Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Открытый урок потгеографии в 7 классе по теме "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим строением и полезными ископаемыми;
Задачи:
- Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы.
- Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.
- Развитие коммуникативной культуры
- Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал
- Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
- Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.
- Воспитание гуманистического отношения к другим; бережное отношение к природе
Оборудование:
-учебники географии 7 класс «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев;
-атласы 7 класса по географии;
- листы ватмана- 3шт.;
- клей 1., фломастеры, маркеры;
- конверты с заданиями;
-дополнительный материал
-схемы выполнения заданий
- выставка книг.
Парты расставлены на 4 группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Рельеф и полезные ископаемые Африки" | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
"Рельеф и полезные ископаемые Африки»
Цель: познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим строением и полезными ископаемыми;
Задачи:
- Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы.
- Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.
- Развитие коммуникативной культуры
- Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал
- Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
- Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.
- Воспитание гуманистического отношения к другим; бережное отношение к природе
Оборудование:
-учебники географии 7 класс «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев;
-атласы 7 класса по географии;
- листы ватмана- 3шт.;
- клей 1., фломастеры, маркеры;
- конверты с заданиями;
-дополнительный материал
-схемы выполнения заданий
- выставка книг.
Парты расставлены на 4 группы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места( на столах должны лежать: учебники, атласы, ручки, карандаши, фломастеры. Клей, конверт с заданием, папка с иллюстрациями и дополнительной информацией, ватман, , анкеты,
у 4 группы – жюри – таблицы с оценочными материалом).
Учащиеся распределяются на 4 группы.
- Тема урока не сообщается, учащиеся должны сами выйти на нее в конце урока.
Создание игровой проблемной ситуации.
- Здравствуйте, ребята! Я хочу сегодня начать урок с такого вопроса. Посмотрите на экран и скажите, знаете ли вы этих людей? (Слайд 1)
Кто они? (Слайд 2)
(русские путешественники и учёные) ? Я предлагаю вам создать научно-исследовательские экспедиции и отправиться в путешествие. Какими качествами характера должен обладать путешественник?( Внимательный – правильно, это пригодится для изучения материала; аккуратный – для аккуратного оформления информации; спокойный – для умения сосредоточиться, умный и т. д.).
- У нас 3 научно-исследовательские экспедиции.
Каждая команда выбирает начальника экспедиции.
У каждой экспедиции на столе – пакет с секретным заданием и ценными указаниями по его решению, а также на столах все необходимое для того чтобы оформить в виде проекта итог вашего путешествия. Вы отправляетесь на неизвестную территорию для её исследования и сбора информации.
После возвращения, вам надо отчитаться о выполнении задания перед «Научно-исследовательским центром». Это наше жюри в составе Кочневой Ангелины и Суворовой Полины ( жюри – 2 человека- 4 команда).
Они оценят вас по следующим критериям:
- правильность изложения материала;
- полнота ответа;
- логичность ответа;
- наглядность проекта;
- уважение к другой команде;
- время.
- зададут каждой команде дополнительные вопросы
Работать начинаем одновременно , в течении 10-12 минут вы должны добыть информацию и оформить её на ватмане. Затем каждая команда защищает свой проект в течение 2-х минут.
-Ребята! 7б класс, совершая путешествие по Индийскому океану, обнаружил в его водах бутылки с какими-то бумагами. Давайте откроем и посмотрим, что там написано. Наверное это записи других путешественников, но они изрядно пострадали и часть информации стёрлась . Ваш задача, изучая территорию, восстановить эти записи.
И так, в добрый путь, на неизвестную территорию! (Звучит музыка «Миссия не выполнима» в ходе выполнения всего задания).
Учитель подходит к командам , консультирует.
( Слайд 5)
1 команда.
На столе- ватман с контуром АФРИКИ
Задание в конверте: «Найти материал о тектоническом развитии Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки), раскрасить разными цветами платформы, складчатости разных возрастов
4. Восстановить текст из бутылки :
В основании лежит______________
На севере материка расположилась __________________________-
Под ней , на юго-западе, крайнем юге и п-ве Сомали находится___________________
На востоке материка имеются великие ________________________________________
5. Подготовить рассказ по схеме о тектоническом строении Африки
2 команда.
На столе - ватман с контуром Африки
Задание: «Найти материал о рельефе Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём.»
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). раскрасить разными цветами разные формы рельефа и подписать их
4. Восстановить текст из бутылки :
В Африке преобладают __________________________
По высотам Африка делится на ______________ и _______________ менее 1000метров, _______________ и _______________ более 1000метров
В Восточной Африке находится_______________, где расположены великие_______________
В Восточной Африке находятся вулканы _____________. ______________
К северу от Восточно-Африканского плоскогорья расположилось ____________________________
На северо-западе ____________________________
На востоке южной части Африки ________________________
На самом юге _______________
5.Подготовить рассказ по схеме о рельефе Африки
3 команда.
На столе- ватман с контуром Африки.
Задание: «Отобрать материал – определить наличие полезных ископаемых на территории Африки. Оформить проект на ватмане и рассказать об этом.
