Конспект урока по природоведению по теме "Почва"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
конспект урока по природоведению в 5 классе по учебнику трайтака. Урок построен с использованием слайдов презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_biologii_v_5_klasse_po_fgos.docx | 31.16 КБ |
otsenochnyy_list_deyatelnosti_uchenika_5_a_klassa.docx | 14.91 КБ |
itogovyy_test_po_teme.docx | 14.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 5 классе по ФГОС
(апробация учебника Биология. Введение в естественные науки. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.Е.Андреева; под ред. .Н.Д.Андреевой, Д.И. Трайтака. – М. : Мнемозина, 2012. – 175с. : ил.)
Тема. Почва – особое тело природы
Тип урока.Повторение и обобщение пройденного материала.
Цель.Повторить и обобщить знания о почве.
Задачи.
1.Создать мотивацию для выполнения цели урока
2. Построить работу на повторение и обобщение материала
3. Способствовать формированию УУД
4. Воспитывать бережное отношение к почве и растениям; доброе отношение друг к другу
Ход урока
- Мотивация к уроку
1. Мотивационное вступление
Доброта Андрей Дементьев
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
У.Люди, которые несут частичку своей доброты другим, всегда по жизни более счастливы, чем те, кто ждут доброго и внимательного отношения к себе со стороны других. Я знаю, что сегодня в этом класс собрались добрые и внимательные люди, они умеют совместно работать и помогать друг другу в нужную минуту. Вот мы и начнём с вами работать, помогая друг другу.
Слайд №1. Увеличенный фрагмент изображения.
У.Ребята, как Вы думаете, что изображено на этой фотографии?
Слайд №2. Изображение целой картинки.
2. Работа по постановке цели учащимися
У. Что было мной зашифровано - спрятано? (Лягушка)
Лягушку мы относим к неживой или живой природе?
Что ещё можно отнести к живой природе?
Слад №3. Фрагменты живой природы
А изображенные на этом слайде природные компоненты к чему относятся?
Слайд №4. Фрагменты неживой природы
Слайд №5. К компонентам какой природы относится почва?
У. К компонентам какой природы относится почва?
Слайд №6. Почва – особое тело природы
У. Я думаю, что Вы уже догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Попробуйте сформулировать и записать цель нашего урока в оценочном листе.
Слайд №7. Цель урока (поставьте себе балл в оценочном листе)
Основная часть урока
- Работа с таблицей «Утверждения о почве»
У.1.Перед Вами на партах утверждения о почве. Посмотрите их. Напротив каждого утверждения поставьте +, если это по-вашему правильно; если неправильно, поставьте -.
2. У кого возникнут сильные затруднения, подойдите к столу и возьмите помощь, где указаны страницы в учебнике для решения проблемы
№ | Утверждение о почве | + или - | Помощь | Баллы | |
1 | + | С.14 | |||
2 | Первым учёным - естествоиспытателем, благодаря которому начали развиваться представления о почве, можно считать М.В.Ломоносова | + | С.24 | ||
3 | «Земной наружностью» или верхним тёмным слоем Ломоносом назвал подзолистые почвы тайги | - | С.24 | ||
4 | Создателем современного учения о почве является наш соотечественник В.В. Докучаев | + | С.25 | ||
5 | Особым природным телом почву назвал В.И. Вернадский | - | С.25, 27. | ||
6 | Процесс формирования почв называется почвообразованием | + | с.66 | ||
7 | Почвообразование проходит достаточно быстро и исчисляется несколькими десятками лет | - | с.66 | ||
8 | Необходимое условие для начала почвообразования – выветривание горных пород | + | с.66 | ||
9 | Первыми на горной породе поселяются деревья, кустарники и травы и превращают её в мелкозём | - | с.67 | ||
10 | Бактерии, микроскопические водоросли, лишайники первыми поселяются на бесплодной породе и, отмирая, образуют органические вещества | + | С.67 | ||
11 | Почвенное вещество – гумус, в народе называют перегноем | + | С.61 | ||
12 | Гумус образуется из разрушенных горных пород | - | С.64 | ||
13 | Гумус – это комплекс сложных органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших частей растений, животных, грибов и обеспечивает плодородие почвы | + | С.64 | ||
14 | Плодородие – это особое свойство почвы | + | С.24 | ||
15 | Измельчённая горная порода обладает плодородием | - | С.67 | ||
16 | Гумусом наиболее богат верхний слой почвы | + | С.64 | ||
17 | Важнейший признак, по которому выделяют почвенные горизонты – это мощность (толщина). | - | С.70 | ||
18 | Почвенные горизонты располагаются в следующем порядке: гумусовый (А), переходный (Б), материнская порода(С) | + | С.70-71 |
У. В оценочных листах в столбике баллы поставьте себе набранное количество баллов
- Работа по доказательству утверждений, используя помощь учебника (страницы с помощью получают все учащиеся)
У. Найдём некоторые доказательства утверждений в тексте:
А). Утверждение № 2 (стр. 24) –зачитать
б). Утверждение №3 (стр. 24) – зачитать
в). Рассказ ученика о работе Ломоносова по почвам( Кирилл) Слайд №9
г). Утверждение № 4 (стр. 25) – зачитать, если были ошибки
Рассказ ученицы о В.В. Докучаеве (Вихлянцева Л.) Слайд №10
д). Утверждение №5 (стр.25) – зачитать; стр.27 вклад В.И.Вернадского в учение о почве
е). Утверждение № 7 (стр. 66.)
