Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 27.86 КБ |
prirodov_5_klass.docx | 54.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководителем МО Замдиректора по УВР Директором
Протокол №1 Приказом №
От 28.08.14 От
Рабочая программа
по природоведению
ГБСКОУ школы – интерната №117 г. о. Самара
для 5б класса
на 2014 – 2015 год
составила
Измайлова Т.Е.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по природоведению А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (линия Н.И. Сонина).
Курс природоведения в 5 классе продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы и одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Цели изучения предмета:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе, при этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». С целью создания условий для формирования у учащихся различных компетенций изменен (в соответствии с материально-техническими возможностями кабинета) и дополнен список обязательных практических работ.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. При изучении курса природоведения у учащихся осуществляется активное формирование базовых учебных компетенций:
- учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);
- коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);
- информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
- природоведческой (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми);
- здоровье сберегающей (позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока (для проверки уровня подготовки учащихся, закрепления изученного материала), а также в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления, работы с дополнительными источниками информации выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
- Плешаков А.А.. Природоведение 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 174 с.
- Сонин Н.И., Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение. 5класс», Москва, «Дрофа», 2014
- Электронное учебное издание «Природоведение. 5 класс». Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.
Согласно базисному плану школы на изучение природоведения отводится 68 часов (2часа в неделю). Данная программа рассчитана на один учебный год. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.
Условные обозначения, используемые при планировании:
ИНМ – изучение нового материала.
К – комбинированный урок.
ПР – практическая работа.
КР – контрольная работа.
Т – тестовая работа.
СР в РТ – самостоятельная работа в рабочей тетради.
УО – устный опрос.
ФО – фронтальный опрос.
СР – самостоятельная работа.
П – вопросы в рубрике «Подумайте!».
ПСЗ – вопросы и задания в рубрике «Проверь свои знания».
Р с Д – работа с диском.
Содержание программы
Введение. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Практические работы:
- Знакомство с оборудованием для научных исследований.
- Методы изучения природы (проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы)
Вселенная (16 часов, в т. ч. 1 час обобщающе-повторительный урок)
Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю. Взгляды на строение Вселено в раннем средневековье. Эпоха ВГО и ее влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилео в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.
Земля (18 часов, в т. ч. 1 час обобщающе-повторительный урок)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинкс, О.Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли.
Внутреннее строение Земли: мантия, ядро, земная кора. Строение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире.
Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера Состав воздуха. Облака. Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды.
Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни.
Практические работы:
- Наблюдение явлений превращения веществ (на примере горения)
- Описание физических свойств воды и поваренной соли. Получение смесей.
- Ознакомление со свойствами горных пород и минералов
Жизнь на Земле (18 часов, в т. ч. 1 час обобщающе-повторительный урок)
Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков.
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.
Практические работы:
- Знакомство с ископаемыми останками животных и растений
- Знакомство с устройством увеличительных приборов (микроскоп, лупа)
- Строение клеток кожицы лука.
- Изучение одноклеточных организмов (проводится при наличии живых простейших)
- Приспособления животных к среде обитания
- Определение наиболее распространенных животных и растений с использование разных источников информации.
- Особенности растений разных зон
Человек на Земле (13 часов, в т. ч. 1 час обобщающе-повторительный урок)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитек, австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы.
