Конспект урока по истории в 6 классе «Обобщающий урок по теме «Русь древняя»
методическая разработка (история, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 5
г. Вольска Саратовской области»
412900 г. Вольск, ул. Коммунарная, д.30 А
тел. 7-81-80
Конспект урока по истории в 6 классе
«Обобщающий урок по теме
«Русь древняя»
Автор разработки:
Сагайдак Оксана Валерьевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №5 г. Вольска
Саратовской области»
2012 г.
Тема: «Блеф – клуб» Обобщающе-повторительный урок по пройденной теме «Русь
Древняя».
Задачи: 1) Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденной теме;
2) Развивать память, внимание, устную речь;
3) Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: тестовые задания, иллюстративный материал, листочки, черный ящик.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы проведения урока: эвристический, объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: Урок обобщения знаний.
Время проведения: 1 академический час (45 минут)
Ход урока
- Организационный момент
- А ну –ка, похлопайте, как я! (учитель хлопает)
А ну –ка, все вместе, все в раз! (хлопают)
Так хлопают только у нас!
Так хлопают только у нас!
А ну –ка, притопни, какя! (учитель топает)
А ну –ка, все вместе, все в раз! (топают)
Так топают только у нас!
Так топают только у нас!
А ну –ка, скажите: «Ха – ха!»
А ну –ка, все вместе, все в раз!
Смеются так только у нас!
Смеются так только у нас!
- Я надеюсь, что Вы с улыбкой воспримете и выигрыш и поражение сегодня на нашем необычном уроке. Тогда это хорошее настроение не покинет Вас!
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по пройденным темам. Но урок у нас будет сегодня волшебный, и для этого мы сейчас разделимся на 2 команды и будем состязаться.
III. Повторение пройденного материала.
- Вы разделились на команды, а сейчас придумайте название своим командам и выберите капитанов.
1) - Прежде чем начать игру,
Проведем разминку.
Взяли в руки ручки,
А затем листочки.
1, 2, 3, 4, 5 – эстафету начать.
На старт – марш – листочки взять,
Немедленно их подписать,
И исторические тесты начать.
- Какова была территория расселения восточных славян?
а) Восточная Азия; в) Восточно-Европейская равнина;
б) Западная Европа; г) Прибалтика.
2. Когда славяне расселились на территории Восточной Европы?
а) 40 тыс. лет назад; в) в VI – VIII вв.;
б) в VII – VI вв. до н.э.; г) в X в.
3. С каким занятием связаны слова «подсека», «соха» и «борона»?
а) с рыболовством; в) со скотоводством;
б) с бортничеством; г) с земледелием.
4. Чем объяснялось распространение у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия?
а) плодородием почвы; в) отсутствием леса;
б) лесистостью края; г) использованием плуга.
5. Отрывок, из сочинения византийского историка: «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» - свидетельствует о том, что у восточных славян:
а) утвердилось христианство;
б) главными занятиями было рыболовство и мореплавание;
в) были распространены языческие верования;
г) отсутствовали контакты с другими странами.
6. Куда вел торговый путь «из варяг в греки»?
а) из Белого моря в Каспийское; в) из Белого моря в Черное;
б) из Балтийского моря в Черное; г) из Балтийского моря в Ладожское озеро.
7. Что было предпосылкой образования государства у восточных славян?
а) заключение военного договора с Византией;
б) развитие городов и торговли;
в) возникновение религиозных верований;
г) освобождение от хазарской зависимости.
8. Кто был основным торговым партнером Руси?
а) Византия; в) Тмутаракань;
б) Швеция; г) Скифия.
9. Чему способствовало установление княгиней Ольгой уроков и погостов?
а) развитию образования; в) укреплению связей с Византией;
б) упорядочению сбора дани; г) распространению христианства.
10. О чем идет речь в отрывке из документа?
Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, если не убьют его, так и это: если не убьем его, то всех нас погубит. И послали к нему послов, говоря: «Почему идешь опять? Ты ведь взял дань»
а) о походе Олега на Киев; в) о восстании древлян;
б) о походе Святослава; г) о нападении хазар.
11. Какое название получил объезд князем подвластных племен и земель в Древнерусском государстве с целью сбора дани?
а) налогообложение; в) выкуп;
б) полюдье; г) приношение.
12. О чем идет речь в отрывке из документа?
И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки… Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей…убили Аскольда и Дира.
а) о походе Олега на Киев; в) о восстании древлян;
б) о вторжении норманнов; г) о походе князя Святослава.
13. Кто был правителем Руси с 980 по 1015?
а) Владимир; в) Олег;
б) Игорь; г) Святослав.
14. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:
а) князя Святослава породниться с правителями европейских стран;
б) киевских князей избежать порабощения хазарами;
в) жителей Киевской Руси перейти в христианство;
г) киевских князей упрочить государство и свою власть.
15. Деятельность князя Владимира была направлена на:
а) установление определенных норм сбора дани;
б) ведение походов против Тюркского каганата;
в) строительство городов Новгорода и Киева;
г) строительство оборонительных рубежей на южных границах государства.
16. Какая река была местом крещения киевлян?
а) Днепр; в) Волга;
б) Волхов; г) Москва.
17. К чему привело принятие христианства на Руси?
а) к усилению племенной разобщенности;
б) к усилению позиций западной римской церкви;
в) к ослаблению великокняжеской власти;
г) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры.
18. Кто был причислен Русской православной церковью к лику святых?
а) князь Игорь и княгиня Ольга; в) князья Аскольд и Дир;
б) князья Рюрик и Олег; г) князья Борис и Глеб.
19. С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства?
а) Святослава; в) Владимира Святого;
б) Рюрика; г) Ярослава Мудрого.
20. Откуда на Русь пришло христианство?
а) из Волжской Булгарии; в) из Хазарского каганата;
б) из Рима; г) из Византии.
2) – Следующий конкурс «Кто есть кто?» называется. Я Вам сейчас раздам листочки с текстом, а Вы должны будите определить деятелей, о которых идет речь.
1 команда
а) Определите исторического деятеля, о котором идет речь в древнейшей летописи «Повести временных лет»:
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… И избрались трое братьев со своими родами… и пришли к славянам, и сел старший… в Новгороде…»
б) По признакам, приведенным ниже, определите исторического деятеля, о котором идет речь.
Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов;
- этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии;
- соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстил за гибель близкого человека;
- управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним;
- это первый факт в истории России, когда на престоле сидела женщина.
2 команда
а) Определите исторического деятеля, о котором идет речь в древнейшей летописи «Повести временных лет»:
«В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
б) По признакам, приведенным ниже, определите исторического деятеля, о котором идет речь.
Этому князю летописец уделял очень много внимания на страницах «Повести временных лет»;
- от своего отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня;
- киевский престол он отвоевал у своего старшего брата, что считают первой межкняжеской усобицей на Руси;
- этот князь создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства;
- с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране.
3) – Эстафета продолжается, следующий тур «Знаешь ли ты?» называется.
Я буду задавать вопросы по очереди командам, а Вы должны правильно на них ответить. Если команда отвечает неправильно, право ответа переходит к другой команде.
- ЭТО может быть в рыболовной сети, ЭТО нужно грибнику, ЭТО использует турист т охотник, сельские домохозяйки и ЭТО немало рассказало нам о жизни древнего Новгорода. Что скрывается под словом ЭТО? (береста, из неё делают попловки, используют для разжигания костра, берестяные грамоты рассказали о Новгороде)
- В годину лихих испытаний новгородцы на своем вече принимали решение: «Настал час послать к Ярославичу Бить челом, звать в Великий Новгород». Что такое «чело» и что такое «Бить челом»? (Лоб. Низко кланяться)
- На каком музыкальном инструменте играл Садко? (на гуслях)
- Какие исторические события легли в основу выдающегося произведения Древней Руси «Слово о полку Игореве»? (Рассказ о нападении половецкого хана Кончака на Киев)
- Объясните высказывание историка И.Я. Фроянова «Князь без дружины, что птица опешена, дружина без князя, - что корабль без кормчего».
4) – Следующий конкурс для капитанов и называется он «Самый внимательный»
- Капитаны, возьмите ручку и листочки. Подпишите их. Послушайте задание, я называю Вам события, а Вы записываете его дату.
1) Правление князя Игоря в Киеве.
2) Поход Олега на Царьград.
3) Крещение Руси.
4) Создание «Повести временных лет»
5) Написание поэмы «Слово о полку Игореве»
6) Составление «Русской правды» Ярославичей.
