Рабочая программа Природоведение 5 класс 2013-2014
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Курс естествознания в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека,
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_prirodovedenie_5_klass_2013-2014.doc | 348.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное казённое оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении – “Томмотская санаторная школа - интернат” МО “Алданский район”
678953, Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Ленина, 38, тел. (41145)44-1-13 e-mail – tsshi@tsshi.ru
Принято Утверждаю
Методическим советом Директор МКООУСТ «ТСШИ»
МКООУСТ «ТСШИ» А.Г. Савватеев
“___”_____________201__г. “___”_____________201__г.
_______________________ _______________________
Рабочая программа
«Естествознание»
На 2014-2015 учебный год
для 5 класса (70 часов)
Томмот
2014
Естествознание
Программа основного
общего образования по естествознанию
5 класс
Авторы:
А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Курс естествознания в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека,
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
тематический план
Название темы | Количество часов |
Тема 1.Изучение природы. | 3 |
Тема 2. Вселенная | 15 |
Тема 3. Земля. | 18 |
Тема 4. Жизнь на Земле. | 15 |
Тема 5. Человек на Земле. | 14 |
ИТОГО | 65 + 5 резерв |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
ТЕМА 1. Изучение природы. (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием»
ТЕМА 2. Вселенная {15 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернину. Роль Дж,Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Нопернина. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон, Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
« Демонстрации: Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус, Фотографии планет Солнечной системы.
ТЕМА 3. Земля (18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ш.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт), современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутренне строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете,
• Демонстрации
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).
• Практические работы
Практическая работа № 2 «Горные породы и минералы»
Практическая работа № 4«Изучение строения микроскопа и клетки растений на живых объектах»
Практическая работа № 5 «Строение клеток растений и животных»
Практическая работа № 6 «Одноклеточные организмы»
Практическая работа № 7 «Среды обитания организмов»
Практическая работа № 8 «Природные зоны» (гербарий)
ТЕМА 4. Жизнь на Земле (15 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешаннее и широколиственные леса, травянистые равнины -- степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
• Практические работы:
Практическая работа № 3 «Изучение строения микроскопа и клетки растений на живых объектах»
Практическая работа № 4 «Строение клеток животных»
Практическая работа № 5 «Одноклеточные организмы»
Практическая работа № 6 «Среды обитания организмов»
Практическая работа № 8 «Природные зоны» (гербарий)
Практическая работа № 7 «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян».
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности доступными путями их решения.
ТЕМА 5. Человек на Земле (14 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнения.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
• Демонстрации Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения естествознания ученик должен:
знать/понимать
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примерь организмов);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя);
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыта, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значений указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
• следовать правилам безопасности при проведении практических работ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составлений простых рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказание первой помощи ори капиллярном кровотечениях, несложных травмах.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основа-ния и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД: 5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Программа предусматривает формирование специальных умений и навыков, направленных на работу с разными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку опытов, измерений, разработку проектов, моделей.
Результаты изучения биологии в 5 классе разделены в тематическом планировании на предметные, мета предметные и личностные.
Требования к формированию образовательных результатов для учащихся 5 классов.
Личностные
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и от стаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
• освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Учебник - А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Естестзвознание» 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: Дрофа, 2002 г.;
Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение» М.: Дрофа, 2002г.
Л.Д.Парфилова Тесты по природоведению к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс» М.; «Экзамен» 2006г.
Л.Д.Парфилова Контрольные и проверочные работы по природоведению к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс» М.; «Экзамен» 2006г.
Н.И.Сонин, К.П.Казарян дидактические карточки-задания к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс» М.; Дрофа 2002г.
Календарно-тематическое планирование по 6стествознанию 5 класс.
№ п/п | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Оборудование | Домашнее задание | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
Тема 1. Изучение природы (3 часа) | ||||||||||||||
1. | Науки о природе. | 03.09.14 | Естественные науки: астрономия, физика, хи-мия, география, биоло-гия. экология. Семейство биологических наук. Тело, вещество, явление. | Знать: - науки, изучающие прирду; - семейство биологических наук. Уметь: - работать с текс-том учебника; - совершать логические операции (сравнивать, ана-лизировать, обобщать) | Таблицы, рисунки. | С. 6-13 В. 1-7 с.14 Таблица | ||||||||
2. | Методы изу-чения при-роды. | 08.09.14 | Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение. | Знать:- методы изучения окружающей природы (наблюдение, эксперимент, измерение); - приборы, используемые для познания природы. Уметь: совершать логичес-кие операции (сравнивать, анализировать, обобщать) | Д. 1. Микро-скоп, лупа, термометр, линейка, секундомер, химическая посуда. | С. 15-20 | ||||||||
3. 1 | Практичес-кая работа № 1 «Зна-комство с лаборатор- 2 | 10.09.14 3 | Отработка навыков поль-зования лабораторным оборудованием. 4 | Знать:- методы изучения окружающей природы (наблюдение, эксперимент, измерение); - приборы, используемые. 5 | Практичес-кая работа №1 «Знаком-ство с лабора-торным обо- 6 | Набор лабора-торного обо-рудования.
