Урок-путешествие по природоведению в 5 классе по теме: «Жизнь в Мировом океане»
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Зазулина Екатерина Александровна

Материал представлен в виде технологической карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_po_prirodovedeniyu_v_5_klasse.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по природоведению в 5 классе

по теме: «Жизнь в Мировом океане»

Разработала урок: учитель химии и биологии 1 кв категории

Зазулина Е. А.

Цель урока: дать представление о группах обитателей Мирового океана.

Предметные задачи:

Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.

Метапредметные задачи:

  1. Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас.
  2. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода.

Личностные задачи:

Создать условия для самореализации учащихся через создание и защиту творческих мини-проектов.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Оборудование и материалы: таблицы с изображением обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов, листы формата А3, фломастеры. Учебники, тетради, фломастеры или цветные карандаши. Аудиозаписи «Звуки дельфинов», «Звуки китов», «Звуки воды и крики чаек» (фоновое сопровождение урока).

Методы обучения и формы работы:

- частично-поисковый (эвристический)

- проблемный

- групповой

- игровой

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Целеполагание – 2 мин.
  3. Интеллектуальная разминка – 2 мин.
  4. Открытие новых знаний и их  применение – 10 мин.:
  • актуализация знаний учащихся
  • самостоятельная работа с учебниками и дополнительной литературой по изучению нового материала
  • работа в группах по созданию модели «Обитатели морей и океанов»
  1. Обобщение знаний. Итоги урока – 10 мин.
  2. Домашнее задание – 2 мин.
  3. Рефлексия – 2 мин

Этапы урока

Задачи

ЭОР

Учитель

Ученики

УУД

1.

Организацион-ный момент

Подготовка учащихся к работе – распределение по группам.

До начала урока учитель предлагает учащимся выбрать карточки с изображением обитателей морей и океанов.

Столы в кабинете расставлены так, чтобы можно было работать по группам.

Учащиеся выбирают карточки и рассаживаются за те столы, на которых стоят соответствующие таблички.

Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки, цветные карандаши или фломастеры.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнером.

2.

Целеполагание

Мотивация к изучению новой темы.

Учитель: Ребята, сегодня вы будете работать в группах.  

Учитель: - Ребята, как называется наша планета?

- А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?

- Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.

И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями. Тема нашего урока:

Жизнь в Мировом океане (запись на доске, на слайде)

Учащиеся: планета Земля

Варианты ответов учащихся: воды на земле больше, чем суши

Познавательные общеучебные:

Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

3.

Интеллектуаль-ная разминка.

Актуализация знаний

www/biologiy.ru,

презентация к уроку

Учитель: А сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов).

Ребята отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных

Познавательные:

хитроумные решения, «на что похоже?»

4.

Открытие новых знаний и их применение:

  • актуализация знаний уча-щихся; самостоятельная работа с учебниками и дополнительной литературой по изучению нового материала ;

работа в группах по созданию модели «Обитатели морей и океанов»

Обеспечение усвоения новых  знаний с помощью различных заданий.

www.oceanology.ru/

darokeana.ru/

ru.wikipedia.org/wiki/Перепись_населения_Океана

Учитель: Океан похож на многоэтажный дом. Попробуйте назвать этажи этого удивительного дома со множеством жителей.

самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами

 по изучению нового материала – 10 мин.

Учитель: А сейчас я предлагаю Вам следующее задание. У Вас на столах лежат листы А3 и дополнительный материал. Есть также фломастеры.

Ваша цель – создать модель «Обитатели морей и океанов» и представить её другим группам.

Для этого Вам нужно:

- изучить материалы учебника и дополнительной литературы, заполнить схему на листах:

1. особенности образа жизни представителей вашего сообщества в океане

2. форма тела

3. особые приспособления

4. способы питания

-оформить модель, отражающую суть изучаемого Вами сообщества.

 На эту работу Вам дается 10 минут и по 2 минуты на защиту ваших моделей. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания.

актуализация знаний учащихся:

Варианты ответов детей:

- дно

- толща воды (маленькая глубина)

- коралловые рифы

- поверхность воды

- глубина

Учащиеся стараются определить, какие из предложенных им обитателей относятся к их сообществу на основании материалов учебника и дополнительной литературы.

По окончании 10 минут работы представители групп выходят к доске и защищают свои модели в течение 2 минут.

Во время  защиты работы групп  на экране появляются слайды с представителями соответствующих сообществ.

ФИЗМИНУТКА Море волнуется раз…(перед защитой моделей)

Коммуникативные:

 Осознанное построение речевого высказывания.    

Регулятивные:

 Умение сличать свою работу с заданным эталоном. - Обнаружение отклонений.

- Коррекция.

-Поиск и выделение необходимой информации.

5.

Обощение знаний. Итоги урока:

Анализ и оценка успешности достижения цели

www.ecosystema.ru/07referats/oceans.htm

Ребята, сегодня на уроке мы изучали жителей планеты Океан. Давайте подведем итоги!

Вопросы:

-Какие слои воды в морях и океанах?

-Кто в них живёт?

Отвечают на вопросы

Личностные:

Оценка, самооценка, взаимооценка.

Познавательные общеучебные:

Умение находить эффективные способы решения заданий.

6.

Домашнее задание

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

1.www.oceanology.ru/

2. darokeana.ru/

3.ru.wikipedia.org/wiki/Перепись_населения_Океана

Ваше домашнее задание –

  1. читать с. 135-137
  2.  подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира.

Записывают в дневники

Регулятивные:

-Поиск информации в предложенных источниках.

Личностные:

-Участие в проектах.

7.

Рефлексия

Самооценка и оценка событий.

Учитель: Ну, вот мы с Вами и закончили наше первое путешествие по планете ОКЕАН. И настало время оценить Вашу работу на уроке.

Оценка «Звёзды»(самооценка)

Закрасьте те звёзды которые соответствуют вашей работе на уроке

Ребята выбирают соответствующие звёздочки и закрашивают их.

Личностные:

Смыслообразование-

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок географии в 6 классе на тему "Организмы в Мировом океане"

Урок в 6 классе на тему "Организмы в Мировом океане" ставит целью знакомство учащихся с обитателями Мирового океана, сопровождается слайд-презентацией. Дополнительно учащиеся работают дома с различным...

Урок-путешествие по математике в 5 классе по теме: "Доли.Обыкновенные дроби"

Цели: 1.Обучение решению примеров и задач с применением обыкновенной дроби. Введение основных понятий: доля, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель. Проверить навык вычислительной техники. 2. Ра...

Открытый урок-путешествие по технологии в 5 классе по теме: "Технология изготовления швейного изделия" (фартук).

Данный урок проводится для закрепления , изученного материала по теме : "Технология изготовления фартука". На уроке повторяются и проверяются  следующие умения и навыки: необходимые мерки дл...

Разработка урока географии в 6 классе на тему "Организмы в Мировом океане"

В разработке представлены все этапы урока. На уроке:1) Разрабатываются совместно с обучащимися новые термины и понятия.2) Распределение живых организмов в океане в зависимости от его глубины3) ра...

Открытый урок по природоведению 5 класс на тему "Жизнь под угрозой.автор Н.И.Сонин

Урок по теме «Жизнь под угрозой». (5 класс)Задачи урока: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных и растений; ...

План-конспект урока географии на тему: «Жизнь в Мировом океане» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уро...