«Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира «Свойства полезных ископаемых»
методическая разработка по природоведению на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема. «Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира «Свойства полезных ископаемых»
(УМК «Школа 2100», 3класс)
Выполнила: Акимова Н.В., учитель начальных классов,
МБ ОУ «СОШ №31»
Группа 22-2
Научный руководитель:
Демчук Н.А., к.п.н, доцент кафедры начального и дополнительного образования
МАОУ ДПО ИПК
Новокузнецк, 2014
№ | Содержание | Страницы |
1. | Введение | С. 3 - 5 |
2. | Основная часть Проект урока по окружающему миру «Свойства полезных ископаемых» | С. 6 - 10 |
3. | Заключение | С. 11 |
4. | Список литературы | С. 12 |
1. Введение
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
В Законе РФ «Об образовании» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
Приоритетной задачей образование становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности.
Деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Большая Советская Энциклопедия).
Система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности.
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, — будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития — учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно — деятельностный» подход в образовании!».
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Цели изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе :
∙ формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
∙ духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Предмет окружающий мир помогает реализовывать задачи:
1) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
2) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
II. Проект урока окружающего мира (УМК «Школа 2100», 3 класс)
Тема урока: Свойства полезных ископаемых
Цели:
- образовательная: создание условий для формирования способа изучения свойств полезных ископаемых;
-развивающая: развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;
- воспитательная: формирование коммуникативной культуры.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карта «Полезные ископаемые»; предметные картинки: «Добыча каменного угля», фломастеры,
исследовательская карта , карточки с условными знаками полезных ископаемых, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой
- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.
- Нас ждёт много интересной работы. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и новые открытия. Я желаю, чтоб на уроке вам сопутствовала удача, сопровождал успех, чтобы вы могли помочь друг другу и тогда у нас всё получится.
II. Актуализация знаний учащихся. Мотивация
2.1 Беседа
- Чтобы человеку построить дом, что необходимо иметь? (песок, цемент, известняк);
- Чтобы сделать машины, станки, необходимы ( медь, алюминий) ;
- Из чего делают трубы, рельсы? ( чугун, сталь)
- Как мы назовём это одним словом? (полезные ископаемые)
- Почему их называют полезными ископаемыми? ( Полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь).
Учитель: Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.
- Назовите из предложенных значков, обозначающих полезные ископаемые те, которые вы знаете, что добывают в нашем регионе? (,,,,,,,,,,);
- Что вы о них знаете? (каменный уголь горит, дает человеку тепло, лекарства, пластмассу)
- Из железной руды (машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы) и т.д.;
- На какие группы делятся полезные ископаемые из тех, что мы назвали
- твердые (различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли);
- жидкие (нефть, минеральные воды);
- газовые (горючие газы, гелий, метан).
- горючие (уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы);
- рудные (руды горных пород, графит, асбест);
- нерудные (неметаллические и негорючие полезные ископаемые: песок, гравий, глина, мел, известняк, различные соли. Отдельной группой стоят драгоценные и поделочные камни).
- Почему их разделили на такие группы? ( от того, где они пригождаются);
- Значит, они обладают какими- то свойствами, которые человек знает и нуждается в них.
- Ребята! А вы бы хотели узнать: Как ищут горные породы? Как их добывают? Где и как человек использует горные породы и минералы? Как надо охранять полезные ископаемые?
- Ребята! Мы знаем, что каменный уголь является топливом, а только для этого его используют? А какими ещё свойствами он обладает? Знаете? А хотите узнать?
III. Формулировка темы и целеполагание.
3.1. Беседа
Эта планета солнечной системы, имеет шарообразную форму, окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы, равнины, овраги. На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) – ?
– Что нам предстоит сегодня узнать?
(Что находится в недрах Земли, о богатствах Земли).
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока
- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
- Прочитайте тему урока. “Свойства полезных ископаемых”
3.2. Игра с буквами.
– Чтобы узнать, какие полезные ископаемые будем подробно рассматривать, необходимо собрать их названия из букв.
( На магнитной доске буквы в свободном порядке. Дети собирают из букв слова: каменный уголь, нефть, глина.)
– Теперь более конкретно предположите, о чем пойдет речь на уроке ( О каменном угле, нефти, глине)
Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.
- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством.
– Назовите свойства известных вам полезных ископаемых.
3.3. Создание учебной ситуации
– В жизни людей полезные ископаемые играют важную роль.
Каменный уголь называют «черным алмазом. Хотя если сравнивать уголь и алмазы, то, несмотря на то, что стоимость алмазов, по сравнению с углем очень высока, но все же пользы больше от каменного угля.
Если закончатся запасы алмазов, человечество сможет пережить данный кризис, поскольку есть много других драгоценных металлов и камней, которые смогут заменить алмазы. А альтернативы каменному углю на данный момент еще не найдено.
- Какой проблемный вопрос встает перед нами?
(Почему каменный уголь играет большую роль в жизни человека?)
IV.Физкультминутка
V. Познавательная деятельность
5.1. Работа в группах.
Вспомните правила работы в группе.
1) Умейте слышать и слушать.
2) Умейте спорить, но не ссориться.
3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.
У каждой группы есть «Лист юных исследователей» для наших с вами записей.
Порядок работы:
- Прочитайте план работы и распределите обязанности в группе: Исследователи - те, кто анализируют текст и конкретизируют ответ;
Хронометрист - тот, кто следит за временем;
Эксперт - тот, кто заносит результат в таблицу;
Научный консультант - делает сообщение и предъявляет результат работы
На доске план:
- Изучить свойства каменного угля (1 группа), нефти (2 группа), глины (3 группа).
