Рабочая программа по природоведению
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена к учебнику Пакуловой В.М., Н.В Ивановой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie.docx | 54.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старо - Матакская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района РТ
«Рассмотрено»
руководитель МО _________/_____________/
протокол № 1 от
«____ » ________________2014 г.
«Согласовано»
заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Старо-Матакская сош»
________/Советникова Л.В./ «____ » ________________2014 г.
«Утверждено» руководитель МБОУ
«Старо-Матакская сош»
________/Чванова М.Н./
приказ № ________от
«____ » ________________2014 г.
Рабочая программа
Тихоновой Надежды Михайловны
учителя высшей квалификационной категории
по природоведению 5 класса
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _______ от «_____»______________2014 г
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года, приказ № 1089, на основе примерной программы основного общего образования по природоведению и на основе авторской: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,В. М. Пакулова, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся, а также на основе учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М., «Дрофа» 2012г., предусматривает некоторые изменения. 8 часов резервного времени распределены на изучение следующих тем: «Вселенная» - 1 час, «Воздух» -2 часа, «Горные породы» – 1 час, «Растения» -1 час, «Человек, его здоровье и безопасность жизни» – 1 час
Курс природоведения в 5 классе продолжает курс начальной школы «Ознакомление с окружающим миром» и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
• овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как обще учебных, так и специальных умений, и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
70 часов
Введение (2 часа)
Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
1. Вселенная (6 часов)
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.
Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.
Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.
Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.
■ Лабораторные работы
Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.
Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.
2. Строение и свойства вещества (11 часов)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.
Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
■ Лабораторная работа
Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
3. Воздух (8 часов)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.
Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.
'Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.
Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).
Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.
■ Лабораторные работы
Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой). Описание погоды за месяц и сезон.
4. Вода (3 часа)
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.
Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
■ Экскурсия
Результаты работы текущих вод и ветра.
5. Горные породы (4 часа)
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.
Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
■ Лабораторные работы
Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
6. Почва (4 часа)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.
7. Организмы (6 часов)
Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.
Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.
Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
■ Экскурсия
Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.
8. Растения (8 часов)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.
Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.
■ Лабораторные работы
Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.
Определение названий растений с помощью атласа-определителя.
Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.
■ Экскурсия
Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) .
9. Грибы (2 часа)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
■ Лабораторная работа. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.
10. Животные (6 часов)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.
Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.
Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.
Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.
■ Лабораторная работа
Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.
11. Ваши любимые растения и животные (3 часа)
Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.
Демонстрация комнатных растений, домашних животных.
Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.
■ Лабораторная работа
Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.
12. Природа едина (2 часа)
Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.
Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.
13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).
Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).
Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.
■ Лабораторные работы
Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
■ Летние задания
Наблюдения за растениями и животными в природе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
• о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы;
• основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
• узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель;
• приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
• указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
• находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
• сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
• описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
• находить значение указанных терминов в справочной литературе;
• кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2—3 минуты);
• пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
• следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
• измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
• определения, наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
• составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
• оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
В процессе изучения курса используются следующие формы текущего контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и биологические диктанты,
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Учебно-тематическое планирование по природоведению
Класс_5__
Учитель Тихонова Надежда Михайловна
Количество часов
всего – 70 часов, в неделю – 2 часа; тестов - 6; лабораторных работ – 13; практических работ - 5; экскурсий - 3.
административных контрольных работ ___1 (тестирование) ч.
Планирование составлено на основе программы: Примерной программы основного общего образования по биологии и программы авторов: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,В. М. Пакулова
Учебная литература:
Природа. Неживая и живая. В. М. Пакулова, Н. В. Иванова – М: Дрофа, 2005.
Название, автор, издательство, год издания
Литература для учителя
Пакулова В. М., Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /В. М. Пакулова, Н. В. Иванова. – М.: Дрофа, 2012
В. И. Пакулова. Рабочая тетрадь по природоведению. 5 класс. – М.: Дрофа-2010 и позднее.
Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5 класс: К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В Ивановой «Природа. Неживая и живая» - М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Методические рекомендации-Дрофа
Электронное приложение к учебнику Природа Неживая и живая
Уроки, предусматривающие использование НРК подчеркнуты чертой.