7 | 8 | |||||||
ным обору-дованием» | для познания природы. Уметь: пользоваться лабо-раторным оборудованием. | рудованием. | ||||||||||||
Тема 2. Вселенная (14 часов) | ||||||||||||||
4. | Что такое Вселенная. Как древние люди пред-ставляли се-бе Вселен-ную. | 15.09.14 | Вселенная. Взгляды древних индийцев, шу-меров, греков на строе-ние Вселенной. Взгляды Пифагора, Аристотеля и Птолемея. | Знать:- современное опре-деление Вселенной; - как представляли себе Вселенную древние индий-цы, шумеры, греки. Уметь: - работать с текс-том учебника; - составлять рассказы, сооб-щения. | Д. Глобус Земли, рисун-ки, иллюстри-рующие пред-ставления древних лю-дей о Вселен-ной. | С. 24-28 В.1-8 | ||||||||
5. | Модель Все-ленной по Аристотелю и Птолемею. | 17.09.14 | Взгляды Пифагора, Аристотеля и Птолемея на происхождение Все-ленной. | Знать: какой вклад в науку внесли Аристотель и Клав-дий Птолемей. Уметь: - работать с текс-том учебника; - сравнивать модели Все-ленной по Аристотелю и Птолемею; - составлять рассказы, сооб-щения. | Д. Портреты Аристотеля и Птолемея. | С. 26-28 В. 3-8 с.28 | ||||||||
6. | Николай Ко-перник и его модель Все-ленной. | 22.09.14 | Предпосылки создания новой модели Вселен-ной (история географи-ческих открытий, изме-нивших представления о модели Вселенной). | Знать: - особенности моде-ли Вселенной, созданной польским астрономом Н.Коперником. Уметь: сравнивать модель Вселенной по Н. Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Д. 1. Портре-ты Аристоте-ля, Птолемея и Н. Коперни-ка; 2. Географи-ческая карта полушарий. | С. 29-30 В.1 с.33 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
7. | Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Ко-перника. | 24.09.14 | Дж. Бруно и его заслуги в развитии взглядов о Вселенной. Г. Галилей и его вклад в изучение строения Вселенной. Современные представ-ления о строении Все-ленной. | Знать: - заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Все-ленной; - вклад Г. Галилея в изуче-ние строения Вселенной; - современные представле-ния о строении Вселенной. Уметь: самостоятельно ра-ботать с учебником как ис-точником знаний и извле-кать из него информацию; - совершать логические операции; - сравнивать, анализиро-вать, делать выводы. | С. 30-32 В.2-4 с.33 | |||||||||
8. | Солнечная система, её состав. Пла-неты земной группы. | 29.09.14 | Солнечная система. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Зем-ля, Марс. Характерные особенности планет земной группы. | Знать: - состав Солнечной системы; - планеты земной группы и их характеристики. Уметь: логически мыслить; - анализировать, сравни-вать, делать выводы; - работать с текстом учеб-ника, извлекать из него нужную информацию. | Д. Схема Сол-нечной систе-мы. | С. 34-36 В.1-5 с.38 Таблица. | ||||||||
9. | Земля и её спутник Лу-на. | 01.10.14 | Планета Земля, её отли-чительные особенности от других планет. Спутник планеты Земля – Луна. | Знать: - отличительные особенности планеты Зем-ля; характеристику Луны. Уметь: самостоятельно ра-ботать с учебником как ис-точником знаний и извле-кать из него информацию; | Д. Фотогра-фии Земли и её спутника Луны. | С. 35-36 В.6-10 с.38 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
10. | Планеты-ги-ганты. Са-мая малень-кая планета – Плутон. | 06.10.14 | Планеты-гиганты: Юпи-тер, Сатурн, Уран, Неп-тун. Их характеристика. Плутон. | Знать:- планеты-гиганты и их характеристику; - самую маленькую планету Солнечной системы – Плу-тон. Уметь: - самостоятельно работать с текстом учебни-ка, извлекать из него ин-формацию; совершать логи-ческие операции: абстраги-ровать, сравнивать, обоб-щать. | Д. Схема Солнечной системы | С. 39-42 В.1-5 с.42 | ||||||||
11. | Сравнитель-ная характе-ристика пла-нет-гиган-тов. Спутни-ки планет. | 08.10.14 | Спутники планет Солнечной системы. | Знать: - спутники планет Солнечной системы. Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; - логически мыслить, ана-лизировать, сравнивать, обобщать. | Д. Фотогра-фии спутни-ков планет Солнечной системы. | С. 39-42 В.6-9 с.42 | ||||||||
12. | Астероиды. Кометы. | 13.10.14 | Таинственные соседи Солнца – астероиды и кометы. Их характерис-тики. | Знать: - астероиды и коме-ты – небесные тела, входя-щие в состав Солнечной системы; их характеристи-ки. Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника, извлекать из него информа-цию; логически мыслить и | Д. Схема Сол-нечной систе-мы, фотогра-фии комет и астероидов. | С. 43-45 В.1-5 с.47 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
