Конспект урока по истории в 6 классе «Обобщающий урок по теме «Русь древняя»
методическая разработка (история, 6 класс) по теме

Обобщающе-повторительный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_drevnyaya.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Вольска Саратовской области»

412900 г. Вольск, ул. Коммунарная, д.30 А

тел. 7-81-80

Конспект урока по истории в 6 классе

«Обобщающий урок по теме

«Русь древняя»  

                                                            Автор разработки:

                                                                             Сагайдак Оксана Валерьевна,

учитель истории и обществознания

                                                                          МОУ «СОШ №5 г. Вольска

                                                                 Саратовской области»

2012 г.

Тема: «Блеф – клуб» Обобщающе-повторительный урок по пройденной теме «Русь

Древняя».

Задачи: 1) Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденной теме;

                2) Развивать память, внимание, устную речь;

                3) Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:  тестовые задания, иллюстративный материал, листочки, черный ящик.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы проведения урока: эвристический, объяснительно-иллюстративный,

                                                      частично-поисковый,  здоровьесберегающие технологии.

Тип урока: Урок обобщения знаний.

Время проведения: 1 академический час (45 минут)

Ход урока

  1. Организационный момент

- А ну –ка, похлопайте, как я!          (учитель хлопает)

  А ну –ка, все вместе, все в раз!      (хлопают)

  Так хлопают только у нас!

  Так хлопают только у нас!

   А ну –ка, притопни, какя!              (учитель топает)

   А ну –ка, все вместе, все в раз!     (топают)

   Так топают только у нас!

   Так топают только у нас!

   А ну –ка, скажите: «Ха – ха!»

   А ну –ка, все вместе, все в раз!

   Смеются так только у нас!

   Смеются так только у нас!

- Я надеюсь, что Вы с улыбкой воспримете и выигрыш и поражение сегодня на нашем необычном уроке. Тогда это хорошее настроение не покинет Вас!

II. Сообщение темы урока.

     - Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по пройденным темам. Но урок у нас будет сегодня волшебный, и для этого мы сейчас разделимся на 2 команды и будем состязаться.

III. Повторение пройденного материала.

     - Вы разделились на команды, а сейчас придумайте название своим командам и выберите капитанов.

      1) - Прежде чем начать игру,

       Проведем  разминку.

       Взяли в руки ручки,

       А затем листочки.

       1, 2, 3, 4, 5 – эстафету начать.

       На старт – марш – листочки взять,

       Немедленно их подписать,

      И исторические тесты начать.

  1. Какова была территория расселения восточных славян?

а) Восточная Азия;                 в) Восточно-Европейская равнина;

б) Западная Европа;               г) Прибалтика.

  2.   Когда славяне расселились на территории Восточной Европы?

а) 40 тыс. лет назад;                в) в VI – VIII вв.;

б) в VII – VI вв. до н.э.;          г) в X в.

3.  С каким занятием связаны слова «подсека», «соха» и «борона»?

 а) с рыболовством;                в) со скотоводством;

 б) с бортничеством;               г) с земледелием. 

4.  Чем объяснялось распространение у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия?

      а) плодородием почвы;         в) отсутствием леса;

      б) лесистостью края;             г) использованием плуга.

5.  Отрывок, из сочинения византийского историка: «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания»  - свидетельствует о том, что у восточных славян:

а) утвердилось христианство;

б) главными занятиями было рыболовство и мореплавание;

в) были распространены языческие верования;

г) отсутствовали контакты с другими странами.

6.  Куда вел торговый путь «из варяг в греки»?

а) из Белого моря в Каспийское;           в) из Белого моря в Черное;

б) из Балтийского моря в Черное;         г) из Балтийского моря в Ладожское озеро.

7.  Что было предпосылкой образования государства у восточных славян?

а) заключение военного договора с Византией;

б) развитие городов и торговли;

в) возникновение религиозных верований;

г) освобождение от хазарской зависимости.

8. Кто был основным торговым партнером Руси?

а) Византия;                                  в) Тмутаракань;

б) Швеция;                                    г) Скифия.

9.  Чему способствовало установление княгиней Ольгой уроков и погостов?

а) развитию образования;            в) укреплению связей с Византией;

б) упорядочению сбора дани;     г) распространению христианства.

10.  О чем идет речь в отрывке из документа?

      Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, если не убьют его, так и это: если не убьем его, то всех нас погубит. И послали к нему послов, говоря: «Почему идешь опять? Ты ведь взял дань»

      а) о походе Олега на Киев;           в) о восстании древлян;

      б) о походе Святослава;                г) о нападении хазар.

