Рабочая программа предмета «Окружающий мир» «Микромир и Вселенная» 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
«Окружающий мир» в пятом классе называется «Микромир и Вселенная». Весь курс рассчитан на 2,5 часа в 2014-2015 учебном году. Рабочая программа составлена на основе Образовательной программы МБОУ СОШ №3 г. Владикавказ. В основу Образовательной программы положена Концепция инновационной образовательной технологии «Экология и диалектика» (автор: проф. Л.В. Тарасов), ее основные формулы и основополагающие принципы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_predmeta.docx | 50.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа предмета «Окружающий мир»
«Микромир и Вселенная»
5 класс
Пояснительная записка
«Окружающий мир» в пятом классе называется «Микромир и Вселенная». Весь курс рассчитан на 2,5 часа в 2014-2015 учебном году. Рабочая программа составлена на основе Образовательной программы МБОУ СОШ №3 г. Владикавказ. В основу Образовательной программы положена Концепция инновационной образовательной технологии «Экология и диалектика» (автор: проф. Л.В. Тарасов), ее основные формулы и основополагающие принципы.
1-я формула: развивающий эффект обучения устойчиво возрастает при условии совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся с подключением к этой деятельности родителей.
2-я формула: устойчивый процесс совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся возникает и затем саморазвивается при использовании учебников специального типа. Эти учебники ориентированы в первую очередь на учащихся (включая родителей) и написаны в соответствии со следующими основополагающими принципами технологии:
- принцип интегративно-гуманитарного подхода: содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, формирует у них целостное видение мира, понимание места и роли человека в нем. Получаемая учащимися информация становится для них личностно значимой. Учащийся – не бесстрастный сторонний наблюдатель, а личность, заинтересованно изучающая мир «изнутри» и осознающая себя частью этого мира.
- принцип окна: учебный предмет рассматривается как обладающее своими особенностями «окно» в реальный мир, окружающий и включающий в себя учащегося.
- принцип выхода за рамки: при изучении того или иного предмета предусматривается в порядке далекой пропедевтики выход вперед и одновременный возврат к рассматривавшимся ранее представлениям, с тем, чтобы усвоение шло на более глубоком уровне.
- принцип разведения уровней: в учебном процессе предусмотрено разведение уровней подачи и воспроизведения учащимися учебного материала. Уровень подачи материала (одинаковый для всех) выше уровня его воспроизведения учащимися (дифференцированный, с учетом индивидуальных особенностей ученика).
Концепция инновационной образовательной технологии «Экология и диалектика» ориентирует учебный процесс на диалектику реальной жизни, на проблемы, которые предстоит решать человечеству. Все обучение перестраивается с точки зрения экологического императива: человек – часть природы, он либо погибнет вместе с ней, либо отыщет пути дальнейшей совместной эволюции. Причем экологический императив предполагает императив нравственный, гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на передний план моральных ценностей, духовное развитие личности. В конечном итоге все это предполагает единение естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования. Термин «диалектика» в названии технологии означает ориентацию школы на развивающее обучение. Главными являются задачи развития не только и не столько памяти, сколько восприятия, воображения, разных форм мышления и, в частности, вариативного или вероятностного. Технология предусматривает также расширение эмоциональной сферы ребенка и обучение разнообразным умениям, предполагает отказ от стереотипа, сводящего обучение в традиционной школе лишь к приобретению знаний. Актуальными являются умения, а приобретение знаний рассматривается как средство развития. При таком подходе знания обретают личностную значимость, становятся более глубокими и прочными, открывается возможность значительного увеличения объема приобретаемых знаний без перегрузки детей.
