Рабочая программа по природоведению
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Раскрыты задачи изучения курса, знания и умения; дано календарно-тематическое и поурочное планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr.po_prirod.doc | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
д.Первые БобровыДаровского района Кировской области
Согласовано и рекомендовано на ШМО учителей-предметников протокол № 4 от 10.09. 2013 г. руководитель ШМО ____________________ В.Н.Полякова | Утверждаю Директор школы _________________ Л.Г. Кузнецова 17.09.2013 |
Рабочая программа
по природоведению
5 класс
Составила
Комарова Т.А.,
учитель биологии и химии
I кв. категории, стаж 36 лет
2013 год
Тематическое планирование курса природоведения для 5 класса (базовый уровень) авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» для 5-х классов авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта и примерной Программы по природоведению для 5 класса основной школы. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.
При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 5 классов предусматривает обучение в объёме 2 часов в неделю (всего за год 68 часов).
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.
Рабочая программа, структура и методический аппарат учебника «Природоведение» для 5-х классов (авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова) включает в себя содержание, позволяющее создать условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности учащихся, когда каждый из них, включаясь в индивидуальную и коллективную учебную деятельность, становится заинтересованным участником приобретения и открытия знаний. То есть, система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Основные и дополнительные элементы содержания представлены в рабочей программе в графах «Элементы содержания» и «Дополнительные элементы содержания». Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), экскурсии.
Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ | 8 часов |
МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ | 2 часа |
ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ | 5 часов |
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ | 7 часов |
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | 3 часа |
ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА | 17 часов |
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ | 12 часов |
ДВИЖЕНИЕ В СФЕРАХ ПЛАНЕТЫ И В КОСМОСЕ | 9 часов |
ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДЫ | 5 часов |
Итого: | 68 часов |
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 224 с.: ил.
а также методических пособий для учителя:
- Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н. Пономарёва Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы: программы. – М., Вентана – Граф, 2010. – 176 стр;
дополнительной литературы для учителя:
- Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
для учащихся:
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
- Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
- Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
- Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
- «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
- «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий) [1].
МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И
ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Опыт практической деятельности
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Умения познавательной компетентности учащихся 5 класса.
- Сравнивают природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
- Описывают по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
- Кратко пересказывают учебный текст естественнонаучного характера; отвечают на вопросы по его содержанию; выделяют его главную мысль.
- Приводят примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.
- Пользуются приборами для измерения изученных физических величин.
Умения информационной компетентности учащихся 5 класса.
- Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий.
- Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.
- Находят значение указанных терминов в справочной литературе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения природоведения ученик 5-ого класса должен
знать/понимать:
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь:
- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители | Дополнительные | ||
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ (8 часов) | ||||||||
1,2 | Живая и неживая природа. 1.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §1, выполнить в тетради задания §1. Составить отчёт по экскурсии (после 2-го урока-экскурсии). | 2.09 6.09 | Опыт. | Распознавать на рисунках и таблицах примеры опытов и наблюдений. Приводить примеры опытов и наблюдений. Называть лабораторное оборудование (штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба), используемое при проведении лабораторных и практических работ. Наблюдать за телами неживой и живой природы. Описывать личные наблюдения. | Рис. 1 на с.4. Таблица на с.3. Задание и рис.2 на с.5. Составление отчёта по экскурсии «Живая и неживая природа». | План исследования | ||
