Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Максютина Надежда Васильевна

Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки" 

 

Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим  строением и полезными ископаемыми; 

Задачи:

  1. Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы.
  2. Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.
  3. Развитие коммуникативной культуры
  4. Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал
  5. Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
  6. Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.
  7. Воспитание гуманистического отношения к  другим;  бережное отношение  к природе

Оборудование:

-учебники географии 7 класс «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев;

-атласы 7 класса по географии;

- листы ватмана- 3шт.;

- клей 1., фломастеры, маркеры;

- конверты с заданиями;

-дополнительный  материал

-схемы выполнения  заданий

- выставка книг.

 

Парты расставлены на 4 группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

"Рельеф и полезные ископаемые Африки»

Цель: познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим  строением и полезными ископаемыми;  

Задачи:

  1. Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы.
  2. Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.
  1. Развитие коммуникативной культуры
  2. Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал
  3. Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
  1. Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.
  2. Воспитание гуманистического отношения к  другим;  бережное отношение  к природе

Оборудование: 

-учебники географии 7 класс «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев;

-атласы 7 класса по географии;

- листы ватмана- 3шт.;

- клей 1., фломастеры, маркеры;

- конверты с заданиями;

-дополнительный  материал

-схемы выполнения  заданий

- выставка книг.

 

Парты расставлены на 4 группы.

Ход урока:

1.Организационный момент. 

Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места( на столах должны лежать: учебники, атласы, ручки, карандаши, фломастеры. Клей,  конверт с заданием, папка с иллюстрациями и дополнительной информацией, ватман, , анкеты,

у 4 группы – жюри – таблицы с оценочными материалом).

Учащиеся распределяются на 4 группы.

  1. Тема урока не сообщается, учащиеся должны сами выйти на нее в конце урока.

Создание игровой проблемной ситуации.

- Здравствуйте, ребята! Я хочу сегодня начать урок с такого вопроса. Посмотрите  на экран и скажите,  знаете  ли вы этих людей?  (Слайд 1)

 Кто они?  (Слайд 2)

 (русские путешественники и учёные) ?   Я предлагаю вам создать научно-исследовательские экспедиции и отправиться  в путешествие. Какими качествами характера должен обладать путешественник?( Внимательный – правильно, это пригодится для изучения материала; аккуратный – для аккуратного оформления информации; спокойный – для умения сосредоточиться, умный  и т. д.).

- У нас 3 научно-исследовательские экспедиции.

Каждая  команда выбирает начальника экспедиции.

У каждой экспедиции на столе – пакет с секретным заданием и ценными указаниями  по его решению, а  также на  столах  все необходимое для  того чтобы  оформить в  виде  проекта итог  вашего путешествия. Вы отправляетесь на неизвестную территорию для её исследования  и сбора информации.

После возвращения, вам надо отчитаться о выполнении задания перед «Научно-исследовательским центром». Это наше  жюри в составе Кочневой  Ангелины   и  Суворовой Полины          ( жюри – 2 человека- 4 команда).

Они оценят вас по следующим критериям:

- правильность изложения материала;

- полнота ответа;

- логичность ответа;

- наглядность проекта;

- уважение к другой команде;

- время.

- зададут каждой  команде  дополнительные  вопросы

Работать начинаем   одновременно , в  течении 10-12 минут вы  должны  добыть информацию и оформить её на  ватмане. Затем каждая  команда защищает свой  проект в  течение 2-х  минут.

     -Ребята! 7б класс, совершая  путешествие по Индийскому  океану, обнаружил в  его водах бутылки с какими-то бумагами. Давайте откроем и посмотрим, что там написано. Наверное это записи других путешественников,   но они изрядно пострадали и часть информации стёрлась . Ваш задача, изучая  территорию, восстановить эти записи.

И так, в  добрый  путь, на  неизвестную территорию! (Звучит музыка «Миссия не выполнима» в ходе выполнения всего задания).

Учитель подходит к командам , консультирует.

( Слайд 5)

1 команда.

На столе- ватман с контуром АФРИКИ

Задание в конверте: «Найти материал о тектоническом развитии Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

 ( интересные сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки),  раскрасить разными цветами  платформы, складчатости разных возрастов

4. Восстановить  текст  из бутылки :

В основании лежит______________

На севере  материка расположилась __________________________-

Под ней , на юго-западе, крайнем юге и п-ве Сомали находится___________________

На востоке материка имеются великие ________________________________________

5. Подготовить рассказ по схеме о  тектоническом строении Африки

2 команда.

На столе - ватман с контуром  Африки

Задание: «Найти материал о рельефе  Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём.»

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

( интересные сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). раскрасить разными цветами  разные формы рельефа и подписать их

 4. Восстановить  текст  из бутылки :

В Африке преобладают __________________________

По высотам Африка  делится на ______________ и _______________ менее 1000метров, _______________ и _______________ более 1000метров

В Восточной Африке  находится_______________, где расположены  великие_______________

В Восточной Африке находятся вулканы _____________. ______________

К северу  от Восточно-Африканского плоскогорья расположилось ____________________________

На северо-западе  ____________________________

На востоке южной  части Африки ________________________

На самом юге _______________

5.Подготовить рассказ по схеме  о рельефе Африки

3 команда.

 На столе- ватман с контуром Африки.

Задание: «Отобрать  материал – определить наличие  полезных ископаемых на территории Африки. Оформить проект на ватмане и рассказать об этом.