В первом полугодии рассматриваются прежние и современные представления об атомах, молекулах, живых клетках; во втором полугодии – прежние и современные представления о космосе, о Вселенной. Учащемуся предлагается мысленное путешествие в глубины материи, в микромир, он открывает для себя Солнечную систему, звезды, Вселенную. Для учителя важно чтобы учащийся задумался над удивительной способностью человеческого разума исследовать объекты, размеры которых находятся в невообразимо широком диапазоне. Разумом человек проникает туда, куда собственной персоной проникнуть не в состоянии, - в микромир, объекты которого могут измеряться триллионными долями сантиметра (диаметр атомного ядра) и в космическое пространство на расстояния, удаленные от нас на десятки, сотни, миллионы парсеков (парсек равен тридцати триллионам километров). Достойно удивления и восхищения это постижение пространства человеческим разумом.
Изучая предмет «Микромир и Вселенная, школьники получают в рамках общей естественнонаучной картины значительный объем информации в области физики, химии, биологии, астрономии. В частности, они знакомятся на данном этапе с языком химии и начинают работать с химическими формулами и уравнениями химических реакций. Они знакомятся также с биологическими молекулами (углеводами, белками, липидами, нуклеиновыми кислотами) и открывают для себя, как устроена и как функционирует живая клетка. Изучение Вселенной дает широкое и систематизированное представление об астрономии и астрофизике с учетом современного этапа развития науки о Космосе. Все это обеспечивает серьезную пропедевтику и мотивацию по отношению к изучению базовых естественнонаучных курсов в 7 – 9 классах.
Место урочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана в 5 классе на 85 часов. 34 часа в I полугодии и 51 час во II полугодии
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате освоения обучающимися учебного материала по курсу "Микромир и Вселенная"
Обучающиеся должны
Иметь представление | Знать | Уметь |
О четырех "стихиях" – огонь, воздух, вода, земля | Названия некоторых химических элементов, их химические знаки | Записывать некоторые химические элементы с помощью химических знаков. |
О таблице химических элементов Д.И. Менделеева. | Простое вещество. Сложное вещество. Электрон. Протон. Нейтрон. Ядро атома. Планетарная модель атома. Изотопы. Химические формулы молекул, химические реакции соединения, разложения и замещения; уравнения химических реакций, химические элементы, вещества, тела; вещества переходят из одного состояния в другое | Ориентироваться в периодической таблице химических элементов. |
Об элементах, особенно важных для живых организмов | Свойства воды: растворитель, переносчик веществ, регулятор температуры тела; три типа РНК, ДНК – носитель наследственной генетической информации. | Записывать вещества с помощью химических формул; составлять уравнения химических реакций соединения. |
Химические элементы, атомы; спектральный анализ, электрически заряженные тела, положительный и отрицательный электрические заряды. Молекулы построены из атомов; соединения азота: нитраты, селитры; атомная структура кристаллов, кристаллическая решетка | Любое живое вещество построено из клеток; Клетка – "элементарный кирпичик"; Три части в структуре клетки: оболочка, цитоплазма, клеточное ядро. Основные компоненты клетки, их элементарное строение и функции; два вида питания: автотрофное и гетеротрофное; автотрофные и гетеротрофные организмы. | Записывать структуру молекулы ДНК с помощью сокращенных названий нуклеотидов в соответствии с принципом комплементарности. |
Органические и неорганические вещества в живом организме; О понятиях "нуклеотид", "нуклеиновая кислота", "репликация", "фотосинтез", "биологические полимеры", "мономер" | Сборку молекул и-РНК. Стабильные частицы: электрон, протон, фотон, ион. | Сравнивать растительную и животную клетки; находить черты сходства и различия в организации этих клеток. |
Живое вещество и неживое вещество, их различия; обмен веществ, анаболизм, катаболизм; об уровнях организации жизни; о процессе деления (размножения) клетки – митозе. | Различать геоцентрическую систему мира по Аристотелю, по Птолемею от гелиоцентрической системы мира по Н.Копернику. | |
О процессе синтеза белковой молекулы, роли молекул т-РНК в нем; | Показывать на рисунках, таблицах секстант, квадрант, зрительную трубу Галилея, телескоп Ньютона, современные телескопы; различать космические ракеты-носители, ИСЗ, космические зонды, космические челноки. | |
О Солнечной системе и ее структуре | Основные планеты Солнечной системы и их спутники | Составлять общую характеристику планет, космических пришельцев: комет, метеоров, метеоритов, астероидов |
Содержание программы
Первое полугодие: "Микромир" 2час/нед.