3 | Загадки природы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §2. | 08.09 | Признаки живых организмов. | Называть признаки живых организмов. Распознавать и описывать различные среды жизни живых организмов. Сравнивать по заданным критериям различные среды жизни живых организмов. Приводить примеры организмов приспособившихся к жизни в определённых условиях среды. | Задание на с.8. Рисунки 10-12 на с.9-11. Таблица на с.12. | |||
4 | Единство живой и неживой природы. Комбинированный урок. Д.з. §3, с.12-13. | 13.09 | Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса). | Называть общие признаки присущие телам живой и неживой природы. Приводить примеры, подтверждающие, что тела живой и неживой природы характеризуются по одинаковым признакам. | Рисунок 13 на с.12. Таблица на с.13. | |||
5 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §3, с.13-18. | 15.09 | Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества). Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. М.В. Ломоносов - основатель учения об атомно-молекулярном строении веществ. | Приводить примеры органических и неорганических веществ. Распознавать и доказывать органическую и неорганическую природу тел. Объяснять механизм попадания в организм человека вредных веществ. | Рисунок 16 на с.14. Таблица на с.15. Рисунок 15 на с.14. | Молекулы и атомы. | ||
6 | Изменяется ли окружающий нас мир? Комбинированный урок. Д.з. §4. | 20.09 | Изменения, происходящие в природе. | Называть изменения, происходящие в природе. Приводить примеры различных (по временным рамкам) изменений. Доказывать, что «Всё течёт, всё изменяется». | Таблица на с.20. Рисунки 21-24 на с.18, 19, 21. Задание со свободным ответом по выбору учителя (использовать дополнительные источники). | Историческое развитие. | ||
7 | Могут ли в живых организмах происходить физические изменения? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Д.з. §5. | 22.09 | Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды). | Распознавать и описывать по немому рисунку процесс испарения воды. Объяснять процесс перехода воды в парообразное состояние. Доказывать зависимость испарения различного количества воды от условий окружающей среды. | Рисунки 25, 26, 27 на с.22-23. Рисунки 25, 26, 27 на с.22-23. Таблица на с.24. Задание со свободным ответом по выбору учителя | |||
8 | Могут ли в живых организмах происходить химические изменения? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Д.з. §6. | 27.09 | Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме. | Приводить примеры химических превращений веществ в живом организме. Объяснять особенность химических процессов, происходящих в живом организме. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Рисунок 31 на с.27. | Регуляция процессов. | ||
МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ (2 часа) | ||||||||
9 | Всё течёт, всё изменяется. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§7. | 29.09 | Сезонные изменения, суточные изменения. Перемещение тел в пространстве. | Приводить примеры тел, перемещающихся в пространстве по отношению к самому себе. Распознавать и описывать химические, физические и биологические явления. Объяснять изменения, происходящие с относительно неподвижными телами. Сравнивать химические и физические явления. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Таблица на с.32. Рисунок 38 на с.31. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||
10 | Чем различаются химические и физические явления? Урок обобщения и закрепления знаний. Д.з. § 8. | 04.10 | Химические и физические явления. | Приводить примеры химических и физических явлений. Распознавать по немому рисунку и описывать химические и физические явления. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Рисунки 49-50 на с.35-36. | |||
ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (5 часов) | ||||||||
11 | Наблюдение признаков химической реакции. Практическая работа (комбинированный урок). Д.з.§9. | 06.10 | Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света). Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. А. Лавуазье | Называть признаки химической реакции. Распознавать и описывать признаки химических реакций. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Выполнение опытов 1-3, рис.51-53 на с.37. | Химия, биохимия. . | ||