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Практические работы:
- Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
- Определение ядовитых растений, грибов и животных своей местности.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 5б класс
№ | разделы, темы | кол-во часов | дата | содержание | тип урока | вид контроля. измерители | понятийный аппарат | материал по развитию слуха |
1 1. | Т. Введение. Изучение природы | 3 | ||||||
1. | Введение. Науки о природе. | Естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология. | ИНМ | С/Р в РТ. ПСЗ Таблицы, коллекции, лабораторное оборудование. | Науки о природе называются естественными науками. К естественным наукам относятся: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология. | |||
22 2. | Методы изучения природы. | Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы ,лабораторное оборудование. | КУ | П, ПСЗ фронтальный опрос .Портреты ученых-естествоиспытателей, измерительные приборы, лабораторное оборудование. | Измерительные приборы: термометр, линейка, измерительная лента, секундомер. Лабораторное оборудование: колба, штатив, спиртовка, пробирки | Природу изучают различными методами. Главные из них: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. | ||
3. | Великие естествоиспытатели. | Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский. | КУ | УО,ФО таблицы, портреты ученых, тесты. | Карл Линней, Чарльз Дарвин, В В. Вернадский | |||
2. | Т. Вселенная | 16 | Вселенная – это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, | |||||
1. | Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную | Вселенная, модель Вселенной, Пифагор | ИНМ | ФО, С/работа в РТ Таблицы, иллюстрации, карта звездного неба. | газ, пыль. Долгое время центром Вселенной считалась Земля. Пифагор первым предположил, что Земля не круглая, а имеет форму шара. | |||
2. | Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею | Аристотель, Клавдий Птолемей- модели Вселенной | КУ | С/Р в РТ устный опрос .таблицы, иллюстрации, портреты ученых, карта звездного неба, тесты | Аристотель предполагал, что в центре Вселенной находится неподвижная Земля. | |||
3. 3. | Николай Коперник, его модель Вселенной. | Польский астроном Николай Коперник. Его модель Вселенной. | КУ | Устный опрос С/Р Таблицы, иллюстрации, портрет ученого, карта звездного неба. | Астрономия планеты | Польский астроном Николай Коперник. Центром мира является Солнце. Земля совершает оборот вокруг своей оси за 24 часа. Вокруг Солнца движутся все планеты. | ||
4. | Дж. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника | Итальянские ученые – астрономы Джордано Бруно и Галилео Галилей, их открытия в астрономии. | КУ | Фронтальный опрос. П | телескоп Вселенная. | Джордано Бруно считал, что Вселенная бесконечна. Солнце – Звезда – центр Солнечной системы. Галилео Галилей впервые использовал телескоп. | ||
5- 6 6 66. | Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. | 2 | Солнечная система, спутники планет, планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. | КУ | ПСЗ. П . Тесты. Таблицы, карта звездного неба, теллурий, модель солнечной с - мы | Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Космический корабль, зонд. | Планеты Солнечной системы делятся на две группы: планеты земной группы и планеты гиганты. | |
7. | Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Планета – карлик – Плутон. | Солнечная система, планеты - гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и маленький Плутон. | КУ | ПСЗ .С/Р в РТ Таблицы, карта звездного неба., модель солнечной системы, тесты. | Планеты-гиганты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон | Юпитер - самая большая планета Солнечной системы, он имеет 16 спутников. Плутон – самая маленькая и самая удалённая от Солнца планета Солнечной системы | ||
8. | Спутники планет. | Луна, кольца Сатурна, спутники других планет Солнечной системы. | КУ | С/Р в РТ фронтальный опрос тесты, таблицы, теллурий | Луна, спутник полеты и высадка на Луну | Луна – единственный спутник планеты Земля. Сатурн окружают яркие кольца, хорошо видимые в телескоп. Сатурн имеет около 30 спутников | ||
9. | Астероиды. Кометы. | Астероиды, кометы, строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост. | КУ | С/Р в РТ тесты, таблицы | Астероиды, кометы, комета Галлея. | Астероиды – небольшие, неправильной формы небесные тела. Астероиды – часть Солнечной системы. Главная часть кометы – твердое ядро, состоящее из льда, замёрзших газов и твёрдых частиц. | ||
