Программа занятия кружка для учащихся 5 классов
рабочая программа (5 класс) на тему

Мацаева Алина Владимировна

В настоящее время популяризация  и более глубокое изучение основ журналистики является неоспоримым фактом.  Чтобы развить у учащихся интерес к предмету, пробудить желание лучше  знать необходимые навыки , необходимо совершенствовать методы его преподавания данного предмета с учетом применения современных  технологий, использованием ИКТ. Учебную деятельность школьников активизирует внесение элементов занимательности в обучение.

Программа занятий кружка «Юные журналисты» предназначена для учащихся 5 классов,  ориентирована на лучшее осознание ими  риторических сведений, повторение их, развитие логического мышления учащихся, их заинтересованность в более глубоких познаниях стилистики письма.  Программа нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поиск нужных материалов для  практических занятий, использование ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа44.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 82

Юные журналисты

Программа занятия кружка для учащихся 5 классов

Разработала

 учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия № 82

Мацаева Алина Владимировна

Рецензия

 на авторскую программу  кружка  «Юные журналисты» для учащихся 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ гимназия № 82  г. Краснодара Мацаевой А.В.

В настоящее время популяризация  и более глубокое изучение основ журналистики является неоспоримым фактом.  Чтобы развить у учащихся интерес к предмету, пробудить желание лучше  знать необходимые навыки , необходимо совершенствовать методы его преподавания данного предмета с учетом применения современных  технологий, использованием ИКТ. Учебную деятельность школьников активизирует внесение элементов занимательности в обучение.

Программа занятий кружка «Юные журналисты» предназначена для учащихся 5 классов,  ориентирована на лучшее осознание ими  риторических сведений, повторение их, развитие логического мышления учащихся, их заинтересованность в более глубоких познаниях стилистики письма.  Программа нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поиск нужных материалов для  практических занятий, использование ИКТ.

Данная программа предоставляет учителю возможность самостоятельно выбрать наиболее понравившиеся темы, организовать самые разнообразные виды работ по журналистике.  При этом необходимо помнить, что все пункты органично связаны между собой и объединены общей целью – углубленное изучение основ журналистики и повышение общей языковой культуры.

Структура Программы соответствует  предъявляемым требованиям: пояснительная записка, содержание, практические занятия, список литературы.

Главный специалист КНМЦ                                   Н.П. Олофинская

         Подпись удостоверяю

          директор КНМЦ                                                         Ф.И. Ваховский

Пояснительная записка

С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми в разных социальных ситуациях. Формирует готовность слышать и слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся 5 классов.

Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Программа опирается на коллективные формы обучения. Школьники учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать.

Программа ориентирована на личностный подход, способствует самоопределению школьника. Развитие происходит в сфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний. Программа не только позволяет познакомить с процессом создания газеты. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

Уроки организуются так, чтобы ребёнок оказался в ситуации, где он должен добывать необходимые ему знания и активно их применять. Такая работа содействует расширению лингвистического кругозора, развивает стилистическое чутьё, развивает и совершенствует способности создавать и оценивать тексты различной стилевой направленности.

Новизна рабочей программы состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка, литературного чтения, риторики.

Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного журналиста, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Курс разработан на основе требований новых ФГОСов и предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 5 классов.

Он рассчитан на 1 час в неделю. (34 часа в год)

Юный журналист.

Программа курса

Цель программы развитие социальных умений школьников в процессе усвоения ими основ журналисткой деятельности, воспитание ответственности за реализацию гражданской позиции, имеющей общественную значимость, создание пространства для социальных практик школьников и приобщение их к общественно значимым делам.

Задачи программы:

  • сформировать информационную компетентность учащихся. Научить их использовать различные способы работы с источниками информации;
  • познакомить детей с ролью журналистов в современном мире;
  • создавать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учётом индивидуальных особенностей;
  • формировать умения соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; познакомить школьников с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
  • формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
  • способствовать формированию коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве, создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся;
  • развивать психофизиологические способности ребёнка: память, мышление, внимание, творческое воображение;
  • способствовать освоению ИКТ как одного из основных инструментов учебной деятельности;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства.

Основные принципы, подходы, реализуемые в программе:

  • принцип сотрудничества;
  • принцип индивидуализации;
  • коммуникативно-деятельностный подход;
  • личностно ориентированный подход

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 11-12 лет.

Программа предусматривает формирование навыков журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Формы проведения занятий:

В ходе реализации программы, используются следующие формы организации занятий

- игра;

- проблемная ситуация;

- групповая и парная работа;

- практическая деятельность;

- тренировочные упражнения;

- ситуативные тренинги;

- чтение и обсуждение статей из газет;

-просмотр и обсуждение городских новостей;

- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;

- выпуск стенных школьных газет.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладение навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать – этому способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.

Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

В основе работы лежит педагогика сотрудничества. Работа по программе организуется с учётом познавательной инициативы ребёнка и включает диспуты, поисковые и научные исследования, сбор информации, её обработку, обсуждение и интерпретацию. На практических занятиях происходит закрепление полученных знаний, выполняются упражнения, проводятся дидактические игры, помогающие группам в приготовлении их творческих работ. В рекомендуемую структуру занятий могут быть включены: эмоционально-творческая разминка; создание проблемной ситуации; работа с источниками информации, их анализ и интерпретация; создание речевых высказываний; презентация работ; рефлексия.

Методы и приёмы деятельности

Достижению поставленных целей может способствовать использование записных книжек и блокнотов корреспондентов. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует фиксировать слова, фразеологизмы, которые понадобятся для раскрытия темы.

Целесообразно предложить обучающимся сделать синтаксические заголовки, словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; выделить предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания.

Особое внимание обучающихся следует обратить на взаимосвязь жанра и стиля. Учащиеся должны помнить о том, что существуют газетные жанры, с которыми необходимо познакомиться, непосредственно изучая программу. Это жанры информационной группы: хроника, интервью, репортаж, статья, заметка, эссе.

Особенностью проведения занятий является объединение практической и теоретической работы, посредством метода проектов, ролевых игр, решения проблемных ситуаций.

Организация выполнения практических занятий предполагает использование коллективных и индивидуальных форм работы. Большое значение для формирования самостоятельности имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо выработать привычку в трудных случаях обращаться к словарям и справочникам.

Продолжительность занятий – 40-45 минут.

Контроль за усвоением знаний

Контроль знаний осуществляется педагогом через постоянное повторение важнейших понятий и правил, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях учащиеся демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний учащихся осуществляется также при подготовке материалов и выпуске школьных газет.

Требования к знаниям и умениям

Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие

познавательные учебные действия:

  • самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные универсальные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные учебные действия

  • установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  •  оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ожидаемые результаты

К концу 1 года обучения учащиеся должны:

  • Овладеть такими социальными умениями, как правилами вежливого общения со сверстниками и взрослыми;
  • знаниями этикета публичных выступлений и общения;
  • умением работать с информацией, сравнивать её;
  • умением различать основные газетные жанры: статья, интервью, фоторепортаж;
  • знанием о структуре создания газет и журналов;
  • создавать школьную газету;
  • получить опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  •  основные цели и задачи средств массовой информации;
  • иметь представление о профессии журналист;
  • основные жанры журналистики;
  • особенности основных компьютерных программ;
  • строить устное и письменное сообщение;
  • работать в различных жанрах публицистического стиля;
  •  оценивать события с точки зрения нравственных позиций,
  • общаться с отдельным человеком и аудиторией;
  • иметь навык работы на персональном компьютере;
  • презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
  • готовить и публиковать материалы в прессе под руководством педагога.

Результатом деятельности школьников в рамках программы «Юный журналист»» станет выпуск школьных газет, в том числе с использованием ИКТ за 1 год обучения. 

Учебно-тематическое планирование

5 класс (первый год обучения) - 34 часа

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

  1. Вводное занятие. История российской газеты.
  2. Профессия – журналист.
  3. Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
  4. Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки.
  5. Практическая работа «Написание статьи».
  6. Вспомним, что такое СМИ (что такое телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы).
  7. Мир газет и журналов (оформление журналов и газет. Редакция. Главный редактор. Газета, содержание газеты).
  8. Идём в библиотеку (информация, способы работы с информацией, каталог).
  9. Умение брать интервью (интервью, правила вопроса).
  10. Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики – фоторепортаж.
  11. Фоторепортаж (газета, содержание газеты, фотография, подпись фотографии).
  12. Оформление газеты. Разные виды шрифтов.
  13. Деловая игра «Мы выпускаем стенгазету» (газета, содержание газеты, фотография, подпись фотографии).
  14. Презентация газеты.
  15. Работа на ПК. Программа MS POWER POINT.
  16. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы POWER POINT. Умение вставлять текст. Выбор дизайна слайдов, цветового оформления. Добавление музыкального сопровождения презентации.
  17.  Практическая работа «Презентация».
  18.  Практическая работа «Афиша для школьного спектакля».
  19.  Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу».

