Разработка урока географии в 6 классе на тему "Организмы в Мировом океане"
учебно-методический материал (география, 6 класс) на тему
В разработке представлены все этапы урока.
На уроке:
1) Разрабатываются совместно с обучащимися новые термины и понятия.
2) Распределение живых организмов в океане в зависимости от его глубины
3) рассказывается о факторах загрязнения океанов и мерах по его охране
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_geografii_6_klass_word.docx | 59.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Девлезеркино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Разработка урока в 6 классе.
Тема: «Организмы в Мировом океане»
Учитель географии Прохоров Ю.В.
-
Цель урока: Продолжить формирование у учащихся знаний об организмах, населяющих Землю,- их разнообразии, взаимосвязи, существующей между ними.
- Разобрать с учащимися новые термины и понятия.
- Сформировать знания о разнообразии животного и растительного мира океанов и морей.
- Дать школьникам представление о распределении живых организмов в океане в зависимости от его глубины и географической широты места.
- Рассказать учащимся о факторах загрязнения океанов и объяснить необходимость его охраны и защиты.
- Продолжить формирование умения работать с картами, схемами, таблицами и электронным учебником
Оборудование: компьютерный класс, видеопроектор, карта океанов.
- Карты, картины, таблицы, схемы, книги, видеофильмы.
- Учебные электронные издание 6, 7, 8 класс. Авторы: Дронов В.П, Савельев JI.E, Душина И. В., Коринская В.А., Щенев В.А. энциклопедия Кирилла и Мифодия.
Тип урока: комбинированный урок.
- Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;
- Беседа-проверка знаний о многообразии живых организмов, отличительных признаках “царств” живой природы и распределении организмов на Земле;
- Практические работы с использованием электронного учебника;
- Работа с таблицами и иллюстрациями;
- Тестовое задания;
- Доклады учащихся;
- Работа с картами.
- Проверка домашнего задания (фронтальный опрос, практическая работа)
- Изучение нового материала.
∙ Условия жизни организмов в океане
- Распространения организмов в океанах.
- Группы организмов.
- Самые удивительные обитатели океана. Выступления учащихся.
- Океан нуждается в защите.
- Первичное закрепление новых знаний и умений.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка знаний, умений, навыков.
Фронтальный опрос:
Прежде чем перейти к новой теме повторим ранее изученный материал.
Еще с глубокой древности было подмечено, что природные условия на Земле закономерно изменяются с географической широтой. В направлении от полюсов к экватору на суше последовательно распределяются разные природные зоны. Перечислите их.
Индивидуальный опрос:
Задание 1. Определите, какой природной зоне соответствуют эти характеристики.(Слайд 3)
А. В этой зоне солнце летом по нескольку месяцев не заходит за горизонт, а зимой месяцами не показывается на небосводе. Из растительности кое-где попадаются мхи, лишайники. Животные: белый медведь, тюлень, морж - питаются тем, что дает море.
Б. Климат жаркий и сухой. Осадков выпадает, как и в тундре, мало. Из- за сухости климата растительность разрежена и не имеет сплошного покрова. Чтобы меньше испарять влаги, многие растения лишены листьев.
В. Лето жаркое, сухое. Осадков выпадает мало. Преобладает травянистая растительность: Черноземные почвы очень плодородны. Почти все животные этой зоны живут в норах или строят гнезда на земле. Значительная часть зоны распахана.
Г. Короткое прохладное лето. Почвы маломощные и почти повсеместно заболочены. Растут мхи, лишайники, карликовые березки и ивы. Водятся олени, песцы, пеструшки.
Д. Куда ни посмотришь — всюду зеленое море леса: на севере —
хвойного, южнее — лиственного. Почвы имеют цвет золы. Много пушных зверей, бурых медведей, волков, лис, белок.
Задание 2
Выберите, какие утверждения, верны, а какие - нет.
- На Земле обитает несколько миллионов видов организмов.
- Современные ученые выделили 3 царства живых организмов.
- Бактерии - одноклеточные организмы.
- Животные - самая разнообразная группа организмов.
- Больше всего организмов обитает около земной поверхности.
- Широтная зональность проявляется только на суше.
- В направлении от полюсов к экватору на суше последовательно располагаются разные природные зоны.
- Условия существования организмов не зависят от факторов неживой природы – температуры ,влажности, светового режима.
3. Изучение нового материала.