10 | Метеоры. Метеориты | Метеоры, как остатки разрушившихся комет. Метеориты, их происхождение и состав | КУ | П РТ таблицы, тесты | Метеоры метеориты космическая пыль Тунгусский метеорит, | Вспышки света, возникающие при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли, называются метеорами, а космические тела , упавшие на Землю, - метеоритами | ||
11 | Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда. | Звёзды, их количество. Приборы для изучения звёзд. Солнце, его строение, температура. Солнечная система. | КУ | Устный опрос С/М в РТ. П тесты, таблицы. | Звезда Солнце | Солнце – это центр нашей Солнечной системы. Как все звёзды, Солнце большой, раскалённый шар, температура внутри Солнца достигает 15 млн. градусов. | ||
12 | Многообразие звёзд. | Звёзды: гиганты, сверхгиганты, карлики. Скопления звёзд – созвездия. | КУ | Фронтальный опрос. С/Р карта звёздного неба, таблицы, тесты. | гиганты, сверхгиганты, карлики. созвездия Мифы Древней Греции | Звёзды сверхгиганты в сотни раз больше Солнца. Звёзды гиганты в десятки раз больше Солнца. Звёзды подобные Солнцу и меньше него – карлики. Скопление звёзд – созвездия. | ||
13 | Созвездия. | Созвездия Северного полушария. Практическая работа № 1. «Определение по звёздной карте созвездий Северного полушария» | ПР | С/Р. Фронтальный опрос | Большая и Малая Медведицы, Дракон, Кассиопея, Пегас, Лира, Лебедь. | Созвездия Северного полушария. Большая и Малая Медведицы, Дракон, Кассиопея, Пегас, Лира, Лебедь. | ||
14 | Галактики. Световой год. | Галактики, Млечный Путь, световой год, межзвёздное пространство, движение Галактики, Вселенная, Большое и Малое Магеллановы Облака. | ИНМ | Устный опрос, С/Р в РТ таблицы, тесты, карта звёздного неба. | Галактика | Солнце и все видимые на небе звёзды образуют единую звёздную систему – Галактику. Путь, который проходит свет за один год – световой год. Галактика небольшая часть Вселенной | ||
15 | Обобщающий урок. | Вселенная, Солнечная система, планета, астероид, метеорит, комета, звезда, созвездие. | КУ | Фронтальный опрос. С/Р таблицы, тесты, теллурий | ||||
16 | Контрольная работа по теме: «Вселенная» | КР | РТ, тесты | |||||
3 | Т. Земля | 18 | ||||||
1. | Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. | 2 | Гипотезы о возникновении Земли: И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О. Ю. Шмидта, Д. Джинса. | ИНМ | СР в РТ таблицы | Гипотеза – научное предположение. Солнце и планеты возникли одновременно из межзвёздного вещества – частиц пыли и газа. | ||
3. | Внутреннее строение Земли. | Ядро, мантия, земная кора, рельеф, движение земной коры. | КУ | Устный опрос, | Земля состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора образована горными породами. Горные породы состоят из минералов. | |||
4. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические; минералы, полезные ископаемые. Пр.р №2 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств». | ПР | С/Р фронтальный опрос химическое оборудование, РТ таблицы, тесты. | Полезные ископаемые Самарской области Гранит, базальт мрамор, кварцит Минералы и горные породы | Горные породы состоят из минералов. Магматические горные породы: гранит, базальт. Осадочные горные породы: песок, глина, мел, известняк. Метаморфические горные породы: мрамор, кварцит, гнейс. | ||
5. | Вещества и явления в окружающем мире. | Тела, чистые вещества, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие и газообразные вещества. Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные; химические явления. | ИНМ | П, ПЗС фронтальный опрос | Молекулы простых и сложных веществ Химическое явление или химическая реакция. | Вещество – это то, из чего состоит тело. При физическом явлении не происходит изменения вещества, оно может переходить в другое агрегатное состояние. | ||
6. | Землетрясения. | Землетрясение, эпицентр землетрясения, очаг землетрясения, сейсмическая активность | КУ | С/Р в РТ таблицы, тесты | землетрясений – катастроф | Землетрясение – это природное явление. Районы, где особенно часты землетрясения, называются сейсмически активными. Очаг землетрясения, эпицентр землетрясения | ||
7. | Вулканы. | Вулкан, кратер, жерло, очаг магмы, лава, конический и щитовой вулкан, вулканические бомбы | КУ | Устный опрос. П, РТ, таблицы, физическая карта мира | Вулканы Везувий, Кракатау кратер, жерло, очаг магмы, лава | Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой имеется углубление – вулканический кратер. В толще вулкана проходит канал – жерло, он ведёт в особую камеру – очаг магмы. Излившуюся на поверхность магму называют лавой. | ||
8. | В царстве беспокойной Земли. | Действующие и потухшие вулканы. | ИНМ | Физическая карта мира | Вулкан конический и щитовой | Сильное извержение с выбросом в воздух каменных глыб называется вулканической бомбой. | ||
9. | Суша планеты. | Материк, континент, часть света, архипелаг. | ПР | Фронтальный опрос. С/Р, физическая карта полушарий, России. | Евразия, Африка, С. Америка, Ю. Америка, Австралия, Антарктида. Острова: Гренландия. Архипелаги: Северная Земля, Земля Франца – Иосифа. Океания. | Суша нашей планеты образована материками, или континентами, и многочисленным островами. | ||
10. | Суша планеты. | Пр.р № 3. «Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных горных вершин». | ИНМ | ПСЗ, П РТ, физическая карта мира и России, глобус. | Атлас, физическая карта полушарий, контурная карта. Самый большой остров мира: Гренландия. Группы островов называются архипелагами | |||
11. | Атмосфера Земли. | Атмосфера, состав атмосферы. Облака: перистые, кучевые, слоистые. Ветер. | КУ | Фронтальный опрос. РТ, таблицы, тесты, физическая карта полушарий | По внешнему виду различают: перистые, слоистые, кучевые облака | Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Воздух – смесь газов. Движение воздуха вдоль поверхности Земли называется ветром. | ||
12. | Погода. Климат. | Погода, климат | КУ | Устный опрос, П РТ, физическая карта России, таблицы, тесты. | Гроза, молния, гром. Режим погоды. Метеорология | Многолетний режим погоды называется климатом. Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. | ||
13. | Ураганы. Смерчи. | Ураган, тайфун, торнадо, смерч. | КУ | ПСЗ. ФО физическая карта полушарий и России | проливные дожди, наводнение. | Ураганы или тайфуны – это гигантские атмосферные вихри. Смерч –это вихрь, представляющий собой крутящийся столб воздуха. | ||
14. | Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. | Гидросфера: Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере. Агрегатное состояние воды: водяной пар (газообразное состояние), лёд (твёрдое состояние), вода (жидкое состояние). | КУ | С/Р в РТ, физическая карта полушарий, России | Вода образует водную оболочку планеты – гидросферу . В состав гидросферы входят три составные части: Мировой океан, воды суши воды атмосферы. | |||
15. | Воды суши | Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, источники. | ПР | Устный опрос ПСЗ, физическая карта России полушарий, таблицы, тесты, РТ | Ледники. Айсберги. Подземные воды. Источники. | Реки: Волга, Лена, Енисей, Ангара, Обь. Озеро: Байкал. | ||
16. | Гидросфера Земли. | Северный Ледовитый океан, Тихий океан; реки, впадающие в эти океаны Пр.р № 4. «Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек». | КУ | С/Р физическая карта полушарий, России, атласы, контурные карты. | Океаны: Северный Ледовитый , Тихий, Атлантический, Индийский. Моря: Баренцево, Балтийское, Чёрное, Каспийское. | |||
17. | Уникальность планеты Земля. | Озон, озоновый слой, вода, почва, воздушная оболочка Земли. | КР | ПСЗ, П, С/Р в РТ | Космос, космонавты. Озон , озоновые дыры | Озон – разновидность кислорода. Озоновый слой задерживает опасное для организмов космическое излучение. | ||
18. | Контрольная работа по теме «Планета Земля». | Ядро, мантия, земная кора, рельеф, горная порода, минерал, тело, вещество, смесь, физические и химические явления, вулкан, землетрясения, континент, архипелаг, погода, климат, гидросфера. | КР | Тестирование С/Р в РТ | ||||
4. 4. | Т. Жизнь на Земле | 18 | ||||||
1. | Развитие жизни на Земле. | Эра, период, каменноугольный период, юрский период. | ИНМ | П. РТ, тесты, таблицы | Трилобиты, динихтис, каменноугольный период. Стегоцефал, юрский период | Развитие жизни на Земле началось около 3,5 млрд лет назад. Жизнь зародилась в воде. | ||
2. | Животные прошлого. | Эра, период. Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавры, плезиозавры, птерозавры, тираннозавры и др. | КУ | Палеонтология (ископаемые остатки). Таблицы | Летающие ящеры: тираннозавр. Морские ящеры: плезиозавр, ихтиозавр. | Наземные ящеры: тираннозавр, стегозавр, брахиозавр. Древние земноводные – стегоцефалы. | ||
3. | Живые клетки. | Клетка, растительная и животная клетка, многообразие клеток, половые клетки. | КУ | С/Р в РТ устный опрос , таблицы, лупы, микроскопы. Р. Кук | оболочка, цитоплазма, ядро | Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку, цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержимое клетки, и ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. | ||
4. | Строение клетки. | Наружная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоль, хлоропласт, митохондрия и др. | КУ | Фронтальный опрос. ПСЗ, таблицы, тесты. | яйцеклетка. сперматозоид оплодотворение Наружная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоль, хлоропласт, митохондрия и др. | Клетки растут, питаются, делятся. Женская половая клетка – яйцеклетка. Мужская половая клетка – сперматозоид. Слияние половых клеток – оплодотворение. | ||
