Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода, применения опорного конспекта, сопровождается презентацией. Цель урока изучить распространение воды в природе, физические и химические свойства, значение воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.zip | 907.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Савчук Оксана Васильевна,
учитель химии и биологии.
МОУ «СОШ» пгт. Кожва
Республика Коми, Печорский район.
Тема: Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.
Цель: Изучить распространение воды в природе, физические и химические свойства, значение воды.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.
Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся. Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.
Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.
Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, инсертная и практическая работы), индивидуальная (работа по тренажерам, беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.
Лабораторное оборудование: кристаллизатор с водой, металлический натрий, фенолфталеин, 3 пробирки с водой, индикатор, чашки Петри с СаО, пробирки с СаСО3, кислота, стакан с водой.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Мотивационный блок.
Учитель:
Я бы хотела начать сегодняшний урок с достоверной истории. Однажды в одной из африканских школ, ребятам рассказывали об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Как вы можете объяснить этот факт. Может, кто- то назовет эту страну? Выслушиваются все версии.
Посмотрите в окно. Что вы там видите? Снег. Что такое снег? Вода в твердом состоянии. Мы так привыкли к воде, что не замечаем её удивительных свойств.
Запишем тему урока (слайд 1).
Учитель:
И так:
- Какими удивительными свойствами обладает вода?
- Что такое вода?
- Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере, какого то иного вещества? (слайд 2)
- Целепологание.
(на доске план урока)
1. Нахождение в природе.
2. Физические свойства воды.
3. Химические свойства воды.
4. Применение воды.
Посмотрите на пункты плана и сформулируйте цель урока.
VI. Исполнительский блок.
Сегодня мы впервые с вами попробуем составить опорный конспект (слайд 3). Ученики чертят в тетради.
Такой конспект удобно использовать при подготовке к следующему уроку, а также к экзамену. Такие опорные конспекты мы будем составлять при изучении химических элементов в 9 классе. (оформление опорного конспекта).
Для определения нахождения воды в природе предлагается инсерт аналитическая работа (см. приложение1).
Ученики:
Вода находится во всех земных оболочках и в космосе. Записывают в тетрадь.
Учитель: Давайте обозначать удивительные свойства воды знаком (!) (слайд 3)
Физические свойства воды.
Учитель:
Какие свойства воды можете назвать? (слайд 4)
Ученики:
Т,Ж,Г. Без цвета, запаха, вкуса.
Тк=1000 С,Тз=00С
Плотность=1г/см 3
Учитель:
Все вы слышали о Титанике. Что было причиной этой катастрофы?
Ученики: Айсберг.
Учитель: Посмотрим глазами химика. Что такое айсберг? Вода в твердом состоянии. Плотность твердого состояния меньше плотности жидкого. Ещё одно удивительное свойство воды (!) (слайд 3). А как вы думаете какое это имеет значени для живых организмов, обитающих в воде? Выслушиваются все ответы учащихся.
Учитель: Изучая физические свойства воды, нельзя не сказать о том, что она является универсальным растворителем. В ней растворяются газообразные, жидкие и твердые вещества. (!).
Работа с таблицей растворимости.
Химические свойства воды. Прежде, чем рассмотреть химические свойства воды, давайте определим, к какому классу веществ она относится?
На столах 3 пробирки с водой, лакмусовая бумага, учащиеся проводят опыт и делают вывод .
Вода это оксид. Состав воды был доказан экспериментально с помощью методов анализа используя эвдиометр, и синтеза.
Учитель: Рассмотрим химические свойства воды (слайды 5-6)
1. Реакции разложения.
2Н2О =2Н2 +О2
2. Реакции соединения.
CO2 + H2O = H2CO3; но FeO + H2O =
СаО + Н2О = Са(ОН)2; но Si2O+ H2O =
Учащиеся проводят опыты с водой и оксидами.
Учитель:
С помощью учебника дайте определение, гидроксиды – это…
Кислотный оксид
Кислота НR
Н2О + (схема в тетради)
Основание Ме (ОН)n
Основный оксид
3. Реакции замещения.
2Nа + 2Н2О = 2NаОН + H2
Учитель: Как вы думаете, все ли металлы одинаково взаимодействуют с водой.
Ме до Al
MeOH +H2
Me от Be доРb (схема в тетради)
Н2О + MeO +H2
Ме после Н2
реакция не идет
4. Реакции обмена.
СаС2 + Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2
Вывод. Формулируют учащиеся по вопросам:
Какие типы химических реакций характерны для воды?
С какими химическими веществами может взаимодействовать вода?
Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?
Вернёмся к поставленному вопросу. Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого то иного вещества? ( Потому, что именно с её участием рождаются новые классы веществ).
V Контрольно-оценочный блок.
Проверь себя (слайд 7) (устно).
Самостоятельная работа (см. приложение2).
Как вы считаете, мы достигли своей цели? Что нового узнали? Что понравилось?
VI. Домашнее задание. ( слайд 8)
П.33, опорный конспект. Применение заполнить дома, используя схему, учебник, дополнительную литературу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Конспект урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды" с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп....
"Типы химических реакций на примере свойств воды"
Урок проводится в 8 классе по УМК О.С.Габриелян после изучения темы "Типы химических реакций"...
"Типы химических реакций на примере свойств воды"
Презентация к уроку "Типы химических реакций на примере свойсв воды"...
Презентация к дистанционному уроку "Типы химических реакций на примере свойств воды". 8 класс
Презентация содержит слайды, характеризующие химические свойства воды....
Урок химии в 8 классе "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Урок химии в 8 классе по теме "Типы химичеких реакций на примере свойств воды" , напрвлен на обобщение и систематизацию знаний о классификации химичеких реакций....
Инструктивная карта к модульному уроку 8кл Тема "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Инструктивная карта. Модульный урок. 8кл. Тема "Типы химических реакций на примере свойств воды"...
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»
Конспект урока на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...