Также богат и разнообразен живой мир океана. Откройте тетради, запишите тему урока: Жизнь в океане.
Рассказ учителя.
3.1. Условия жизни организмов в Мировом океане.
Богат и разнообразен растительный и животный мир океана. В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов водорослей. Запишите эти цифры в тетрадь. (Слайд 4)
И это не случайно: условия существования организмов весьма благоприятны.
- Действует выталкивающая сила воды, поэтому в ней могут жить организмы больших размеров.
- Нет резких перепадов температуры воды по сезонам года.
3. В воде растворен кислород, дышат морские организмы.
3.2.Распространение организмов о океанах
Хотя условия и благоприятны для разнообразия организмов, но
распределены в океане они неравномерно. Наиболее богата живыми организмами мелководная прибрежная часть океана (шельф). Здесь особенно благоприятны условия для жизни: вода хорошо освещается и прогревается, богата кислородом и минеральными веществами. Глубже 200 м, куда слабо проникает солнечный свет, обитают в основном животные- хищники.
Холодные глубины океана населены мало, но не лишены жизни, хотя растений там нет. Но можно встретить червей, ракообразных, моллюсков.
Так как океаны расположены в разных широтах с разными климатическими условиями, то и обитатели в них различны.
3.3. Группы организмов (Слайд 5)
Все организмы, живущие в океане, разделены на 3 группы.
Рассмотрим схему, которую вы должны перенести в тетрадь. (Компьютерная
Презентация)
О планктоне нам расскажет …..
Выступление ученика №1. (Презентация слайдов)
Термин "планктон" происходит от греческого слова "планос", что означает "блуждающий". Планктон — собирательное понятие для сообщества дрейфующих или малоподвижных растений и животных, обитающих в морской и пресной воде. Сюда входят самые различные организмы — от микроскопических растений до медуз с диаметром зонта 2 м. К планктону относят икру рыб и личинки других морских животных.
К фитопланктону относятся все растительные организмы — от мельчайших одноклеточных водорослей до гигантских морских водорослей. Входящие в „ эту группу растения благодаря их способности к фотосинтезу перерабатывают неорганические питательные вещества в органическое вещество. Фитопланктон составляет около 90% всего растительного царства Земли.
В зоопланктон входят животные формы планктона, являющиеся основными потребителями фитопланктона. В свою очередь зоопланктон служит пищей для многих видов рыб, головоногих моллюсков и усатых китов.
Нектон — совокупность водных активноплавающих животных, способных передвигаться самостоятельно на значительные расстояния и противостоять силе течения. К нектону относятся рыбы, кальмары, китообразные, ластоногие, взрослые головоногие, тюлени, водные змеи, черепахи, пингвины. Для нектонных животных характерны обтекаемая форма тела и хорошо развитые органы движения.
Слово уходит корнями в греческое слово nektos — плавающий, плывущий
Бентос — организмы, обитающие на морском дне. Морской бентос служит пищей многим рыбам и другим водным животным, а также используется человеком (например, водоросли, устрицы, крабы, некоторые рыбы). Некоторые из организмов ползают по дну или закапываются в грунт. Другие, так называемый сидячий бентос, прикреплены ко дну. Иногда к бентосу относят и некоторых рыб, например камбалу, проводящих значительную часть времени в тесном контакте с дном.
Пример обитателей бентоса — морские звёзды, устрицы, камбалы, мидии,
морской огурец, анемоны и многое другое.
А сейчас выполним задание: Определите ,к какой группе обитателей океана относятся перечисленные ниже организмы. Читайте названия организма и называйте группу. (Презентация)
| 6. Красные водоросли | А) Планктон |
| 7. Рыбы | Б) Нектон |
| 8. Криль | В) Бентос |
| 9. Черепаха | |
| 10. Бурые водоросли |
Выступления учащихся.
Сейчас ребята познакомят вас с самыми удивительными обитателям Мирового океана. (Выступления сопровождаются показом компьютерных презентаций).
Ученик №2. Китообразные.
Ученик №3. Акулы.
Ученик №4. Тюлени.
Ученик №5. Осьминог. Кальмар
Ученик №6. Черепахи.
Ученик №7. Кораллы.
3.5. Самые-самые. (Презентация)
1 .Самое северное млекопитающие - Белый медведь.
