Рабочая программа по курсу "Экспериментальная и опытническая деятельность для умственно-отсталых детей младшего возраста"
рабочая программа по природоведению по теме

Материал предназначен для проведения опытов и экспериментов для умственно-отсталых детей младшего возраста с целью развития у детей логики ,мышления,интереса к различным природным явлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу

«Экспериментальная и опытническая деятельность

с умственно отсталыми детьми младшего возраста»

Воспитатель:

Макаренко В.И.

2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка,его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность,протекающая в форме экспериментальных действий.В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин,способов действий,проявлению творчества,так как опыты представлены с учетом актуального развития детей.Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух видов детской активности:

1. собственной активности ребенка,полностью определяемой им самим;

2. активность ребенка,стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей,так или иначе,связана с активностью,идущей от взрослого,а знания и умения,усвоенные с помощью взрослого,затем становятся достоянием самого ребенка,так как он воспринимает и применяет их как собственные.Выделенные два типа активности лежат в  основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития умственно отсталых детей:развитие личности,психическое развитие.

Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

- вместе

- на равных

- как партнеров,

Создавая особую атмосферу,которая позволит каждому ребенку реализовать познавательную активность.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:

- с детьми младшей группы-1 раз в месяц по 10-15 минут.

Работа проводится с учетом интеллектуального развития детей,учитывая их интересы,не ограничивая ребенка в деятельности из гигиенических соображений(«испачкаешься»,»прольешь»…)

Во время занятий проводится один эксперимент,который имеет четкую структуру проведения:

1. постановка,формирование проблемы(познавательная задача);

2. выдвижение предположений,отбор способов проверки,выдвинутых детьми;

3. проверка гипотез;

4. подведение итогов,вывод;

5. фиксация результатов(если это необходимо);

6. вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности детей воспитатель использует различные стимулы:

- внешние стимулы(новизна,необычность объекта);

- тайна,сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив(почему так);

- ситуация выбора.

На 2014-2015 учебный год я взяла тему «Песок и вода».Эта тема помогает  воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка.Речь идет о самостоятельной деятельности-экспериментированию с различными,подходящими для этого предметами и природными материалами.Организовывая игры с песком и водой,педагог не только   знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов,но и закрепляет элементарные представления о форме,величине,цвете предметов,развивает мелкую моторику ребенка.Дети очень любят такие игры.Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку,из совка в формочку,в песок можно прятать всякие мелкие игрушки,строить постройки,а потом разрушать их и снова строить.Отмечается,что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные,чем другте игры.Постройки из песка можно считать началом конструирования,оно заставляет ребенка сосредоточиться.Игры с водой вызывают положительные эмоции,способствуют внутренней раскованности.

Задачи

1. Способствовать развитию у детей познавательной активности,любознательности,стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

2. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

3. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах воды и песка.

4. Развитие у детей элементарных математических представлений(мерка).

5. Развитие у детей умственных способностей.

6. Социально-личностное развитие детей.

Этапы организации и проведения опытов

1. этап-постановка проблемы.

2. этап-поиск пути решения проблемы.

3. этап-проведение наблюдения,опыта,эксперимента.

4. этап-обсуждение итогов и формулировка выводов.

Требования,предъявляемые к проведению опытов

1.Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу(что хотим узнать?)

2.Чтобы заметить происходящие изменения,следует брать два объекта:один-опытный,другой-контрольный.

3.Необходимо осуществлять руководство опытом:продумывать вопросы,обращать внмание на существенное,учить рассуждать,сравнивать факты.

4.Один и тот же опыт проводить дважды,чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов,а также,чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети,которые в первый раз не проявили к нему интереса..

Занятия будут проводиться в 2014-2015 учебном году 1 раз в месяц,в пятницу,в третью неделю.Проведение экспериментальной деятельности связано с такими предметами,как «Знакомство с окружающим миром», «Счет»,»Развитие речи»,»ИЗО»,прогулкой.   В конце учебного года проводится дигностика и по ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

Список литературы

1. «Неизвестное рядом» О.В.Дыбина,Н.П.Рахманова,В.В.Щетинина.

2. «Экспериментальная деятельность детей старшего и среднего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева,А.Е.Чистякова.

3. «Секреты знакомых предметов»  А.И.Шапиро.

4. «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет»

5.Журнал «Дошкольная педагогика» декабрь 2012 г.

План работы в детской мини-лаборатории с детьми младшего возраста.

Опыты на тему «Песок и вода» на 2014-2015 учебный год

Сентябрь               «Теплый или холодный»

Октябрь                «Что как плавает?»

Ноябрь                 «Капитаны»

Декабрь               «Поймай льдинку»

Январь                 «Достань ракушку»

Февраль              «Найди шарик»

 

Март                    «Моет трубочиста»

Апрель                «Свойства соленой воды»

Май                     «Печем печенье»

Всего занятий:    в неделю-1

                                в месяц    -1  ,  в год-9

Игры и эксперименты с песком и водой

 

Цель:закреплять понятие «теплый или холодный».