ж). Утверждение № 8 (стр. 67)
з). Утверждение № 10 (стр. 67)
и). Утверждение №15 (стр. 67)
Опыт Макаровой Леры (Растения посажены в песок и в почву)
к). Утверждение № 17 (стр.70)
Физкультминутка
3. У. Почему гумусовый горизонт самый тёмный?
Сейчас мы посмотрим рисунок, который нам нарисовала Полина Корнилова и убедимся в этом ещё раз.
У. Какой процесс изобразила Полина? (беседа по рисунку)
Вспомните, какие минеральные вещества нужны растения в больших количествах? Откуда они их получают?
У. Так почему же почва особое тело природы?
- Доказательства, что почва – особое тело природы (работа по слайдам презентации)
Слайд № 11, Слайд №12, Слайд №13
Доказательством этого утверждения занималась Собашникова Вика.
- Практическая работа «Создание почвы и посадка растения»
(Учащиеся выполняют по группам)
Задание.
1.Высыпать образцы на стол.
2. Сравнить цвет, размеры и форму почвенных агрегатов (см. стр.72)
3. Всё тщательно перемешать, заполнить полученной смесью ведёрко, посадить растение
Образец №1. Дерновая почва (1 часть)
Образец №2. Рыхлая горная порода – песок (2 части)
Образец №3. Перегной (1 часть)
6.Стих о почве (читает Агеева Кристина)
Николай Браун
***
Земля еще сыра, еще сера,
Еще листвой пожухлою укрыта,
Еще деревья голы, и утра
Еще морозца инеем прошиты.
Но где-то там, в земле, где корни спят,
В сокрытой мгле живые соки бродят,
Живые силы тайные кипят
И жадно рвутся к свету и свободе.
Они уже заполнили стволы,
Качнули ветки, распирая почки,
Уже травинка острием иглы
Вот-вот пробьет кромешный сумрак почвы.
- Итог урока: подсчитать баллы в оценочных листах и оценить себя
Загадки (Аня Антонова)
- Д/з - решить тест
- Рефлексия.
Дополнения к уроку
СВЕТЛАНА ВИШНЕВСКАЯ
ЗЕМЛЯ
Над пашней, вязкой от дождей,
сегодня утром рано
возникла стая журавлей
из чистого тумана.
С опустошенностью полей
сравнись своей судьбою.
Что может быть земли черней,
светлей ее покоя?
Она растила хлеб, цвела —
и вот лежит... Устала.
Она судьбу не прокляла,
когда тепла не стало.
В час одинокий и пустой,
когда дожди постылы,
земля не плачет над собой,
она готовит силы.
А. Тетивкин
Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.
Загадки
1.Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено. (Поле)
- Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я всё терплю
И всем добром плачу. (Земля пахотная)
3. Что в году четыре раза
Переодевается? (Земля)
4. Чем больше в неё вложишь,
Тем больше она отдаст (ЗЕМЛЯ)
Пословицы
Кто земле дает, тому земля втройне отдает
На необработанной земле лишь бурьян растет
Земелька черная, а белый хлеб родит
Землю пашут — руками не машут
Землю удобряй заранее
Земля заботу любит
Предварительный просмотр:
Оценочный лист деятельности ученика 5а класса________________________
Задание | Моя деятельность (ответы) | Баллы (один ответ – один балл) |
Постановка цели урока | Цель: | |
Утверждения о почве | Работа по заполнению таблицы «Утверждения о почве» | |
Индивидуальная подготовка к уроку | Рассказ | |
Рисунок | ||
Опыт | ||
Стих | ||
Друге | ||
Выполнение практической работы | ||
Оценка | 19 - 21 балл - «5» 15 – 18 баллов – «4» 10 – 14 баллов – «3» | |
Тест (работа в тетради) | 7б. - «5» 5-6 б. – «4» 4 б. – «3» |
Помощь в заполнении таблицы «Утверждения о почве»
№ утв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Стр. | 14 | 24 | 24 | 25 | 25,27 | 66 | 66 | 66 | 67 | 67 | 61 | 64 | 64 | 24 | 67 | 64 | 70 | 70-71 |
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по теме «Почва – особое тело природы»
1 Кто был автором первого учебника по почвоведению?