Тема 1. Первоначала вещей (4 часа)
Четыре «стихии» древних греков. От «четырех стихий» к сотне химических элементов. Некоторые знакомые первоначала. Водород и гелий - самые распространенные во Вселенной первоначала. Углерод-основа всего живого. Кислород - вездесущее и всемогущее первоначало. Алюминий-первоначало, получившее признание в XX столетии. Кремний – первоначало, названное «скалой». Сера – первоначало, называемое «двигателем химической промышленности». Семь самых древних металлов. Семь самых древних металлов в наше время. Медь. Железо. Серебро. Золото. Олово. Свинец. Ртуть.
Тема 2. Химические элементы и атомы (5 часов)
Почему нельзя обойтись без атомов? Как устроен атом? Открытие электрона и опыты Резерфорда. В чем верна и в чем не верна планетарная модель атома? Чем отличаются друг от друга атомы разных химических элементов? Протоны и нейтроны в атомных ядрах. Изотопы. Электронные оболочки атомов. Завершится когда-нибудь периодическая система химических элементов?
Тема 3. Молекулы и вещества (5 часов)
Начальное знакомство с миром химии. Молекулы как постройки из атомов. Химические формулы молекул. Как читаются химические элементы в химических формулах. Превращение молекул, происходящие в химических реакциях. Химические реакции соединения. Шутка о том, как соединялись алюминий и кислород. Разнообразие химических реакций. Химические элементы, вещества, тела. Химические элементы и вещества. Вещества и тела. Атомная структура кристаллов. Переходы вещества из одного состояния в другое.
Тема 4. Молекулы и жизнь (5 часов)
Какие вещества можно обнаружить в живом организме? Углеводы: какие они и что делают в организме. Энергия солнечных лучей в живых организмах. Превращение энергии. Фотосинтез. Белковые молекулы как полипептидные цепи. Функции белков в живых организмах. Краткие сведения о липидах. Что скрывается под понятиями «нуклеотид» и «нуклеиновая кислота»? Молекулы ДНК – носители наследственной генетической информации. Репликация – самовоспроизведение молекулы ДНК. Три типа молекулы РНК. Молекулы АТФ - внутриклеточные энергоносители.
Тема 5. Клетка – элементарная живая система (6 часов)
Главная особенность живого вещества – метаболизм (обмен веществ). Живое вещество построено из клеток. «Что там внутри клетки и зачем?» обобщенные животная и растительная клетки. Мембраны. Ядро и эндоплазматическая сеть. Аппарат Гольджи и лизосомы. Митохондрии и
хлоропласты. Как митохондрии обеспечивают клетку энергией? Два вида питания: автотрофное и гетеротрофное. Митоз – процесс деления живой клетки.
Тема 6. Биосинтез белка в живой клетке (4 часа)
Сборка молекулы и-РНК. Таблица генетического кода. Роль молекул т-РНК. Процесс синтеза белковой молекулы.
Тема 7. Как человек использует материю (4 часа)
Химический анализ вещества. Как изучают атомную структуру кристаллов и молекул. Путешествие в глубины вещества с помощью микроскопа. По следам элементарных частиц.
Второе полугодие: Вселенная 3 час/нед.
Тема 1. Первые модели Вселенной (4 часа)
Многоэтажная Вселенная и Мировое Дерево. Звездный шар и небесные сферы. Геоцентрическая система мира по Птолемею. Гелиоцентрическая система мира по Копернику. Есть ли у Вселенной центр?
