АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» для 4 класса
рабочая программа по природоведению
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» для 4 класса | 35.95 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
для 4 класса
Составитель программы
учитель начальных классов
Зайцева О.С.
Москва 2019
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Природа вокруг нас» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 4 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.
Курс «Природа вокруг нас» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Основная цель предмета
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Задачи курса « Природа вокруг нас»:
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Природа вокруг нас»
Особенностями реализации программы являются:
Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение игр,
анкетирование
Метапредметнымирезультатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
различать объекты живой и неживой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
сравнивать объекты природы и делить их на группы;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты природы и рукотворного мира.
Планируемые результаты
развитие познавательных способностей и логического мышления детей;
повышение интереса к окружающему миру.
участие в различных конкурсах разного уровня
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
тестирования,
Содержание программы с указанием тем и количества часов.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер. Делает акцент не только на приобретение необходимых знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному искусству, но и на развитие личности, творческой сущности ребенка.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и представляет им возможность и работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в интересный и увлекательный мир, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – окружающий мир.
В программе делается акцент на формах и способах работы с различным материалом (бумагой, тканью, природным материалом органического и неорганического происхождения), а также последовательности изготовления изделий. Чередование одного вида деятельности другим дает возможность развивать у ребенка мелкую моторику рук. Через игру, слушание сказок, любование красотой и природой у детей наблюдается рост активности в творчестве, умение фантазировать, создавать интересные образы и воплощать их в реальном изделии и композиции. Все это способствует развитию образного творческого мышления.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Основные виды деятельности учащихся:
- экскурсии;
- оформление газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с окружающим миром;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Формы и методы занятий ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности учащихся: игра, проектная деятельность, творческие работы, конкурсы, различные задания поискового характера.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Человек - часть природы | 4 ч |
2 | Значение растений в жизни | 8 ч |
3 | Братья наши меньшие | 6 ч |
4 | Пернатые друзья | 3 ч |
5 | Водное царство | 6 ч |
6 | Чудо на подоконнике | 3 ч |
7 | Интерьерный дизайн | 3 ч |
Итоговый урок | 1 ч | |
Итого | 34 ч |
Тематический план
|
| Кол-во часов | |
| Что такое природа? Живая и неживая природа.Беседа.Рассказ о природе живой и неживой.Восприятие рассказа учителя.Формирование представления о живой и неживой природе. | 1 | |
2. | Правила сбора растений.Беседа, практическое занятие.Экскурсия по сбору растений. Правила засушивания растений. Засушивание растений под прессом и в пучках.Знакомство с правилами засушивания растений под прессом и в пучках.Формирование знаний о правилах засушивания | 1 | |
3. | Круговорот воды в природе.Беседа, практическое занятие.«Волшебница вода»Аппликация из бумаги.Выполнение аппликации из бумаги.Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги. | 1 | |
4. | Радуга. Воздух-невидимка. Солнце.Беседа, практическое занятие.Аппликация из бумаги.«Бабочка». Монотипия.Выполнение аппликации из бумаги.Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги. | 1 | |
5. | Цветочный ковер.Беседа, практическое занятие.Аппликация из бумаги. «Ромашки», «Земляника»Выполнение аппликации из бумаги.Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги. | 1 | |
6. | Деревья хвойные и лиственные.Экскурсия.Рассказ о хвойных и лиственных деревьях.Восприятие информации получаемой от учителя.Формирование знаний о хвойных и лиственных деревьях. | 1 | |
7. | Осенний лес. Дерево осенью.Беседа, практическое занятие.Рассказ об осеннем лесу.Аппликация из бумаги.Коллективная работа.Формирование умения работать в коллективе при создании аппликаций. | 1 | |
8. | Дерево зимой. Кустарники.Беседа, практическое занятие.Техника рваной бумаги.Обучение техники рваной бумаги.Формирование навыка использования техники рваной бумаги. | 1 | |
9. | Растения леса. Растения луга.Беседа.Флористика. Лесные травы. Луговые цветы. | 1 | |
10. | Грибы.Практическое занятие. Помощь при составлении аппликации. Аппликация из пластилина. | 1 | |
11. | Растения огорода.Практическое занятие.Помощь при составлении аппликации.Аппликация из бумаги. Садим и солим. | 1 | |