оформлять результаты логических операций в тетради | ||||||||||||||
13. | Метеоры. Метеориты. | 15.10.14 | Метеоры и Метеориты. Черты их отличия. | Знать: что представляют собой метеоры и метеориты Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; - логически мыслить, ана-лизировать, сравнивать, обобщать. | Д. Схема Сол-нечной систе-мы, фотогра-фии и рисун-ки метеоритов | С. 45-46 В.6-9 с.47 | ||||||||
14. | Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. | 20.10.14 | Звезды. Солнце – центр Солнечной системы и ближайшая к нам звезда. Влияние Солнца на жизнь на нашей планете. | Знать: - что такое звезда; - каковы размеры и природа Солнца как центра Солнеч-ной системы и ближайшей к нам звезды. Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника и извлекать из него нуж-ную информацию; | Д. Фотогра-фии Солнца и звезд. | С. 48-50 В. 1-4 с.51 | ||||||||
15. | Многообра-зие звезд. Созвездия. | 22.10.14 | Звезды – гигантски пы-лающие шары. Их мно-гообразие и характерис-тики. Созвездия. | Знать: - звезды – гигант-ские пылающие шары, на-ходящиеся на большом рас-стоянии от нашей планеты; -многообразие звезд, их ха-рактеристики; - созвездия. Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника; | Д. Карта звездного не-ба. | С. 50 В.5-7 с.51 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
- находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медве-дицы, Дракона, Цефея, Кас-сиопеи. | ||||||||||||||
16. | Обобщающий урок по теме «Все-ленная» | 27.10.14 | Знать: - как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; - как устроена Солнечная система. Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника и извлекать из него нуж-ную информацию; - совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать. | Д. Таблицы «Система ми-ра по Птоле-мею»; «Сис-тема мира по Копернику»; схема Сол-нечной систе-мы, карта звездного неба; фото-графии небес-ных тел. | Повторить тему «Вселенная» | |||||||||
17. | Контрольная работа №1 по теме «Вселенная» | 29.10.14 | ||||||||||||
18. | Работа над ошибками. | 10.11.14 | ||||||||||||
Земля (18 часов) | ||||||||||||||
19. 1 | Как возник-ла Земля. Гипотезы о возникнове-нии Земли. 2 | 12.11.14 3 | Гипотезы о возникнове-нии Земли Ж. Бюффона, И. Канта, Д. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные взгляды на возникновение Земли и. 4 | Знать: - сущность термина «гипотеза» (научное предположение): - гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффона, И. Канта, Д. Джинса, О.Ю. 5 | 6 | Д. Рисунки учебника. 7 | С.54-58 В.1-11 с.59 8 | |||||||
Солнечной системы | Шмидта); - современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Уметь: логически мыслить; - извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для ре-шения небольших проблем. | |||||||||||||
20. | Внутреннее строение Земли. | 17.11.14 | Внутреннее строение Земли (ядро, мантия, земная кора, рельеф). | Знать: внутреннее строение Земли и её внешние оболочки. Уметь: - логически мыс-лить; - работать с учебником и картой. | Д. Физичес-кая карта по-лушарий. Схеме «Внут-реннее строе-ние Земли». | С. 60 до слов «Земная кора состоит из…» В.1-4, 8 с.63 | ||||||||
21. | Горные по-роды. Мине-ралы. | 19.11.14 | Горные породы (магма-тические, осадочные, ме-таморфические) – их происхожддение. Мине-ралы. Полезные ископае-мые, в том числе и Яку-тии. Их использование человеком. | Знать: - принципиальное отличие горных пород от минералов; - суть термина «полезные ископаемые». Уметь: - выполнять нес-ложные наблюдения и практические работы; - фиксировать их результа-ты в рабочих тетрадях. | Практическая работа № 2 «Горные по-роды и мине-ралы. | Д. Физичес-кая карта Рос-сии. Коллекция минералов, горных пород, полезных ис-копаемых. | С. 60-62 В.5-7 | |||||||
22. 1 | Вещества и явления в окружаю-щем мире. 2 | 24.11.14 3 | Вещество. Молекула, атом. Смеси и чистые ве-щества. Вещества прос-тые и сложные. Физичес-кие и химические явле- 4 | Знать: - что такое «тело», «вещество»; - простые и сложные вещества; - чем физическое явление 5 | 6 | Д. 1. Коллек-ция изделий из стекла. 2. Разделение смеси из же- 7. | С 64-67 В.1-7 с.71 8 | |||||||