Хотя медведь и не живет постоянно в воде, но его жизнь неразрывно с океаном. Белый медведь -обртатель Крайнего Севера. В основном он мясоед пища, прежде всего тюлени, овцебыки, лемминги,рыба, а также киты и моржи. Его туловище вытянуто в длину до 2,50 м., шея длинная и тонкая, голова длинноватая и узкая, уши маленькие. Толстый мех и слой жира под кожей защищает тело от холода. Так как белые медведи хорошо плавают, у них между пальцев есть небольшие перепонки кожи. У медведицы в декабре появляются детеныши, обычно два. Белые медведи живут до 25 лет. Обитают они на южной границе ледовой зоны Северной Азии и Северной Америки, на материке встречается редко.
2. Самое быстрое морское животное - касатка
.Касатка развивает скорость до 65 км/ч. Это черно-белый кит из семейства дельфиновых, длиной около 8 метров и весом до 7 тонн. Касатку называют“китом убийцей”, но это несправедливо: касатка убивает только свою добычу, так же, как и другие хищные животные.
3. Самое крупное животное - Синий (голубой) кит.
Синий кит - самое большое животное на Земле. Его длина 35 м, а вес составляет около 130 тонн. Его вес равен весу 30 слонов, 150 легковых автомобилей или 1600 человек. В результате охоты на них численность синих китов резко уменьшилась; их количество оценивается сейчас в 10000 голов. Синий кит находится на грани исчезновения.
4. Самое южное животное - Тюлень Уэдделла.
Тюлень Уэдделла живет в море, отдыхает на берегу и на льдинах, расположенных вокруг Антарктиды. Питается главным образом рыбой.Длина свыше 3 метров, вес до 500 кг. У него довольно маленькая
голова, окраска темная серо-бурая,сверху с черными пятнами и полями, снизу светлее.В нырянии тюлень Уэдделла - рекордсмен. Он может нырять на глубину до 600 м и оставаться под водой до 73 минут.
5.Самое большое скопление кораллов - Большой Барьерный риф (ББР).
Кораллы — это существа животного происхождения, ученые относят их к беспозвоночным животным. Кораллы очень отличаются друг от друга по форме, размеру и цвету. В борьбе за жизненное пространство кораллы могут переплетаться, разрушать друг друга и в конце концов, срастаться.
Прибавляя в среднем по одному метру жизненного пространства в течение века, по прошествии тысячи лет кораллы формируют рифы. Самый большой протянулся вдоль восточного побережья Австралии более чем на 2000км. С точки зрения биологов и геологов, это одно из величайших чудес света. Его признали природным наследием, биосферным и морским парком. Большой Барьерный риф напоминает наполовину погруженную в воду крепостную стену. Это самое крупное коралловое формирование в мире: он настолько огромен, что его можно увидеть из космоса.
3.6. Океан нуждается в защите.
Рассказ учителя.
Безбрежен и велик Мировой океан. Неимоверно грозным является он людям, в часы ненастий. И кажется тогда, что нет силы, которая справилась бы с могучей пучиной.
Увы! Это впечатление обманчиво. Серьёзная опасность угрожает океану: в океан, капля за каплей, устремляются чуждые океанической среде вещества, которые отравляют воду, уничтожают живые организмы.
Одним из наиболее опасных загрязнителей океанической среды является нефть. Загрязнение нефтью гибельно не только для водных организмов, но и для обитающих на побережье птиц. Поверхностная пленка - самый распространенный вид нефтяного загрязнения. Один грамм разлившейся нефти может затянуть подобной пленкой 10 м.кв.водной поверхности. Компьютерная презентация.
Многие виды бактерий, дрожжей, грибов и одноклеточных водорослей в процессе своей жизнедеятельности разрушают нефтепродукты и пестициды, а также обезвреживают некоторые тяжелые металлы. В итоге в морях происходит гигантские по масштабам процессы очищения воды, улучшения и поддержания ее качества на определенном уровне.
Тем не менее, процессов самоочищения океану недостаточно. Поэтому человек должен прийти на помощь колыбели земной жизни. Океан
принадлежит не только людям, поэтому мы должны постоянно учитывать интересы других живых существ, пользующихся его благами. И проводить различные природоохранные мероприятия.
Одной из задач сохранения наиболее богатой по составу прибрежной и океанической фауны, флоры является создания заповедников.
Дальневосточный морской государственный природный заповедник.