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Характеристика видов деятельности обучающихся | дата | ||||
Планируемые результаты, освоение материала | Планируемая дата | фактическая | Примечание | ||||||
Введение | 2 | ||||||||
Изучение природы. Что такое природоведение? | Урок изучения нового материала | Работают с понятиями, включёнными в содержание урока. Приводят примеры взаимодействия человека с природой. Актуализируют опорные понятия курса природоведения начальной школы: «природа», «тела природы», «явления природы», «значение природы в жизни человека» | Учащиеся должны знать: —многообразие тел неживой и живой природы; взаимодействие человека с природой; Учащиеся должны уметь: —узнавать средства изучения природы, уметь пользоваться ими. | 2.09 | |||||
Методы изучения природы | Урок – практикум. | Работают с понятиями: «метод», «методы изучения природы». Работают со словарём. Рассматривают демонстрируемые приборы, измерительные инструменты. Выполняют задания, указанные в учебнике, рабочей тетради по измерениям, постановке опытов. Работают с приборами и измерительными инструментами | Учащиеся должны знать: методы и средства изучения природы. | 4.09 | |||||
Вселенная | 6 | ||||||||
Звездное небо | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работают с понятиями, формируемыми на уроке. Наблюдают демонстрируемые фотографии, рисунки карты, атласы звёздного неба. Выполняют лабораторную работу «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария». Наблюдают за звёздным небом | Учащиеся должны знать: —что такое Вселенная Учащиеся должны уметь: —наблюдать звёздное небо, ориентироваться на местности звёзд | 9.09 | |||||
Земля наш дом | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работают с понятиями, формируемыми на уроке. Наблюдают демонстрируемые глобус, компас, таблицу «Планеты Солнечной системы». Описывают форму и размеры Земли. Выполняют лабораторную работу «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий» | Учащиеся должны знать: — строение планеты Земля; сферы Земли, её суточное и годовое движение; Учащиеся должны уметь: —определять полушария, экватор, полюса на глобусе и карте; | 11.09 | |||||
Оболочки Земли | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Наблюдают демонстрируемые глобус, физическую карту полушарий, фотографии Земли | Учащиеся должны знать: —строение планеты Земля; сферы Земли, её суточное и годовое движение; Учащиеся должны уметь: —определять полушария, экватор, полюса на глобусе и карте; | 16.09 | |||||
Луна – естественный спутник Земли | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Наблюдают демонстрируемые рисунки, фотографии Луны, лунохода. Наблюдают за Луной, определяют лунные фазы. Описывают объекты наблюдения. Объясняют причины изменения внешнего вида Луны | Учащиеся должны знать: — естественный спутник Земли — Луну, её особенности. Учащиеся должны уметь: —наблюдать звёздное небо, | 18.09 | |||||
Строение Солнечной системы | Комбинированный урок | Работают с понятиями, включёнными в содержание урока. Наблюдают демонстрируемые таблицы «Планеты Солнечной системы», картины с изображением Солнца, комет. | Учащиеся должны знать: —что такое Вселенная и Солнечная система, их состав и строение; значение солнечной энергии для жизни на Земле; строение планеты Земля; Учащиеся должны уметь: —наблюдать изменения высоты полуденного солнца; | 23.09 | |||||
Вселенная (контрольно-обобщающий урок) | Урок контроля и коррекции знаний учащихся. | Наблюдают за изменением высоты полуденного солнца в 20_х числах каждого месяца. Выполняют практические работы: «Определение сторон горизонта по звёздам», «Ориентирование на местности с помощью компаса», «Ориентирование на местности по солнцу в полдень», «Ориентирование на местности по солнцу» | Учащиеся должны знать: —что такое Вселенная и Солнечная система, их состав и строение; Учащиеся должны уметь: —наблюдать звёздное небо ; ориентироваться на местности с помощью компаса, звёзд и местных признаков. | 25.09 | |||||
Строение и свойства вещества | 11 | ||||||||
Тела и вещества | Урок – практикум. | Работают с понятиями, формируемыми на уроке. Наблюдают демонстрируемые вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях. Наблюдают демонстрируемый опыт «Три состояния воды». Проводят в домашних условиях опыт, описанный в тексте учебника, объясняют результаты опыта | Учащиеся должны знать: —что такое вещество; строение веществ, их состояние и свойства; разнообразие веществ; Учащиеся должны уметь: —определять состояние веществ и их свойства; проводить опыты с веществами и объяснять их результаты; | 30.09 | |||||
Свойства твердых тел, жидкостей и газов | Урок – практикум. | Работают с понятиями, формируемыми на уроке. Наблюдают свойства тел— упругость, пластичность. Выполняют лабораторную работу «Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел» | Учащиеся должны знать: —что такое вещество; строение веществ, их состояние и свойства; разнообразие веществ; явления природы, их разнообразие; использование человеком явлений природы. Учащиеся должны уметь: —определять состояние веществ и их свойства; проводить опыты с веществами и объяснять их результаты; приводить примеры разнообразных веществ и смесей, явлений природы. | 2.10 | |||||
Вещества и смеси | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знакомятся с основными понятиями темы. Наблюдают демонстрируемые свойства серы и железа, свойства их смеси. Приводят примеры веществ и смесей | 7.10 | ||||||
Молекулы. Атомы. Элементы | Лекция с элементами практической работы. | Знакомятся с основными понятиями темы. Наблюдают демонстрируемые модели молекул разных веществ. Наблюдают демонстрируемые опыты, рассмотренные в учебнике. Работают с терминами. Рисуют модели молекул воды, кислорода, озона | 9.10 | ||||||
Движение частиц вещества | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями те_ мы. Наблюдают демонстрируемые опыты, доказывающие диффузию в жидкостях и газах. Проводят опыт, описанный в рабочей тетради. Приводят примеры диффузии из повседневной жизни | Учащиеся должны знать: —что такое вещество; строение веществ, их состояние и свойства; разнообразие веществ; явления природы, их разнообразие; использование человеком явлений природы. Учащиеся должны уметь: —определять состояние веществ и их свойства; проводить опыты с веществами и объяснять их результаты; приводить примеры разнообразных веществ и смесей, явлений природы. | 14.10 | |||||
Взаимодействие частиц | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знакомятся с основными понятиями темы. Наблюдают демонстрируемый опыт «Взаимодействие между молекулами в жидкостях» | 16.10 | ||||||
Разнообразие веществ | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями те_ мы, приводят примеры. Рассматривают демонстрируемые модели молекул простых и сложных веществ, неорганических и органических веществ | Учащиеся должны знать: —разнообразие веществ; Учащиеся должны уметь: приводить примеры разнообразных веществ и смесей, явлений природы. | 21.10 | |||||
Физические и химические явления. | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями те_ мы, приводят примеры. Рассматривают демонстрируемый опыт по электризации тел путём трения | 23.10 | ||||||
Горение. | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы, приводят примеры. Рассматривают демонстрируемый опыт с горением трёх свечей. Наблюдают демонстрируемое жидкое и твёрдое топливо. Определяют строение пламени | Учащиеся должны знать: —что такое вещество; строение веществ, их состояние и свойства; разнообразие веществ; явления природы, их разнообразие; использование человеком явлений природы. Учащиеся должны уметь: —определять состояние веществ и их свойства; проводить опыты с веществами и объяснять их результаты; приводить примеры разнообразных веществ и смесей, явлений природы. | 28.10 | |||||
Окисление. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знакомятся с основными понятиями темы. Рассматривают тела, подверженные медленному окислению (образование ржавчины) | 30.10 | ||||||
Строение и свойства вещества (обобщающий урок). | Урок контроля и коррекции знаний учащихся. | Работа по закреплению и развитию знаний по теме. Рассматривают демонстрируемые модели строения молекул простых и сложных веществ; неорганических и органических веществ; свойств твёрдых, жидких и газообразных тел. Выполняют задания учебника, тестовые задания по теме | 11.11 | ||||||
Воздух | 8 | ||||||||
Воздух – смесь газов. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | Комбинированный урок | Работают с понятиями, формируемыми на уроке. Работают с рисунком учебника «Воздух — смесь газов», беседуют по теме. | Учащиеся должны знать: —состав и свойства воздуха; значение воздуха для живых организмов; Учащиеся должны уметь: —вести систематические фенологические наблюдения; | 13.11 | |||||
Свойства воздуха. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Наблюдают демонстрируемые опыты, доказывающие свойства воздуха, формулируют выводы по опытам. Изготавливают простейший прибор для изучения свойств воздуха («воздушный пистолет»). Разрабатывают план опыта для доказательства любого изученного свойства воздуха | Учащиеся должны знать: —состав и свойства воздуха; Учащиеся должны уметь: —описывать погоду за месяц и сезон. | 18.11 | |||||
Характеристика состояния атмосферы. Вес воздуха и атмосферное давление. | Комбинированный урок | Работают над понятиями, формируемыми на уроке. Наблюдают демонстрируемый опыт, доказывающий, что воздух имеет вес. Наблюдают демонстрируемый опыт, доказывающий, что воздух оказывает давление на предметы со всех сторон. Проводят в домашних условиях опыт, описанный в учебнике. | Учащиеся должны знать: —что такое атмосферное давление, его влияние на состояние здоровья человека; что такое погода, её признаки; Учащиеся должны уметь: —вести систематические фенологические наблюдения; вести наблюдения за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях | 20.11 | |||||
Изменение давления воздуха с высотой. | Комбинированный урок | Работают с понятиями, включёнными в содержание урока. Рассматривают барометр, учатся определять атмосферное давление | Учащиеся должны знать: —что такое атмосферное давление, его влияние на состояние здоровья человека; | 25.11 | |||||
Изменение температуры воздуха с высотой | Комбинированный урок | Работают с понятиями, формируемыми на уроке. Выполняют лабораторную работу «Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой)». Наблюдают за облаками, их формой, движением в природных условиях (домашнее задание) | Учащиеся должны знать:—состав и свойства воздуха; Учащиеся должны уметь: —определять местонахождение гор со снежными вершинами; описывать погоду за месяц и сезон. | 27.11 | |||||
Нагревание воздуха. Ветер. Работа ветра в природе | Комбинированный урок | Работают с понятиями, включёнными в содержание урока. Наблюдают демонстрируемый опыт, доказывающий теплопроводность воздуха. Анализируют полученные результаты, формулируют выводы. Рассматривают модель флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера). Наблюдают демонстрируемый опыт, доказывающий движение воздуха (опыт со свечами) | Учащиеся должны знать: — что такое ветер, работу ветра в природе; Учащиеся должны уметь: —вести систематические фенологические наблюдения; вести наблюдения за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях; описывать погоду за месяц и сезон. | 2.12 | |||||
Осадки. Погода. Климат. | Комбинированный урок | Работают с понятиями, включёнными в содержание урока. | Учащиеся должны знать: —что такое погода, её признаки; что такое осадки, их виды; Учащиеся должны уметь: описывать погоду за месяц и сезон. | 4.12 | |||||
Загрязнение воздуха. Охрана воздуха. | Комбинированный урок | Выполняют практическую работу «Описание погоды за месяц». Проводят ежедневные наблюдения за погодой | Учащиеся должны знать: —значение воздуха в природе, необходимость его охраны. Учащиеся должны уметь: — описывать погоду за месяц и сезон. | 9.12 | |||||
Вода | 3 | ||||||||
Что такое гидросфера? Свойства воды. Три состояния воды | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Наблюдают демонстрируемый опыт, доказывающий, что вода — плохой проводник тепла. Наблюдают демонстрируемый опыт, доказывающий тепловое расширение воды. Решают задачу, помещённую в учебнике. Заполняют схему «Основные свойства воды» | Учащиеся должны знать: —три состояния воды; свойства воды Учащиеся должны уметь: —приводить примеры значения воды для природы и жизни человека. | 11.12 | |||||
Тепловое расширение воды. | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Работают с рисунками учебника по теме урока. Наблюдают демонстрируемые картины с изображением оврагов, пещер. Заполняют таблицу «Работа воды в природе». Выполняют тестовые задания по теме | Учащиеся должны знать: —тепловое расширение воды; Учащиеся должны уметь: —приводить примеры значения воды для природы и жизни человека. | 16.12 | |||||
Вода - растворитель. Значение воды. | Экскурсия | Работают над закреплением и развитием полученных знаний о воде, ветре. Наблюдают работу текучих вод, ветра. Пишут сочинение на тему «Значение воды в природе и в жизни человека» (домашнее задание) | Учащиеся должны знать: —растворимые и нерастворимые вещества; значение воды в природе и деятельности человека; необходимость охраны воды. Учащиеся должны уметь: —определять результаты работы воды в природе и объяснять их; приводить примеры значения воды для природы и жизни человека. | 18.12 | |||||
Горные породы | 4 | ||||||||
Внутреннее строение Земли | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знакомятся с основными понятиями темы. Рассматривают демонстрируемые коллекции горных пород и минералов различного происхождения. Заполняют схему «Горные породы». Выполняют лабораторную работу «Описание минералов и горных пород, определение их свойств». Определяют свойства горных пород и минералов по образцам. Работают с коллекциями горных пород различного происхождения | Учащиеся должны знать: —внутреннее строение Земли; Учащиеся должны уметь: —приводить примеры горных пород . | 23.12 | |||||
Горные породы и минералы. | Урок – практикум --Урок комплексного применения ЗУН | Знакомятся с основными понятиями темы. Наблюдают демонстрируемый опыт, доказывающий расширение твёрдых тел при нагревании и сжатие при охлаждении. Рассматривают демонстрируемые обломочные горные породы. Рассматривают фотографии, рисунки, картины с изображением скал причудливой формы. Объясняют причины их образования. Разрабатывают проект «Использование горных пород человеком в хозяйственной деятельности» (домашнее задание) | Учащиеся должны знать: —горные породы и их классификацию; Учащиеся должны уметь: —приводить примеры горных пород, полезных ископаемых, определять и описывать их свойства. | 25.12 | |||||
Разрушение горных пород | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Рассматривают коллекции руд чёрных и цветных металлов, нерудных полезных ископаемых. | Учащиеся должны знать: —причины разрушения горных пород; Учащиеся должны уметь: —приводить примеры горных пород. | 13.01 | |||||
Полезные ископаемые. Металлы | Комбинированный урок | Работают с картой полезных ископаемых. Выполняют лабораторную работу «Знакомство с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» | Учащиеся должны знать: использование горных пород человеком; полезные ископаемые, их многообразие и свойства. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры полезных ископаемых, определять и описывать их свойства; разрабатывать проекты по использованию горных пород человеком. | 15.01 | |||||
Почва | 4 | ||||||||
Образование почв и их разнообразие | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знакомятся с основными понятиями темы. Рассматривают физическую карту России, образцы различных почв. Заполняют схему «Типы почв». Работают с терминами | Учащиеся должны знать: —разнообразие почв; образование почв; состав и свойства почв Учащиеся должны уметь: —приводить примеры мероприятий по охране почвы. | 20.01 | |||||
Уход за почвой. | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Наблюдают демонстрируемые опыты по определению состава и свойств почв своей местности. Заполняют схему «Состав почвы» | Учащиеся должны знать: —разнообразие почв; образование почв; состав и свойства почв; Учащиеся должны уметь: —объяснять свойства почвы, | 22.01 | |||||
Влияние растений на почву | Комбинированный урок | Беседа по вопросу влияния почвы на растения. Анализ содержания рисунка учебника «Связь почвы и растений». Дискуссия на тему «Без растений нет почвы, а без почвы в природе не вырастет ни одно наземное растение» | Учащиеся должны знать: —что такое плодородие; принципы разрушения почвы и способы её охраны. Учащиеся должны уметь: —объяснять свойства почвы, влияние растений на почву; приводить примеры мероприятий по охране почвы. | 27.01 | |||||
Разрушение почв | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Заполняют схему «Факторы, разрушающие почву» | Учащиеся должны знать: —принципы разрушения почвы и способы её охраны. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры мероприятий по охране почвы. | 29.01 | |||||
Организмы | 6 | ||||||||
Организм и его свойства | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знакомятся с основными понятиями темы. Приводят примеры. Наблюдают демонстрируемый опыт по дыханию живых организмов «Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую жидкость». Заполняют схему «Свойства живых организмов» | Учащиеся должны знать: —свойства живых организмов; царства живой природы; разнообразие организмов. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры организмов из разных царств | 3.02 | |||||