Тема 2. Как человек исследует Вселенную (5 часов)
Астрономические обсерватории в прошлом. Секстант и квадрант. Телескоп увеличивает угол зрения. Зрительная труба Галилея – первый линзовый телескоп. Телескоп Ньютона – первый зеркальный телескоп. От первых телескопов к современным. Открытие спектрального анализа и рождение астрофизики. Что такое радиотелескоп? Первые шаги внеатмосферной астрономии. Ракеты-носители. Космические челноки. Искусственные спутники Земли. Космические зонды «Вояджеры», «Галилео», «Кассани». Человек в космическом корабле. Орбитальные станции. Орбитальная станция «Мир». Международная космическая станция.
Тема 3. Солнце (3 часа)
Угол зрения и солнечное затмение. Как с помощью параллакса определить расстояние до недосягаемого объекта? Астрономы смотрят на Солнце. Можно ли считать Солнце газовым шаром? Строение Солнца. Что происходит в недрах Солнца? Как возникло Солнце и что ждет его в будущем. От водородного облака к протозвезде, а затем к звезде. Завершение жизни Солнца - белый карлик. Судьба массивных звезд. Вспышки сверхновых. Нейтронные звезды (пульсары) и черные дыры.
Тема 4. Земля и Солнце (4 часа)
Такое доброе и такое суровое Солнце. Знакомство с магнитным полем. Солнечный ветер и магнитосфера Земли. Судьба электронов, захваченных магнитосферой Земли. Полярные сияния. Это удивительное тяготение. Сила притяжения тела к Земле. Закон всемирного тяготения. Полет, который на самом деле есть падение. Бросание тел с разными начальными скоростями. Движение по орбите – это бесконечное падение!
Тема 5. Луна (2 часа)
Необыкновенный спутник Земли. Знакомство с природой Луны. Первые люди и первые луноходы на Луне.
Тема 6.Солнечная система с «птичьего полета» (2 часа)
Необычайные звезды, которые на самом деле вовсе не звезды. Как Солнечная система выглядела в 1975 году. Планеты. Спутники планет. Кометно-планетарные семейства. Астероиды. Новые открытия спутников планет. Странные объекты, названные «кентаврами». Открытия транснептуновых объектов (пояс Койпера). Удивительная Седна, сильно «отодвинувшая» границу Солнечной системы. Как выглядит Солнечная система в 2004 году. Космический проэкт «новые горизонты» (2006-2020).
Тема 7. Планеты Солнечной системы и их спутники (4 часа)
Меркурий – планета жары и холода. Венера – таинственная и коварная. Такой знакомый и незнакомый Марс. Солнцеподобный гигант Юпитер. Галилеевы спутники Юпитера. От Галилея к «Галилео». Ио – обитель действующих вулканов. Европа- океан воды под ледяной коркой. Ганимед и Каллисто – огромные каменно-ледяные шары. Сатурн – «властелин колец». Кольца Сатурна (современные исследования). Уран- планета, которая обращается вокруг Солнца «лежа на боку». Нептун и Тритон. Подобие двойной планеты – Плутон с Хароном.
Тема 8. Космические пришельцы (3 часа)
Звезда, наводящая ужас. Комета глазами внимательного наблюдателя. Разгадки кометных тайн. Превращения кометы. Откуда берутся кометные ядра (облако Оорта). Куда исчезают кометы? Чем объясняется интерес к кометам? Тайна Тунгусского метеорита. Космическая катастрофа, случившаяся на Юпитере в 1994 году. Падучие звезды и метеоритные дожди.
Тема 9. Звездное небо (4 часа)
Небосвод, он же «небесная сфера». Созвездия: земные мифы, отраженные в небе. «Глупая дочка Астрономии». Карта звездного неба. Такие далекие, далекие звезды…. Звездное небо – это не небесная сфера, а пространство.