В 1978 году неподалеку от Владивостока, в заливе Петра Великого был создан первый в нашей стране государственный морской заповедник, главной задачей которого, стало сохранение морских сообществ и отдельных видов, населяющих самую богатую морскими растениями животными акваторию.
Специалисты насчитывают в заливе Петра Великого две тысячи видов беспозвоночных животных, 278 видов рыб, около 300 видов птиц и около20 видов млекопитающих. И хотя заповедник занимает всего 5% площади залива, в нем представлены почти всё это разнообразие форм жизни.
На глубине 6-12 м совместно с приморским гребешком обитает ламинария. На глубине 10-20 м и более встречается очень крупная (длиной до полуметра) морская звезда. Здесь можно встретить экзотические виды рыб, например, акулу-молот, мурено-щуку, летучих рыб, восточного тунца, парусник, меч-рыбу. На заповедных островах и в охранной зоне зарегистрировано более 350 видов птиц. В России такого разнообразия нет нигде. Встречаются в дальневосточном заповеднике белокрылая морская свинья, гигантский камчатский краб, осьминог.
На островах устраивают свои лежбища и “родильные дома” тюлени Ларга. А также заплывают на его территорию котики и сивуч.
Благодаря охране природы на акватории Дальневосточного заповедника стала чище вода и больше животных появилось в его водах и на островах.
- Вывод: И так, совершив путешествия, мы с вами убедились, что Мировой океан богат организмами и для того, что бы сохранить это богатство, его надо беречь и охранять.
- Домашнее задание: параграф 48.
СПАСИБО ЗА УРОК.
(Слайд1)
Цель урока: Продолжить формирование у учащихся знаний об организмах, населяющих Землю,- их разнообразии, взаимосвязи, существующей между ними.
Задачи урока: (Слайд 2)
- Разобрать с учащимися новые термины и понятия.
- Сформировать знания о разнообразии животного и растительного мира океанов и морей.
- Дать школьникам представление о распределении живых организмов в океане в зависимости от его глубины и географической широты места.
- Рассказать учащимся о факторах загрязнения океанов и объяснить необходимость его охраны и защиты.
- Продолжить формирование умения работать с картами, схемами, картами, таблицами и электронным учебником
Оборудование: компьютерный класс, видеопроектор, карта океанов.
Учебно-наглядный комплекс:
- Карты, картины, таблицы, схемы, книги, видеофильмы.
- Учебные электронные издание 6, 7, 8 класс. Авторы: Дронов В.П, Савельев JI.E, Душина И. В., Коринская В.А., Щенев В.А. энциклопедия Кирилла и Мифодия.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы проведении урока:
- Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;
- Беседа-проверка знаний о многообразии живых организмов, отличительных признаках “царств” живой природы и распределении организмов на Земле;
- Практические работы с использованием электронного учебника;
- Работа с таблицами и иллюстрациями;
- Тестовое задания;
- Доклады учащихся;
- Работа с картами.
План урока
- Проверка домашнего задания (фронтальный опрос, практическая работа)
- Изучение нового материала.
∙ Условия жизни организмов в океане
- Распространения организмов в океанах.
- Группы организмов.
- Самые удивительные обитатели океана. Выступления учащихся.
- Океан нуждается в защите.
- Первичное закрепление новых знаний и умений.
- Домашнее задание.
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (УУД) | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1.Постановка учебных целей и задач | Определение цели и задач урока | Наводит учащихся на определение целей и задач. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
| Проверка ЗУН | Организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность. | Вспоминают ранее изученный материал | Слушают ответы других, предлагают свои варианты | Обобщают и анализируют факты, делают выводы |
3. Изучение нового материала. | Поиск решения учебной задачи. | Знакомит с новыми фактами и понятиями. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
4. Первичное закрепление новых знаний и умений. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
5.Сообщения учащихся | Вовлечение учащихся в процесс добывания информации. | Организует самостоятельную работу учащихся, контролирует и оценивает их информацию и действия. | Овладевают новой информацией, анализируют и закрепляют её | Строят рассуждения, понятные для собеседника, используют речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
тельный этап ( рефлексия, домашнее задание, подведение итогов) | Контроль, логическое завершение урока | Задает и комментирует домашнее задание, подводит итоги, объявляет отметки | Анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Ход урока
- Организационный момент. Объявление темы урока, совместное определение цели и задач.
- Проверка знаний, умений, навыков.
Фронтальный опрос:
Прежде чем перейти к новой теме повторим ранее изученный материал.