ния. | отличается от химического. Уметь: совершать логичес-кие операции: абстрагиро-вать, сравнивать, обобщать. | лок и серы. 3. Плавление парафина и льда. 4. Химичес-кие явления (выделение газа,осадка…) 4. «Вулкан» | ||||||||||||
23. | Многообра-зие явлений природы. | 26.11.14 | Явления природы (физические и химические) | Знать: явления природы нашей местности. Уметь: совершать логичес-кие операции: абстрагиро-вать, сравнивать, обобщать |
| Д. Фотогра-фии, отобра-жающие раз личные явле-ния природы. | С. 67-69 | |||||||
24. | Землетрясе-ния. | 01.12.14 | Землетрясение, его при-чины. Сейсмически ак-тивные районы. Очаг землетрясения, эпи-центр. Шкала Рихтера. | Знать: - причины землетря-сений. - использовать материалы учебника. | Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий. 2. Фотогра-фии послед-ствий земле-трясений. | С.71 В.1-3, 8 с.77 | ||||||||
25. | Вулканы. | 03.12.14 | Строение вулкана (вул-канический кратер, жер-ло, очаг магмы). Причи-ны извержения вулкана. Типы вулканов (кони-ческие, щитовые). | Знать: причины вулкани-ческой деятельности. Уметь: логически мыслить; - извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для ре-шения небольших проблем. | Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий. 2. Муляжи, картины, ри-сунки, иллюс-трирующие строение вул-кана. | С.73-76 В.4-7 с.77 | ||||||||
25. 1 | Суша (Ев-разия, Афри- 2 | 08.12.14 3 | Характеристика материков: Евразия, 4 | Знать: - общую характе-ристику материков. 5 | 6 | Д. Физичес-кая карта по- 7 | С. 78-80 8 | |||||||
ка, Северная Америка). | Африка, Северная Аме-рика (расположение, рельеф и климат). Часть света. | Уметь: показывать на карте основные материки и ост-рова | лушарий. | В.1-5 с.84 | ||||||||||
26. | Суша (Юж-ная Амери-ка, Австра-лия, Антарк-тида). | 10.12.14 | Характеристика матери-ков: (Южная Америка, Австралия, Антарктида Океания.). | Знать: - общую характе-ристику материков. Уметь: показывать на карте основные материки и ост-рова | Д. Физичес-кая карта по- лушарий. | С. 80-81 В.6-12 с.84 | ||||||||
27. | Атмосфера земли. | 15.12.14 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Типы облаков. Ветер. Гроза. | Знать: - состав воздуха; - типы облаков; - закономерности нагрева-ния и охлаждения воздуха над сушей и водной по-верхностью. Уметь: самостоятельно ра-ботать с различными источ-никами знаний. | Д. 1. Таблица «Состав воз-духа». 2. Пробирки с кислородом, углекислым газом, лучина, источник ог-ня. | С. 85-86 В.1-7 с.90 | ||||||||
28 1. | Погода. 2 | 17.12.14 3 | Погода и её характерис-тики (температура, влаж-ность, облачность, на-правление и скорость ветра, осадки)
4 | Знать: - содержание поня-тия «погода»; - влияние погоды на состоя-ние живых организмов и здоровье людей. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебни-ка, извлекать из него ин-формацию; - логически мыслить: ана-лизировать, сравнивать, обобщать. 5 | 6 | Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий; 2. Карта пого-ды. 7 | С. 86-87 В.8-10 с.90 8 | |||||||
29. | Климат. | 22.12.14 | Климат. Влияние его на окружающую природу. Климат Якутии | Знать: - содержание поня-тия «климат»; - влияние климата на окружающую природу и здоровье людей. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебни-ка, извлекать из него ин-формацию; - логически мыслить: ана-лизировать, сравнивать, обобщать. | Д. Физичес-кая карта по-лушарий; | С. 87-89 В.10-11 с.90 | ||||||||
30. | Ураганы, смерчи. | 24.12.14 | Грозные природные явления: ураганы и смерчи. | Знать: причины и резуль-таты ураганов и смерчей. Уметь: - уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; - логически мыслить и оформлять результаты мыс-лительных операций в виде таблиц, схем и т.д. | Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий; 2. Картины, рисунки, иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей. | С. 88-90 В.12-13 с.90 | ||||||||
31. | Гидросфера Земли, её части. Ми-ровой океан. | 12.01.15 | Гидросфера – водная оболочка планеты Земля. Её составные части: Ми-ровой океан, воды суши и вода атмосферы. Океа-ны (Тихий, Северный Ледовитый, Южный, Ат-лантический, Индий- | Знать: - составные части гидросферы; - сущность круговорота во-ды в природе. Уметь: - выполнять не-сложные практические ра-боты; - показывать на карте моря | Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий. 2. Таблица «Круговорот воды в приро-де. | С. 91-93 до слов «…Воды суши». В.1-6 с.96 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
