Рабочая программа Природоведение 5 класс 2013-2014
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Савватеева Елена Александровна

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Курс естествознания в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека,

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_prirodovedenie_5_klass_2013-2014.doc348.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное казённое оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении – “Томмотская санаторная школа -  интернат” МО “Алданский район”

678953, Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Ленина, 38,  тел. (41145)44-1-13 e-mail – tsshi@tsshi.ru

Принято                                                                                                                                Утверждаю

Методическим советом                                                                                                                Директор МКООУСТ «ТСШИ»

МКООУСТ «ТСШИ»                                                                                                                А.Г. Савватеев

“___”_____________201__г.                                                                                                        “___”_____________201__г.

_______________________                                                                                                                _______________________

Рабочая программа

 «Естествознание»

На 2014-2015 учебный год

для 5 класса  (70 часов)

Томмот

2014


Естествознание

Программа основного

общего образования по естествознанию

5 класс

Авторы:

А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Курс естествознания в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека,

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

тематический план

Название темы

Количество часов

Тема 1.Изучение природы.

3

Тема 2. Вселенная

15

Тема 3. Земля.

18

Тема 4. Жизнь на Земле.

15

Тема 5. Человек на Земле.

14

ИТОГО

65 + 5 резерв

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

ТЕМА 1. Изучение природы. (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием»

ТЕМА 2. Вселенная {15 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернину. Роль Дж,Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Нопернина. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон, Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

«   Демонстрации: Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус, Фотографии планет Солнечной системы.

ТЕМА 3. Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ш.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт), современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутренне строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете,

•        Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

•        Практические работы

Практическая работа № 2 «Горные породы и минералы»

Практическая работа № 4«Изучение строения микроскопа и клетки растений на живых объектах»

Практическая работа № 5 «Строение клеток растений и животных»

Практическая работа № 6 «Одноклеточные организмы»

Практическая работа № 7 «Среды обитания организмов»

Практическая работа № 8 «Природные зоны» (гербарий)

ТЕМА 4. Жизнь на Земле (15 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешаннее и широколиственные леса, травянистые равнины -- степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

•        Практические работы:

Практическая работа № 3 «Изучение строения микроскопа и клетки растений на живых объектах»

Практическая работа № 4 «Строение клеток животных»

Практическая работа № 5 «Одноклеточные организмы»

Практическая работа № 6 «Среды обитания организмов»

Практическая работа № 8 «Природные зоны» (гербарий)

 Практическая работа № 7 «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян».

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности доступными путями их решения.

ТЕМА 5. Человек на Земле (14 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнения.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

•        Демонстрации Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС 

В результате изучения естествознания ученик должен:

знать/понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примерь организмов);
  • изменения   в   природе,   вызванные   деятельностью   человека   (на   уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные    характеристики    погоды,    факторы    здорового    образа    жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя);
  • приводить   примеры  физических  явлений,   явлений   превращения   веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыта, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значений указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать   изученную   естественнонаучную   лексику   в   самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

     •        следовать правилам безопасности при проведении практических работ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

            определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам                         экологического и безопасного поведения в природной среде;

         составлений простых рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

         оказание первой помощи ори капиллярном кровотечениях, несложных травмах.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: 

 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основа-ния и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации. 
Уметь определять возможные источники необходимых сведений,  производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД: 56-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Программа предусматривает формирование специальных умений и навыков,  направленных на работу с разными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку опытов, измерений, разработку проектов, моделей.
Результаты изучения биологии в 5 классе разделены в тематическом планировании на предметные, мета предметные и личностные.

Требования к формированию образовательных результатов для учащихся 5 классов.

Личностные

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и от стаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные

 

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

 • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

• освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

 

     

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Учебник -   А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Естестзвознание» 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: Дрофа, 2002 г.;

Методическое     пособие     к     учебнику     А.А.Плешакова     и     Н.И.Сонина «Природоведение» М.: Дрофа, 2002г.

Л.Д.Парфилова Тесты по природоведению к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс» М.; «Экзамен» 2006г.

Л.Д.Парфилова Контрольные и проверочные работы по природоведению к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс» М.; «Экзамен» 2006г.

Н.И.Сонин, К.П.Казарян дидактические карточки-задания к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс» М.; Дрофа 2002г.

Календарно-тематическое планирование по 6стествознанию 5 класс.

п/п

Тема урока

Дата

Элементы  содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители

Оборудование

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

1.

Науки о природе.

03.09.14

Естественные науки: астрономия, физика, хи-мия, география, биоло-гия. экология. Семейство биологических наук.

Тело, вещество, явление.

Знать: - науки, изучающие прирду;

- семейство биологических наук.

Уметь: - работать с текс-том учебника;

- совершать логические операции (сравнивать, ана-лизировать, обобщать)

Таблицы, рисунки.

С. 6-13

В. 1-7 с.14

Таблица

2.

Методы изу-чения при-роды.

08.09.14

Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.

Знать:- методы изучения окружающей природы (наблюдение, эксперимент, измерение);

- приборы, используемые для познания природы.