Где живут организмы? | Комбинированный урок | Наблюдают за разнообразием живых организмов в лесу (или в любом другом биогеоценозе), беседуют. Самостоятельно проводят наблюдение по заданию учителя | Учащиеся должны знать: -среды обитания живых организмов; приспособленность организмов к среде обитания; Учащиеся должны уметь: —приводить примеры организмов из разных царств природы и сред обитания; наблюдать за приспособлением организмов к жизни в разных средах обитания. | 5.02 | |||||
Увеличительные приборы | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Знакомятся с лупой, микроскопом. Работают с терминами | Учащиеся должны знать: —царства живой природы; разнообразие организмов, Учащиеся должны уметь: —проводить наблюдения за организмами в разные сезоны года; | 10.02 | |||||
Строение организмов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знакомятся с основными понятиями темы. Изучают строение растительной клетки. Рассматривают гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, муляжи грибов, чучела и тушки животных | Учащиеся должны знать: приспособленность организмов к среде обитания; царства живой природы; разнообразие организмов. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры организмов из разных царств природы | 12.02 | |||||
Экскурсия Разнообразие организмов. Приспособленность организмов к условиям внешней среды. | Экскурсия | Наблюдают за разнообразием живых организмов в лесу (или в любом другом биогеоценозе), беседуют. Самостоятельно проводят наблюдение по заданию учителя, делают выводы | Учащиеся должны знать: —свойства живых организмов; среды обитания живых организмов; приспособленность организмов к среде обитания; Учащиеся должны уметь: — наблюдать за приспособлением организмов к жизни в разных средах обитания. | 17.02 | |||||
Организмы (обобщающий урок). | Урок контроля и коррекции знаний учащихся | Работают над закреплением и расширением знаний по теме. Беседуют по теме, выполняют тестовые задания. Составляют и заполняют схемы | Учащиеся должны знать: —свойства живых организмов; среды обитания живых организмов; приспособленность организмов к среде обитания; царства живой природы; разнообразие организмов, причины сокращения многообразия растений и животных на планете. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры организмов из разных царств природы и сред обитания; проводить наблюдения за организмами в разные сезоны года; наблюдать за приспособлением организмов к жизни в разных средах обитания. | 19.02 | |||||
Растения | 7 | ||||||||
Признаки растений | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Знакомятся с основными понятиями темы. Рассматривают комнатные растения, гербарные образцы. Анализируют рисунок учебника «Схема фотосинтеза», беседуют по теме | Учащиеся должны знать: —признаки растений, их строение, Учащиеся должны уметь: —распознавать органы цветкового растения на живых и гербарных образцах; | 24.02 | |||||
Разнообразие растительного мира | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Заполняют схемы, таблицы, приводят примеры. Рассматривают гербарные образцы дикорастущих и культурных растений | Учащиеся должны знать: —многообразие растений; Учащиеся должны уметь: —приводить примеры дикорастущих и культурных растений; | ||||||
Строение цветковых растений | Комбинированный урок
| Знакомятся с основными понятиями темы. Выполняют лабораторные работы: «Распознавание органов цветкового растения», «Влияние температуры воздуха и влажности на прорастание семян» (опыты в домашних условиях). Заполняют схему «Органы растения, участвующие в размножении» | Учащиеся должны знать: —признаки растений, их строение, многообразие растений. Учащиеся должны уметь: —распознавать органы цветкового растения на живых и гербарных образцах | 26.02 | |||||
Места обитания дикорастущих растений: "Зеленая аптека". | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Изучают гербарные образцы дикорастущих лекарственных, ядовитых растений | Учащиеся должны знать: —дикорастущие растения, их разнообразие, значение в природе и жизни человека, способы охраны дикорастущих растений; Учащиеся должны уметь: —приводить примеры дикорастущих растений; | 3.03 | |||||
Красная книга растений | Комбинированный урок | Знакомятся с Красной книгой растений | Учащиеся должны знать: —значение в природе и жизни человека, способы охраны дикорастущих растений; Учащиеся должны уметь: — распознавать различные охраняемые виды растений своей местности. | 5.03 | |||||
