конспект урока "Природа России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Конспект обобщающего урока "Природа России" для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8_klass_obobshchenie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме:
«Природа России» ( 8 класс)
Цели:
1.Повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира, природных зон России.
2.Развивать умение работать с картами, обучить приёмам сравнения особенностей природы различных территорий.
3.Осуществлять патриотическое и экологическое воспитание уч-ся, рассматривая вопросы природы России.
Задачи урока:
Ответить на вопросы викторины.
Решить логическую задачу.
Отгадать географические загадки.
Научиться по описанию, угадать географический объект.
Участвовать в географической эстафете и в конкурсе ландшафтоведов.
Оборудование:
физическая карта России, карточки-задания, стихотворения различных поэтов, картины природы, игра «Восхождение на гору», стенд «7 чудес России»
Здравствуйте, садитесь. В этом учебном году вы изучаете природу России, много уже знаете, много умеете и сегодня на уроке наша цель - обобщить полученные знания. При этом мы будем работать по группам, между которыми будет определенное соревнование, поэтому работать надо дружно, оперативно, может даже креативно.
СЛАЙД 1 Вступление
Откуда начинается Россия?
С Курил? Камчатки? или Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, правде, к доброте:
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя! (В. Боков)
Какие географические объекты прозвучали в стихотворении? Покажите их на карте! Как вы думаете, почему автор обращается именно к Курильским островам, Камчатке?
Он будет проводиться в форме игры. Мы будем повторять всё, что узнали о России. Каждый из вас будет набирать очки, чем больше очков, тем выше оценка. В течение урока мы должны решить следующие задачи (написаны на доске). За вами будут наблюдать наши гости – это жюри. Они будут помогать мне, оценивать ваши знания.
Постановка цели: на уроке мы должны обобщить знания о природных компонентах и сделать вывод о природно-ресурсном потенциале России.
Первый конкурс «Разминка».
1.Через какие ворота может пройти даже ледокол? (Пролив Карские ворота)
2. Какое название полуострова говорит о его величине? ( Ямал).
3. Какая земля никогда не старится? (о. Новая Земля)
4. Каким поясом не подпояшешься? (Часовым)
5. Какой город может парить в небесах? ( Орёл)
6. Назовите самую большую реку, не имеющую стока в океан. (Волга)
7. Какой город России называют «Северной Венецией»? (Санкт – Петербург)
8. Есть поговорка «Река Ока- Волги правая рука». Что вы назовёте левой рукой Волги? (Кама)
9. К торжественному крику прибавь согласный звук, чтобы с севера на юг протянулись горы. (Урал)
10. Самый высокий действующий вулкан в России. (Ключевская Сопка)
11. Название возвышенности, с которой берёт начало река Волга. (Валдайская)
12. Как называются острова, отделяющие Охотское море от Тихого океана? (Курильские)
13. Какой город построен на 5 горах? (Пятигорск)
14. Море , в которое впадает река Лена (Лаптевых)
15. Самая высокая гора России? (Эльбрус)
Конкурс 2
Задание для групп: найдите конверт с «тайной», по описанию определите природный компонент и название занесите в схему.
Группа №1. «В. В. Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом» природы, подчеркивая нам тем самым, что ПК отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия». (Почва)
Группа №2. «Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А. И. Воейков писал, что это «… продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы». (Внутренние воды)
Группа №3. «Этот ПК оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека… Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние четыре группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающая поверхность». (Климат)
Группа №1. « Этот ПК определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни природы и человека. ПК предохраняет поверхность от разрушений внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот ПК тоже приспособился к определённым условиям существования, поэтому распространение зависит от климатических условий и характера почв.» (Растительность)
Группа №2. «Этот ПК очень разнообразен. Приспосабливается к определённым условиям существования, распространение зависит от природных условий, растительности и характера почв». (Животный мир)
Группа №3. «Этот ПК является важным звеном природной системы, это «каркас» ландшафта, обладающий способностью перераспределения вещества и энергии по поверхности Земли, оказывая этим влияние на другие природные компоненты». ( Рельеф и горные породы)
Выключить
3.Ответьте быстро:
Бриз-это не город, а…
Айсберг-это не вулкан, а….
Тундра – это не река, а…
Гейзер –это не растение, а…
Уголь – это не животное, а ….
Кавказ – это не равнина, а …
4.конкурс: «Реши логическую задачу».
-Вы должны определить, какое понятие в цепочке лишнее.
1. Уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ.
2. Волга, Печора, Лена, Ангара, Карские ворота.
3. Русские, Татры, москвичи, башкиры, коми.
4.Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Сихотэ-Алинь.
5. Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский.
6. Ладожское, Каспийское, Онежское, Белое, Баскунчак.
- Проверяем.
- Поднимите красную карточку у кого всё правильно, поднимите оранжевую у кого 1 ошибка.
- Наша Россия богата различными полезными ископаемыми. Сейчас мы проведем конкурс 5.«Географические загадки по теме: Полезные ископаемые»
1.Чёрен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)
2. Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль)
3. Тот камень нежный с Урала
Нежным цветом зелёным манит.
Я только сегодня узнала,
Что камень зовут (малахит)
- Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)
- Для лёгкости в сплавы даётся,
Мощь самолёта создал.
Тягуч и пластичен, отлично куётся
Серебряный этот металл. (Алюминий)
6.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
- В таёжных диких лесах,
В Сибири, в Якутии дальней.
Найдены россыпи драгоценных камней.
По твёрдости нет им равных. (Алмаз)
- Я был когда-то смолою,
Из трещин стволов вытекал,
Искрился на солнце порою
И липкой слезой застывал. (Янтарь)
- Много сложено песен , стихотворений о России, её красоте, природе. Работа с учеб.
