Урок географии по теме "Полезные ископаемые" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

В 6 классе по программе Домогацких Е.М. выделен 1 урок на тему "Поелзные ископаемые". Он проводится после урока "Горные породы". Эта тема вызывает у ребят большой интерес и ее хорошо сочетать с практической работой по изучению и классификации полезных ископаемых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ   УРОК  КНЯЗЕВОЙ  Е. П.  ГЕОГРАФИИ   ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ    ВСЕВОЛОЖСКОГО   РАЙОНА

Урок – поиск.   Тема  :  Полезные ископаемые

Место урока: 6 класс, третий урок в теме «Литосфера».

Цель урока: Формирование представлений о полезных ископаемых их использование и принципах размещения.

Тип урока: Комбинированный: практическая работа, построенная на технологии  критического мышления с использованием поискового метода.

Учитель: Князева Е.П.                                                                                Дата проведения: 26.11.2014г

Оборудование:

1. Настенные карты: Физическая Евразия, контурная полушарий;

2. Компьютер с мультимедийным проектором;

3. Видеопрезентации, подготовленные ребятами: «Полезные ископаемые вокруг нас во Всеволожске», «Профессия геолог»;  видеозаставка «Панорама Санкт-Петербурга»;

4. Коллекция полезных ископаемых с раздаточным материалом;

5. Учебник «География 6 класс» Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский с печатной рабочей тетрадью;

6. Карточки индивидуальных групповых заданий;

7. Дополнительная литература: толковые словари русского языка;  учебное пособие «Природа родного края», З.А. Томанова,  А.Н. Любарский,СПБ, «Специальная Литература».        

8. Выставка литературы и экспонатов по теме «Горные породы и минералы».

Планируемые результаты.

Предметные:

1. Давать определение терминов, понятий по тематике урока;

2. Классифицировать полезные ископаемые;

3. Приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека;

4. Уметь видеть в окружающей среде результаты труда других людей, с использованием природных ресурсов.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1. Находить достоверные сведения в источниках географической информации;

2. Анализировать и обобщать тематическую информацию;

3. Осуществлять поиск информации для решения учебных задач по теме урока.

1.  Коммуникативные УУД:

1) Организовывать работу в паре и группе;

2) Активно участвовать в групповой практической работе, излагать свое мнение,  прислушиваясь к мнению одноклассников .

2. Личностные УУД:

1) Аргументировано оценивать свою работу и работу одноклассников;

2) Уметь исправлять ошибки;

3. Регулятивные УУД:

1)Определять самостоятельно цель и тему урока;

2) Выдвигать гипотезы предположения;

3) Устанавливать причинно-следственные связи.    

Личностные результаты:    

1)Осознание целостности мира;  

2)Понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразие и вариативность использования;

3)Формирование познавательного интереса к профессии геолог.    

ХОД УРОКА

Этапы урока

                            Деятельность учителя учащихся на уроке

                            УУД

I. Организационный момент.

Цель: настройка на работу по географии.

1. Географическая разминка по  настенной контурной карте:

   класс по очереди задает вопрос по номенклатуре 1 ученику и он

  показывает объекты на контурной карте. Тема разминки :  горы и  

равнины, изученные  в 5 классе.

-Предметные: развитие памяти и образного мышления, умение читать карту.

-Коммуникативные УУД:

четко и кратко формулировать ответы и вопросы.

II. Фронтальный опрос-повторение с целью «погружения» в тему урока.

Вопросы учителя:

- какую оболочку мы изучаем?

- каково строение литосферы?

- из чего состоит литосфера?

- сколько известно горных пород и минералов?

-что такое классификация?

-Предметные: развитие логического мышления и памяти.

-Коммуникативные УУД:

ясно формулировать ответы на вопросы.

III.Практическая работа –опрос по домашнему заданию.

Класс поделен на 6 групп. Каждая группа имеет набор образцов горных пород.

Задание: Классифицируйте горные породы по происхождению, выбрав их из набора. Разложите на месте и подпишите их.

Проверка: заслушать одного представителя от группы по одному виду горных пород.

Выставление оценки: групповое самооценивание, отметка письменно на листе, устная оценка учителя

Познавательные УУД:

-развивать умение классифицировать горные породы.

Коммуникативные УУД:

-работа в группе;    

-исправление ошибок и самооценка

IV. Изучение нового материала.

1)Определение новой темы

Показ видеофрагмента «Панорама СПБ»

Вопрос учителя:                                                                                                           1) Догадайтесь: почему, изучая горные породы,  я показала вам наш прекрасный Санкт-Петербург?  Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся  с полезными ископаемыми и их использованием.

2) Как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые?» Что вы знаете о них?  

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему урока

2) Целепологание

3) Индивидуальная работа с текстом учебника

4) Отработка понятия «использование полезных ископаемых  в повседневной жизни и хозяйственной деятельности»  

5) Защита исследовательско-поискового проекта «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске», сделанного  ребятами по опережающему заданию.