5) Физминутка
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри –
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Посмотри перед собой.
6) – Продолжаем и сейчас тур называется «Попробуй, назови»
- Вам нужно по ключевым словам, которые я буде сейчас называть, определить и назвать занятия славян.
- лук, стрелы, капкан, западня, сеть, рогатина, рожон, медведь, куница, белка, бобр. (охота)
- сом, осетр, судак, щука, налим, бредень, сети, невод, верша. (рыболовство)
- горн, коваль, мех, молот, наковальня, руда, щипцы. (кузнечное дело)
- конопля, лён, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок. (ткачество)
- малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, желуди, зверобой, подорожник, орехи. (собирательство)
- соха, цеп, рало, палка, серп, коса, борона – суковатка, поле, овес, пшеница, ток, гумно, амбар, сусек. (земледелие)
7) – А теперь конкурс «Вот такой случай». Перед Вами текст, в котором допущены исторические ошибки. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.
1 команда
Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошел пешком на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру принцессу Ольгу замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые по свидетельствам летописца не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.
2 команда
В 907 году князь Владимир Мономах пошел походом на Царьград. Он собрал огромное войско варягов, около 80 000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колеса, и они по суше благодаря попутному ветру, добрались до столицы византийской империи. Испуганные греки запросили мира, в итоге был составлен договор . По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.
8) – И последний конкурс называется «Шерлок Холмс»
Вы должны будите угадать, что находиться в этом ящике, а я Вам немного подскажу.
- Этот напиток пили в древности, ведь чая тогда они не знали. Происходит от слова кысати, что означает «киснуть». Первоначально считался «кислым напитком». Напиток похожий на него, впервые был приготовлен 8 тыс. лет назад в Древнем Египте. Впервые этот напиток упоминается в русских летописях, а с XIV в. он становится распространенным напитком. Этот напиток приготавливается на воде из хлеба с солодом, а также их ягод, фруктов. (квас)
IV. Итог урока
Подведение итогов, награждение победителей.
Прощальная игра
А вот прощальная игра Нам праздник закрывать пора, Мы все надеемся, что с ней, Ты стал немножечко умней. Узнал ты много слов смешных И много всяких всячин. И, если, ты запомнил их, Не зря твой день потрачен. И нам с тобой пришел черед Сыграть игру «наоборот». Скажу я слово: «Высоко», А ты ответишь: «Низко!» Скажу я слово: «Далеко», А ты ответишь: «Близко!» Скажу я слово: «Потолок», А ты ответишь: «Пол!» Скажу я слово: «Потерял», И скажешь ты: «Нашел!» Скажу тебе я слово: «Трус», Ответишь ты: «Храбрец!» Теперь: «Начало» я скажу, Ну, отвечай… «КОНЕЦ!!!» |
Список используемой литературы
- Борзова Л.П. Игры на уроках истории : Метод. пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001;
- Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009;
- Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии / авт.-сост.: С.Г. Зубанова, Н.И. Чеботарева. – М.: Издательство «Глобус», 2009;
- Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 6 – 11 кл. В 2-х кН. Кн.1. – М.: Дрофа, 1996;
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2011;
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1995;
- Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе: Метод. пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001;
- Торопцев А.П. Рюриковичи. Становление династии. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006;
- Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников / Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К°», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс Древний Египет.
В данной разработке представлен план-конспект урока, филворды для учащихся, игра и викторина...
Обобщающий урок по истории 6 класс "Раннее Средневековье"
Повторить пути установления феодального строя; обобщить признаки феодального строя в Византии, в странах Арабского халифата, в Западной и Центральной Европе....
Конспект урока по географии 7 класс "Обобщающий урок по лесной зоне"
Конспект для коррекционных школ 8 вида...
Конспект урока по географии 8 класс "Обобщающий урок. Африка"
Урок для коррекционных школ 8 вида...
Обобщающий урок по истории 5 класс "Путешествие по Древней Греции"
Цели урока:- контроль знания и умения по разделу «Древняя Греция»;- формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к уч...
Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс
Открытый урок по истории в 5 классе по теме "Древняя Греция"...
Повторительно-обобщающий урок по истории 10 класс на тему "Русь и Европа в Средние века"
Конспект урока по истории 10 класса - повторительно-обобщающий урок по истории 10 класс "Русь и Европа в Средние века"....