6.Следующий конкурс «Географическая эстафета»
-На доске прикреплены конверты с названием природных зон. Посмотрите, пожалуйста. Каждому из вас я дам несколько карточек с названием растений и животных различных природных зон. Ваша задача, подумав, отправить эти карточки в конверты. Чтобы потом мы могли проверить, у каждого из вас карточки своего цвета. Работайте.
- Проверяем. Молодцы.
7.Конкурс «Определить коэффициент увлажнения и увлажнение).
- Пользуясь картой учебника стр. вы должны определить к. у. и увлажнение для данной терр-рии.
1. Территория, имеющая географические координаты 60 с.ш., 41 в.д. ( 1, избыточное)
2. Территория, имеющая географические координаты 47 с.ш., 47 в.д. ( 1, недостаточное).
3. Территория, имеющая географические координаты 50 с.ш., 139 в.д. (1, избыточное).
4. Территория, имеющая географические координаты 60 с.ш., 118 в.д. = 1, достаточное).
Включить
Наш следующий конкурс «О каком природном объекте говорится в литературном произведении?»
- Вы должны отгадать природный объект и показать его на карте.
1. (Название реки) воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид,
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит. (Терек)
- У тебя, краса-река,
Женское обличье, Даже имя у тебя
Нежное, девичье,
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря, что родилась
Ты в краю суровом. (Лена)
- Не приметен ничем, ни широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеёк,
Меж каменьями путь выбирая,
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает ещё ручеёк,
Что его впереди ожидает.
Сколько вёрст ему надо пройти,
сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольётся в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минет годов,
Сколько волн разойдётся кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами. (Волга)
физкультминутка
«Конкурс ландшафтоведов».
- Сегодня у нас выросла вот такая необычная ромашка с заданиями. Вы каждый возьмёте по 2 лепестка. На них описание природного комплекса. Вы должны его назвать и показать на карте.
1. Данная территория густо заселена, застроена населёнными пунктами и различной инфраструктурой. Здесь протекает множество рек и речушек. Самая многоводная и длинная река – Волга. (Восточно- Европейская равнина)
2. Данная территория находится на юге умеренного пояса – здесь проходит параллель 45 с.ш. Это молодое горное сооружение. Здесь находится самая высокая вершина России (5642 м)
3. Эта территория расположена между двумя тектоническими структурами: Русской платформой и Западно – Сибирской плитой. Основное богатство руды: железные, медные. Много месторождений цветных металлов. Есть драгоценные камни: аметисты, топазы, изумруды. Наивысшая точка – гора Народная. (г.Урал)
4. Огромное пространство с плоским рельефом. Климат континентальный и довольно суровый. Здесь протекает одна из величайших рек мира – Обь с притоком Иртыш. Основное богатство – нефтяные и газовые залежи. (Западно-Сибирская равнина)
5. Рельеф данной территории приподнятый. Климат резко континентальный. Здесь находится полюс холода Северного полушария. Многочисленные месторождения золота, алмазов, цветных и редких металлов. ( Среднесибирское плоскогорье)
6. Это жемчужина Сибири. Самая глубокая впадина на суше. Сюда впадает 336 рек, а вытекает одна. ¾ видов живых организмов эндемичны, т.е. не встречается больше нигде. (о.Байкал)
Игра «Восхождение на гору».
- Наконец, мы с вами подошли к последнему этапу нашей игры. Сейчас будем проверять знания номенклатуры. Я буду называть географический объект, а вы должны его показать на карте. Работать будем все вместе, кто быстрее взберётся на гору.
1. П-ов Таймыр 2. О. Новая Земля 3. Хибины
Валдайская возвышенность Баренцево море п-ов Камчатка
р.Ангара Северные Увалы р.Северная Двина
г.Бырранга Ладожское озеро Берингов пролив
о.Сахалин Алтай Белое море
- Итак, наш урок подходит к концу. Я прошу жюри сказать, какое количество баллов набрали наши участники. (Выставление оценок)
- Д/ з : составить кроссворд из 12 слов на тему «Природа России».
- Мы с вами повторили всё, что связано с природой России. Вы хорошо знаете свою Родину. Нужно не только знать, но и беречь её, сохранять её красоту. Хочу, чтобы, уходя с урока, мы взяли за основу слова Ю.Ефремова: «Люблю и знаю. Знаю и люблю.»
У нас на свете много чудес, есть они и у нас. 7 чудес России – посмотрите и запомните их. (демонстрация фотографий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Россия - наша Родина"
Конспект урока по курсу ОРКСЭ...
конспект"Символы России".
.Внеклассное занятие проводилось с учащимися 8 класса коррекционной школы.С учащимися проводилась подготовительная работа.В течение всего занятия использовались различные средства обучения: слов...
конспект урока "Россия на карте часовых поясов"
конспект урока в 8 классе "Россия на карте часовых поясов"...
Конспект урока "Россия"
Обобщающий урок по теме "Моя родина - Россия". Урок проводится в форме игры "Аукцион". Предлагаются вопросы, чтобы ответить на них ребята торгуются. тот, кто назовет высшую стоимость вопроса, получает...
Конспект урока: "Россия в начале 19 века", 10 класс
Конспект урока в 10 классе...
Конспект урока «Россия в начале XX века».
Конспект урока «Россия в начале XX века». Задачи: - обобщить изученное по основным направлениям: экономика, внутренняя и внешняя политика, социальная структура общества, культурные достижения;- ф...
конспект урока "Россия в первой мировой войне"
данный урок разработан с учетом требований ФГОС...