята молчат. Если вы не можете ответить – бросаете мне мяч обратно. Поняли?

  • Да!

Педагог: Где мы сегодня были?

  • В лесу.

Педагог:  Какое время года было сначала?

  • Осень.

Педагог:  Какая бывает осень?

  • Золотая, поздняя.

Педагог:  Когда птицы возвращаются с юга домой?

  • Весной.

Педагог:  Что люди делают для птиц?

  • Скворечники.

Педагог:  У какого цветка четыре лепестка?

  • У мака.

Педагог:  Какое время года между осенью и весной?

  • Зима.

Педагог:  Где мы были в конце прогулки?

  • На цветочной поляне.

Педагог: Что ж, ребята, вы хорошо поработали. Наше занятие подошло к концу. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Времена года"

Цель: закрепление знаний детей о временах года, их признаках.Задачи:Образовательные:1.Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе, закрепление названий месяцев.2. Закрепление навыков п...

План-конспект открытого занятия "Времена года"

Занятие проводится в форме командной игры с детьми 5-6 классов. Занятие способствует формированию умения работать в команде;  направлено на выявление лидерских качеств, сплочение детского коллект...

Конспект занятия "Времена года" (дополнительная общеразвивающая программа "Экоберегоша")

Конспект занятия по экологии для обучающихся 5-7 лет в семейном клубе "Солнышко"...

Конспект музыкального занятия "Времена года.Зима." А. Вивальди

Кл ассическая музыка - основа цивилизованного общества. Особое место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает приобщение его к миру музыки. в частности, к творчеству великого композитора А. Вивал...

Конспект открытого занятия «Времена года» в подготовительной группе

Цель мероприятия: закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года; развивать речевые умения, мышл...

Конспект коррекционного занятия "Времена года, их закономерная смена "

Занятие по развитию психомоторных и сенсорных процессов...