ский). Моря планеты. | и океаны. | |||||||||||||
32. | Воды суши. | 14.01.15 | Воды суши – реки, озера, болота, ледники и под-земные воды. Айсберги. Реки Якутии. Русло, долина, бассейн реки. | Знать: - источники пресной воды; - роль каждого из них в круговороте воды; - как использует человек пресную воду; - реки Якутии. Уметь: - логически мыс-лить; - абстрагировать, анализи-ровать, сравнивать, обоб-щать и делать выводы. | Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий. 2. Таблица «Круговорот воды в приро-де. | С. 93 В.7-14 с.96 | ||||||||
33. | Неповтори-мая планета. | 19.01.15 | Причины уникальности нашей планеты. | Знать: местоположение Земли в Солнечной систе-ме; значение Солнца для жизни на Земле; вращение Земли вокруг Солнца и вок-руг собственной оси; зна- чение атмосферы для со-хранения и поддержания жизни; роль гидросферы и круговорота воды в пере-распределении влаги и теп-ла; роль зеленых растений в поддержании постоянства газового состава атмосфе-ры, обеспечении кислоро-дом и органическими ве-ществами всех живых ор-ганизмов. Уметь: самостоятельно | Д. 1. Глобус «Земли». 2. Физическая карта полуша-рий. 3. Фотогра-фии Земли из космоса. | С. 97-98 В.1-9 с.99 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
работать с текстом учебни-ка, извлекая из него нуж-ную информацию; совер-шать мыслительные дейст-вия, абстрагировать, анали-зировать, сравнивать, обоб-щать и оформлять их в виде таблиц, схем. | ||||||||||||||
34. | Обобщаю-щий урок по теме «Зем-ля». | 21.01.15 | Подготовка к контрольной работе | Знать: - основные гипотезы происхождения Земли и Солнечной системы; - сущность землетрясений, извержений вулканов, ура-ганов, смерчей; - их причины и поведение людей в экстремальных си-туациях; - особенности Земли, обус-ловившие существование на ней жизни. Уметь: - отвечать на воп-росы письменно и устно; - извлекать из различных источников нужную инфор-мацию. | Д. 1. Глобус Земли. 2. Физическая карта полушарий. | Подготовиться к контрольной работе | ||||||||
35. | Контроль-ная работа № 2 по теме «Земля» | 26.01.15 | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
Жизнь на Земле (14 часов) | ||||||||||||||
36. | Развитие жизни на Земле Животные прошлого. | 28.01.15 | История развития жизни на Земле. | Знать: - историю развития жизни на Земле; - вода – колыбель жизни; - древние водные растения и животные древнейших времен; -растения и животные древ-них лесов; - происхождение земновод-ных и пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, папоротников, голосемен-ных и цветковых растений. Уметь: - изготавливать из различных материалов наг-лядные пособия; - работать с дополнитель-ной литературой. | Д. Таблицы и картины, ил-люстрирую- щие господ-ство опреде-ленных групп растений и животных в различные пе-риоды разви-тия жизни на Земле. | С. 102-105 В.1-9 с.106 | ||||||||
37. 1 | Живые клет-ки. 2 | 02.02.15 3 | История открытия клет-ки. Главные части клетки (оболочка, цитоплазма, ядро). Жизнедеятель-ность клетки. 4 | Знать: - историю открытия клетки; -роль увеличительных при-боров в изучении клеточно-го строения растений и жи-вотных; - главные части клетки: оболочку, цитоплазму, яд-ро; - жизнедеятельность клет-ки: питание, дыхание, рост и размножение. Уметь: выполнять неслож- 5 | Практическая работа № 3 « Строение растительной клетки» на примере клетки кожицы лука. 6 | Д. Микроско-пы, луковица репчатого лу-ка, пипетка, иглы для пре-парирования, стаканчик с водой, нас-тойка йода, предметное и покровное стекла, табли-цы «Строение 7 | С. 107-108 В.1-6 с.112 8 | |||||||
ные практические работы; - оформлять результаты практических работ. | растительной клетки», «Клетки ко-жицы лука» | |||||||||||||
38. | Разнообра-зие клеток. | 04.02.15 | Разновидности расти-тельных и животных клеток. | Знать: - разновидности клеток; -их строение и жизнедея-тельность; - строение микроскопа и правила работы с ним. Уметь: работать с микро-скопом. | Практическая работа № 4 «Строение животной клетки». | Д. 1. Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». 2. Микроско-пы, готовые микропрепараты раститель-ных и живот-ных клеток. | С. 110-111 В.7-8 с.112 | |||||||
39. 1 | Царства жи-вой приро-ды. Одно-клеточные организмы.
