Природоведение 5 класс. Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о живых организмах?»
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме
Урок игра, в ходе которого можно обобщить и проверить знания учащихся по данной теме. Разработаны вопросы разной "стоимости". В ходе игры учащиеся набирают какое-то количество баллов. По результатам урока выставляются оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshch.prirodov.5_klass.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Природоведение 5 класс
Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о живых организмах?»
Девиз : Природы царства изучили.
Знаний много получили.
Нужно выход знаньям дать
Получить оценку «пять»!
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений.
Цели урока по содержанию:
Образовательные: создать условия для обобщения и систематизации знаний об отличительных особенностях живых организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, речевой деятельности, памяти, самостоятельности.
Воспитательные: способствовать воспитанию культуры умственного труда, культуры общения.
Тип урока: урок обобщающего повторения - урок - игра «Копилка».
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, дифференцированный метод обучения.
Форма организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная работа.
Средства обучения: таблицы с изображением живых организмов разных царств живой природы, карточки с вопросами разной стоимости и цвета.
Литература: 1) Учебник Т.С.Сухова, В.И.Строганов «Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс», Москва, «Вентана-Граф», 2003 г.
2) Г.Васильева «Проверочные карточки и тесты», «Айрес-пресс.Рольф», М., 2001 г.
3) И.Д.Агеева «Весёлая биология на уроках и праздниках», М., 2004 г.
4) Е.Н.Демьянков «Биология в вопросах и ответах», М., Просвещение, 1996 г
Подготовка к уроку: 1). Учащимся заранее даётся задание - нарисовать эмблему с изображением любого живого организма, который понравился в ходе изучения царств живой природы, на обобщающем уроке дети объясняют, почему они выбрали тот или иной живой организм. 2) Учитель готовит карточки с вопросами разной степени сложности и разной стоимости: красная карточка - стоимостью в 5 баллов (долларов, рублей, евро - как будет интереснее детям); зелёная карточка - стоимостью в 3 балла; жёлтая карточка — стоимостью в 2 балла.
Данный урок хорошо подходить для классов, наполняемость которых невелика. Но если наполняемость классов большая, то можно применить следующее – каждый ряд - отдельная группа. Тогда получится три группы и нужно приготовить три набора заданий с разной степенью сложности. Необходимо подготовить помощников из числа старшеклассников, которые должны знать точные ответы и критерии оценивания ответов. Учитель выполняет в этом случае направляющую и вспомогательную функции.
Ход урока.
I. Мотивация, целеполагание, актуализация.
В кабинете размещены таблицы с изображением живых организмов, изученных царств живой природы. На доске записан эпиграф урока.
Учитель зачитывает отрывок о живой природе:
Лишь только-только рассветало,
И, заглушая стоны сов,
Вся птичья мелочь засвистала
На сотни разных голосов.
И лес как будто бы проснулся,
И каждый, кажется, листок
Вдруг встрепенулся, потянулся
Навстречу солнцу на восток.
Взметнулся ястреб с громким криком,
Сороки где-то тарахтят,
На луг, усеянный брусникой,
Тетёрка вывела цыплят.
А там, где ели поседели,
Где бурелом и сухостой,
На мшистой бархатной постели
Поднялся лось в траве густой.
Прошёл по просеке сохатый, ступая мягко, как босой,
Качнул стволы берёз косматых
И весь осыпался росой.
Потом рога свои закинув,
Застыл среди могучих пихт, -
Залюбовался на вершины,
Где солнце шишки золотит.
Мы с вами, ребята, изучили разные царства живой природы. Сегодня на уроке все полученные знания приведём в порядок и проверим, как вы успешно изучили эту тему (учитель зачитывает девиз сегодняшнего урока, записанный на доске).
Беседа: 1. Скажите, пожалуйста, какие царства живой природы мы изучили?
2. Приведите три примера живых организмов, которые относятся к царству:
- Растений
- Животных
- Грибов
- Бактерий
- Вирусов
II, Систематизация и обобщение изученного.
Для того чтобы проверить полученные вами знания, мы проведём игру «Копилка».
Для этого учащиеся садятся в круг. У каждого ученика прикреплена эмблема с изображением живого организма. Учитель предлагает детям объяснить, почему они выбрали тот или иной живой организм. Ответ должен быть чётким и лаконичным.
На столе лежат карточки с вопросами разной стоимости и разного цвета (красные карточки - 5 баллов, зелёные карточки - 3 балла, жёлтые карточки - 2 балла).
Учитель объясняет правила игры: каждый ученик по очереди берёт карточку любой стоимости, на своё усмотрение (по опыту могу сказать, что вначале все дети стараются взять красные карточки стоимостью в 5 баллов) и отвечает на вопрос. Если ответ на вопрос дан неправильный или не полный, то баллы не засчитываются, и на этот вопрос может ответить другой ученик. Побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов. Количество баллов фиксирует учитель. Примерные вопросы по данной теме смотрите в приложении.
