Конспект занятия "Явления природы"
план-конспект по природоведению на тему
Да Данный материал полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие направлено на знакомство детей с природными
явлениями, на формирование интереса к познанию природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 923.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Конспект занятия
«Явления природы»
Учащиеся 5 -6 лет
Разработала: Вырьева Виктория Николаевна
педагог дополнительного образования МБУДО ЦДТ
творческое объединение «Мир вокруг нас»
2017 год
Тема занятия: «Явления природы»
Место проведения: МБУДО ЦДТ, кааб.№10
Учащиеся: 5-6 лет
Количество учащихся: 12 человек
Данный материал полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие направлено на знакомство детей с природными явлениями, на формирование интереса к познанию природы.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель
- Знакомство детей с природными явлениями.
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с природными явлениями (заря, роса, туман, втер, облака, солнце);
- формировать интерес к познанию природы;
- учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.
Развивающие:
- развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке дома или в детском саду, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: игровой, наглядный, рассказ, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: иллюстрации природных явлений (заря, роса, туман, втер, облака, солнце), календарь природы, карточки «Явления природы».
Педагогические технологии, используемые на занятиях: здоровьесберегающие (ритмические физкульминутки, пальчиковые физкульминутки), игровые, личностно-ориентированные.
Ход занятия:
Организационный момент
Педагог обращает внимание детей на календарь природы. Вместе с детьми обсуждает, какая сегодня погода, отмечают ее соответствующими знаками, сравнивает с предыдущими днями.
Предлагает детям подумать, о чем сегодня пойдет речь. Подводит детей к выводу о том, что говорить будут о природных явлениях.
Педагог: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», - говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой».
Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей)
Педагог: За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода.
- Солнце, солнце, ты откуда?
- Я из зорьки золотой!
- Дождик, дождик, ты откуда?
- Я из тучки грозовой!
- Ветер, ветер, ты откуда?
- Я из дальней стороны!
Мы – три брата, и повсюду
Добрым людям мы нужны!
(О. Высоцкая)
Педагог: Откуда к нам приходит солнце? (из зорьки золотой).
Основная часть
Рассказ педагога (сопровождается соответствующей иллюстрацией)
Явления природы для детей
Наряду, с временами года, временем суток, дети должны знать такие часто встречающиеся природные явления, такие как солнце, дождь, гроза, радуга, ветер, листопад и другие явления погоды с которыми мы встречаемся каждый день на улице. Явления природы для детей лучше демонстрировать с картинками и стихами, объяснять в какое время года встречается то или иное явление и как выглядит природа, например, летом после дождя, когда появляется радуга или зимой, когда на деревья ложится снег.
Солнце
Солнышко - это яркая звезда, оно появляется каждый день с утра во время рассвета, а исчезает вечером после заката. На небе мы видим солнце в виде яркого солнечного круга, долго смотреть не стоит, потому что будут болеть глаза. Зимой солнце почти не греет, а летом от его лучей становится тепло и, даже, жарко. У солнышка есть сестра - луна, которая выходит только ночью.
Луна
Луна – это спутник земли, такая же круглая, как наша планета, только намного меньше размером. Увидеть луну можно только ночью, когда становится совсем темно. Луна бывает круглой –называется полнолуние, а бывает, когда ее вовсе нет – новолуние. А еще она в период между новолунием и полнолунием луна на небе бывает в виде месяца. Вместе с луной в темное время суток на небе видны звезды.
Облака
Днем на небе вместе с солнцем хорошо видны облака. Это белые в виде пара формочки, которые могут принимать различную форму в виде животных, корабликов и лошадок, кто как увидит. Облака могут быть белыми, а могут быть серыми, тогда они называются тучами. Когда туча становится все темнее, в ней образовывается вода и может пойти дождь и, даже, гроза с громом и молнией.
Дождь
Дождь поливает из облаков, когда они темнеют и становятся темными, тяжелыми и , словно, нависают над нами. Спрятаться от дождя можно под любым навесом и крышей или под зонтиком. В зависимости от силы и количества падающей с небы воды дождь может быть простым дождиком, грибным, когда светит солнце и идет дождик, ливень, когда дождь льет, как из ведра, а может быть с громом и молнией, такое ненастье называют грозой.
Гроза
Во время сильного дождя случается, что сверкнет молния и после прогрохочет гром. Такое явление природы называют грозой. Во время грозы может много раз сверкать молния и грохотать гром. От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало, но не в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния. Бывает гроза такой силы, что вместе с каплями дождя с неба может посыпаться град.
Град
Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Град это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять. От града надо также, как и от грозы прятаться в надежном укрытии с крышей над головой. Как правило, гроза длится недолго и после тучи быстро расступаются и может появиться радуга.