12 | Можно ли повлиять на химическую реакцию? Комбинированный урок. Д.з. §10. | 18.10 | Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом). | Приводить примеры опытов по наблюдению химических реакций. Распознавать оптимальные условия для протекания химической реакции. Объяснять влияние различных условий на результаты протекания химической реакции. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Вопросы на с.40-41. | |||
13 | Какие условия необходимы для реакции горения? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §11. | 20.10 | Признак химической реакции горения (выделение света и тепла). | Называть признак химической реакции горения; условия, необходимые для реакции горения. Перечислять правила противопожарной безопасности; правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом. Предлагать меры предупреждения отравления угарным газом. Объяснять необходимость наличия определённых условий для протекания реакции горения. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Задание на с.46. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||
14 | Вещества, образуемые растениями. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§12. Повторить §9-11. | 25.10 | Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.). | Давать определение терминам фитонциды, витамины. Перечислять витамины, содержащиеся преимущественно в растениях; Применять приобретённые знания для безопасного поведения в природной среде. Объяснять необходимость использования в рационе человека растительной пищи. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Задание на с.51. Задание на с.51. | Фитонциды витамины. | ||
15 | Подведём итоги. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Д.з. повторить §9-12. | 27.10 | Выполняют задания 1-5 по теме «Химические явления в живой и неживой природе» на с.51-52 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (7 часов) | ||||||||
16 | Что необходимо знать, изучая физические явления? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §14. | 01.11 | Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные). | Давать определение терминам механические, звуковые, световые, магнитные явления. Распознавать различные физические явления. Описывать механические, звуковые и световые явления. Применять приобретённые знания для пользования компасом и магнитом. Объяснять механизм появления молнии и грома во время грозы. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Рисунки 72-75 на с.54-55. Задание на с.55. | Физика, биофизика. | ||
17 | Магнитные и электрические явления. Комбинированный урок (лабораторная работа). Д.з.§15. | 03.11 | Магнитные и электрические явления. | Распознавать и описывать магнитные и электрические явления. Объяснять результаты опытов. | Выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями». Выполнение опытов 2-3 на с.57-58. | |||
18 | Механическое движение в живой и неживой природе. комбинированный урок. Д.з. §16. | 08.11 | Перемещение тел живой и неживой природы. | Давать определение термину механическое движение. Распознавать движущиеся тела. Приводить примеры механического движения в живой природе. Объяснять зависимость появления молнии раньше грома при грозе. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Проведение наблюдения с.60. Задание на с.61. Вопрос на с.61. | Миграция. | ||
19 | Световые явления в живой и неживой природе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§17. Сообщение «Свет в жизни живых организмов». | 10.11 | Искусственные и естественные источники света. | Давать определение термину источники света. Распознавать и описывать каким образом распространяется свет в воздухе. Сравнивать естественные и искусственные источники света. Объяснять, почему мир, в котором мы живём, так многоцветен. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Выполнение опытов 1-2 на с.64. Задание и вопрос на с.67. Задание на с.70. | Холодное свечение (люминесцентный свет). | ||
20 | Свет в жизни живых организмов. Комбинированный урок. Д.з. .§18. | 15.11 | Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных. | Описывать орган зрения у различных животных и определять их значение в жизни животного. Объяснять различную степень развития органов зрения у разных групп животных. Выделять приспособления различных животных к условиям среды обитания. Приводить примеры наличия защитной окраски у животных Волгоградской области. | Задание на с.72. Таблица на с.72. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||
21 | Звуковые явления в живой и неживой природе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §19. повторить §14-18. | 17.11 | Источники звука. | Приводить примеры источников звука; называть насекомых, издающих звуки. Объяснять механизм распространения звука. Объяснять роль звуков в жизни различных животных, приводить примеры. | Вопрос на с.73. Задание на с.74. Выполнение практической работы на с.76. | Инфразвуки, ультразвуки. | ||
22 | Подведём итоги. Комбинированный урок. Д.з. повторить §14-19. | 29.11. | Выполняют задания 1-4 по теме «Физические явления в живой и неживой природе»на с.76-80 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (3 часа) | ||||||||