Уметь: совершать логичес-кие операции (сравнивать, анализировать, обобщать)

Д. 1. Микро-скоп, лупа, термометр, линейка, секундомер, химическая посуда.

С. 15-20

3.

1

Практичес-кая работа № 1 «Зна-комство с лаборатор-

2

10.09.14

3

Отработка навыков поль-зования лабораторным оборудованием.

4

Знать:- методы изучения окружающей природы (наблюдение, эксперимент, измерение);

- приборы, используемые.

5

Практичес-кая работа №1 «Знаком-ство с лабора-торным  обо-

6

Набор лабора-торного обо-рудования.

        

7

8

ным обору-дованием»

для познания природы.

Уметь:  пользоваться лабо-раторным оборудованием.

рудованием.

Тема 2. Вселенная (14 часов)

4.

Что такое Вселенная. Как древние люди пред-ставляли се-бе Вселен-ную.

15.09.14

Вселенная. Взгляды древних индийцев, шу-меров, греков на строе-ние Вселенной. Взгляды Пифагора, Аристотеля и Птолемея.

Знать:- современное опре-деление Вселенной;

- как представляли себе Вселенную древние индий-цы, шумеры, греки.

Уметь: - работать с текс-том учебника;

- составлять рассказы, сооб-щения.

Д. Глобус Земли, рисун-ки, иллюстри-рующие пред-ставления древних лю-дей о Вселен-ной.

С. 24-28

В.1-8

5.

Модель Все-ленной по Аристотелю и Птолемею.

17.09.14

Взгляды Пифагора, Аристотеля и Птолемея на происхождение Все-ленной.

Знать: какой вклад в науку внесли Аристотель и Клав-дий Птолемей.

Уметь: - работать с текс-том учебника;

- сравнивать модели Все-ленной по Аристотелю и Птолемею;

- составлять рассказы, сооб-щения.

Д. Портреты Аристотеля и Птолемея.

С. 26-28

В. 3-8 с.28

6.

Николай Ко-перник и его модель Все-ленной.

22.09.14

Предпосылки создания новой  модели Вселен-ной (история географи-ческих открытий, изме-нивших представления о модели Вселенной).

Знать: - особенности моде-ли Вселенной, созданной польским астрономом Н.Коперником.

Уметь: сравнивать модель Вселенной по Н. Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Д. 1. Портре-ты Аристоте-ля, Птолемея и Н. Коперни-ка;

2. Географи-ческая карта полушарий.

С. 29-30

В.1 с.33

1

2

3

4

5

6

7

8

7.

Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Ко-перника.

24.09.14

Дж. Бруно и его заслуги в развитии взглядов о Вселенной. Г. Галилей и его вклад в изучение строения Вселенной. Современные представ-ления о строении Все-ленной.

Знать: -  заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Все-ленной;

-  вклад Г. Галилея в изуче-ние строения Вселенной;

- современные представле-ния о строении Вселенной.

Уметь: самостоятельно ра-ботать с учебником как ис-точником знаний и извле-кать из него информацию;

- совершать логические операции;

- сравнивать, анализиро-вать, делать выводы.

С. 30-32

В.2-4 с.33

8.

Солнечная система, её состав. Пла-неты земной группы.

29.09.14

Солнечная система. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Зем-ля, Марс. Характерные особенности планет земной группы.

Знать: - состав Солнечной системы;

- планеты земной группы и их характеристики.

Уметь: логически мыслить;

- анализировать, сравни-вать, делать выводы;

- работать с текстом учеб-ника, извлекать из него нужную информацию.

Д. Схема Сол-нечной систе-мы.

С. 34-36

В.1-5 с.38

Таблица.

9.

Земля и её спутник Лу-на.

01.10.14

Планета Земля, её отли-чительные особенности от других планет. Спутник планеты Земля – Луна.

Знать: - отличительные особенности планеты Зем-ля; характеристику Луны.

Уметь: самостоятельно ра-ботать с учебником как ис-точником знаний и извле-кать из него информацию;

Д. Фотогра-фии Земли и её спутника Луны.

С. 35-36

В.6-10 с.38

1

2

3

4

5

6

7

8

10.

Планеты-ги-ганты. Са-мая малень-кая планета – Плутон.

06.10.14

Планеты-гиганты: Юпи-тер, Сатурн, Уран, Неп-тун. Их характеристика. Плутон.

Знать:- планеты-гиганты и их характеристику;

- самую маленькую планету Солнечной системы – Плу-тон.

Уметь: - самостоятельно работать с текстом учебни-ка, извлекать из него ин-формацию; совершать логи-ческие операции: абстраги-ровать, сравнивать, обоб-щать.

Д. Схема Солнечной системы

С. 39-42

В.1-5 с.42

11.

Сравнитель-ная характе-ристика пла-нет-гиган-тов. Спутни-ки планет.

08.10.14

Спутники планет Солнечной системы.

Знать: - спутники планет Солнечной системы.

Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию;

 - логически мыслить, ана-лизировать, сравнивать, обобщать.