12. | Розы и астры. Ваза с цветами на столе.Практическое занятие.Помощь при изготовлении объемной поделки. Объемная бумагопластика. | 1 | |
13. | Хомяки. Особенности их содержания.Беседа, практическое занятие.Рассказ о хомяках, условиях их содержания. Объемная бумагопластика. «Мышь» | 1 | |
14. | Еж в живом уголке.Практическое занятие.Помощь в создании поделки из пластилина и шишек.Создание поделки из пластилина и шишек. | 1 | |
15. | Дикие животные.Практическое занятие.Помощь в создании масок.Маски. Волк, заяц, медведь. Объемная бумагопластика. Маски. | 1 | |
16. | Домашние животные.Практическое занятие.Помощь в создании аппликации.Аппликация из пуха и перьев. | 1 | |
17. | Животные тундры и тайги. Редкие и исчезающие.Практическое занятие.Помощь в создании аппликации.Аппликация (Манка + гуашь). Леопард, тигр. | 1 | |
18. | Животные пустыни и степи.Практическое занятие.Объяснение приемов использования техники жатой бумаги. Помощь при создании поделки.Поделка. Техника жатой бумаги. Черепаха. | 1 | |
19. | Кто такие птицы?Перелетные птицы. Зимующие птицы.Беседа, практическое занятие.Рассказ о перелетных и зимующих птицах.Создание коллажа. Синица. Дятел. Голубь. | 1 | |
20. | Комнатные птицы.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатных птицах.Поделка. Техника жатой бумаги. Попугай. | 1 | |
21. | Забота человека о птицах.Беседа, практическое занятие.Рассказ о том, как люди заботятся о птицах. Изготовление кормушки для птиц. | 1 | |
22. | Жители болота.Беседа, практическое занятие.Рассказ о лягушках. Лягушка. Аппликация из семян. | 1 | |
23. | Киты. Дельфины. Акулы. Беседа, практическое занятие.Аппликация из бумаги. | 1 | |
24. | Рассказ о китах, акулах и дельфинах. Аппликация из пластилина. | 1 | |
25. | Экзотические виды рыб.Беседа, практическое занятие.Рассказ об экзотических видах рыб. Вуалехвост (золотая рыбка). Бумагопластика. | 1 | |
26. | Кораблик.Практическое занятие.Помощь в конструировании из бумаги.Аппликация. Конструирование из бумаги. | 1 | |
27. | Морское дно.Практическое занятие.Помощь в конструировании.Аппликационная флористика. Рыбка из целых форм листа. | 1 | |
28. | Комнатные растения. Растения пустыни в квартире.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатных растениях, помощь в создании аппликаций.Аппликация из пластилина. Аппликация из бумаги. Колючая семейка. | 1 | |
29. | Субтропики на подоконнике.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатных растениях, помощь в создании аппликаций.Аппликация из бумаги. | 1 | |
30. | Тропические растения в нашем доме. Бегония.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатныхрастениях, помощь в создании аппликаций.Бумагопластика. Бальзамин. Аппликация + пластилин. | 1 | |
31. | Комнатные горшочки.Практическое занятие.Помощь при декорировании цветочных горшков.Декорирование цветочных горшков. Пластилин + семена и косточки. | 1 | |
32. | Цветы. Вазы.Практическое занятие.Помощь при изготовлении поделки.Бумагопластика + полиэтилен. Пластиковые бутылки. | 1 | |
33. | Пасхальные фантазии.Практическое занятие.Помощь при изготовлении поделки. Игрушки из яичной скорлупы. | 1 | |
34. | Итоговый урок. | 1 |
Список литературы
- Ветлугина В.А. Самостоятельная деятельность дошкольников. - М.:Педагогика,2011.
- Моложавенко В.С. Тайна красоты. - М:ПЕДАГОГИКА-Пресс,2012.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение,2011.
- Букет зимы суровой. Альбом. - М.:2013.
- Е.В.Устинова. Породы кошек. - М.:Благовест-ТОО.,2012.
- М.И.Нагибина. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль. Академия развития.2011.
- Игорь Черныш. Поделки из природного материала. - М.:Аст-Пресс,2013.
- Э.К. Гульянц, И.Я. Базин. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение,2011.
- В.С.Горичева. Куклы. - Ярославль. Академия развития. 2011.
- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Просвещение,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для дополнительного 1 класса (ФГОС для детей с УО (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
Методическая разработана создана для учителей начальных классов, работающих по данной программе. Программа содержит пояснительную записку, раскрывающую актуальность предмета, цели и задачи, место пред...
Рабочая адаптированная программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель предмета: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и со...
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека» в соответствии с требованиями ФГОС
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Мир природы и человека" в 1-2 классах в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
АОП по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 2 класса с ОВЗ
Программа обучения по предмету "Мир природы и человека" дляя учащихся 2 класса с ОВЗ...
АОП по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса с ОВЗ
Программа обучения предмету "Мир природы и человека" учащихся 3 класса...
рабочая программа 3 класс предмет "Мир природы и человека"
рабочая программа для учащихся 3 класса коррекционной школы №8 по учебному предмету "Мир природы и человека" в соответствии с требованиями ФГОС...
Адаптированная рабочая программа по предмету Мир природы и человека. 1 класс. 9.1.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...