Конспект урока по природоведению "Семейство тыквенные." для 5 класса коррекционной школы 8 вида
методическая разработка (5 класс) по теме

Ярилова Галина Яковлевна

Урок природоведения "Семейство Тыквенные" для коррекционного класса. На урок приходит Тётушка Тыква. Она просит учащихся слетать на Родину огурца и узнать, как он выглядит(внешнее строение огурца). В благодарность ученикам она принесла фотоальбом с представителями своего семейства, о каждом из которых с любовью рассказывает. Дети, обучающиеся в коррекционных классах 8 вида, как правило, малоэмоциональные. Данный урок позволяет в игровой форме вызвать положительные, нравственные эмоции, пережить гамму чувств. Материал урока  помогает воздействовать на все анализаторы: дети трогают семена огурца, видят фото, рисунки, пробуют огурец на вкус, составляют его портрет из отдельных частей рисунка. На уроке отведено время и для практической работы: учащиеся высаживают семена огурца. В течение урока один вид деятельности сменяется другим. Но учащиеся не устают, так как весь материал подаётся в игровой форме.  На данном уроке затрагивается тема любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Урок « Семейство Тыквенные. Огурец»

Задача.

  1. Образовательная: формировать понятие о семействе Тыквенные, отрабатывать навыки выращивания на примере растения огурца.
  2. Коррекционная: корригировать и развивать зрительное восприятие путём дифференциации частей огурца, представителей семейства на рисунках и фото.
  3. Воспитательная: любовь к Родине, уважение к старшим, чувство сопереживания. Аккуратность при посадке семян огурца в горшочки.

Оборудование: таблица, муляжи огурца, самодельное лото, семена тыквенных, для практической работы небольшие горшочки с почвой, вода. Семена огурца, «фотоальбом»- рисунки с изображением представителей семейства «тыквенных».

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Опрос
  1. Кто из вас родился в Чусовом?
  2. А знаете ли вы свой город? О какой улице идёт речь: «На этой улице находится Дворец Металлургов…»
  3. А у вас есть любимые места в Чусовом?
  4. А кто знает, сколько лет исполняется нашему городу летом?
  5. Ребята, куда бы вы ни уехали после школы, все вы навсегда останетесь чусовлянами. Это ваша Родина.
  6. Как вы думаете? Растения, вывезенные из родных мест, будут лучше расти, плодоносить, если им создать такие же условия, как на Родине?
  7. На какие два класса делятся цветковые растения?
  8. Назовите особенности однодольных растений.
  9. Перечислите характерные признаки двудольных растений.

  1. Новая тема.
  1. Стук в дверь(учитель имитирует)
  2. Кто бы это мог быть?
  3. О! Тётушка Тыква! Здравствуйте! Проходите! Что Вас привело к нам?
  4. Узнала я, что здесь живут ребята, любящие свой город, много о нём знающие. Решила я рассказать именно вам о своём семействе. Я принесла с собой фотоальбом, в нём хранятся фотографии моих родственников(демонстрация рисунков, фото растений из семейства Тыквенные)
  5. Моих родственников и представлять не надо, вы их хорошо знаете, надеюсь, любите.
  6. Ох!
  7. Что вздыхаешь, Тётушка Тыква?
  8. Как мне не вздыхать? Уехал мой любимый родственник- огурец к себе на Родину – в Индию. Скучаю я по нему. Я могу до весны в форме держаться. А он нет. Какой он стал? Какая корневая система? Стебель? Мне всё интересно: похож ли на нас?
  9. Что будем делать, ребята? Поможем тётушке Тыкве?
  10. Какая наша цель?
  1. Собрать сведения о внешнем строении огурца
  2.  Узнать особенности его выращивания.
  1. Кто знает, где находится страна Индия? (карта)

Рассуждения о климате в Индии.