Определение названий растений | Экскурсия № 3 (45 м) . | Отрабатывают умения работать с натуральным материалом. Выполняют лабораторную работу «Определение названий растений». Используют атлас определитель или набор рисунков, открыток для определения названий растений | Учащиеся должны знать: —признаки растений, их строение Учащиеся должны уметь: —определять названия растений по атласу-определителю; | 10.03 | |||||
Многообразие культурных растений | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Изучают образцы овощных, зерновых, плодовых, технических культур или их изображения. Заполняют схему «Разнообразие культурных растений» | Учащиеся должны знать: —культурные растения, их значение в жизни человека. Учащиеся должны уметь: —наблюдать различные способы размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы; ставить опыты по выявлению влияния температуры воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений; | 12.03 | |||||
Распознавание наиболее распространённых растений своей местности (экскурсия) | Практическая работа | Изучают и распознают наиболее распространённые растения своей местности. Выполняют задание учителя для самостоятельной работы. Используют рисунки, открытки для определения названий растений. Пишут сочинение на тему «Растения нашей местности» (домашнее задание) | Учащиеся должны знать: —признаки растений, их строение. Учащиеся должны уметь: —распознавать различные виды растений своей местности. | 17.03 | |||||
Грибы | 2 | ||||||||
Разнообразие грибов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знакомятся с основными понятиями темы. Изучают белую и зелёную плесень на продуктах. Заполняют схему «Разнообразие грибов». Анализируют содержание рисунка учебника «Результаты жизнедеятельности различных грибов, поселившихся на растениях» | Учащиеся должны знать: —строение грибов и их разнообразие; значение грибов в природе. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры съедобных и ядовитых грибов; | 19.03 | |||||
Шляпочные грибы | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Выполняют лабораторную работу «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». Работают с терминами | Учащиеся должны знать: —шляпочные грибы, грибы съедобные и ядовитые; значение грибов в природе. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры съедобных и ядовитых грибов; узнавать шляпочные грибы в природе, на рисунках и муляжах. | 2.04 | |||||
Животные | 5 | ||||||||
Признаки животных | Комбинированный урок | Знакомятся с содержанием понятий урока. Приводят примеры. Изучают живых животных, коллекции, чучела, муляжи, влажные препараты животных. Заполняют таблицу «Сравнение признаков растений и животных». Заполняют схему «Разнообразие животных по способу питания» | Учащиеся должны знать: —характерные признаки животных и их многообразие; Учащиеся должны уметь: —приводить примеры диких животных; узнавать диких животных своей местности с использованием коллекций, чучел, рисунков; наблюдать за жизнью животных в разных средах обитания. | 7.04 | |||||
Условия жизни и многообразие диких животных | Комбинированный урок | Знакомятся с содержанием понятий урока, приводят примеры. Рассматривают коллекции, чучела, влажные препараты, таблицы, изображающие диких животных. Наблюдают за дикими животными в природе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Анализируют содержание рисунков учебника и рабочей тетради, выполняют задания к ним | Учащиеся должны знать: —характерные признаки животных и их многообразие; диких животных, их приспособленность к различным средам обитания; многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры диких животных; характеризовать приспособленность к разным условиям обитания; наблюдать за жизнью животных в разных средах обитания. | 9.04 | |||||
Значение диких животных и их охрана | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Смотрят фильм о животных Красной книги, беседуют по его содержанию | Учащиеся должны знать: —многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека, способы охраны диких животных; Учащиеся должны уметь: —приводить примеры диких животных; | 14.04 | |||||
Животные своей местности | (ролевая игра) | Беседуют о животных, живущих в своей местности. Выполняют лабораторную работу «Распознавание животных своей местности» | Учащиеся должны знать: —многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека, Учащиеся должны уметь: —узнавать диких животных своей местности с использованием коллекций, чучел, рисунков; наблюдать за жизнью животных в разных средах обитания. | 16.04 | |||||
Домашние животные | Урок контроля и коррекции знаний учащихся.