III. Подведение итогов урока.
Учащиеся, накопившие наибольшее количество баллов, получают оценку «пять», знания остальных оцениваются в соответствии с количеством накопленных баллов.
Приложение.
Вопросы стоимостью в 2 балла (жёлтые карточки)
- Где на нашей планете обитает больше живых организмов?
- Приведите примеры организмов царства животных.
- Приведите примеры организмов царства бактерии.
- На границе, каких сред больше всего встречается живых организмов?
- Животные находятся в постоянном движении. Какое это имеет
значение? - Почему все растения имеют зелёный цвет?
- Что такое классификация?
- Перечислите способы передвижения животных.
- Что такое систематика?
- Приведите примеры организмов царства грибов.
- Что такое вид?
- Перечислите известные вам царства живой природы.
- Приведите примеры организмов царства растения.
- В каких царствах живых организмов встречаются одноклеточные организмы?
- Грибам необходимы готовые органические вещества. Как человек учитывает эту особенность грибов, например при приготовлении дрожжевого теста?
- Приведите примеры одноклеточных животных.
- Перечислите увеличительные приборы, с помощью которых можно рассмотреть одноклеточные организмы?
- Все живые организмы, в конечном итоге, умирают. Куда потом исчезают умершие организмы?
- У животных нет хлоропластов. Какой пищей они питаются?
- Приведите примеры организмов царства вирусы.
Вопросы стоимостью в 3 балла (зелёные карточки)
- Как приспосабливаются животные к жизни в Арктике?
- Приведите примеры растений, которые никогда не цветут.
- В каких царствах живых организмов встречаются организмы-
паразиты? - Какую роль играют вирусы в природе и жизни человека?
- Почему нельзя пользоваться одной разделочной доской для резки
сырого мяса, хлеба и сырых овощей? - Как приспосабливаются животные к жизни в пустыне?
- Какую роль играют грибы в природе и жизни человека?
- На основании, каких признаков разные растения относят в одно
царство? - Какую роль играют бактерии в природе и жизни человека?
- На основании, каких признаков разных животных относят в одно царство?
- Как приспосабливаются растения к жизни в Арктике?
- Почему грибы нельзя отнести ни к растениям, ни к животным?
- Как приспосабливаются растения к жизни в пустыне?
- Как отличить бактерии от одноклеточных животных?
- Распредели перечисленные ниже названия живых организмов по царствам: бабочка, дятел, мох, ель, плесневый гриб, эвглена зелёная, акула, грипп, туберкулёз, оспа, тиф, СПИД.
- Какую форму могут иметь бактерии?
- Почему вирусы не могут жить вне других организмов?
- Какие признаки характерны для бактерий?
- Почему продукты хранят в холодильнике?
- Какую роль играют одноклеточные организмы в природе?
Вопросы стоимостью в 5 баллов (красные карточки)
- Объясните, почему разнообразные живые организмы обитают в разных
природных условиях? - Летом Максим отдыхал у бабушки в деревне. В погожий день он
насобирал много малины, земляники и грибов. Как Максиму сохранить
эти продукты, чтобы они не испортились? - Иногда плесень на хлебе бывает зелёного цвета. Может ли такая
плесень фотосинтезировать? - Объясните, почему разнообразные живые организмы располагаются
ярусами в одном и том же лесу или пруду? - Докажите справедливость утверждения: «Растения кормят всех, даже
хищников». - Объясните выражение: «Дизентерия - болезнь грязных рук».
- Объясните, почему разнообразные живые организмы неравномерно
распределены по планете? - Почему в лесу грибы чаще всего встречаются около деревьев?
- Найдите ошибку в тексте: «К животным относят следующих из перечисленных живых организмов: лошадь, инфузорию туфельку, водоросли, подосиновик, жирафа, собаку, оспу, дельфина, корь». Какие из перечисленных живых организмов не относятся к животным? Ответ поясните.
- Почему сушение фруктов спасает их от гниения?
- Приведите доказательства того, что одноклеточные животные – это целый живой организм.
- Докажите, что грибы — это самостоятельное царство живых организмов.
- Почему в морозную погоду бактерий в воздухе почти нет, а в тёплую погоду их очень много?
- Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озёр и болот. Откуда они могли там появиться?
- На некоторых деревьях встречается гриб-паразит трутовик. Объясните, как он мог попасть на дерево, и как защитить дерево от этого паразита?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории в 6 классе «Обобщающий урок по теме «Русь древняя»
Обобщающе-повторительный урок...
урок химии в 8 классе "Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов"
Данный урок является обобщающим уроком по теме "Соединения химических элементов",...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Обобщающий урок по теме "Древний Египет"
В этой презентации использованы различные задания для повторения материала по теме....
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»
Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...
Обобщающий урок по теме" Клетка –структурно-функциональная единица живого"
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК "Клетка- структурно-функциональная единица живого" проводится в нетрадиционной форме в виде инсценировки....
Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)
Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)...