рабочая программа 3 класс предмет "Мир природы и человека"
рабочая программа по теме
рабочая программа для учащихся 3 класса коррекционной школы №8 по учебному предмету "Мир природы и человека" в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коррекционная школа №8»
г. Арзамас
Рассмотрено на заседании методического совета школы Протокол № 1 от 29.08.2018 | Утверждено на заседании педагогического совета школы Протокол №1 от 30.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
для учащихся 3 «А» класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов Винокурова Надежда Ивановна
Арзамас 2018 год
Оглавление
Пояснительная записка ……………………………………………………… Характеристика базовых учебных действий……………………………… Планируемые результаты освоения программы: предметные, личностные Учебно-тематический план ..………………………………………………... Календарно-тематическое планирование…………………………………… Учебно-методический комплекс ……………………………………………. Приложение:………………………………………………………………….. Учебно-дидактическое обеспечение | 3-4 5 6 7 7 9 10 |
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Мир природы и человека» для учащихся 3 «А» класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ КШ № 8 (1-4 классы - I вариант) г. Арзамас 2016 год, утвержденной приказом МКОУ КШ №8 от 31.05.2016 №273, в соответствии с календарным учебным графиком. Учебный предмет – «Мир природы и человека» является одним из основных общеобразовательных предметов в Коррекционной школе №8 для данной категории детей.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
По мере реализации программы по классам учащиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения применять их в жизни. Программа предполагает активные формы физической деятельности: учебные походы, ближние и дальние экскурсии, а также и проектную деятельность. С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и практические работы, доступные детям в этом возрасте. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса (в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.). Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Цель программы: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, изучение основ современной экологии.
Задачи:
- способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе;
- познакомить учащихся с простейшими взаимосвязями и взаимозависимостями между миром живой и неживой природы и умением их устанавливать;
- развивать целостное восприятие окружающего мира;
- развивать умения наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы;
- обучать знаниям и навыкам безопасного поведения в окружающей среде, как природной, так и техногенной;
- воспитывать гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, природному и культурному достоянию человечества;
- формировать умения оценивать свои поступки в природе;
- расширять кругозор детей в области экологии;
- развивать практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению.
Личностные учебные действия
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Коммуникативные учебные действия |
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс); обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми; слушать и понимать речь других
Регулятивные учебные действия
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
Познавательные учебные действия
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- читать; писать; устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные
Минимальный уровень
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации
Достаточный уровень
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
- адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Сезонные изменения | 20 |
2 | Неживая природа | 8 |
3 | Живая природа. Растения. Животные | 25 |
4 | Человек. Безопасное поведение | 12 |
5 | Повторение пройденного материала | 5 |
Итого: | 70 часов (2 часа в неделю) |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( 70 часов)
№ | Название раздела и темы | Кол-во часов | Дата | Приме-чание |
I четверть | 18 | |||
Сезонные изменения | 5 | |||
1 | Экскурсия в природу. Осень | 1 | 03.09.18 | |
2 | Осень. Осенние месяцы. | 1 | 06. 09.18 | |
3 | Растения осенью | 1 | 10. 09.18 | |
4 | Животные осенью | 1 | 13. 09.18 | |
5 | Занятия людей осенью | 1 | 17. 09.18 | |
Живая природа. Растения | 11 | |||
1 | Сравнение растений | 1 | 20. 09.18 | |
2 | Части растений: корень, стебель | 1 | 24. 09.18 | |
3 | Части растений: лист, цветок | 1 | 27. 09.18 | |
4 | Растения сада | 1 | 01.10.18 | |
5 | Лес | 1 | 04.10.18 | |
6 | Плоды и семена | 1 | 08.10.18 | |
7 | Лесные ягоды | 1 | 11.10.18 | |
8 | Грибы | 1 | 15.10.18 | |
9 | Грибы: несъедобные и ядовитые | 1 | 18.10.18 | |
10 | Травы | 1 | 22.10.18 | |
11 | Травы: ядовитые растения. Правила поведения при отравлении | 1 | 25.10.18 | |
12 | Повторение пройденного материала по разделу «Растения» | 1 | 29. 10.18 | |
Живая природа. Животные | 1 | |||
1 | Животные. Повторение пройденного материала во 2 классе | 1 | 01.11.18 | |
II четверть | 14 | |||
Живая природа. Животные | 13 | |||
1 | Дикие животные. Лось | 1 | 12.11.18 | |
2 | Дикие животные. Кабан | 1 | 15. 11.18 | |
3 | Дикие животные. Заяц | 1 | 19. 11.18 | |
4 | Домашние животные. Корова | 1 | 22. 11.18 | |
5 | Домашние животные. Свинья | 1 | 26. 11.18 | |
6 | Домашние животные. Кролики | 1 | 29. 11.18 | |
7 | Сходства и различия: свинья, кабан | 1 | 03.12.18 | |
8 | Сходства и различия: кролик, заяц | 1 | 06. 12.18 | |
9 | Птицы. Части тела | 1 | 10. 12.18 | |
10 | Перелётные птицы | 1 | 13. 12.18 | |
11 | Зимующие птицы | 1 | 17. 12.18 | |
12 | Хищные птицы | 1 | 20. 12.18 | |
13 | Певчие птицы | 1 | 24. 12.18 | |
14 | Повторение пройденного материала по разделу «Животные» | 1 | 27. 12.18 | |
III четверть | 20 | |||
Сезонные изменения | 5 | |||
1 | Экскурсия в природу. Зима | 1 | 14.01.19 | |
2 | Осень. Зимние месяцы | 1 | 17. 01.19 | |
3 | Растения зимой | 1 | 21. 01.19 | |
4 | Животные зимой | 1 | 24. 01.19 | |
5 | Занятия людей зимой | 1 | 28. 01.19 | |
Неживая природа | 8 | |||
1 | Солнце в разные времена года | 1 | 31. 01.19 | |
2 | Восход и закат солнца | 1 | 04.02.19 | |
3 | Календарь | 1 | 07. 02.19 | |
4 | Воздух | 1 | 11. 02.19 | |
5 | Значение воздуха | 1 | 14. 02.19 | |
6 | Термометр | 1 | 18. 02.19 | |
7 | Ветер | 1 | 21. 02.19 | |
8 | Направление ветра | 1 | 25. 02.19 | |
Сезонные изменения | 5 | |||
1 | Экскурсия в природу. Весна | 1 | 28. 02.19 | |
2 | Весна. Весенние месяцы | 1 | 04.03.19 | |
3 | Растения весной | 1 | 07. 03.19 | |
4 | Животные весной | 1 | 11. 03.19 | |
5 | Занятия людей весной | 1 | 14. 03.19 | |
Человек. Безопасное поведение | 1 | |||
1 | Дыхание человека. Органы дыхания | 1 | 18. 03.19 | |
2 | Повторение пройденного материала по разделу «Неживая природа» | 1 | 21. 03.19 | |
IV четверть | 18 | |||
Человек. Безопасное поведение | 11 | |||
1 | Профилактика заболеваний органов дыхания | 1 | 01.04.19 | |
2 | Болезни органов дыхания. Правила поведения при простудных заболеваниях | 1 | 04. 04.19 | |
3 | Профилактика простудных заболеваний | 1 | 08. 04.19 | |
4 | Кровь. Значение крови для человека. Оказание помощи при порезах | 1 | 11. 04.19 | |
5 | Сердце. Значение сердца для человека | 1 | 15. 04.19 | |
6 | Пульс. Определение пульса | 1 | 18. 04.19 | |
7 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 | 22. 04.19 | |
8 | Питание человека. Молочные продукты | 1 | 25. 04.19 | |
9 | Питание человека. Мясные продукты | 4 | ||
10 | Питание человека. Сухие продукты | 1 | 29. 04.19 | |
11 | Срок хранения продуктов. Профилактика отравления | 1 | 02.05.18 | |
Сезонные изменения | 7 | |||
1 | Лето. Летние месяцы | 1 | 06. 05.18 | |
2 | Растения летом | 1 | 13. 05.18 | |
3 | Животные летом | 1 | 16. 05.18 | |
4 | Занятия людей летом | 2 | 20,23. 05.18 | |
5 | Повторение пройденного материала по разделу «Сезонные изменения» | 2 | 27,30. 05.18 |
Заместитель директора по УР
________________М.В. Козихина
«_____»________________2018 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
№п/п | Методическое обеспечение | Год издания |
1 | Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ КШ № 8 (1-4 классы) г. Арзамас | 2016
|
2 | Мир природы и человека. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др. ] М.: Просвещение | 2018 |
3 | Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. Мир природы и человека. Рабочая тетрадь 3 класс Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» | 2018 |
Приложение
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Демонстрационные таблицы
1.Дикие звери
2.Грибы съедобные
3.Деревья, кустарники, травы
4.Огород
5.В городе
- Модели - муляжи
1.Набор грибов
2.Набор овощей
3.Набор фруктов
- Модели - гербарии
1.Гербарий «Основные группы растений»
2.Гербарий «Декоративные растения»
- Модели – коллекции
1.Коллекция «Бабочки»
2.Коллекция семян
- Модель – аппликация «Здоровье человека»
- Книга-альбом «Времена года в городе, деревне, в природе»
- Предметные картинки: грибы, цветы, ягоды, овощи, фрукты, деревья, домашние и дикие животные, дикие и домашние птицы, насекомые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой
«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/ Протокол № 1 от « 29» августа 2012г....
Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой
«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/ Протокол № 1 от « 29» августа 2012г....
Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...
Рабочая программа по курсу Природа, история и культура Ленинградской земли 8-9 класс
Рабочая программа по курсу Природа,история и культура Лениинградской земли 8-9 класс (8 класс-17 часов,9 класс-34 часа,всего-51 ч.)Региональный компонент...
Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса
Программные материалы для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...
Программа факультативного курса Природа и человек
Программа факультативного курса Природа и человек...
1 класс. Мир природы и человека. Тема:Светофор
Актуальность этой темы связана с тем, что у детей с умственной отсталостью отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нормально - развивающему ре...