Еще с глубокой древности было подмечено, что природные условия на Земле закономерно изменяются с географической широтой. В направлении от полюсов к экватору на суше последовательно распределяются разные природные зоны. Перечислите их.
Индивидуальный опрос:
Задание 1. Определите, какой природной зоне соответствуют эти характеристики.(Слайд 3)
А. В этой зоне солнце летом по нескольку месяцев не заходит за горизонт, а зимой месяцами не показывается на небосводе. Из растительности кое-где попадаются мхи, лишайники. Животные: белый медведь, тюлень, морж - питаются тем, что дает море.
Б. Климат жаркий и сухой. Осадков выпадает, как и в тундре, мало. Из- за сухости климата растительность разрежена и не имеет сплошного покрова. Чтобы меньше испарять влаги, многие растения лишены листьев.
В. Лето жаркое, сухое. Осадков выпадает мало. Преобладает травянистая растительность: Черноземные почвы очень плодородны. Почти все животные этой зоны живут в норах или строят гнезда на земле. Значительная часть зоны распахана.
Г. Короткое прохладное лето. Почвы маломощные и почти повсеместно заболочены. Растут мхи, лишайники, карликовые березки и ивы. Водятся олени, песцы, пеструшки.
Д. Куда ни посмотришь — всюду зеленое море леса: на севере —
хвойного, южнее — лиственного. Почвы имеют цвет золы. Много пушных зверей, бурых медведей, волков, лис, белок.
Задание 2
Выберите, какие утверждения, верны, а какие - нет.
- На Земле обитает несколько миллионов видов организмов.
- Современные ученые выделили 3 царства живых организмов.
- Бактерии - одноклеточные организмы.
- Животные - самая разнообразная группа организмов.
- Больше всего организмов обитает около земной поверхности.
- Широтная зональность проявляется только на суше.
- В направлении от полюсов к экватору на суше последовательно располагаются разные природные зоны.
- Условия существования организмов не зависят от факторов неживой природы – температуры ,влажности, светового режима.
3. Изучение нового материала.
Также богат и разнообразен живой мир океана. Откройте тетради, запишите тему урока: Жизнь в океане.
Рассказ учителя.
3.1. Условия жизни организмов в Мировом океане.
Богат и разнообразен растительный и животный мир океана. В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов водорослей. Запишите эти цифры в тетрадь. (Слайд 4)
И это не случайно: условия существования организмов весьма благоприятны.
- Действует выталкивающая сила воды, поэтому в ней могут жить организмы больших размеров.
- Нет резких перепадов температуры воды по сезонам года.
3. В воде растворен кислород, дышат морские организмы.
3.2.Распространение организмов о океанах
Хотя условия и благоприятны для разнообразия организмов, но
распределены в океане они неравномерно. Наиболее богата живыми организмами мелководная прибрежная часть океана (шельф). Здесь особенно благоприятны условия для жизни: вода хорошо освещается и прогревается, богата кислородом и минеральными веществами. Глубже 200 м, куда слабо проникает солнечный свет, обитают в основном животные- хищники.
Холодные глубины океана населены мало, но не лишены жизни, хотя растений там нет. Но можно встретить червей, ракообразных, моллюсков.
Так как океаны расположены в разных широтах с разными климатическими условиями, то и обитатели в них различны.
3.3. Группы организмов (Слайд 5)
Все организмы, живущие в океане, разделены на 3 группы.
Рассмотрим схему, которую вы должны перенести в тетрадь. (Компьютерная
Презентация)
О планктоне нам расскажет …..
Выступление ученика №1. (Презентация слайдов)
Термин "планктон" происходит от греческого слова "планос", что означает "блуждающий". Планктон — собирательное понятие для сообщества дрейфующих или малоподвижных растений и животных, обитающих в морской и пресной воде. Сюда входят самые различные организмы — от микроскопических растений до медуз с диаметром зонта 2 м. К планктону относят икру рыб и личинки других морских животных.
К фитопланктону относятся все растительные организмы — от мельчайших одноклеточных водорослей до гигантских морских водорослей. Входящие в „ эту группу растения благодаря их способности к фотосинтезу перерабатывают неорганические питательные вещества в органическое вещество. Фитопланктон составляет около 90% всего растительного царства Земли.
В зоопланктон входят животные формы планктона, являющиеся основными потребителями фитопланктона. В свою очередь зоопланктон служит пищей для многих видов рыб, головоногих моллюсков и усатых китов.