5. | Строение клетки. | Пр. р. № 5.«Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах». Строение увеличительных приборов: лупы и микроскопа. | ПР | С/Р, увеличительные приборы: лупы, микроскопы, готовые микропрепараты, таблицы, тесты. | Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. органоиды клетки. | Части клетки называются органоидами | ||
6. | Царства живой природы. Одноклеточные организмы. | Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Одноклеточные организмы, Простейшие | ИНМ | Фронтальный опрос П, таблицы, тесты, СР в РТ. | Простейшие (одноклеточные организмы). Царства живой природы | Все живые организмы делятся на несколько больших групп – царств: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Большинство простейших живет в воде. | ||
7. | Многоклеточные организмы (грибы, растения). | Многоклеточные организмы, грибы; растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые. | КУ | Устный опрос ПСЗ таблицы, тесты, РТ. | водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Уникальные растения и грибы - Книга рекордов | Многоклеточные организмы – тело их состоит из множества клеток. | ||
8. | Практическая работа | Пр. р. № 6 «Исследование разнообразия растений с использованием гербарного материала» | ПР | С/Р, гербарий | Гербарий. Деревья, кустарники, травы. Растения Самарской области | Растения делятся на несколько групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. | ||
9. | Беспозвоночные и позвоночные животные. | Позвоночные и беспозвоночные животные. | КУ | Фронтальный опрос РТ, таблицы, тесты, чучела и коллекции позвоночных и беспозвоночных животных | Позвоночные и беспозвоночные животные. Уникальные животные Самарской области | Беспозвоночные животные: черви, моллюски, иглокожие, членистоногие. Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие | ||
10 | Среды обитания организмов Наземно – воздушная среда. | Три среды обитания организмов. Наземно – воздушная среда. Приспособления организмов к обитанию в ней. | ИНМ | Фронтальный опрос. С/Р в РТ таблицы, коллекции, гербарии | Птицы и млекопитающие Самарской области. | Три среды обитания организмов: наземно – воздушная, водная, почвенная | ||
11 | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | Водная среда обитания организмов. Приспособления организмов к обитанию в ней. | КУ | Устный опрос С/Р в РТ таблицы, коллекции, гербарии | плавники, ласты, плавательные ножки. Животные водоёмов Самарской области | Самая заметная особенность водных животных – приспособления к плаванию (плавники, ласты, плавательные ножки). | ||
12 | Почвенная среда. Приспособленность организмов к обитанию в ней. | Почвенная среда, приспособления организмов к обитанию в ней. | КУ | П. ПСЗ . С/р в РТ таблицы, тесты, коллекции, гербарии | Животные почвы Самарской области. Простейшие. Бактерии | В почвенной среде обитает множество бактерий и простейших. Животные, обитающие в почвенной среде, чаще всего не имеют органов зрения. | ||
13 | Жизнь на разных материках. | Флора и фауна материков | КУ | П. ПСЗ. Фронтальный опрос карта растений и животных Земли, тесты, таблицы. | Красная книга. Карта: растения и животные Земли. Флора. Фауна | Флора – царство растений. Фауна – царство животных. Живые существа заселили все материки нашей планеты, | ||
14 15 | Природные зоны Земли. | 2 | Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические | КУ | П. ПСЗ Устный опрос. С/Р в РТ карта природных зон, таблицы, тесты. | Карта: природные зоны Земли. Тундра, тайга Смешанные леса Степи, пустыни | Травянистые равнины: степи и саванны. Засушливые районы Земли – пустыни. Влажные тропические леса. | |
16 17 | Жизнь в морях и океанах. | 2 | Сообщества живых организмов: поверхности воды, толщи воды, донное, глубоководное (планктон, нектон, бентос). | КУ | П. ПСЗ. С/Р в РТ Фронтальный опрос, физическая карта полушарий, таблицы, тесты. | Большой Барьерный риф природные сообщества | Моря и океаны богато населены живыми организмами. Здесь складываются разнообразные природные сообщества. | |
18 | Контрольная работа «Жизнь на Земле». | Клетка, организм, царства живой природы, среда обитания, природные зоны Земли, природные сообщества морей и океанов. | ПР | С/Р в РТ Тесторование | ||||
5. | Т. Человечество на Земле | 13 | ||||||
1. | Происхождение человека. | Дриопитеки, австралопитеки, человекообразные обезьяны, шимпанзе, горилла. | ИНМ | Фронтальный опрос. таблицы, муляжи | Дриопитек, австралопитек, человекообразные обезьяны, шимпанзе, горилла. археология | Человек умелый, простейшие орудия труда. Человек прямоходящий, умел пользоваться огнем. Человек разумный – единственный вид человека, существующий сейчас на Земле | ||