Д. Фотогра-фии спутни-ков планет Солнечной системы.

С. 39-42

В.6-9 с.42

12.

Астероиды. Кометы.

13.10.14

Таинственные соседи Солнца – астероиды и кометы. Их характерис-тики.

Знать: - астероиды и коме-ты – небесные тела, входя-щие в состав Солнечной системы; их характеристи-ки.

Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника, извлекать из него информа-цию; логически мыслить и

Д. Схема Сол-нечной систе-мы, фотогра-фии комет и астероидов.

С. 43-45

В.1-5 с.47

1

2

3

4

5

6

7

8

оформлять результаты логических операций в тетради

13.

Метеоры. Метеориты.

15.10.14

Метеоры и Метеориты. Черты их отличия.

Знать: что представляют собой метеоры и метеориты

Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию;

 - логически мыслить, ана-лизировать, сравнивать, обобщать.

Д. Схема Сол-нечной систе-мы, фотогра-фии и рисун-ки метеоритов

С. 45-46

В.6-9 с.47

14.

Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

20.10.14

Звезды. Солнце – центр Солнечной системы и ближайшая к нам звезда. Влияние Солнца на жизнь на нашей планете.

Знать: - что такое звезда;

- каковы размеры и природа Солнца как центра Солнеч-ной системы и ближайшей к нам звезды.

Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника и  извлекать из него нуж-ную информацию;

Д. Фотогра-фии Солнца и звезд.

С. 48-50

В. 1-4 с.51

15.

Многообра-зие звезд. Созвездия.

22.10.14

Звезды – гигантски пы-лающие шары. Их мно-гообразие и характерис-тики.

Созвездия.

Знать: - звезды – гигант-ские пылающие шары, на-ходящиеся на большом рас-стоянии от нашей планеты;

-многообразие звезд, их ха-рактеристики;

- созвездия.

Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника;

Д. Карта звездного не-ба.

С. 50

В.5-7 с.51

1

2

3

4

5

6

7

8

- находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медве-дицы, Дракона, Цефея, Кас-сиопеи.

16.

Обобщающий урок по теме «Все-ленная»

27.10.14

Знать: - как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков;

- как устроена Солнечная система.

Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом учебника и  извлекать из него нуж-ную  информацию;

- совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.

Д. Таблицы «Система ми-ра по Птоле-мею»; «Сис-тема мира по Копернику»; схема Сол-нечной систе-мы, карта звездного неба; фото-графии небес-ных тел.

Повторить тему «Вселенная»

17.

Контрольная работа №1 по теме «Вселенная»

29.10.14

18.

Работа над ошибками.

10.11.14

Земля (18 часов)

19.

1

Как возник-ла Земля. Гипотезы о возникнове-нии Земли.

2

12.11.14

3

Гипотезы о возникнове-нии Земли Ж. Бюффона, И. Канта, Д. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные взгляды на возникновение Земли и.

4

Знать: - сущность термина «гипотеза» (научное предположение):

- гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффона, И. Канта, Д. Джинса, О.Ю.

5

6

Д. Рисунки учебника.

7

С.54-58

В.1-11 с.59

8

Солнечной системы

Шмидта);

- современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Уметь: логически мыслить;

- извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для ре-шения небольших проблем.

20.

Внутреннее строение Земли.

17.11.14

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия, земная кора, рельеф).

Знать: внутреннее строение Земли и её внешние оболочки.

Уметь: - логически мыс-лить;

- работать с учебником и картой.

Д. Физичес-кая карта по-лушарий. Схеме «Внут-реннее строе-ние Земли».

С. 60 до слов «Земная кора состоит из…»

В.1-4, 8 с.63

21.

Горные по-роды. Мине-ралы.

19.11.14

Горные породы (магма-тические, осадочные, ме-таморфические) – их происхожддение. Мине-ралы. Полезные ископае-мые, в том числе и Яку-тии. Их использование человеком.

Знать: - принципиальное отличие горных пород от минералов;

- суть термина «полезные ископаемые».

Уметь: - выполнять нес-ложные наблюдения и практические работы;

- фиксировать их результа-ты в рабочих тетрадях.

Практическая работа № 2 «Горные по-роды и мине-ралы.

Д. Физичес-кая карта Рос-сии. Коллекция минералов, горных пород, полезных ис-копаемых.

С. 60-62

В.5-7

22.

1

Вещества и явления в окружаю-щем мире.

2

24.11.14

3

Вещество. Молекула, атом. Смеси и чистые ве-щества. Вещества прос-тые и сложные. Физичес-кие и химические явле-

4

Знать: - что такое «тело», «вещество»;

- простые и сложные вещества;

- чем физическое явление

5

6

Д. 1. Коллек-ция изделий из стекла.

2. Разделение смеси из же-

7.

С 64-67

В.1-7 с.71

8

ния.

отличается от химического.

Уметь: совершать логичес-кие операции: абстрагиро-вать, сравнивать, обобщать.

лок и серы.

3. Плавление парафина и льда.

4. Химичес-кие явления (выделение газа,осадка…)

4. «Вулкан»

23.