  1. Тяжело будет среди множества растений Индии отыскать огурец.
  2. Вы представляете, как выглядит это растение? Давайте попробуем составить фоторобот.
  3. Отыщите из предложенных семян - семена огурца. Как вы думаете, к какому классу относится растение - огурец?
  4. У большинства двудольных растений корень,  какой?
  5. Что вы можете сказать о стебле?
  6. По ходу рассуждений, ответов ребят на доске из отдельных карточек  выкладываем растение огурца(фоторобот)
  7. Как выращивают огурец?
  8. Может,  вы знаете, какие ему необходимы условия?
  9. (выясняем, что огурец - теплолюбивое, влаголюбивое растение)
  10. А как вы думаете - почему?
  11. Ребята, а вы помогаете родителям в саду, огороде?
  12. Расскажите. Как высаживают? Ухаживают за огурцами ваши родители?
  13. Работа с учебником. Прочитать: выращивание огурца.
  14. Мы узнали об огурце самые важные сведения. Теперь нам будет легко отыскать это растение. Кто первый обнаружит растение огурец в Индии?
  15. физкультминутка, ищем спрятанные по классу муляжи огурца, рисунки, фото с огурцом.
  16. А вот и огурец! Сравните. Похож  ли на то, что мы искали (на наш фоторобот?)
  17. Сделаем фотографию для Тётушки Тыквы и полетим обратно.

  1. Закрепление.
  1. Тётушка Тыква! Спрашивай, всё знаем об огурце, вот портрет, фотографии.
  2. Расскажите, как он выглядит? Какой у него корень? Стебель? Лист?
  3. Запишите мне старенькой. (работа в тетради)
  4. Какие условия ему необходимы для лучшего роста?
  5. Ребята, я записала ваши ответы себе на память. Но проверьте меня. Я, по- моему,  что-то напутала: (задания письменные)
  6. вычеркни неверные предложения из текста.
  7. дополни предложение.

Гимнастика для глаз.

  1. А хотите сами вырастить огурец? Если создать хорошие условия, то  в 4 четверти будете кушать выращенные огурчики.

Практическая работа- посадка семян огурца.

  1. Тыква. Вы мне старой угодили. Я вам фотографию подарю. Догадайтесь. Кто из нашего семейства фотографировал? (на рисунке не хватает одного представителя семейства)
  2. Вижу: вы любите поиграть. Сложите лото: какое растение представлено, опишите.
  3. Старая я стала: помню, что нужны пчёлы при выращивании огурцов. А почему?
  4. Подумаем вместе. Почему так говорят:

«Ветку - пустоцветку не брани, не вини и с грядки не гони»

  1. А это: «Зелёный - попросишь, а спелый – забросишь»
  2. Ребята, с каким семейством мы познакомились?

Почему его так называют?

  1. Запишите. Какие у них общие признаки.(работа в тетради)

Загадки.

1.Сам алый сахарный. Кафтан зелёный, бархатный.

2. Плод душист и сладок. Ешь хоть сразу с грядок.

        3. Без окошек и дверей - полна горница людей.

5. Рефлексия

6. Домашнее задание.

  1. Пока вы летали, посылка пришла. Угощайтесь.(варенье из кабачков или свежие огурцы)

7. Итог урока.

 

Ярилова Галина Яковлевна.

Г.Чусовой, С(К)ОШИ 8 вида


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ритмики в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.

Тема урока: Закрепление последовательности движений танца «Финская полька с хлопками». В данном уроке представлены эдементы ритмопластики, логоритмики, психогимнастики и их использование в ...

Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.

Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих игр и психогимнастики. Тема: Разучивание логоритмической композиции ...

Конспект урока по географии в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Климат лесной зоны"

Урок - изучение нового материала, где учащиеся должны усвоить особенности климата Европейской и Азиатской частей лесной зоны России....

Конспект урока по географии в 9 классе коррекционной школы VIII вида "Знаешь ли ты свою область?"

Обобщающий урок по теме "Родной край" при изучении Кировской области...

конспект урока математики для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Тема: умножение и деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд.

Урок-экскурсия в музей народов Севера. Путешествуя по музею учащиеся выполняют вычисления, решают задачи, знакомятся с жизнью и бытом народов ханты и манси....