Тема 10. Структура Вселенной (2 часа)
Наша звездная система - Галактика. Многообразие галактик. Туманности. Крупномасштабная структура Вселенной. Иерархическая лестница структур Вселенной. Темная материя.
Описание учебно-методического и материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса:
- Литература для учителя:
- Тарасов Л.В. Микромир и Вселенная. Книга для любознательных школьников.- 2 изд., стер.- ИТД,"Университетская книга",2006
- Новая модель общего образования. Экология и Диалектика. Автор модели, руководитель эксперимента Тарасов Л.В., Москва,"Авангард",1993 г.
- Учебная программа по окружающему миру 5 класс
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОУ СОШ№3 г. Владикавказа РСО-Алания
Литература для обучающихся:
- Тарасов Л.В. Микромир и Вселенная. Книга для любознательных школьников.- 2 изд., стер.- ИТД,"Университетская книга",2006
- Терибул Стефан. Солнце, Луна, звезды. Моя первая энциклопедия., - изд."Мир книги",1999г.
- Веневецкий С.И. Рассказы о металлах.- М.: "Металлургия", 1970 г.
Иванова Наталья. Химия для любознательных детей Необычайные приключения Пробиркина в Стране химических элементов Химическая сказка со стихами, шарадами и загадками
- Кирилл и Мефодий. "Детская энциклопедия", М., 2008 г.
- Леенсон И.А., "Химия и жизнь - 21 век" Происхождения названий химических элементов и терминов
- Лупанова Т.Е. Биология для малышей. Биологические сказки
- Популярная библиотека химических элементов. Водород-хром.- М.: "Наука", 1971г.
- Серия "Занимательные уроки". Занимательная химия. Занимательная астрономия. Занимательная география. Занимательная биология. Книги для учащихся, учителей и родителей. М.: "АСТ-ПРЕСС", 1999 г.
- Я познаю мир. Книги "Астрономия", "Биология","Физика","Химия"
Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:
|
Результаты освоения обучающимися учебного предмета "Окружающий мир" за 2013/2014 учебный год
Класс | Период | Учеников | Успеваемость | Средний балл | % успев | % кач. знаний | Общий СОУ (%) | ||||
отл | хор | уд | неуд | н/а | |||||||
5"а" | 1-я чет | 32 | 2 | 26 | 4 | 0 | 0 | 3,94 | 100 | 87,5 | 62,75 |
2-я чет | 32 | 4 | 24 | 4 | 0 | 0 | 4,00 | 100 | 87,5 | 65,00 | |
3-я чет | 31 | 4 | 15 | 12 | 0 | 0 | 3,74 | 100 | 61,29 | 57,81 | |
4-я чет | 31 | 10 | 12 | 7 | 2 | 0 | 3,97 | 93,55 | 70,97 | 66,19 | |
год | 31 | 5 | 20 | 6 | 0 | 0 | 3,97 | 100 | 80,65 | 64,39 | |
5"б" | 1-я чет | 32 | 7 | 18 | 7 | 0 | 0 | 4,00 | 100 | 78,13 | 58,44 |
2-я чет | 33 | 15 | 15 | 3 | 0 | 0 | 4,36 | 100 | 90,91 | 77,82 | |
3-я чет | 34 | 8 | 20 | 6 | 0 | 0 | 4,06 | 100 | 82,35 | 67,53 | |
4-я чет | 34 | 17 | 9 | 8 | 0 | 0 | 4,26 | 100 | 76,47 | 75,41 | |
год | 34 | 12 | 15 | 7 | 0 | 0 | 4,15 | 100 | 79,41 | 70,94 | |
5"в" | 1-я чет | 32 | 0 | 14 | 18 | 0 | 0 | 3,44 | 100 | 43,75 | 48,25 |
2-я чет | 32 | 1 | 15 | 16 | 0 | 0 | 3,53 | 100 | 50,00 | 51,12 | |
3-я чет | 32 | 2 | 6 | 24 | 0 | 0 | 3,31 | 100 | 25,00 | 45,25 | |
4-я чет | 32 | 4 | 12 | 14 | 2 | 0 | 3,56 | 93,75 | 50,00 | 53,25 | |
год | 32 | 2 | 12 | 18 | 0 | 0 | 3,50 | 100 | 43,75 | 50,50 | |
5"г" | 1-я чет | 32 | 4 | 24 | 4 | 0 | 0 | 4,00 | 100 | 87,5 | 65,00 |
2-я чет | 32 | 9 | 19 | 4 | 0 | 0 | 4,16 | 100 | 87,5 | 70,62 | |
3-я чет | 32 | 3 | 20 | 8 | 1 | 0 | 3,78 | 96,88 | 71,88 | 58,88 | |
4-я чет | 32 | 6 | 15 | 1 | 1 | 0 | 3,81 | 96,88 | 65,62 | 60,50 | |
год | 32 | 5 | 20 | 7 | 0 | 0 | 3,94 | 100 | 78,12 | 63,50 |
Анализируя результаты обучающихся по окружающему миру в 5-х классах в прошлом учебном году могу отметить динамику роста успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся по четвертям.
Однако, в течение учебного года в пятых классах произошел небольшой спад в изучении предмета. Особенно это можно увидеть по результатам 3 четверти. Причины можно указать следующие:
Сложные для восприятия и понимания обучающимися темы (учитель старается упрощать их содержание, вносить изменения в структуру изложения материала согласно возрасту учащихся);
Личностные
Субъективные