Нектон — совокупность водных активноплавающих животных, способных передвигаться самостоятельно на значительные расстояния и противостоять силе течения. К нектону относятся рыбы, кальмары, китообразные, ластоногие, взрослые головоногие, тюлени, водные змеи, черепахи, пингвины. Для нектонных животных характерны обтекаемая форма тела и хорошо развитые органы движения.
Слово уходит корнями в греческое слово nektos — плавающий, плывущий
Бентос — организмы, обитающие на морском дне. Морской бентос служит пищей многим рыбам и другим водным животным, а также используется человеком (например, водоросли, устрицы, крабы, некоторые рыбы). Некоторые из организмов ползают по дну или закапываются в грунт. Другие, так называемый сидячий бентос, прикреплены ко дну. Иногда к бентосу относят и некоторых рыб, например камбалу, проводящих значительную часть времени в тесном контакте с дном.
Пример обитателей бентоса — морские звёзды, устрицы, камбалы, мидии,
морской огурец, анемоны и многое другое.
А сейчас выполним задание: Определите ,к какой группе обитателей океана относятся перечисленные ниже организмы. Читайте названия организма и называйте группу.(Презентация)
1. Дельфины | 6. Красные водоросли | А) Планктон |
2. Медузы | 7. Рыбы | Б) Нектон |
3. Осьминоги | 8. Криль | В) Бентос |
4. Диатомеи | 9. Черепаха | |
5. Морские звёзды | 10. Бурые водоросли |
Выступления учащихся.
Сейчас ребята познакомят вас с самыми удивительными обитателям Мирового океана. (Выступления сопровождаются показом слайдов).Компьютерная презентация.
Ученик №2. Китообразные.
Ученик №3. Акулы.
Ученик №4. Тюлени.
Ученик №5. Осьминог. Кальмар
Ученик №6. Черепахи.
Ученик №7. Кораллы.
3.5. Самые-самые.
1 .Самое северное млекопитающие - Белый медведь.
Хотя медведь и не живет постоянно в воде, но его жизнь неразрывно с океаном. Белый медведь -обртатель Крайнего Севера. В основном он мясоед пища, прежде всего тюлени, овцебыки, лемминги,рыба, а также киты и моржи. Его туловище вытянуто в длину до 2,50 м., шея длинная и тонкая, голова длинноватая и узкая, уши маленькие. Толстый мех и слой жира под кожей защищает тело от холода. Так как белые медведи хорошо плавают, у них между пальцев есть небольшие перепонки кожи. У медведицы в декабре появляются детеныши, обычно два. Белые медведи живут до 25 лет. Обитают они на южной границе ледовой зоны Северной Азии и Северной Америки, на материке встречается редко.
2. Самое быстрое морское животное - касатка
.Касатка развивает скорость до 65 км/ч. Это черно-белый кит из семейства дельфиновых, длиной около 8 метров и весом до 7 тонн. Касатку называют“китом убийцей”, но это несправедливо: касатка убивает только свою добычу, так же, как и другие хищные животные.
3. Самое крупное животное - Синий (голубой) кит.
Синий кит - самое большое животное на Земле. Его длина 35 м, а вес составляет около 130 тонн. Его вес равен весу 30 слонов, 150 легковых автомобилей или 1600 человек. В результате охоты на них численность синих китов резко уменьшилась; их количество оценивается сейчас в 10000 голов. Синий кит находится на грани исчезновения.
4. Самое южное животное - Тюлень Уэдделла.
Тюлень Уэдделла живет в море, отдыхает на берегу и на льдинах, расположенных вокруг Антарктиды. Питается главным образом рыбой.Длина свыше 3 метров, вес до 500 кг. У него довольно маленькая
голова, окраска темная серо-бурая,сверху с черными пятнами и полями, снизу светлее.В нырянии тюлень Уэдделла - рекордсмен. Он может нырять на глубину до 600 м и оставаться под водой до 73 минут.
5.Самое большое скопление кораллов - Большой Барьерный риф (ББР).
Кораллы — это существа животного происхождения, ученые относят их к беспозвоночным животным. Кораллы очень отличаются друг от друга по форме, размеру и цвету. В борьбе за жизненное пространство кораллы могут переплетаться, разрушать друг друга и в конце концов, срастаться.