Содержание.

Необходимы игрушки двух видов,по две-три штуки каждого,желательно резиновые или пластиковые(например:утята,рыбки,кораблики,дельфины и небольшие мячики-красные,синие,желтые,белые).

Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой,другую холодной.Говорит детям:»Утята любят купаться в холодной воде,а рыбки-в теплой.Давайте их искупаем».Ребенок опускает утят в емкость с холодной водой,а рыбок в теплую воду.Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов,но и учим определять разницу холодное-теплое.

Игра «Что как плавает?»

Цель:знакомство детей со свойствами материалов.

Содержание.

Для игры –экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов.Пластмассовый кораблик,резиновая уточка,металлическая ложечка,камешек,бумажная лодочка,скорлупка ореха,лоскуток ткани,фигурка из пенопласта и т.д.

Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду:»Какой красивый кораблик!Он готов отправиться в путешествие,в плавание.Отпусти его в воду,пусть плывет.Как много у нас предметов,давай их тоже отпустим,они хотят плавать».Во время игры воспитатель просит ребенка называть предметы,опускаемые в воду.Комментировать действия предметов (тонет,плывет,мокнет).

Игра «Капитаны»

Цель:активизация мышц губ,формирование умения чередовать длительный,плвный,сильный выдохи.

Содержание.

Воспитатель наполняет емкость водой,пускает в нее бумажный кораблик.Ребенок садится на стульчик рядом.Взрослый предлагает ребенку прокатиться на кораблике от одного до другого берега.Показывает,что берега обозначены полосками разного цвета.Объясняет,что для того чтобы кораблик двигался,нужно дуть на него.Можно дуть просто,вытягивая губы трубочкой,не надувая щеки.Показывает как это делать.Обращает внимание ребенка на звук,который при этом получается:»Ф».Ребенок повторяет.»Но вот налетел ветер,он дует не ровно.Вот так!-взрослый дует на кораблик отрывисто,не ровно:»П-П-П».Обращает внимание на то,какой звук слышится теперь-«П». Предлагает попробовать подуть также и пригнать кораблик к другому берегу.Игра повторяется несколько раз.Воспитатель следит за тем,чтобы ребенок не надувал щеки,не дул очень сильно.Во время игр педагог обязательно должен похвалить ребенка за правильное выполнение задания,поддержать и помочь,ни в коем случае не укорять ребенка за то,что он пролил воду,рассыпал песок,намочил одежду.Игры с песком и водой должны приносить детям радость.

Игра «Поймай льдинку»

Цель:развитие координации движений,знакомство со свойствами воды.

Содержание.

Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку:»Смотри,смотри,что происходит.Льдинки были большими,а становятся маленькими.Давай их спасать!»

Ребенок сачком или черпачком достает из воды льдинки покрупней и складывает их в отдельную посуду.После того как все льдинки будут извлечены,воспитатель спрашивает:»Куда делись остальные льдинки?Что с ними стало?-Они растаяли и превратились в воду».

Игра «Достань ракушку»

Цель:развитие внимания,координации движений.

Содержание.

На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков,ракушек.Затем предлагает ребенку найти «клад».Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку,разглядывает их вместе с ребенком.Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см),ребенок должен попытаться достать его,отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.Водный слой обычно затрудняет процесс доставания,поэтому взрослый может помочь.

Игра «Найди шарик»

Цель:знакомство с качеством предметов-размером,формой.

Содержание.

Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его.Сначала можно закапывать шарик на глазах ребенка,потом так,чтобы он не мог видеть действия взрослого.Постепенно усложняя задачу,воспитатель закапывает два предмета,например шарик и кубик,затем просит найти один из них.Можно закапывать предметы одной формы,но разной величины.

Игра «Печем печенье»

Цель:знакомство со свойствами песка,развитие моторики,координации движений.

Содержание.

В центре «Песок и вода»в одной емкости находится сухой песок,в другой-влажный.Воспитатель показывает ребенку красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье.Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным.Постепенно,в результате игры ребенок понимает,что из сухого песка нельзя построить ничего,а влажного можно.При необходимости воспитатель оказывает помощь или руководит действиями словесно.

Игра « Моет трубочиста»

Цель:развитие моторики,речи.

Содержание.

Воспитатель просит ребенка вымыть испачканную куклу.Назвать части тела,которые надо вымыть.Губку можно намылить,обратить внимание ребенка на то,как скользит в руках намыленная кукла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для учащихся 2 класса с умереной умственной отсталостью (домашнее обучение)

Уважаемые коллеги. Предлагаю  Вашему вниманию рабочую программу для учеников  2 класса с диагозом "Умеренная умственная отсталость" (домашнее обучение)Программа составлена на  основе пр...

Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся  1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся  3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа Всезнайки" для детей младшего возраста Физика и английский язык.

Программа дополнительного образования «Школа Всезнайки» построена на интеграции физики и английского языка. Занятия способствуют развитию учащихся, повышению их интереса к познанию за...