2 | 09.02.15 3 | Царства живой природы. Одноклеточные организ-мы. Бактерии. Простей-шие: амеба, инфузория туфелька, эвглена зеле-ная. 4 | Знать: - царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; - одноклеточные организ-мы. Уметь: - работать с микро-скопом; - выполнять несложные практические задания; - работать с дополнитель-ной литературой и делать небольшие сообщения; - формулировать вопросы и 5 отвечать на них. | Практическая работа № 5 «Одноклеточные организ-мы» 6 | Д. 1. Таблицы «Царства жи-вой природы» 2. Гербарные материалы и комнатные растения. 3. Коллекции и влажные препараты животных. 4. Микроско-пы, 7 | С. 113-114 до слов «У многоклеточ-ных организ-мов…» В.1-2 с.117 8 | |||||||
микропрепараты одноклеточных организмов. | ||||||||||||||
40. | Многоклеточные орга-низмы (гри-бы, расте-ния). | 11.02.15 | Царство Грибы, особен-ности строения и жизне-деятельности. Съедоб-ные и ядовитые грибы. Царство Растения: отли-чительные черты от дру-гих многоклеточных ор-ганизмов.Отделы: водо-росли, мхи, папоротни-ки, хвойные, цветковые. | Знать: - многоклеточные организмы; - грибы, растения, живот-ные; - грибы съедобные и ядови-тые; - многообразие растений: водоросли, мхи, папоротни-ки, хвойные и цветковые. Уметь: выполнять неслож-ные практические работы; - работать с дополнитель-ной литературой. | Д. 1. Муляжи грибов. 2. Таблицы «Шляпочные грибы». 3. Гербарные экземпляры растений. | С. 114 В.3-4 с.117 | ||||||||
41. 1 | Беспозвоночные и позво-ночные жи-вотные. 2 | 16.02.15 3 | Беспозвоночные и поз-воночные животные. Их характерные отличия. Животные нашей мест-ности. 4 | Знать: - разнообразие жи-вотных, их широкое рас-пространение на земном шаре; - их отличительные призна-ки; - связь животных с расте-ниями и другими организ-мами. Уметь: - самостоятельно работать с текстом и рисун-ками учебника; - логически мыслить и 5 | 6 | Д. 1. Табли-цы, картины с изображением животных разных групп. 2. Коллекции, влажные пре-параты. 7 | С. 114 В.5-9 с.117 8 | |||||||
оформлять результаты мыс-лительной деятельности в виде таблиц, схем, выводов. | ||||||||||||||
42. | Среды оби-тания орга-низмов. На-земно-воз-душная сре-да. | 18.02.15 | Многообразие сред оби-тания организмов, их роль в жизни организ-мов. Особенности назем-но-воздушной среды обитания. Приспособ-ленность организмов к данной среде. Птицы Якутии. | Знать: - многообразие сред обитания организмов; - их роль в жизни организ-мов; - особенности наземно-воз-душной среды; - приспособленность расте-ний и животных к ней; - птицы Якутии. Уметь: выполнять неслож-ные практические задания. | Практическая работа № 6 «Среды оби-тания органи-змов» | Д. 1. Таблицы с изображе-нием расте-ний и живот-ных в приро-де. 2. Гербарии, коллекции. | С. 118-119, 120 до «В водной среде…» В.1-3 с.122 | |||||||
43. | Водная сре-да обитания. | 25.02.15 | Водная среда обитания, её отличительные черты. Особенности строения водных животных. Рас-пространение водных растений на различных глубинах. Охрана водое-мов зимой. Рыбы реки Алдан. | Знать: - отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной; - водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспе-чивающие их обитание в водной среде; - распространение водных растений на различных глу-бинах. Уметь: выполнять неслож-ные практические задания. | Д. 1. Таблицы с изображени-ем водных растений и животных в природе. 2. Гербарии, коллекции. | С. 119 (до «Почвенная среда»), 121 В.4-5 с.122 | ||||||||
44. 1 | Почвенная среда. 2 | 02.03.15 3 | Почвенная среда обита-ния, её особенности. Приспособленность 4 | Знать: - почва-среда обитания бактерий, грибов, растений и животных; 5 - приспособленности организмов к почвенной среде. Уметь: выполнять неслож-ные практические задания. | Практическая работа № 7 «Исследова- 6 | Д. 1. Таблицы с изображени-ем 7 организмов, живущих в почве. 2. Коллекции. | С. 119,121 В.6-8 с.122 8 | |||||||
организмов к почвенной среде. | ние влияния на прораста-ние семян температуры, света и воды» | |||||||||||||
45 | Жизнь на разных мате-риках | 04.03.15 | Особенности животного и растительного мира разных материков. | Знать: - особенности рас-тительного и животного мира Евразии на примере Китая; - своеобразие и животный мир Африки; - растительный и животный мир Северной Америки, его особенности; - редкие растения и живот-ные Южной Америки; - особенности растений и животный мир Австралии и Антарктиды. Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом и рисунка- . ми учебника; - логически мыслить и оформлять результаты мыс-лительных операций в виде таблицы | Таблица. | Д. 1. Геогра-фическая кар-та полуша-рий. 2. Таблицы из серии «Расти-тельный мир материков», «Животный мир матери-ков». | С. 123-127 В.1-7 с.128 | |||||||
46-47. 1 | Природные зоны Земли. 2 | 09.03.15 11.03.15 3 | Природные зоны нашей планеты Земля. Их рас-положение, Причины распределения растений и животных на суше. 4 | Знать: - природные зоны Земли; - расположение каждой из природных зон на планете; - особенности животного и 5. | 6 | Д. 1. Таблицы с изображе-ниями расте-ний и живот-ных различ- 7 | С. 129-133 В.1-12 с.134 8 | |||||||
организмов, живущих в почве. 2. Коллекции. | растительного мира в них; -причины (условия) распре-деления растений и живот-ных на суше. Уметь: - показывать на карте основные природные зоны Земли; - логически мыслить и оформлять результаты ло-гических операций в виде выводов, таблиц, схем; - работать с гербарным ма-териалом. | ных природ-ных зон. 2. Гербарные экземпляры растений. 3. Карта «Природные зоны Земли». | ||||||||||||
48 | Жизнь в мо-рях и океа-нах. | 16.03.15 | Разнообразие растений и животных морей и океа-нов, их распространение их в прибрежной мелко-водной части, в толще воды и на дне, в корал-ловых рифах. Приспо-собленность к жизни в разнообразных условиях. | Знать: - о разнообразии растений и животных мо-рей и океанов; - о распространение их в прибрежной мелководной части, в толще воды и на дне, в коралловых рифах; - о взаимосвязях и приспо-собленности к жизни в. разнообразных условиях. Уметь: - выполнять прак-тические работы; - логически мыслить и оформлять результаты ло-гических операций в виде выводов, таблиц, схем; | Таблица. | С. 135-137 В.1-10 с.138. | ||||||||
49. 1 | Обобщаю-щий урок по 2 | .18.03.14 3 | Подготовка к контрольной работе 4 | Знать: - отличительные черты живых организмов; 5
- их отличительные черты; - среды обитания организ-мов и их приспособлен-ность к жизни в них; - распределение растений и животных на материках и в океанах в важнейших точ-ках Земли. Уметь: - логически мыс-лить, анализировать, срав-нивать, обобщать. | 6 | Д. 1. Физичес-кая карта по- 7 лушарий Зем-ли. 2. Таблицы, гербарии, коллекции, влажные пре-параты. 3. Микроско-пы, микропре-параты | С. 138-140 8 Подготовиться к контрольной работе по теме «Жизнь на Земле» | |||||||
теме «Жизнь на Земле» | ||||||||||||||
50. | Контроль-ная работа № 3 «Жизнь на Земле» | 23.03.15 | Контрольная работа № 3 | |||||||||||
Человек на земле (14 часов) | ||||||||||||||
51. | Происхождение челове-ка. Предки человека | 25.03.15 | Место и роль человека в природе. Особенности его строения и жизнедея-тельности. Предки чело-века (дриопитеки, ав-стралопитеки). Черты Сходства и различия че-ловека и человекообраз-ных обезьян. | Знать: - предков человека, их среду обитания и образ жизни; - Черты сходства и разли-чия человека и человеко-образных обезьян. Уметь: - работать с различ-ными источниками знаний (текстом учебника, рисун-ками, таблицами, муляжа-ми, коллекциями), извлекая из него нужную информ-ацию; - проявлять творчество и логически мыслить. | Д. 1. Картины и таблицы из серии «Прои-схождение че-ловека». 2. Муляжи и коллекции, отражающие облик челове- | С.142-144 до слов «…Впоследствии австралопитеки вымерли…» В.1-2, 10 с.148 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
кообразных обезьян, их части тела и предметы, ко-торыми они пользовались | ||||||||||||||
52. | Первые люди. . | 30.03.15 | Первые люди (Человек умелый, прямоходящий, разумный), их образ жиз-ни строение. | Знать: - о первых людях, появившихся на Земле; - их образ жизни; - усложнение в строении и поведении в процессе исто-рического развития. Уметь: - составлять расска-зы, сообщения природовед-ческого содержания, ис-пользуя материалы учебни-ка и дополнительную лите-ратуру, подобранную само-стоятельно. | Д. 1. Картины и таблицы с изображением древних людей. | С. 144-147 В.3-9, 11-14 с.148 | ||||||||
53. | История гео-графических открытий. Открытие Америки. | 01.04.15 | Открытие Америки. Пер-вооткрыватели, их вклад в формирование пред-ставлений о поверхности Земли. Х. Колумб, Ф. Магеллан. | Знать: - об открытии мате-риков нашей планеты. Уметь: - кратко характери-зовать заслуги путешест-венников – первооткрыва-телей материков. | Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий Зем-ли. 2. Портреты путешествен-ников – пер-вооткрывате-лей | С. 149-150 В.1-2,5 с.154 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
54. | Открытие Австралии и Антарктиды. | 06.04.15 | История открытии Ав- стралии и Антарктиды. | Знать: - первооткрывате-лей Австралии и Антаркти-ды. Уметь: - составлять рас-сказы сообщения природо-ведческого содержания, ис-пользуя материалы учебни-ка и дополнительную лите-ратуру, подобранную само-стоятельно. | Д. 1. Геогра-фическая кар-та полушарий Земли. 2. Портреты путешествен-ников – пер-вооткрывате-лей матери-ков. | С. 150-151 В.3-4 с.154 | ||||||||
55. | Великие пу-тешественники-первоот-крыватели новых зе-мель. Иссле-дователи Якутии, ис-тория г.Том-мот. | 08.04.15 | История открытия новых земель. Великие путе-шественники - первоот-крыватели новых земель. Исследователи Якутии, история г.Томмот. | Знать: - как люди открывали новые земли; - имена 3-5 путешествен-ников – первооткрывателей; - имена исследователей Якутии; - историю г.Томмот. | Д. 1. Геогра-фическая кар-та полушарий Земли. 2. Портреты путешествен-ников – пер-вооткрывате-лей. | С.152-153 | ||||||||
56. | Как человек изменил Землю. Основные загрязнители атмосферы, воды в г. Томмоте. | 13.04.15 | Влияние человека на природу. Экологические проблемы, в том числе и в г.Томмоте. | Знать:- последствия влия-ния человека на природу; - экологические проблемы, которые надо решать на данном этапе. Уметь: - уметь самостоя-тельно работать с текстом учебника, извлекая из него необходимую информацию; - логически мыслить и | Д. 1. Геогра-фическая кар-та полушарий Земли. 2. Таблицы и рисунки, ил-люстрирую-щие последст-вия деятель-ности челове- | С. 155-156 В.1-6 с.159 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
оформлять результаты ло-гических рассуждений в устной и письменной фор-ме. | ка на живую природу. | |||||||||||||
57. | Три «подар-ка» человека самому себе и своей пла-нете. | 15.04.15 | Озоновые дыры, кислот-ные дожди, парниковый эффект и причины их появления. | Знать: - естественные и вызванные деятельностью человека источники загряз-нения атмосферы; - виды опасности для всего живого, таящиеся в загряз-нении атмосферы. Уметь: - составлять расска-зы, сообщения природовед-ческого содержания, ис-пользуя материалы учебни-ка и дополнительную лите-ратуру, подобранную само-стоятельно. | Д. 1. Таблицы и картины, иллюстриру-ющие загряз-нение окру-жающей сре-ды и его пос-ледствия | С. 157-158 В.7-12 с.159 | ||||||||
58. 1 | Жизнь под угрозой. 2 | 20.04.15 3 | Последствия влияния человека на живые организмы. Животные и. растения, находящиеся под угрозой вымирания. Красная книга. Охрана природы. Редкие расте-ния и животные Якутии. 4 | Знать: - последствия влия-ния деятельности человека на живые организмы; - конкретные примеры не-гативной деятельности че-ловека. Уметь: - составлять рас-сказы, сообщения природо-ведческого содержания, ис-пользуя материалы учебни-ка и дополнительную лите-ратуру, подобранную само-стоятельно. 5 | 6 | Д.1. Таблицы и картины с изображением редких и ис-чезающих ви-дов растений и животных. 7 | ||||||||
С. 160-161 В.1-7 с.162 8 | ||||||||||||||
59. | Опустынивание и его причины. | 22.04.15 | Понятие «опустынива-ние». Причины и меры его остановки и защиты Земли от этого процесса. | Знать: - сущность понятия «опустынивание»; - причины и меры его оста-новки и защиты Земли от этого процесса. Уметь: - самостоятельно работать с текстом учебни-ка, извлекая из него необхо-димую информацию; - логически мыслить и оформлять результаты ло-гических рассуждений в устной и письменной фор-ме. | Д. 1. Таблицы и картины с изображением пустынь. | С. 163-165 В.1-7 с.165 | ||||||||
60. | Здоровье че-ловека и без-опасность жизни. | 27.04.15 | Здоровый образ жизни. Влияние курения на здоровье человека. Правила поведения в различных ситуациях. | Знать: - что такое здоро-вый образ жизни; - влияние «вредных» при-вычек на здоровье челове-ка; - правила безопасности при сильном ветре, грозе и в других ситуациях. Уметь: - применять полу-ченные знания на практике. | С. 166-168 В.1-6 с.172 | |||||||||
61. | Оказание первой по-мощи при различных травмах. | 29.04.15 | Первая помощь при кро-вотечении, растяжении связок. | Знать: - как оказать первую помощь при кровотечении и растяжении связок. Уметь: - накладывать по-вязку на рану; - оказывать первую помощь при растяжении связок. | Д.1. Таблицы по оказанию первой помощи. 2. Бинт, настойка йода. | С. 169 В.9 с.172 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
62.. | Ядовитые растения и животные | 04.05.15 | Ядовитые растения и животные нашей местности. Первая помощь при отравлении. | Знать: - ядовитые растения и животные нашей местно-сти. Уметь: оказывать первую помощь при отравлениях. | С. 170-171 В.7-8 с.172 | |||||||||
63. | Обобщаю-щий урок по теме «Чело-век на Зем-ле» | 06.05.15 | Подготовка к контроль-ной работе. | Подготовиться к контрольной работе. | ||||||||||
64. | Контрольная работа № 4 «Человек на Земле» | 11.05.15 | Контрольная работа № 4 «человек на Земле» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс 2013-2014 год
Внимание, родители и учащиеся 5-х классов!Сдесь вы сможете просмотреть всю рабочую программу, тематическое планирование, а так же работу на 2013-2014 год.Работаем по системе "Школа 2100"...
Рабочая программа по алгебре 2013-2014 учебный год 11 класс
Рабочая программа создавалась с опорой на «Примерную программу среднего (полного) общего образования математике базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авто...
Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...
Рабочая программа 7 класс 2013-2014
Рабочая программа для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. утвержденным в 2004 году...
Рабочая программа 8 класс 2013-2014
Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году...
Рабочая программа 9 класс 2013-2014
Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по физике, утвержденным в 2004 году...
Рабочая программа 10 класс 2013-2014
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образов...