6) Групповая работа с текстом учебника    

V. Первичное закрепление материала.

а) Практическая работа по классификации полезных ископаемых по использованию и выбора образцов из коллекций.  

б) Совместное составление схемы «Классификация полезных ископаемых по использованию»

VI. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»

VII. Проверка усвоения материала.

VIII Рефлексия

Человек использует полезные ископаемые, значит, они приносят пользу. Многие горные породы человек выкапывает из земли, поэтому они называются «Полезными ископаемыми».

1

         Знаю

2

Хочу знать

3

Узнал (а)

Заполните на  «Индивидуальном листе» таблицу        «О полезных ископаемых я…» (1 и 2столбик)

         

См. приложение

Заслушать 1-2 ответа.

Уточните свое понятие «полезные ископаемые» и выполните задание №1 с листа «Задания для группы». Заслушивается 1 ответ.

 

Каждая группа:   1) «получает» карточку -  одну профессию, работает с толковым словарем и узнает значение слова. ( Карточки-профессии: энергетики,  металлурги,  химики,  строители, ювелиры, гончары ; вытягивают карточку на группу).

2) находит предметы в кабинете, сделанные людьми их профессии.

3  каждой группой выполняется задание  №2   «Наша профессия» (см. приложение)

Заслуживается кратко каждая группа.

Устанавливаются причинно - следственные связи между наблюдением материала из которого сделаны предметы, его свойствами и толкованием в словаре значения данной профессии.      

 

     

Учитель: Ребята,  вы искали предметы в классе, а двое наших учеников заглянули за окно.  Они,  получив задание,  прогулялись с фотоаппаратом по Всеволожску и сейчас расскажут о своем исследовании. На непонятные вопросы они нашли ответы в интернете.                

 

Защита проекта – демонстрация презентации «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».    

- Вам понравилась работа одноклассников? Оцените работу «смайликом», имеющимся у вас.

 

Посмотрев их работу, вы должны выполнить на Индивидуальном листе задание к проекту «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зная, что делают люди каждой профессии, видя результаты их труда, используя текст учебника, сделайте вывод: с какой группой полезных ископаемых чаще работают ваши специалисты. Выполняем ввей группой задание №3   «Читаем внимательно».  (см. приложение)          

 Учитель проводит опрос групп. Каждая группа выбирает лист с названием их вида полезных ископаемых.

Учитель: А сейчас выполним практическую работу с образцами полезных ископаемых, которые у вас на столах.  Читайте инструкция №4 на листе Задание для группы.

Ребята выполняют задание. Например: на лист с названием группы «ТОПЛИВНЫЕ»  выкладывают образцы и подписывают их.

Верхнюю часть листа с названием группы полезных ископаемых отсоедините и разместите в нужной части схемы  «Полезные ископаемые» на магнитной доске.

 

Каждая группа рассказывает  о своей работе.

Ученики по наводящим вопросам учителя делают вывод, что они классифицировали полезные ископаемые по использованию.  

Два ученика сделали самостоятельно проект по опережающему заданию.

Перед просмотром проекта классу ставится вопрос: «А металлурги, энергетики и люди других специальностей сами ищут в земной коре нужные им полезные ископаемые?»  

После просмотра презентации каждый ученик заполняет в Индивидуальном листе  табличку  «Интересная профессия».

Презентация классом оценивается с помощью «смайликов».    

   

В печатной рабочей тетради выполните задание на странице 39 и сдайте тетрадь на проверку.  (См. «Рабочую тетрадь по географии для 6класса» к учебнику «География», Домогацких  Е.М., Алексеевский Н.И.,М. «Русское слово»,2014г.)

Мне сегодня понравилась ваша работа, а свое мнение об уроке напишите в Индивидуальном листе словами «да» или «нет», ответив на последние вопросы «Мое мнение об уроке»

Домашнее задание:  параграф 11;  письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»;  устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?

- Познавательные УУД:

- строить логические рассуждения..

Личностные УУД:

-понимать смысл своей деятельности,

-ставить перед собой учебную цель

Личностные:

-четко формулировать определение термина

Познавательные УУД

        

Выделять  в окружающей среде объекты, изучающие на уроке

Коммуникативные УУД

-работать в группе  

Регулятивные УУД

-развитие логического мышления

   

                         

Познавательные УУД

-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.

Развиваются навыки самостоятельной проектной деятельности.

Отрабатывается понимание вариативного использования полезных ископаемых.

Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.

Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.

Познавательные УУД

-обобщать  тематическую информацию;  

-учиться графически отображать научную информацию.

Личностные УУД

- расширять кругозор в вопросах профориентации;

-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

разработка урока географии "Мировое хозяйство", 10 класс

Урок "Мировое хозяйство" разработан в рамках технологии развития критического мышления. В нем обозначены стадии: вызова, осмысления, рефлексии. Обучающимся дается возможность самим решить главную проб...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Урок географии по ФГОС 6 класс "Ветер" с самоанализом урока

В материале представлен сценарий урока и самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС...