Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для дополнительного 1 класса (ФГОС для детей с УО (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
методическая разработка по природоведению по теме
Методическая разработана создана для учителей начальных классов, работающих по данной программе. Программа содержит пояснительную записку, раскрывающую актуальность предмета, цели и задачи, место предмета в учебном плане, условия реализации программы, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, планируемые результаты изучения курса (личностные и предметные), формирование БУД, систему оценки достижений планируемых результатов и учебно-методическое обеспечение программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_mir_prirody_i_cheloveka.docx | 40.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Мир природы и человека» является пропедевтическим этапом формирования у детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание учебного курса для дополнительного 1 класса предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
На экскурсиях дети с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, они учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Цель данной программы - формировать первоначальные знания о живой и неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:
Образовательные:
- формировать элементарные представления и понятия об окружающем мире;
- развивать устную речь, расширять и обогащать словарный запас;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся;
- формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.
Коррекционно-развивающие:
- корректировать психофизическое развитие;
- развивать фонематический слух;
- корректировать и развивать произносительную сторону речи.
Воспитательные:
- формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе;
- вырабатывать положительную мотивацию, поддерживать интерес к учению;
- воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать любовь к родному краю, природе;
- формировать представления о здоровом образе жизни, экологии.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Мир природы и человека» в дополнительном 1б классе по учебному плану ГБОУ школа №487 отводится 2 часа в неделю.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для дополнительного 1 Б класса составлена на основании:
1. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа №487 Выборгского р-на СПб.
2. Распоряжения Комитета по образованию от 22.03.2016 №822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные программы, в 2016/2017 учебном году».
3. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / под ред. В. В. Воронковой.- М.: Издательство «Просвещение», 2013 г.
4. Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2016 -17 уч. год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Программа рассчитана на 64 часа в год (2 ч в неделю), с учетом календарного графика.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщению изученного
материала), нетрадиционные уроки (экскурсии, урок-игра и т.д.).
Формы работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы программы/Тема урока | Кол-во часов |
1. | Я и моя семья. | 1 |
2. | Мой дом. Адрес. | 1 |
3. | Комната. Места общего пользования. | 1 |
4. | Город. Село. Деревня. | 1 |
5. | Школа. | 5 |
6. | Сезонные изменения: осень. | 6 |
7. | Экскурсия в природу. | 3 |
8. | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | 1 |
9. | Живая природа: растения. | 11 |
10. | Посуда. | 1 |
11. | Мебель. | 1 |
12. | Сезонные изменения: зима. | 8 |
13. | Живая природа: животные. | 11 |
14. | Сезонные изменения: весна. | 6 |
15. | Транспорт. Виды и назначение. | 1 |
16. | Сезонные изменения: лето. | 6 |
17. | Диагностическая контрольная работа. | 1 |
18. | Безопасное поведение в обществе. | 1 |
Итого | 64 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Сезонные изменения в природе (26 часов)
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
Я и моя семья (2 часа)
Школа (5 часов)
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.
Школьный двор. Что находится на школьном дворе. Правила поведения при нахождении во дворе школы.
Мои друзья. (Имена, фамилии, девочка –мальчик, я, он, она, ты, вы, мы, они).
Книги. Значение книг в жизни человека.
Игры и забавы детей (в течение года). Месяцы (в течение года).
Дни недели (в течение года).
Сутки: утро, день, вечер, ночь. Различия времени суток и рода занятий. (1 час)
Город. Село. Деревня. (1 час)
Посуда. Назначения. (1 час)
Мебель. Виды мебели. Назначения предметов мебели. (1 час)
Транспорт. Виды транспорта. Значение транспорта в жизни человека. (1 час)
Живая природа (22 часа)
Я и моя семья. Имя, фамилия. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Род занятий.
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Воробей, ворона (местные птицы). Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
Домашние птицы. Куры, гуси, утки. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Польза человеку.
Насекомые. Муха, жук, паук. Внешний вид. Какую пользу приносит человеку.
Лес, поле, сад, огород. Как выглядят. Значение.
Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.
Ягоды. Вишня, слива. Употребление в пищу.
Безопасное поведение (1 час)
Безопасное поведение в окружающем мире. Правила поведения человека при контакте с животными (не дразнить, чужих животных не трогать, не махать руками). Основное правило – ребёнок может находиться на улице (на площадке, в общественных заведениях) только в сопровождении взрослого.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам (3 часа)
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы. Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления природы;
- участвовать в беседе;
- называть изученные предметы, характеризовать их по свойствам;
- узнавать и называть живые и неживые объекты.
Достаточный уровень:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвет, форма, размер);
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений, узнавать их в природе;
- называть и различать наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
- знать своё имя и фамилию, как зовут родителей и близких родственников;
- знать фрукты и овощи, отличать их; понимать их пользу для человека;
- знать названия времён года и различать времена года по признакам;
- знать названия 2-3 птиц, обитающих в окружающей местности;
- отвечать на вопросы учителя коротким предложением.
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся дополнительного 1 класса на уроках курса «Мир природы и человека», обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное отношение к учебе в целом:
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому воспитанию;
- воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- слушать и понимать речь других;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.
Регулятивные:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса;
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видородовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу).
Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по миру природы и человека должны учитываться психо-физические возможности детей, ситуативность эмоциональных состояний.
Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
К концу учебного года критериями оценки предметных результатов освоения программы курса «Мир природы и человека» являются:
- - освоение знаний об окружающем мире, предметах и их назначении;
- сформированность представлений о себе, о семье, своем городе, живой и неживой природе;
- сформированность умения характеризовать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу); участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса; различать объекты живой и неживой природы; составлять простые нераспространенные предложения.
Критериями оценивания являются:
-соответствие достигнутых предметных и личностных результатов обучающихся;
-динамика результатов предметной обученности, формирования БУД.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Литература
Основная:
1. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. – 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2012.
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / под ред. В. В. Воронковой.- М.: Издательство «Просвещение», 2013.
Дополнительная:
1. Батяева С.В. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013.
2. Демонстрационный материал. В мире мудрых пословиц. – (Серия «Беседы по картинкам»). - М.: «Сфера». – 2014.
3. Земцова О.Н. Грамотейка: Учебное пособие. - (Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет) - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012.
4. Игра «Волшебный поясок». – М.: «Корвет», 2014.
2. Дидактические пособия
Демонстрационные:
Плакаты: времена года, профессии, зимующие и перелётные птицы, сюжетные и предметные картинки, таблицы времён года, плакаты для определения «Кто чем питается из животных», картинки фруктов и овощей, профессий, цветов, обуви и одежды, времён года, видов транспорта, грибов, животных, насекомых, растений, С. Вохринцева «Окружающий мир»: домашние животные, птицы, домашние птицы, дикие птицы, деревья и листья, лесные ягоды, садовые ягоды, транспорт; книги-сказки, иллюстрации по темам: Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные»; «Времена года»; «Игрушки», «Учебные принадлежности»; «Птицы», «Деревья», «Кустарники», «Цветы»; «Мебель»; «Продукты»; «Обувь»; «Одежда».
Раздаточные:
Лото для детей и родителей по темам курса.
Индивидуальные карточки для штриховок и раскрасок предметов и животных.
Раскраски предметов и явлений окружающей действительности.
Шаблоны животных и предметов.
Шаблоны зверей и фигур.
3. Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер, магнитофон.
4. Видеоматериалы и аудиоматериалы:
1. Диск: Уроки тётушки Совы. «Времена года».
2. Диск: «Классическая музыка».
3. Презентации к урокам по разделам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения
Паспорт рабочей программы Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...
Рабочая программа по миру природы и человека 1 класс (1 вариант) УП для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
1. Пояснительная запискаРабочая программа по миру природы и человека предназначена для учащихся 1 класса(1 вариант) с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адап...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (жестовый язык)" для детей 6 класа с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в сл...
Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).
Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)....
Рабочая программа «Математические представления» составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....