23 | Как идёт жизнь на Земле. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §21. | 01.12 | Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий. | Объяснять появление на Земле новых живых организмов. Приводить примеры приспособления растений к размножению. Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. | Задание (таблица) на с.81. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Задания и опыт на с.83. | Биология. | ||
24 | Прибор, открывающий «невидимое». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §22. | 06.12 | Знакомство с микроскопом (его устройство); правила работы с микроскопом. | Распознавать части микроскопа и описывать их значение в работе. Определять увеличение используемого микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. | Выполнение лабораторной работы №2 «Знакомство с микроскопом». Задание на с.85. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||
25 | Живое и неживое под микроскопом. Комбинированный урок. Д.з.§23. | 08.12 | Приготовление микропрепаратов (пузырьки воздуха, плесень); рассматривание их под микроскопом. | Распознавать и описывать изучаемые под микроскопом объекты. Сравнивать рассматриваемые объекты по предложенным критериям. Доказывать появление живых организмов от других живых организмов. | Выполнение лабораторной работы №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени». Вопрос на с.87. Выполнение опыта на с.87. | Микропрепарат. | ||
ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА (17 часов) | ||||||||
26 | Как размножаются живые организмы? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §24. | 13.12 | Способы воспроизведения живых существ на нашей планете (две формы размножения – бесполое и половое). | Давать определение термину оплодотворение. Распознавать и описывать по рисунку процесс оплодотворения. Выделять главные отличительные признаки бесполого размножения и полового. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | Гаметы (яйцеклетка, сперматозоид, спермий). Зигота. | ||
27 | Как размножаются животные? Комбинированный урок. Д.з. §25. | 15.12 | Формы размножения животных. | Распознавать формы размножения у различных животных. Приводить примеры бесполого и полового размножения. | Вопрос на с.93. Задание на с.95. | Гермафродиты. | ||
28 | Как размножаются растения? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §26, подготовиться к лабораторной работе. | 20.12 | Роль цветка, плода и семени в жизни растения. | Определять роль цветка в природе и роль цветов в жизни самого растения. Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. Объяснять процесс, происходящий с посаженным на грядке семенем. | Задание на с.95. Задание на с.96. Вопрос на с.96. | |||
29 | Строение семени. Комбинированный урок. Д.з. §27. Подготовить сообщения о бесполом размножении растений. | 22.12 | Строение семени фасоли. | Распознавать и описывать строение семени фасоли. Выделять общие этапы до появления нового организма, которые проходят растения, животные, человек. | Выполнение лабораторной работы №4 «Изучение строения семени». Задание на с.97. | Зародыш семени фасоли (семядоли, корешок, стебелёк, почечка). | ||
30 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Комбинированный урок. Д.з. §28. | 27.12 | Размножение растений с помощью клеток или частей тела (бесполое размножение). | Распознавать части растений, из которых образуется новое поколение. Приводить примеры растений, размножающихся бесполым путём. Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. | Рисунок 113 на с.99. Заполнение таблицы на с.100. Задание на с.100. | |||
31 | Как переселяются растения? Комбинированный урок. Д.з. §29. повт. §24-28. | 29.12 | Способы распространения плодов и семян у различных растений (животные, ветер, вода, саморазбрасывание). | Распознавать приспособления к распространению плодов и семян у различных видов растений. Доказывать необходимость наличия вкуса, цвета и запаха плодов для самих растений. Определять по внешнему виду семян способы их распространения. | Заполнение таблицы на с.101. Задание на с.101. Задание на с.103. | |||
32 | Подведём итоги. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Д.з. повт. §24-§29. | 10.01 | Выполняют задания 1-10 по теме «Живые организмы. Размножение живых организмов» на с.103-104 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||
33 | Почему всем хватает места на Земле? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §31. | 12.01 | Влияние неблагоприятных условий на живые организмы. | Называть причины гибели живых организмов. Объяснять зависимость между количеством потомства и его выживаемостью. Устанавливать взаимосвязь между количеством потомков всех живых организмов и территорией нашей планеты. Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. | Задание на с.109. Вопрос на с.106. Вопрос и задание на с.105. Выполнение опытов на с.106-107. | |||