1

2

1

3

1

3

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

3

2

1

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

1

34

17

16

1

Содержание программы 1 год обучения

  1. Вводное занятие. История российской газеты.
  2. Профессия – журналист.
  3. Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
  4. Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки.
  5. Практическая работа «Написание статьи».
  6. Вспомним, что такое СМИ (что такое телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы).
  7. Мир газет и журналов  (оформление журналов и газет. Редакция. Главный редактор. Газета, содержание газеты).
  8. Идём в библиотеку (информация, способы работы с информацией, каталог).
  9. Умение брать интервью (интервью, правила вопроса).
  10. Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики – фоторепортаж.
  11. Фоторепортаж (газета, содержание газеты, фотография, подпись фотографии).
  12. Оформление газеты. Разные виды шрифтов.
  13. Деловая игра «Мы выпускаем стенгазету» (газета, содержание газеты, фотография, подпись фотографии).
  14. Презентация газеты.
  15. Работа на ПК. Программа MS POWER POINT.
  16. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы POWER POINT. Умение вставлять текст. Выбор дизайна слайдов, цветового оформления. Добавление музыкального сопровождения презентации.
  17.  Практическая работа «Презентация».
  18.  Практическая работа «Афиша для школьного спектакля».
  19.  Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу».

Содержание образовательной программы

1. Вводное занятие. Вводное занятие. История российской газеты. Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.

2-3. Профессия – журналист. Формирование представлений о профессии журналиста. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.

3. Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту:

  • компетентность;
  • объективность;
  • соблюдение профессиональных этических норм;
  • глубокое знание в области литературы, философии и др.
  • владение литературным языком.

4-6. Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Основные жанры: репортаж, статья, интервью, заметка.

7. Практическая работа «Написание статьи». Статья на самостоятельно выбранную тему, подбор и структурирование материала.

8-9. Вспомним, что такое СМИ (что такое телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы). Отличия разновидностей СМИ. Просмотр эпизодов информационных телепрограмм, прослушивание радиоэфиров, анализ Интернет-ресурсов, чтение газетных и журнальных статей.

10-11. Мир газет и журналов (оформление журналов и газет. Редакция. Главный редактор.  Газета,  содержание газеты). Как правильно оформляются журналы и газеты. Что такое редакция. Обязанности главного редактора. Как происходит подбор и размещение материала газеты.

12. Идём в библиотеку (информация, способы работы с информацией, каталог). В каком порядке размещается в библиотеке информация о книгах.  Как необходимо искать нужную книгу.  Как работать с каталогом.

13-14. Умение брать интервью (интервью, правила опроса). Какие вопросы необходимо подготовить заранее. Как интервьюеру правильно записывать ответы, полученные на задаваемые вопросы.

15-16. Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики – фоторепортаж. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета.

17-18. Фоторепортаж (газета, содержание газеты, фотография, подпись фотографии). Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».

19-20. Оформление газеты. Разные виды шрифтов. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

21-22. Деловая игра «Мы выпускаем стенгазету (газета, содержание газеты, фотография, подпись фотографии). Иллюстрированное оформление газеты. Написание заметок, поздравлений.

23-24. Презентация газеты. Подготовка презентации. Просмотр проектов, их обсуждение.

25-26. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление.

27-28. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы POWER POINT. Умение вставлять текст. Выбор дизайна слайдов, цветового оформления. Добавление музыкального сопровождения презентации.

29-30. Практическая работа «Презентация». Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Просмотр проектов, их обсуждение.

31-32. Практическая работа «Афиша для школьного спектакля». Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления. Подбор фотографий.  Написание заметок, поздравлений. Выпуск «Афиши».

33-34. Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу». Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления. Подбор фотографий. Выпуск газеты, посвященной выпускному балу.

Используемая литература для педагога

  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  2. В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
  3. Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002
  4. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  5. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
  6. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
  7. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
  8. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
  9. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

Используемая литература для детей

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Информационные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/

http://www/solnet.ee

http://www.km.ru

http://vschool.km/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...

Программа занятий кружка "Физика для малышей" для учащихся 3-6 класса.

Программа разработана для учеников начальной школы. В основе лежат рассказы из книги Сикорук " Физика для малышей". на занятиях мы используемс мультипликацинный фильм Р.Саакянца " Физика для малышей"....

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов «Наблюдай и исследуй». Тема «Воздух – невидимка»

Цели: ·         Познакомить учащихся со свойствами воздуха.·         Учить наблюдать явления и давать им объяснение.·...

Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов «Наблюдай и исследуй» Тема «Свойства воды»

Цели:·        Познакомить учащихся со свойствами воды.·        Учить наблюдать явления и давать им объяснение.·...

Программа предметного кружка для учащихся 7-8 класса по теме «Физика вокруг нас»

Программа предметного кружка для учащихся 7-8 класса по теме «Физика  вокруг нас»...

Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"

Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...