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

( интересные сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). Приклеить условные знаки полезных ископаемых в нужных местах

4. Восстановить  текст  из бутылки :

По происхождении полезные ископаемые делятся на _______________,______________,_______________.

В складчатостях образуются  полез ископ. ____________________ происхождения.

На  платформах - _______________ происхождения

В Африке преобладают ________________ горные породы

 Г. Атлас ___________________________

Восточно-Африканское нагорье -_______________________________

Драконовые горы______________________________

Юг богат ______________________________

В Северной Африке и на  побережье Гвинейского залива _________________________

4. Приклеить  условные знаки полезных ископаемых

5. Приготовить рассказ о расположении полезных ископаемых

4 команда – «Научно-исследовательский цент» или жюри.

Задание: 

1. Прочитать текст –. параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80

2. Прочитать дополнительный текст ( такой же как для команды).

3. Придумать дополнительные вопросы для команд( по 2 для каждой).

4. После выступления каждой команды – заполнять таблицу «Карта  результативности» (Приложение 1).

5. После выступления всех команд подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.

За две минуты до окончания срока – предупредить команды о том, что время заканчивается.

(Звучат  «фанфары»)

- Внимание! Время закончилось.

 Вызывается 1 команда исследователей  для отчета в «Научно-исследовательский  центр»»

 ( включается музыка «Африканские мелодии»).

-Прочитайте ваше задание для остальных команд. Слушаем, какую информацию вы собрали.

Ответ команды по проекту, (Слайд  6,7,8,10,11,12)

- Спасибо, садитесь!

- Вызывается 2 команда «исследователей»( звучит  музыка «Этномелодии  Африки). Слушаем ваше задание.

Ответ команды по тому же плану. (Слайд 6,9,11-13,15)

- Спасибо, садитесь

- В «Научно-исследовательский  цент» вызывается следующая 3 команда «исследователей».  звучит  музыка «Этномелодии  Африки).

- Прочитайте задание. Ответы команды. ( Слайды  14-17)

- Спасибо, командам!

- Сейчас возьмите анкеты на столах( они лежали лицевой стороной вниз) и ответьте на вопросы в течение  2 минут, а «Научно-исследовательский  цент» подведет итоги.

- Время закончилось! (Звучит музыка «Фанфары»).Сдайте анкеты . Жюри проверяет.  Заполняет  Приложение 1. Слово – жюри.

Жюри объявляет итоги.

Подводят итоги и начальники экспедиции

Учитель: «Мне кажется, что сегодня хорошо поработали все команды. Каждая принесла ценную информацию в «Научно-исследовательский  центр». Если бы не было работы какой- либо из команд, то мы не получили бы целостную картину по теме урока. Вы, молодцы, сумели собрать информацию в единое целое.

-А теперь, давайте подведем итоги.

- На каком материке мы побывали?(Африка)

-О чем вы рассказывали? (О рельефе о полезных ископаемых)

- Значит тема нашего урока называется …( «Рельеф и полезные  ископаемые Африки»)

-Молодцы, но это еще не все. Обратите ваше внимание на стенку с книгами.

Я рекомендую прочитать  интересные статьи из детской  энциклопедии о загадках природы, о крупных вулканах и горных цепях Африки, о великой пустыне Сахара.

-В качестве домашнего задания -  отметить на контурных картах основные формы  рельефа Африки и полезные ископаемые.

Спасибо за работу!

Человеческая  деятельность очень отрицательно влияет на  природу  Африки . Пустыни наступают на юг очень быстро. Вытаптывание почвы скотом выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни, добыча  полезных ископаемых способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов.  Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.

В Африке создаются заповедники, заказники и национальные парки.  

Национальный парк Серенгети  один из крупнейших заповедников мира.

Человеческая  деятельность очень отрицательно влияет на  природу  Африки . Пустыни наступают на юг очень быстро. Вытаптывание почвы скотом выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни, добыча  полезных ископаемых способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов.  Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.

В Африке создаются заповедники, заказники и национальные парки.  

Национальный парк Серенгети  один из крупнейших заповедников мира.

  1. В пределах какой  литосферной плиты расположена  Африка?
  2. В какой  части Африки  чаще  всего происходят землетрясения и извержение  вулканов?

Ответы ;

1.В пределах Африкано-Аравийской плиты

2.В восточной  части Африки  на  Восточно-Африканском плоскогорье.

  1. Почему большую часть Африки занимают равнины?
  2. Почему на Восточно-Африканском плоскогорье, а ведь это равнина,  расположились вулканы

Ответы

1.В основании лежит древняя платформа

2.Так как  там  расположены великие африканские разломы с которыми связаны  вулканы

Ответы

  1. Почему  в Африке много  полезных ископаемых магматического происхождения?
  2. По запасам какого полезного ископаемого Африка занимает первое место?

1.Фундамент платформ и древних складчатостей выступают  на  поверхность

2. По запасам  алмазов

Приложение1

РЕЗУЛЬТАТЫ  РАБОТЫ  ЭКСПЕДИЦИЙ.

критерии

1 экспедиция

2 экспедиция

3 экспедиция

правильность изложения материала;

 полнота ответа;

логичность

наглядность проекта

уважение к другой команде;

время

ответы  на  вопросы

анкета

ИТОГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...