34, 35 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §32 (с.109-112; с.113-116). | 17.01 19.01 | Среда обитания живых организмов. | Распознавать и описывать среду обитания растений, животных и человека. Приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни растений, животных и человека. Приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека. Описывать типы взаимоотношений между живыми организмами. | Таблица на с.112. Таблица на с.112, задание на с.113. Задание на с.116. Вопрос на с.115. | Хищники, паразиты, растительноядные. | ||
36 | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §33. повт. §31-32. | 24.01 | ||||||
37 | Подведём итоги | 26.01 | Выполняют задания 1-9 по теме «Живые организмы. Взаимоотношения живых организмов» на с.122-123 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||
38 | Как питаются разные животные? | 31.01 | Типы питания животных, особенности добычи пищи. Трофические типы взаимодействия. | Приводить свои примеры типов питания у различных животных. | Упражнение №88 в рабочей тетради. | Таблица «Типы питания животных организмов» | ||
39 | Как питается растение? Д.з. §36. | 02.02 | Клеточное строение зеленого листа (столбчатая ткань, губчатая ткань), тельца содержащие зеленый пигмент- хлорофилл. | Приводить примеры типов питания растений (паразиты, фотосинтезирующие) | Диалогичная беседа | Таблица «Клеточное строение зеленого листа» | ||
40 | Только ли лист кормит растение? | 07.02 | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. | Распознавать и описывать по рисунку: строение цветка; типы соцветий. | Упражнение. №93,№94 - в рабочей тетради. | Таблица «Строение цветка» | ||
41 | Как питаются паразиты? | 09.02 | Функции плода. | Называть функции плодов; способы их распространения. | Вопросы 1-4 на с.139. | |||
42 | Подведём итоги. | 14.02 | Выполняют задания 1-10 по теме «Питание живых организмов» на с.103-104 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (12 часов) | ||||||||
43 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | 16.02 | Значение испарения для жизни растения. | Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды; передвижение воды и минеральных солей по древесине. | Упражнение №126 в рабочей тетради. | Таблица «Строение проводящей системы растений» | ||
44 | Можно ли жить без воды? | 28.02 | Фотосинтез | Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. | Вопросы 1 и 4 на с.152 | Таблица Фотосинтез | ||
45 | Можно ли жить не питаясь? | 02.03 | Значение дыхания | Выделять приспособления растений для дыхания. | Упражнение №119 в тетради с печатной основой. | |||
46 | Живые организмы зимой. | 07.03 | Экскурсия, проблемная беседа. | |||||
47 | Как можно добыть энергию для жизни? | 09.03 | Особенности питания растений и животных, особенности приспособления к среде | Приводить свои примеры различных типов питания живых организмов. | Анализ рис. № 157 | Таблица «Типы питания» | ||
48 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? | 14.03 | Бесполое размножения: спорообразование, вегетативное. | Давать определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка | Вопрос1 на с.176. | |||
49 | Подведём итоги по теме «Минеральное питание живых организмов». | 16.03 | Выполняют задания 1-4 по теме «Минеральное питание живых организмов» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||
50 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом | 21.03 | Строение пыльцы. | Давать определение терминам: половое размножение, опыление, оплодотворение. | Упражнение. №153 в тетради с печатной основой | Таблица «Размножение растений», «Двойное оплодотворение» | ||
51 | Разнообразие клеток многоклеточных организмов. | 23.03 | Двойное оплодотворение цветковых растений. | Давать определение термину двойное оплодотворение. | Упражнение №158 в тетради с печатной основой | Таблица «Двойное оплодотворение» | ||
52 | Можно ли жить и не дышать? | 28.03 | Условия прорастания семян: температура, влажность. | Описывать условия прорастания семян. | Вопросы 1-3 на с.171 | Таблица «Газообмен в легких и тканях» | ||
53 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду? | 30.03 | Обмен веществами между окружающей средой и живыми организмами. | Объяснять особенности обмена веществами между живыми организмами и окружающей средой | Анализ опытов, обсуждение схемы «Продукты жизнедеятельности и среда». | |||
54 | Подведём итоги по теме «Что мы узнали о жизни на Земле». | 04.04 | Выполняют задания 1-6 по теме «Что мы узнали о жизни на Земле» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||
ДВИЖЕНИЕ В СФЕРАХ ПЛАНЕТЫ И В КОСМОСЕ (9 часов) | ||||||||