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). Приклеить условные знаки полезных ископаемых в нужных местах
4. Восстановить текст из бутылки :
По происхождении полезные ископаемые делятся на _______________,______________,_______________.
В складчатостях образуются полез ископ. ____________________ происхождения.
На платформах - _______________ происхождения
В Африке преобладают ________________ горные породы
Г. Атлас ___________________________
Восточно-Африканское нагорье -_______________________________
Драконовые горы______________________________
Юг богат ______________________________
В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива _________________________
4. Приклеить условные знаки полезных ископаемых
5. Приготовить рассказ о расположении полезных ископаемых
4 команда – «Научно-исследовательский цент» или жюри.
Задание:
1. Прочитать текст –. параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный текст ( такой же как для команды).
3. Придумать дополнительные вопросы для команд( по 2 для каждой).
4. После выступления каждой команды – заполнять таблицу «Карта результативности» (Приложение 1).
5. После выступления всех команд подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.
За две минуты до окончания срока – предупредить команды о том, что время заканчивается.
(Звучат «фанфары»)
- Внимание! Время закончилось.
Вызывается 1 команда исследователей для отчета в «Научно-исследовательский центр»»
( включается музыка «Африканские мелодии»).
-Прочитайте ваше задание для остальных команд. Слушаем, какую информацию вы собрали.
Ответ команды по проекту, (Слайд 6,7,8,10,11,12)
- Спасибо, садитесь!
- Вызывается 2 команда «исследователей»( звучит музыка «Этномелодии Африки). Слушаем ваше задание.
Ответ команды по тому же плану. (Слайд 6,9,11-13,15)
- Спасибо, садитесь
- В «Научно-исследовательский цент» вызывается следующая 3 команда «исследователей». звучит музыка «Этномелодии Африки).
- Прочитайте задание. Ответы команды. ( Слайды 14-17)
- Спасибо, командам!
- Сейчас возьмите анкеты на столах( они лежали лицевой стороной вниз) и ответьте на вопросы в течение 2 минут, а «Научно-исследовательский цент» подведет итоги.
- Время закончилось! (Звучит музыка «Фанфары»).Сдайте анкеты . Жюри проверяет. Заполняет Приложение 1. Слово – жюри.
Жюри объявляет итоги.
Подводят итоги и начальники экспедиции
Учитель: «Мне кажется, что сегодня хорошо поработали все команды. Каждая принесла ценную информацию в «Научно-исследовательский центр». Если бы не было работы какой- либо из команд, то мы не получили бы целостную картину по теме урока. Вы, молодцы, сумели собрать информацию в единое целое.
-А теперь, давайте подведем итоги.
- На каком материке мы побывали?(Африка)
-О чем вы рассказывали? (О рельефе о полезных ископаемых)
- Значит тема нашего урока называется …( «Рельеф и полезные ископаемые Африки»)
-Молодцы, но это еще не все. Обратите ваше внимание на стенку с книгами.
Я рекомендую прочитать интересные статьи из детской энциклопедии о загадках природы, о крупных вулканах и горных цепях Африки, о великой пустыне Сахара.
-В качестве домашнего задания - отметить на контурных картах основные формы рельефа Африки и полезные ископаемые.
Спасибо за работу!
Человеческая деятельность очень отрицательно влияет на природу Африки . Пустыни наступают на юг очень быстро. Вытаптывание почвы скотом выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни, добыча полезных ископаемых способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов. Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.
В Африке создаются заповедники, заказники и национальные парки.
Национальный парк Серенгети один из крупнейших заповедников мира.
Человеческая деятельность очень отрицательно влияет на природу Африки . Пустыни наступают на юг очень быстро. Вытаптывание почвы скотом выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни, добыча полезных ископаемых способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов. Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.
В Африке создаются заповедники, заказники и национальные парки.
Национальный парк Серенгети один из крупнейших заповедников мира.
- В пределах какой литосферной плиты расположена Африка?
- В какой части Африки чаще всего происходят землетрясения и извержение вулканов?
Ответы ;
1.В пределах Африкано-Аравийской плиты
2.В восточной части Африки на Восточно-Африканском плоскогорье.
- Почему большую часть Африки занимают равнины?
- Почему на Восточно-Африканском плоскогорье, а ведь это равнина, расположились вулканы
Ответы
1.В основании лежит древняя платформа
2.Так как там расположены великие африканские разломы с которыми связаны вулканы
Ответы
- Почему в Африке много полезных ископаемых магматического происхождения?
- По запасам какого полезного ископаемого Африка занимает первое место?
1.Фундамент платформ и древних складчатостей выступают на поверхность
2. По запасам алмазов
Приложение1
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЭКСПЕДИЦИЙ.
критерии | 1 экспедиция | 2 экспедиция | 3 экспедиция |
правильность изложения материала; | |||
полнота ответа; | |||
логичность | |||
наглядность проекта | |||
уважение к другой команде; | |||
время | |||
ответы на вопросы | |||
анкета | |||
ИТОГ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...