Многообра-зие явлений природы.

26.11.14

Явления природы (физические и химические)

Знать: явления природы нашей местности.

Уметь: совершать логичес-кие операции: абстрагиро-вать, сравнивать, обобщать

                                                             

Д. Фотогра-фии, отобра-жающие раз

личные явле-ния природы.

С. 67-69

24.

Землетрясе-ния.

01.12.14

Землетрясение, его при-чины. Сейсмически ак-тивные районы. Очаг землетрясения, эпи-центр. Шкала Рихтера.

Знать: - причины землетря-сений.

- использовать материалы учебника.

Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий.

2. Фотогра-фии послед-ствий земле-трясений.

С.71

В.1-3, 8  с.77

25.

Вулканы.

03.12.14

Строение вулкана (вул-канический кратер, жер-ло, очаг магмы). Причи-ны извержения вулкана. Типы вулканов (кони-ческие, щитовые).

Знать: причины вулкани-ческой деятельности.

Уметь: логически мыслить;

- извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для ре-шения небольших проблем.

Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий.

2. Муляжи, картины, ри-сунки, иллюс-трирующие строение вул-кана.

С.73-76

В.4-7 с.77

25.

1

Суша (Ев-разия, Афри-

2

08.12.14

3

Характеристика материков: Евразия,

4

Знать: - общую характе-ристику материков.

5

6

Д. Физичес-кая карта по-

7

С. 78-80

8

ка, Северная Америка).

Африка, Северная Аме-рика (расположение, рельеф и климат). Часть света.

Уметь: показывать на карте основные материки и ост-рова

лушарий.

В.1-5 с.84

26.

Суша (Юж-ная Амери-ка, Австра-лия, Антарк-тида).

10.12.14

Характеристика матери-ков: (Южная Америка, Австралия, Антарктида Океания.).

Знать: - общую характе-ристику материков.

Уметь: показывать на карте основные материки и ост-рова

Д. Физичес-кая карта по-

лушарий.

С. 80-81

В.6-12 с.84

27.

Атмосфера земли.

15.12.14

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Типы облаков. Ветер. Гроза.

Знать:  - состав воздуха;

- типы облаков;

- закономерности нагрева-ния и охлаждения воздуха над сушей и водной по-верхностью.

Уметь: самостоятельно ра-ботать с различными источ-никами знаний.

Д. 1. Таблица «Состав воз-духа».

2. Пробирки с кислородом, углекислым газом, лучина, источник ог-ня.

С. 85-86

В.1-7 с.90

28

1.

Погода.

2

17.12.14

3

Погода и её характерис-тики (температура, влаж-ность, облачность, на-правление и скорость ветра, осадки)

        

4

Знать: - содержание поня-тия «погода»;

- влияние погоды на состоя-ние живых организмов и здоровье людей.

Уметь:  самостоятельно работать с текстом учебни-ка, извлекать из него ин-формацию;

- логически мыслить: ана-лизировать, сравнивать, обобщать.

5

6

Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий;

2. Карта пого-ды.

7

С. 86-87

В.8-10 с.90

8

29.

Климат.

22.12.14

Климат. Влияние его на окружающую природу. Климат Якутии

Знать: - содержание поня-тия «климат»;

- влияние климата на окружающую природу и здоровье людей.

Уметь:  самостоятельно работать с текстом учебни-ка, извлекать из него ин-формацию;

- логически мыслить: ана-лизировать, сравнивать, обобщать.

Д. Физичес-кая карта по-лушарий;

С. 87-89

В.10-11 с.90

30.

Ураганы, смерчи.

24.12.14

Грозные природные явления: ураганы и смерчи.

Знать: причины и резуль-таты ураганов и смерчей.

Уметь: - уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний;

- логически мыслить и оформлять результаты мыс-лительных операций в виде таблиц, схем и т.д.

Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий;

2. Картины, рисунки, иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей.

С. 88-90

В.12-13 с.90

31.

Гидросфера Земли, её части. Ми-ровой океан.

12.01.15

Гидросфера – водная оболочка планеты Земля. Её составные части: Ми-ровой океан, воды суши и вода атмосферы. Океа-ны (Тихий, Северный Ледовитый, Южный, Ат-лантический, Индий-

Знать: - составные части гидросферы;

- сущность круговорота во-ды в природе.

Уметь: -  выполнять не-сложные практические ра-боты;

- показывать на карте моря

Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий.

2. Таблица «Круговорот воды в приро-де.

С. 91-93

до слов «…Воды суши».

В.1-6 с.96

1

2

3

4

5

6

7

8

ский). Моря планеты.

и океаны.

32.

Воды суши.

14.01.15

Воды суши – реки, озера, болота, ледники и под-земные воды. Айсберги. Реки Якутии. Русло, долина, бассейн реки.

Знать: - источники пресной воды;

- роль каждого из них в круговороте воды;

- как использует человек пресную воду;

- реки Якутии.

Уметь: - логически мыс-лить;

- абстрагировать, анализи-ровать, сравнивать, обоб-щать и делать выводы.

Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий.

2. Таблица «Круговорот воды в приро-де.

С. 93

В.7-14 с.96

33.

Неповтори-мая планета.

19.01.15

Причины уникальности нашей планеты.

Знать: местоположение Земли в Солнечной систе-ме; значение Солнца для жизни на Земле; вращение Земли вокруг Солнца и вок-руг собственной оси; зна-

чение атмосферы для со-хранения и поддержания жизни; роль гидросферы и круговорота воды в пере-распределении влаги и теп-ла; роль зеленых растений в поддержании постоянства газового состава атмосфе-ры, обеспечении кислоро-дом и органическими ве-ществами всех живых ор-ганизмов.

Уметь: самостоятельно

Д. 1. Глобус «Земли».

2. Физическая карта полуша-рий.

3. Фотогра-фии Земли из космоса.

С. 97-98

В.1-9 с.99

1

2

3

4

5

6

7

8

работать с текстом учебни-ка, извлекая из него нуж-ную информацию; совер-шать мыслительные дейст-вия, абстрагировать, анали-зировать, сравнивать, обоб-щать и оформлять их в виде таблиц, схем.

34.

Обобщаю-щий урок по теме «Зем-ля».

21.01.15

Подготовка к контрольной работе

Знать: - основные гипотезы происхождения Земли и Солнечной системы;

- сущность землетрясений, извержений вулканов, ура-ганов, смерчей;

- их причины и поведение людей в экстремальных си-туациях;

- особенности Земли, обус-ловившие существование на ней жизни.

Уметь: - отвечать на воп-росы письменно и устно;

- извлекать из различных источников нужную инфор-мацию.

Д. 1. Глобус Земли.

2. Физическая карта полушарий.

Подготовиться к контрольной работе

35.

Контроль-ная работа № 2 по теме «Земля»

26.01.15

1

2

3

4

5

6

7

8

Жизнь на Земле (14 часов)

36.

Развитие жизни на Земле

Животные прошлого.

28.01.15

История развития жизни на Земле.

Знать: - историю развития жизни на Земле;

- вода – колыбель жизни;

- древние водные растения и животные древнейших времен;

-растения и животные древ-них лесов;

- происхождение земновод-ных и пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, папоротников, голосемен-ных и цветковых растений.

Уметь: - изготавливать из различных материалов наг-лядные пособия;

- работать с дополнитель-ной литературой.

Д. Таблицы и картины, ил-люстрирую-

щие господ-ство опреде-ленных групп растений и животных в различные пе-риоды разви-тия жизни на Земле.

С. 102-105

В.1-9 с.106

37.

1

Живые клет-ки.

2

02.02.15

3

История открытия клет-ки. Главные части клетки (оболочка, цитоплазма, ядро). Жизнедеятель-ность клетки.

4

Знать: - историю открытия клетки;

-роль увеличительных при-боров в изучении клеточно-го строения растений и жи-вотных;

- главные части клетки: оболочку, цитоплазму, яд-ро;

- жизнедеятельность клет-ки: питание, дыхание, рост и размножение.

Уметь: выполнять неслож-

5

Практическая работа № 3

« Строение растительной клетки»

на примере клетки кожицы лука.

6

Д. Микроско-пы, луковица репчатого лу-ка, пипетка, иглы для пре-парирования, стаканчик с водой, нас-тойка йода, предметное и покровное стекла, табли-цы «Строение

7

С. 107-108

В.1-6 с.112

8

ные практические работы;

- оформлять результаты практических работ.

растительной клетки», «Клетки ко-жицы лука»

38.

Разнообра-зие клеток.

04.02.15

Разновидности расти-тельных и животных клеток.

Знать: - разновидности клеток;

-их строение и жизнедея-тельность;

- строение микроскопа и правила работы с ним.

Уметь: работать с микро-скопом.

Практическая работа № 4

«Строение животной клетки».

Д. 1. Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».

2. Микроско-пы, готовые микропрепараты раститель-ных и живот-ных клеток.

С. 110-111

В.7-8 с.112

39.

1

Царства жи-вой приро-ды. Одно-клеточные организмы.

        

2

09.02.15

3

Царства живой природы. Одноклеточные организ-мы. Бактерии. Простей-шие: амеба, инфузория туфелька, эвглена зеле-ная.

4

Знать: - царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные;

- одноклеточные организ-мы.

Уметь: - работать с микро-скопом;

- выполнять несложные практические задания;

- работать с дополнитель-ной литературой и делать небольшие сообщения;

- формулировать вопросы и

5

отвечать на них.

Практическая работа № 5 «Одноклеточные организ-мы»

6

Д. 1. Таблицы «Царства жи-вой природы»

2. Гербарные материалы и комнатные растения.

3. Коллекции и влажные препараты животных.

4. Микроско-пы,

7

С. 113-114 до слов «У многоклеточ-ных организ-мов…»

В.1-2 с.117

8

микропрепараты одноклеточных организмов.

40.

Многоклеточные орга-низмы (гри-бы, расте-ния).