Радуга
После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать такое необычное явление природы, как радуга. Это когда яркий солнечный свет разбивается на несколько разных цветов. Радуга выглядит, как дуга в разноцветных красках. Здесь и красный, и синий, и фиолетовый, и желтый другие цвета. А потом, когда вода быстро испаряется на солнце, радуга также быстро исчезает.
Ветер
Бывает выглянешь за окно, а там деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер, который дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным. Защититься от такого сильного ветра, например, в холодное время года осенью и зимой можно с помощью шарфа и шапки.
Листопад
Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в удивительные по красоте желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листья и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.
Лед
Поздно осенью, когда на улице становится холодно и температура падает ниже нуля градусов, вода в лужах замерзает и образуется ледок. Также лед образуется на прудах, озерах и реках. Лед ровный и очень скользкий, поэтому ходить надо в осенний и зимний период с осторожностью, а зимой по льду можно весело кататься на коньках. Как только станет теплей и температура поднимется выше нуля градусов, лед растает и снова превратится в воду.
Снег
Зимой настолько становится холодно, что вода замерзает и превращается в лед, а в небе дождевые капли превращаются в снежинки и в виде белых хлопьев падают на землю. В отличие от дождя, снежинки не так быстро испаряются, потому что зимой холодно и дорожки, деревья и скамейки засыпает снегом. Когда не очень холодно снег мокрый и из него хорошо лепить снеговика, а когда морозно, снег становится сухим и не липким и плохо лепится, зато по нему легко кататься на лыжах. Весной становится теплей и как только температура поднимается выше нуля градусов, снег начинает таять и превращается в воду.
Отгадай загадки
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Знают взрослые и дети,
Что не солнце ночью светит.
Круглолица и бледна,
Среди звезд всегда она. (Луна)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти. (Радуга)
Вился, вился белый рой,
Сел на землю — стал горой. (Снег)
Без крыльев летят,
без ног спешат,
без паруса плывут… (облака)
Игра «Когда это бывает?»
Скажи, а в какое время года можно наблюдать хмурое небо, дожди, листопад? (осенью)
Снег, морозные узоры? (зимой)
Таяние снега, капель, ледоход? (весной.)
Грозу, радугу, теплый ветерок (летом.)
Игра «Бывает — не бывает»
(Кидаете мяч ребенку и задаете вопросы, ребенок отвечает: бывает – не бывает).
Снег зимой?
Мороз летом?
Ледоход осенью?
Капель летом?
Листопад весной?
Метель осенью?
Дождь летом?
Гроза весной?
Роса зимой?
Физминутка
Дождик, дождик, лей да лей.
Мокрых капель не жалей.
Мы в ладоши хлопаем
Мы ногами топаем.
Вышло солнышко опять и
дети все идут гулять.
Игра «Кораблики»
Игра «Какая на улице погода»
Развиваем логику и мышление.
Мальчик оделся, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: «Какой сильный ветер! Одевайся потеплее». Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно было закрыто?
(Варианты ответов ребенка: За окном она увидела, что сильно раскачиваются деревья. Она заметила, что по улице несется пыль, бумажки, листья. Она увидела, что у мальчика сорвало ветром и унесло шапку и др.)
Практическая часть
Задание 1. Нарисуй дождик
Физкульминутка (пальчикавая):
Вот помощники мои.
(показать пальцы)
Их, как хочешь, поверни.
(повернуть кисти ладонями кверху и книзу)
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(пальцами провести по другой руке)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
(два пальца одной руки «скачут» по другой руке)
Скачет резвый табунок.
(повторить с другой руки)
Задание 2.
Заключительная часть
Педагог: О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
Какие природные явления влияют на состояние погоды?
Что нового и интересного вы узнали?
Какие моменты вам больше понравились и почему?
Молодцы, наше занятие закончилось. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект объединения "Природа и фантазия"
План-конспект объединения "Природа и фантазия" первого года обучения....
Конспект урока " Природа-наш общий дом"
Аннотация(Кыскача аңлатма)Конспект урока " Природа-наш общий дом" Республика күләмендә татар һәм инглиз телләрен концентрик ысул белән өйрәнү...
Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс
Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....
Конспект занятия "Природа зимой".
Занятие "Природа зимой" знакомит обучающихся с изменениями в живой и неживой природе зимой, со старинными названиями зимних месяцев, с пословицами и поговорками. В занятие включены загадки, тест...
Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО
План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...
Конспект урока "Природа и люди Древней Индии"
Разработка урока по истории " Природа и люди Древней Индии" может быть использована на уроках истории в 5 классе.Урок создает образное представление учащихся о природе, о...
конспект урока "Природа России"
Конспект обобщающего урока "Природа России" для 8 класса...