2. | Первые люди. | Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец. кроманьонец). | КУ | П. ПСЗ. таблицы, муляжи. | Орудия труда, антропология | |||
3. | История географических открытий. Открытие Америки | Череда замечательных географических открытий, открытие Америки, Христофор Колумб | КУ | Устный опрос таблицы, карта. | Америго Веспуччи. Генуя, Христофор Колумб | Географические открытия, страны Азии, Индия, Китай. Итальянец из Генуи Христофор Колумб. Днем открытия Америки считают 12 октября 1492 года. | ||
4. | Открытие Австралии и Антарктиды | Виллем Янсзон, Джеймс Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев. | КУ | Устный опрос карта, тесты. С/Р в РТ | Антарктида Парусный корабль | Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на парусных кораблях «Восток» и «Мирный» открыли шестой континент – Антарктиду | ||
5. | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | Марко Поло, Фернан Магеллан, Васко де Гама, Афанасий Никитин, Витус Беринг и др. | КУ | ПСЗ. портреты путешественников физическая карта полушарий | Роберт Пири Фернан Магеллан | Роберт Пири – первым достиг Северного полюса. А. Никитин в 15 веке совершил путешествие в Индию. Ф. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие. | ||
6. | Как человек изменил Землю. | Экологические проблемы. Загрязнение почвы (свалки), воды и воздуха (промышленные и радиоактивные отходы). | ИНМ | Устный опрос. ПСЗ тесты, схемы. | Ядохимикаты Промышленные отходы. Радиоактивные отходы | Вымирание животных. Истребление лесов. Распашка полей. Создание ядохимикатов. Промышленные отходы. Радиоактивные отходы. | ||
7. | Кислотные дожди. Озоновая дыра и парниковый эффект | Загрязнение атмосферы; парниковые газы. | КУ | Фронтальный опрос. С/Р в РТ | Озоновая дыра. Парниковый эффект. Кислотные дожди. | Озоновая дыра. Парниковый эффект. Кислотные дожди. | ||
8. | Жизнь под угрозой. Опустынивание и его причины. Защита земель от опустынивания. | Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. Опустынивание, распашка земель. | КУ | ПСЗ. П. С/Р в РТ, карта полушарий, тесты. Красная книга, Черная книга. Ветровая эрозия, крупнейшие пустыни мира. | морская корова, тарпан, зебра квагга, странствующий голубь, дронт, бескрылая гагарка. | Исчезнувшие животные: морская корова, тарпан, зебра квагга, странствующий голубь, Дронт, бескрылая гагарка. Редкие и исчезающие виды: латимерия, морские черепахи, киты. Заповедники, национальные парки. Заказники. | ||
9. | Здоровье человека и безопасность жизни. | Основы безопасности жизнедеятельности человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь. | КУ | С/Р в РТ. П. ПСЗ | режим дня; рациональное питание; физминутка | Здоровый образ жизни; режим дня; рациональное питание; физминутка; урок физкультуры; польза физических упражнений. | ||
10 10. | Ядовитые животные и растения. | Скорпион, гадюка, каракурт, борщевик, бледная поганка и др. | КУ | П. ПСЗ. Фронтальный опрос, С/Р в РТ, карта России, таблицы. Первая медицинская помощь, | Ядовитые животные Ядовитые растения | Ядовитые животные: гадюка, каракурт, медузы, скаты. Ядовитые растения: бледная поганка; растения семейства пасленовых: белена, дурман. | ||
11. | Охрана животных и растений. Человек на Земле. | Красная книга, Зеленая книга. Влияние человека на природу. | КУ | Фронтальный опрос, таблицы, гербарии. | Редкие и охраняемые растения | Редкие и охраняемые растения и животные Самарской области. Редкие и охраняемые растения и животные России. | ||
12. | Контрольная работа «Человек на Земле». | Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный, экологические проблемы, биологическое разнообразие. | КР | Тестирование С/Р в РТ | ||||
13. | Обобщающий урок. | КУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе 6 класс история
Программа Данилов, Косулина...
Пояснительная записка к рабочей программе 9 класса по английскому языку
Рабочая программа 9 класса по английскому языку...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Пояснительная записка к рабочей программе 11 класс. Enjoy English.
Пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для 11 класса. 2014-2015 учебный год. УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З....
пояснительная записка к рабочей программе 6 класса по английскомуязыку
пояснительная записка к рабочей программе к учебнику Биболетовой М.З....
пояснительная записка к рабочей программе 10 класса по английскому языку
пояснительная записка к рабочей программе к учебнику Биболетовой М.З....
Пояснительная записка к рабочей программе, 7 класс
У чебнику Алимова...