11.02.15

Царство Грибы, особен-ности строения и жизне-деятельности. Съедоб-ные и ядовитые грибы. Царство Растения: отли-чительные черты от дру-гих многоклеточных ор-ганизмов.Отделы: водо-росли, мхи, папоротни-ки, хвойные, цветковые.

Знать: - многоклеточные организмы;

- грибы, растения, живот-ные;

- грибы съедобные и ядови-тые;

- многообразие растений: водоросли, мхи, папоротни-ки, хвойные и цветковые.

Уметь: выполнять неслож-ные практические работы;

- работать с дополнитель-ной литературой.

Д. 1. Муляжи грибов.

2. Таблицы «Шляпочные грибы».

3. Гербарные экземпляры растений.

С. 114

В.3-4 с.117

41.

1

Беспозвоночные и позво-ночные жи-вотные.

2

16.02.15

3

Беспозвоночные и поз-воночные животные. Их характерные отличия. Животные нашей мест-ности.

4

Знать: - разнообразие жи-вотных, их широкое рас-пространение на земном шаре;

- их отличительные призна-ки;

- связь животных с расте-ниями и другими организ-мами.

Уметь: - самостоятельно работать с текстом и рисун-ками учебника;

- логически мыслить и

5

6

Д. 1. Табли-цы, картины с изображением животных разных групп.

2. Коллекции, влажные пре-параты.

7

С. 114

В.5-9 с.117

8

оформлять результаты мыс-лительной деятельности в виде таблиц, схем, выводов.

42.

Среды оби-тания орга-низмов. На-земно-воз-душная сре-да.

18.02.15

Многообразие сред оби-тания организмов, их роль в жизни организ-мов. Особенности назем-но-воздушной среды обитания. Приспособ-ленность организмов к данной среде. Птицы Якутии.

Знать: - многообразие сред обитания организмов;

- их роль в жизни организ-мов;

- особенности наземно-воз-душной среды;

- приспособленность расте-ний и животных к ней;

- птицы Якутии.

Уметь: выполнять неслож-ные практические задания.

Практическая работа № 6

«Среды оби-тания  органи-змов»

Д. 1. Таблицы с изображе-нием расте-ний и живот-ных в приро-де.

2. Гербарии, коллекции.

С. 118-119, 120

до «В водной среде…»

В.1-3 с.122

43.

Водная сре-да обитания.

25.02.15

Водная среда обитания, её отличительные черты. Особенности строения водных животных. Рас-пространение водных

растений на различных глубинах. Охрана водое-мов зимой. Рыбы реки Алдан.

Знать: - отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной;

- водных животных, особенности их строения и 

жизнедеятельности, обеспе-чивающие их обитание в водной среде;

- распространение водных растений на различных глу-бинах.

Уметь: выполнять неслож-ные практические задания.

Д. 1. Таблицы с изображени-ем водных растений и животных в природе.

2. Гербарии, коллекции.

С. 119 (до «Почвенная среда»), 121

В.4-5 с.122

44.

1

Почвенная среда.

2

02.03.15

3

Почвенная среда обита-ния, её особенности. Приспособленность

4

Знать: - почва-среда обитания бактерий, грибов, растений и животных;

5

- приспособленности организмов к почвенной среде.

Уметь: выполнять неслож-ные практические задания.

Практическая работа № 7

«Исследова-

6

Д. 1. Таблицы с изображени-ем

7

организмов, живущих в почве.

2. Коллекции.

С. 119,121

В.6-8 с.122

8

организмов к почвенной среде.

ние влияния на прораста-ние семян температуры, света и воды»

45

Жизнь на разных мате-риках

04.03.15

Особенности животного и растительного мира разных материков.

Знать: - особенности рас-тительного и животного мира Евразии на примере Китая;

- своеобразие и животный мир Африки;

- растительный и животный мир Северной Америки, его особенности;

- редкие растения и живот-ные Южной Америки;

- особенности растений и животный мир Австралии и Антарктиды.

Уметь: самостоятельно ра-ботать с текстом и рисунка-

.

ми учебника;

- логически мыслить и оформлять результаты мыс-лительных операций в виде таблицы

Таблица.

Д. 1. Геогра-фическая кар-та полуша-рий.

2. Таблицы из серии «Расти-тельный мир материков», «Животный мир матери-ков».

С. 123-127

В.1-7 с.128

46-47.

1

Природные зоны Земли.

2

09.03.15

11.03.15

3

Природные зоны нашей планеты Земля. Их рас-положение, Причины распределения растений и животных на суше.

4

Знать: - природные зоны Земли;

- расположение каждой из природных зон на планете;

- особенности животного и

5.

6

Д. 1. Таблицы с изображе-ниями расте-ний и живот-ных различ-

7

С. 129-133

В.1-12 с.134

8

организмов, живущих в почве.

2. Коллекции.

растительного мира в них;

-причины (условия) распре-деления растений и живот-ных на суше.

Уметь: - показывать на карте основные природные зоны Земли;

- логически мыслить и оформлять результаты ло-гических операций в виде выводов, таблиц, схем;

- работать с гербарным ма-териалом.