55 | Изменение облика Земли и живых организмов. | 18.04 | Какие изменения претерпевала планета во времена формирования, хронология жизни. Палеонтология как наука доказывающая изменения в живом мире, этапы развития жизни. | Приводить свои примеры доказательств изменения живых организмов | Вопрос 2 на с.253. | презентации «Хронология жизни» | ||
56 | Движение литосферы. | 20.04 | Внутреннее строение Земли, теория литосферных плит, движение литосферных плит и значение движения для формирования крупных форм рельефа | Объяснять особенности внутреннего строения Земли Характеризовать особенности движения литосферных плит и отражения движения на процессы на поверхности земли. | Диалогичная беседа, анализ таблицы стр 172 | Схема «Изменение облика Земли» | ||
57 | Движение атмосферы | 25.04 | Характеристика воздушной оболочки Земли. Воздушные массы особенности их движения, зависимость количества влаги от движения воздушных масс. Муссоны, бриз, ураганы, торн6адо, смерч. Влияние погоды на организм человека. | Называть виды движения воздушных масс. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Видеосюжеты. | ||
58 | Движение гидросферы. | 27.04 | Водная оболочка Земли, состав гидросферы, движение воды (приливы, отливы, течения, волны). | Называть состав гидросферы. | Анализ рис.196. | Видеосюжеты. | ||
59 | Круговорот воды в природе. | 02.05 | Мировой круговорот воды, как постоянно действующий процесс, связывающий гидросферу и атмосферу и обеспечивающий развитие жизни на земле. | Описывать условия протекания испарения и конденсации | Проблемные задачи, анализ результатов опытов | Схема «Круговорот воды в природе» | ||
60 | Взаимосвязь сфер Земли. | 04.05 | Круговорот веществ в природе, как механизм, связывающий в единое целое все оболочки Земли и обеспечивающий развитие жизни на планете. Значение внешних и внутренних факторов на формирование рельефа на планете. | Давать определение терминам выветривание, рельеф, биогенное происхождение. | Анализ схемы «Круговорот веществ в природе», составление схем трофических взаимодействий, работа с наглядным материалом (горные породы) | |||
61 | Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. | 09.05 | Горные породы биогенного происхождения, особенности их формирования, их внешние характеристики, геологическое время происхождения. | Составление характеристики образца горной породы. | Проведение лабораторной работы «Знакомство с горными породами биогенного происхождения». | Коллекция горных пород | ||
62 | Подведём итоги по теме «Движение в сферах планеты». | 11.05 | Разноуровневые задания. | |||||
63 | Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики. | 16.05 | Движение небесных тел, виды небесных тел их особенности (планеты, астероиды, кометы, метеоры, звезды), знакомство с законом всемирного тяготения. | Давать определение терминам галактика, звезда, планета, метеорит. | Анализ рис. 201 | Таблицы «Схема движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси» | ||
ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДЫ (5 часов) | ||||||||
64 | Роль современной науки в жизни человечества. | 18.05 | Современная наука ее достижения в деле освоения космоса, новейшие технические средства применяемые в изучении космического пространства, история изучения космоса, громкие имена ученых и исследователей космического пространства. | Называть ученых достигших больших успехов в деле изучения и освоения космоса. | Диалогичная беседа | Иллюстрированные книги о космонавтике | ||
65 | Человек – часть природы. | 23.05 | Взаимосвязь жизни и здоровья человека и окружающей. | Давать определение терминам экология, антропогенное воздействие. | Диалогичная беседа с проблемными вопросами | Фотографии экологической ситуации в нашей местности. | ||
66 | Влияние человека на биосферу. | 25.05 | Живая оболочка земли, ее границы, состав, значение. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. Учение В.И.Вернадского о биосфере. | Давать определение терминам биосфера | Диалогичная беседа с решением проблемных задач, заполнение таблицы «Деятельность человека и ее влияние на среду». | |||
67 | Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке. | 30.05 | Изучение разнообразия растений на пришкольном дворе, определение их названий, определение степени и качества воздействия человека на санитарное состояние растительных организмов. | Называть названия растений. | Практикум, проведение мини- исследования. | |||
68 | Итоговое занятие «Задания на лето» | Обсуждение вариантов летних заданий. |
Контроль уровня обученности.
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.
Отметка – числовой аналог оценки.
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, либо ответ совсем не дан
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%;
«4» - 82-67%; «2» - менее 50%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению (по программе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Рабочая программа по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...