- Найти информацию о применении.
- Заполнить таблицу.
- Сейчас каждая группа будет изучать свойства своего полезного ископаемого. Но для начала давайте вспомним о технике безопасности при работе с данным полезными ископаемыми: исследуемые предметы нельзя пробовать на язык, брать в рот. На стол расстелите сухие салфетки, а после работы вытрите руки влажными салфетками.
План работы
- У вас на столах лежит каменный уголь, пробирка с нефтью, глина.
- Рассмотрите, что еще вам предложено для работы? (Молоток, гвоздь, стаканы с водой, лупа)
- Возьмите кусочек полезного ископаемого. Рассмотрите его с помощью лупы. Какого оно цвета? Понюхайте.
- Постучите по нему молотком, прочертите гвоздём. Что происходит?
- Опустите в стакан с водой. Что наблюдаете?
4. Результаты занесите в таблицу.
Название полезного ископаемого______________________________________
Твёрдое или жидкое __?_______ ______________________________________
Цвет _?____________________________________________________________
Запах_?____________________________________________________________
Твёрдое или рыхлое (или пластичное)__________________________________
Тяжелее, легче воды _?______________________________________________
Растворимость___?_________________________________________________
Другие свойства_? Какие?______________________________________ _____
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) __________________________________________________________________
Выводы:
1 ГРУППА рассказывает свои наблюдения о каменном угле.
2 ГРУППА рассказывает свои наблюдения о нефти.
3 ГРУППА рассказывает свои наблюдения о глине.
VI. Первичное закрепление
6.1. Работа по учебнику с.49
- Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
- Для чего необходимо топливо?
- Какие виды топлива вы знаете?
- Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
- Почему сейчас не отапливают древесиной?
- Что заменило дрова?
VII. Итог урока .Рефлексия.
- Что нового о полезных ископаемых вы сегодня узнали на уроке? основные свойства каменного угля :твёрдый, черный, блестящий, оставляет следы при надавливании , не имеет запаха, тяжелее воды
- Какая у нас была цель? Достигли мы её?
- Сравните гипотезы и выводы. Какие гипотезы мы подтвердили?
7.1. Самооценка.
- Что вам было интересно на уроке?
- Где вам было трудно?
- Пришлось ли вам удивиться сегодня на уроке? Чему удивились?
VIII. Домашнее задание (по выбору):
- Выполнить задание «Подумай!» (учебник, с.51) :
- Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит,
известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?
2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:
- большинство полезных ископаемых – жидкие;
- места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.
3. Выполнить задания №7, 8 в рабочей тетради (с.29)
3. Заключение
На уроке по теме «Свойства полезных ископаемых» обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебные вопросы способствовали организации посильного поиска нужной информации в различных источниках и в тоже время опирались на жизненный опыт ребят.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Выполняемые групповые задания способствовали развитию у обучающихся мыслительных операций, аргументировано доказывали свой выбор, делали выводы. Большое внимание уделялось отработке умению находить необходимые сведения в тексте и преобразовывать текст, умению выстраивать ответ с помощью вопросов и заданий, умению слаженно работать в группе и давать самооценку своей работе, работе своей группы, работе других групп.
Интенсивность урока была оптимальной, с учётом психолого - возрастных особенностей обучающихся третьего класса. Ребятам было на уроке комфортно, чувствовали они себя уверенно, чётко и слаженно работали в группах. В групповой работе ребята учились договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат.
Учебное время использовалось эффективно, запланированный объём заданий выполнен.
4. Список литературы:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с .
- Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст]: методическое пособие / А. В. Миронов. – М. : Педагогическое сообщество России, 2002. – 189 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс.М.:ВАКО», 2008, .-(В помощь школьному учителю).
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников Издательство «Учитель» 2011 г.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – 4 изд. – М.: Просвещение, 2005 г.
- Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990
- Шатилова М.Ю, Селезнёва Н.И., Ильина Н.И. и др. Проектирование в начальной школе Издательство «Учитель» 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Открытый урок потгеографии в 7 классе по теме "Рельеф и полезные ископаемые Африки" Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...
Урок «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые».
Урок проходит в форме путешествия по материку Африка. Изучение рельефа и его особенностей ведется различными способами и формами усвоения материала. Это работа в парах, групповая работа. Работа с испо...
Урок в 5 классе "Полезные ископаемые. Металлы"
Презентация к уроку биологии в 5 класс по теме "Полезные ископаемые. Металлы". Автор : Лобачева Е.В....
Конспект урока по окружающему миру "Свойства воды"
Данный конспект предназначен для 3 -го класса. Учитель использует ТСО, групповую, парную работу, что актуально в современном мире. Дети самостоятельно формулируют учебную задачу, соотрудничают, ...
Презентация к уроку природоведения 5 класс "Полезные ископаемые.Металлы"
Презентация в помощь учителю и обучающимся при изучении темы "Полезные ископаемые.Металлы" на уроке природоведения в 5 классе...
Урок географии по теме "Полезные ископаемые" 6 класс
В 6 классе по программе Домогацких Е.М. выделен 1 урок на тему "Поелзные ископаемые". Он проводится после урока "Горные породы". Эта тема вызывает у ребят большой интерес и ее хорошо сочетать с практи...
Методическая разработка урока географии "Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки"
Урок географии в 7 классе с УУД...