ных природ-ных зон.

2. Гербарные экземпляры растений.

3. Карта «Природные зоны Земли».

48

Жизнь в мо-рях и океа-нах.

16.03.15

Разнообразие растений и животных морей и океа-нов, их распространение их в прибрежной мелко-водной части, в толще воды и на дне, в корал-ловых рифах. Приспо-собленность к жизни в разнообразных условиях.

Знать: - о разнообразии растений и животных мо-рей и океанов;

- о распространение их в прибрежной мелководной части, в толще воды и на дне, в коралловых рифах;

- о взаимосвязях и приспо-собленности к жизни в.

разнообразных условиях.

Уметь: - выполнять прак-тические работы;

- логически мыслить и оформлять результаты ло-гических операций в виде выводов, таблиц, схем;

Таблица.

С. 135-137

В.1-10 с.138.

49.

1

Обобщаю-щий урок по

2

.18.03.14

3

Подготовка к контрольной работе

4

Знать: - отличительные черты живых организмов;

5

 

- их отличительные черты;

 - среды обитания организ-мов и их приспособлен-ность к жизни в них;

- распределение растений и животных на материках и в океанах в важнейших точ-ках Земли.

Уметь: - логически мыс-лить, анализировать, срав-нивать, обобщать.

6

Д. 1. Физичес-кая карта по-

7

лушарий Зем-ли.

2. Таблицы, гербарии, коллекции,

влажные пре-параты.

3. Микроско-пы, микропре-параты

С. 138-140

8

Подготовиться к контрольной работе по теме «Жизнь на Земле»

теме «Жизнь на Земле»

50.

Контроль-ная работа

№ 3 «Жизнь на Земле»

23.03.15

Контрольная работа № 3

Человек на земле (14 часов)

51.

Происхождение челове-ка. Предки человека

25.03.15

Место и роль человека в природе. Особенности его строения и жизнедея-тельности. Предки чело-века (дриопитеки, ав-стралопитеки).  Черты

Сходства и различия че-ловека и человекообраз-ных обезьян.

Знать: - предков человека, их среду обитания и образ жизни;

- Черты сходства и разли-чия человека и человеко-образных обезьян.

Уметь: - работать с различ-ными источниками знаний (текстом учебника, рисун-ками, таблицами, муляжа-ми, коллекциями), извлекая из него нужную информ-ацию;

- проявлять творчество и логически мыслить.

Д. 1. Картины и таблицы из серии «Прои-схождение че-ловека».

2. Муляжи и коллекции, отражающие облик челове-

С.142-144 до слов «…Впоследствии австралопитеки вымерли…»

В.1-2, 10 с.148

1

2

3

4

5

6

7

8

кообразных обезьян, их части тела и предметы, ко-торыми они пользовались

52.

Первые люди.

.

30.03.15

Первые люди (Человек умелый, прямоходящий, разумный), их образ жиз-ни строение.

Знать: - о первых людях, появившихся на Земле;

- их образ жизни;

- усложнение в строении и поведении в процессе исто-рического развития.

Уметь: - составлять расска-зы, сообщения природовед-ческого содержания, ис-пользуя материалы учебни-ка и дополнительную лите-ратуру, подобранную само-стоятельно.

Д. 1. Картины и таблицы с изображением древних людей.

С. 144-147

В.3-9, 11-14 с.148

53.

История гео-графических открытий. Открытие Америки.

01.04.15

Открытие Америки. Пер-вооткрыватели, их вклад в формирование пред-ставлений о поверхности Земли. Х. Колумб, Ф. Магеллан.

Знать: - об открытии мате-риков нашей планеты.

Уметь: - кратко характери-зовать заслуги путешест-венников – первооткрыва-телей материков.

Д. 1. Физичес-кая карта по-лушарий Зем-ли.

2. Портреты путешествен-ников – пер-вооткрывате-лей

С. 149-150

В.1-2,5 с.154

1

2

3

4

5

6

7

8

54.

Открытие Австралии и Антарктиды.

06.04.15

История открытии Ав-

стралии и Антарктиды.

Знать: - первооткрывате-лей Австралии и Антаркти-ды.

Уметь: - составлять рас-сказы сообщения природо-ведческого содержания, ис-пользуя материалы учебни-ка и дополнительную лите-ратуру, подобранную само-стоятельно.

Д. 1. Геогра-фическая кар-та полушарий Земли.

2. Портреты путешествен-ников – пер-вооткрывате-лей матери-ков.

С. 150-151

В.3-4 с.154

55.

Великие пу-тешественники-первоот-крыватели новых зе-мель. Иссле-дователи Якутии, ис-тория г.Том-мот.

08.04.15

История открытия новых земель. Великие путе-шественники - первоот-крыватели новых земель. Исследователи Якутии, история г.Томмот.

Знать: - как люди открывали новые земли;

- имена 3-5 путешествен-ников – первооткрывателей;

- имена исследователей Якутии;

- историю г.Томмот.

Д. 1. Геогра-фическая кар-та полушарий Земли.

2. Портреты путешествен-ников – пер-вооткрывате-лей.