При этом учителем используются разнообразные технологии преподавания и проверки достижения запланированных результатов:
Мотивированный рассказ учителя;
Работа со схемами и рисунками в учебнике;
Самостоятельная работа с учебником – составление плана ответа на поставленные вопросы учителя;
Использование ИКТ на уроках;
Проведение самостоятельных и контрольных тестовых работ по каждой пройденной теме (примеры прилагаются)
В целом я могу сказать, что предмет окружающий мир среди учащихся пятых классов стал одним из любимых дисциплин. Книга, по которой ведется преподавание, заняла должное место. Все заметнее и устойчивее становится климат взаимоотношения, взаимопонимания и доброжелательности между учителем и учащимися.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета "Окружающий мир"
Личностными результатами освоения пятиклассниками основной школы программы "Окружающий мир" являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
Метапредметными результатами освоения пятиклассниками основной школы программы "Окружающий мир" являются:
– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
– комбинирование известных алгоритмов индивидуального творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования проектных исследований;
– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ;
– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию проблем, предложенных учителем и организационного их решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при изучении нового материала;
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач изучения предмета коллективом класса;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в школьном коллективе требованиям и принципам;
– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
– соблюдение норм и правил культуры организации труда;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения пятиклассниками основной школы программы «Окружающий мир» являются:
- В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов учебного труда;
- оценка практических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания презентаций к уроку;
- владение алгоритмами и методами решения учебных задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий изучения предмета;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в учебном труде;
- владение методами чтения и способами графического представления информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре учебного труда;
- В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных материалов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к учебной деятельности;
- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-мотивационной деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов учебного труда;
- наличие экологической культуры при выполнении проектных работ;
- В эстетической сфере:
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- опрятное содержание школьной одежды.
5. В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения группового проекта с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- выбор приемов и средств для изучения и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
- публичная презентация и защита проекта исследовательских работ;
- В психофизической сфере
- развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе изложения нового материала
Обобщенные результаты обучения технологии
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение:
– трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
– умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
– навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.
Пояснительная записка Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...
Рабочая программа предмета «Английский язык» для 5-9 классов В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова
Рабочая программа предмета «Английский язык» для 5-9 классов - В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Скорректированная для 3 класса 8 вида по программе А.А. Плешакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с ТМНР...