Прибавляя в среднем по одному метру жизненного пространства в течение века, по прошествии тысячи лет кораллы формируют рифы. Самый большой протянулся вдоль восточного побережья Австралии более чем на 2000км. С точки зрения биологов и геологов, это одно из величайших чудес света. Его признали природным наследием, биосферным и морским парком. Большой Барьерный риф напоминает наполовину погруженную в воду крепостную стену. Это самое крупное коралловое формирование в мире: он настолько огромен, что его можно увидеть из космоса.
3.6. Океан нуждается в защите.
Рассказ учителя.
Безбрежен и велик Мировой океан. Неимоверно грозным является он людям, в часы ненастий. И кажется тогда, что нет силы, которая справилась бы с могучей пучиной.
Увы! Это впечатление обманчиво. Серьёзная опасность угрожает океану: в океан, капля за каплей, устремляются чуждые океанической среде вещества, которые отравляют воду, уничтожают живые организмы.
Одним из наиболее опасных загрязнителей океанической среды является нефть. Загрязнение нефтью гибельно не только для водных организмов, но и для обитающих на побережье птиц. Поверхностная пленка - самый распространенный вид нефтяного загрязнения. Один грамм разлившейся нефти может затянуть подобной пленкой 10 м.кв.водной поверхности. Компьютерная презентация.
Многие виды бактерий, дрожжей, грибов и одноклеточных водорослей в процессе своей жизнедеятельности разрушают нефтепродукты и пестициды, а также обезвреживают некоторые тяжелые металлы. В итоге в морях происходит гигантские по масштабам процессы очищения воды, улучшения и поддержания ее качества на определенном уровне.
Тем не менее, процессов самоочищения океану недостаточно. Поэтому человек должен прийти на помощь колыбели земной жизни. Океан
принадлежит не только людям, поэтому мы должны постоянно учитывать интересы других живых существ, пользующихся его благами. И проводить различные природоохранные мероприятия.
Одной из задач сохранения наиболее богатой по составу прибрежной и океанической фауны, флоры является создания заповедников.
Дальневосточный морской государственный природный заповедник.
В 1978 году неподалеку от Владивостока, в заливе Петра Великого был создан первый в нашей стране государственный морской заповедник, главной задачей которого, стало сохранение морских сообществ и отдельных видов, населяющих самую богатую морскими растениями животными акваторию.
Специалисты насчитывают в заливе Петра Великого две тысячи видов беспозвоночных животных, 278 видов рыб, около 300 видов птиц и около20 видов млекопитающих. И хотя заповедник занимает всего 5% площади залива, в нем представлены почти всё это разнообразие форм жизни.
На глубине 6-12 м совместно с приморским гребешком обитает ламинария. На глубине 10-20 м и более встречается очень крупная (длиной до полуметра) морская звезда. Здесь можно встретить экзотические виды рыб, например, акулу-молот, мурено-щуку, летучих рыб, восточного тунца, парусник, меч-рыбу. На заповедных островах и в охранной зоне зарегистрировано более 350 видов птиц. В России такого разнообразия нет нигде. Встречаются в дальневосточном заповеднике белокрылая морская свинья, гигантский камчатский краб, осьминог.
На островах устраивают свои лежбища и “родильные дома” тюлени Ларга. А также заплывают на его территорию котики и сивуч.
Благодаря охране природы на акватории Дальневосточного заповедника стала чище вода и больше животных появилось в его водах и на островах.
- Вывод: И так, совершив путешествия, мы с вами убедились, что Мировой океан богат организмами и для того, что бы сохранить это богатство, его надо беречь и охранять.
- Домашнее задание: параграф 48.
СПАСИБО ЗА УРОК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии 11 класс "Глобальные проблемы человечества"
Урок географии 11 класс Глобальные проблемы человечества", использование технологии критического мышления...
Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"
Урок по географии в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический с использованием ЭОР....
Разработка урока географии 7 класс
План-Конспект урока на тему : "Атлантический океан" и Презентация к уроку....
Разработка урока география 6 класс. Рельеф суши и дна мирового океана
Разработка урока география 6 класс. Рельеф суши и дна мирового океана...
План-конспект урока географии на тему: «Поверхностные течения в Мировом океане»
Цикл уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера», с комплексом рабочих тетрадей к уроку. ...
Урок в 6 классе "Вода на Земле. Мировой океан".
Урок на основе технологии схемных и знаковых модулей по В.Ф.Шаталову...