| Знакомятся с основными понятиями темы, приводят примеры. Рассматривают рисунки, таблицы, изображающие домашних животных. Заполняют схему «Отрасли животноводства» | Учащиеся должны знать: —домашних животных, условия их жизни, значение в жизни человека. Учащиеся должны уметь: - характеризовать приспособленность к разным условиям обитания; | 21.04 |
| ||||
Ваши любимые растения и животные | 3 | ||||||||
Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Изучают разнообразные комнатные растения. Заполняют таблицу «Экологические группы комнатных растений». Выполняют практическую работу «Уход за комнатными растениями». Составляют рекомендации по уходу за комнатными растениями | Учащиеся должны знать: —разнообразие комнатных растений, их экологические группы, значение в жизни человека; правила ухода за комнатными растениями. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры комнатных растений разных экологических групп; составлять рекомендации по содержанию и уходу за комнатными растениями. | 23.04 | |||||
Животные в вашем доме | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Рассказывают о своих любимцах— собаках, кошках. Рассматривают изображения пород собак, кошек | Учащиеся должны знать: —породы собак и кошек, условия их содержания; устройство аквариума, аквариумные растения и животные. Учащиеся должны уметь: - составлять рекомендации по содержанию и уходу за комнатными растениями и домашними животными. | 28.04 | |||||
Ваш аквариум | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Изучают устройство аквариума, аквариумных растений и животных. Готовят сообщение об аквариумных растениях и аквариумных рыбах (по заданию учителя). Обмениваются опытом с одноклассниками по содержанию и уходу за аквариумными рыбами | 30.04 | ||||||
Природа едина | 2 | ||||||||
Связи живого и неживого | Урок обобщения и систематизации знаний. | Знакомятся с основными понятиями темы, приводят примеры. Работают с рисунками в учебнике и тетради, определяют взаимосвязи между изображёнными животными и составляют цепи питания. Участвуют в игре «Построй невидимую цепь» (ботаническое и зоологическое лото) | Учащиеся должны знать: —связь неживого и живого в природе; пищевые цепи и сети; правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры взаимосвязи неживой и живой природы; составлять цепи и сети питания; соблюдать правила поведения в природе. | 5.05 |
| ||||
Сезонные явления в природе | Урок обобщения и систематизации знаний. | Знакомятся с основными понятиями темы. Участвуют в дискуссии о правилах поведения в природе. Изучают рисунки, отображающие правила поведения в природе. Знакомятся с плакатами по охране природы | 7.05 |
| |||||
Человек, его здоровье и безопасность жизни | 4 | ||||||||
Человек и окружающая среда. Экологические условия жизнедеятельности человека. | -Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знакомятся с основными понятиями темы. Работают с терминами. Выполняют лабораторную работу «Определение показателей развития своего организма». Наблюдают за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки. Разрабатывают проект расположения школы, благоприятный для сохранения здоровья (домашнее задание) | привычки, их влияние на здоровье человека и окружающую среду; правила поведения в опасных природных ситуациях, травмы, правила оказания первой доврачебной помощи при травмах. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры негативного влияния вредных привычек на здоровье человека и окружающих; наблюдать за работой сердца и дыхательной системы до и после дозированной физической нагрузки; оказывать простейшую первую доврачебную помощь при травмах; разрабатывать проекты расположения школы в наиболее благоприятных эко- логических условиях. | 12.05 | |||||
Как беречь свое здоровье и жизнь? | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Выполняют лабораторную работу «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи при травмах: ушибах, растяжении связок, кровотечениях» | 14.05 | ||||||
Вредные привычки и их предупреждение. | Комбинированный урок | Знакомятся с основными понятиями темы. Обсуждают вред, наносимый человеку и обществу вредными привычками | 19.05 | ||||||
Здоровый образ жизни. | Обобщающий урок | 21.05 | |||||||
Итоговая контрольная | 26.05 | ||||||||
Обобщающий урок за курс 5 класса «Природоведение. Природа. живая и неживая» Охрана природы. Летние задания | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению (по программе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Рабочая программа по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...