С.152-153

56.

Как человек изменил Землю. Основные загрязнители атмосферы, воды в

г. Томмоте.

13.04.15

Влияние человека на природу. Экологические проблемы, в том числе и в г.Томмоте.

Знать:- последствия влия-ния человека на природу;

- экологические проблемы, которые надо решать на данном этапе.

Уметь: - уметь самостоя-тельно работать с текстом учебника, извлекая из него необходимую информацию;

- логически мыслить и

Д. 1. Геогра-фическая кар-та полушарий Земли.

2. Таблицы и рисунки, ил-люстрирую-щие последст-вия деятель-ности челове-

С. 155-156

В.1-6 с.159

1

2

3

4

5

6

7

8

оформлять результаты ло-гических рассуждений в устной и письменной фор-ме.

ка на живую природу.

57.

Три «подар-ка» человека самому себе и своей пла-нете.

15.04.15

Озоновые дыры, кислот-ные дожди, парниковый эффект и причины их появления.

Знать: - естественные и вызванные деятельностью человека источники загряз-нения атмосферы;

- виды опасности для всего живого, таящиеся в загряз-нении атмосферы.

Уметь: - составлять расска-зы, сообщения природовед-ческого содержания, ис-пользуя материалы учебни-ка и дополнительную лите-ратуру, подобранную само-стоятельно.

Д. 1. Таблицы и картины, иллюстриру-ющие загряз-нение окру-жающей сре-ды и его пос-ледствия

С. 157-158

В.7-12 с.159

58.

1

Жизнь под угрозой.

2

20.04.15

3

Последствия влияния человека на живые организмы. Животные и.

растения, находящиеся под угрозой вымирания. Красная книга. Охрана природы. Редкие расте-ния и животные Якутии.

4

Знать: - последствия влия-ния деятельности человека на живые организмы;

- конкретные примеры не-гативной деятельности че-ловека.

Уметь: -  составлять рас-сказы, сообщения природо-ведческого содержания, ис-пользуя материалы учебни-ка и дополнительную лите-ратуру, подобранную само-стоятельно.

5

6

Д.1. Таблицы и картины с изображением редких и ис-чезающих ви-дов растений и животных.

7

С. 160-161

В.1-7 с.162

8

59.

Опустынивание и его причины.

22.04.15

Понятие «опустынива-ние». Причины и меры его остановки и защиты Земли от этого процесса.

Знать: - сущность понятия «опустынивание»;

- причины и меры его оста-новки и защиты Земли от этого процесса.

Уметь: - самостоятельно работать с текстом учебни-ка, извлекая из него необхо-димую информацию;

- логически мыслить и оформлять результаты ло-гических рассуждений в устной и письменной фор-ме.

Д. 1. Таблицы и картины с изображением пустынь.

С. 163-165

В.1-7 с.165

60.

Здоровье че-ловека и без-опасность жизни.

27.04.15

Здоровый образ жизни. Влияние курения на здоровье человека. Правила поведения в различных ситуациях.

Знать: - что такое здоро-вый образ жизни;

- влияние «вредных» при-вычек на здоровье челове-ка;

- правила безопасности при сильном ветре, грозе и в

других  ситуациях.

Уметь: - применять полу-ченные знания на практике.

С. 166-168

В.1-6 с.172

61.

Оказание первой по-мощи при различных травмах.

29.04.15

Первая помощь при кро-вотечении, растяжении связок.

Знать: - как оказать первую помощь при кровотечении и растяжении связок.

Уметь: - накладывать по-вязку на рану;

- оказывать первую помощь при растяжении связок.

Д.1. Таблицы по оказанию первой помощи.

2. Бинт, настойка йода.

С. 169

В.9 с.172

1

2

3

4

5

6

7

8

62..

Ядовитые растения и животные

04.05.15

Ядовитые растения и животные нашей местности. Первая помощь при отравлении.

Знать: - ядовитые растения и животные нашей местно-сти.

Уметь: оказывать первую помощь при отравлениях.

С. 170-171

В.7-8 с.172

63.

Обобщаю-щий урок по теме «Чело-век на Зем-ле»

06.05.15

Подготовка к контроль-ной работе.

Подготовиться к контрольной работе.

64.

Контрольная работа № 4 «Человек на Земле»

11.05.15

Контрольная работа № 4 «человек на Земле»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс 2013-2014 год

Внимание, родители и учащиеся 5-х классов!Сдесь вы сможете просмотреть всю рабочую программу, тематическое планирование, а так же работу на 2013-2014 год.Работаем по системе "Школа 2100"...

Рабочая программа по алгебре 2013-2014 учебный год 11 класс

Рабочая программа создавалась с опорой на «Примерную программу среднего (полного) общего образования математике базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и авто...

Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...

Рабочая программа 7 класс 2013-2014

Рабочая программа для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. утвержденным в 2004 году...

Рабочая программа 8 класс 2013-2014

Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году...

Рабочая программа 9 класс 2013-2014

Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по физике, утвержденным в 2004 году...

Рабочая программа 10 класс 2013-2014

Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образов...