А) Вернадский
Б) Докучаев
В) Сибирцев
2. Кто дал новое понятие о почве, как о биокостном теле природы?
А) В.И. Вернадский
Б) В. В. Докучаев
В) М.В. Ломоносов
3. Каким понятием пользуются почвоведы и называют почву молодой или старой?
А) содержание гумуса
Б) возраст почв
В) почвенные горизонты
4. Какие почвы зрелые, мощные, глубиной до нескольких метров?
А) старые
Б) молодые
В) новые
5. Какие почвы называют «Царём почв?»
А) подзолистые
Б) тундровые
В) чернозёмные
6. Какое животное сравнивают с плугом?
А) Медведку
Б) Дождевого червя
В) Многоножку
7. Какие почвы формируются под хвойными лесами?
А) Каштановые
Б) бурозёмы
В) подзолистые
Практическая работа
«Приготовление почвы для посадки растения»
- 1. Рассмотрите образцы
- 2. Определите, где находится перегной? Как определили?
- 3. Где находиться дерновая земля? Как определили?
- 4. Найдите образец с песком
- 5. Освободите дерновую почву от корней и стеблей растений
- 6. Смешайте все образцы в пропорциях: 1 часть перегноя, 1 часть дерновой земли, 2 части песка
- 7. Засыпьте готовую смесь в стаканчик на 1/3; опустите в почву растение, немного полейте и заполните стаканчик почвой до верха на 1 см
- 8. Посадите растение
Практическая работа
«Приготовление почвы для посадки растения»
- 1. Рассмотрите образцы
- 2. Определите, где находится перегной? Как определили?
- 3. Где находиться дерновая земля? Как определили?
- 4. Найдите образец с песком
- 5. Освободите дерновую почву от корней и стеблей растений
- 6. Смешайте все образцы в пропорциях: 1 часть перегноя, 1 часть дерновой земли, 2 части песка
- 7. Засыпьте готовую смесь в стаканчик на 1/3; опустите в почву растение, немного полейте и заполните стаканчик почвой до верха на 1 см
- 8. Посадите растение
Практическая работа
«Приготовление почвы для посадки растения»
- 1. Рассмотрите образцы
- 2. Определите, где находится перегной? Как определили?
- 3. Где находиться дерновая земля? Как определили?
- 4. Найдите образец с песком
- 5. Освободите дерновую почву от корней и стеблей растений
- 6. Смешайте все образцы в пропорциях: 1 часть перегноя, 1 часть дерновой земли, 2 части песка
- 7. Засыпьте готовую смесь в стаканчик на 1/3; опустите в почву растение, немного полейте и заполните стаканчик почвой до верха на 1 см
- 8. Посадите растение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по природоведению "Семейство тыквенные." для 5 класса коррекционной школы 8 вида
Урок природоведения "Семейство Тыквенные" для коррекционного класса. На урок приходит Тётушка Тыква. Она просит учащихся слетать на Родину огурца и узнать, как он выглядит(внешнее строение огурца). В ...
Конспект урока по природоведению в 5 классе, тема "Рождающая жизнь"
Урок раскрывает значение воды для живых организмов, знакомит с её свойствами и поднимает проблему бережного отношения к ней. Он построен в проблемно-диалоговом ключе, способствует развитию ...
План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире""
План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире" с использованием ЭОР....
Конспект урока по природоведению. Профессии.
Познакомить учащихся с названиями основных профессий людей и их деятельностью....
Конспект урока по природоведению "Как человек изменил Землю"
Урок с использованием презентации по экологическому воспитанию дается в рамках программы по природоведению, в конце учебного года. Можно использовать и для внеклассных мероприятий по предмету....
конспект урока по природоведению 5 класс: "Измерение температуры воздуха".
методическая ценность урока заключается в использовании интерактивной формы проведения, способствующей развитию мыслительной деятельнтси учащихся....
План-конспект урока по природоведению в 5 классе "Что мы узнали о Вселенной".
Урок проведён в 5 классе при обобщении и закреплении знаний по теме "Вселенная " с использованием дифференцированного подхода....