11.  Какое название получил объезд князем подвластных племен и земель в Древнерусском государстве с целью сбора дани?

а) налогообложение;                       в) выкуп;

б) полюдье;                                      г) приношение.

12.  О чем идет речь в отрывке из документа?

И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки… Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей…убили Аскольда и Дира.

а) о походе Олега на Киев;             в) о восстании древлян;

б) о вторжении норманнов;            г) о походе князя Святослава.

13.  Кто был правителем Руси с 980 по 1015?

а) Владимир;                                    в) Олег;

б) Игорь;                                           г) Святослав.

14.  Причиной принятия христианства на Руси было стремление:

а) князя Святослава породниться с правителями европейских стран;

б) киевских князей избежать порабощения хазарами;

в) жителей Киевской Руси перейти в христианство;

г) киевских князей упрочить государство и свою власть.

15.  Деятельность князя Владимира была направлена на:

а) установление определенных норм сбора дани;

б) ведение походов против Тюркского каганата;

в) строительство городов Новгорода и Киева;

г) строительство оборонительных рубежей на южных границах государства.

16.  Какая река была местом крещения киевлян?

а) Днепр;                                           в) Волга;

б) Волхов;                                         г) Москва.

17.  К чему привело принятие христианства на Руси?

а) к усилению племенной разобщенности;

б) к усилению позиций западной римской церкви;

в) к ослаблению великокняжеской власти;

г) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры.

18.  Кто был причислен Русской православной церковью к лику святых?

а) князь Игорь и княгиня Ольга;             в) князья Аскольд и Дир;

б) князья Рюрик и Олег;                           г) князья Борис и Глеб.

19.  С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства?

а) Святослава;                                           в) Владимира Святого;

б) Рюрика;                                                 г) Ярослава Мудрого.

20.  Откуда на Русь пришло христианство?

а) из Волжской Булгарии;                      в) из Хазарского каганата;

б) из Рима;                                                г) из Византии.

2) – Следующий конкурс «Кто есть кто?» называется. Я Вам сейчас раздам листочки с текстом, а Вы должны будите определить деятелей, о которых идет речь.

1 команда

а) Определите исторического деятеля, о котором идет речь в древнейшей летописи «Повести временных лет»:

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… И избрались трое братьев со своими родами… и пришли к славянам, и сел старший… в Новгороде…»

б) По признакам, приведенным ниже, определите исторического деятеля, о котором идет речь.

Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов;

- этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии;

- соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстил за гибель близкого человека;

- управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним;

- это первый факт в истории России, когда на престоле сидела женщина.

2 команда

а) Определите исторического деятеля, о котором идет речь в древнейшей летописи «Повести временных лет»:

«В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».

б) По признакам, приведенным ниже, определите исторического деятеля, о котором идет речь.

Этому князю летописец уделял очень много внимания на страницах «Повести временных лет»;

- от своего отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня;

- киевский престол он отвоевал у своего старшего брата, что считают первой межкняжеской усобицей на Руси;

- этот князь создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства;

- с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране.

3) – Эстафета продолжается, следующий тур «Знаешь ли ты?» называется.

Я буду задавать вопросы по очереди командам, а Вы должны правильно на них ответить. Если команда отвечает неправильно, право ответа переходит к другой команде.

  1. ЭТО может быть в рыболовной сети, ЭТО нужно грибнику, ЭТО использует турист т охотник, сельские домохозяйки и ЭТО немало рассказало нам о жизни древнего Новгорода. Что скрывается под словом ЭТО?   (береста, из неё делают попловки, используют для разжигания костра, берестяные грамоты рассказали о Новгороде)
  2. В годину лихих испытаний новгородцы на своем вече принимали решение: «Настал час послать к Ярославичу Бить челом, звать в Великий Новгород». Что такое «чело» и что такое «Бить челом»? (Лоб. Низко кланяться)
  3. На каком музыкальном инструменте играл Садко? (на гуслях)
  4. Какие исторические события легли в основу выдающегося произведения Древней Руси «Слово о полку Игореве»? (Рассказ о нападении половецкого хана Кончака на Киев)
  5. Объясните высказывание историка И.Я. Фроянова «Князь без дружины, что птица опешена, дружина без князя, - что корабль без кормчего».

4) – Следующий конкурс для капитанов и называется он «Самый внимательный»

- Капитаны, возьмите ручку и листочки. Подпишите их. Послушайте задание, я называю Вам события, а Вы записываете его дату.

1) Правление князя Игоря в Киеве.

2) Поход Олега на Царьград.

3) Крещение Руси.

4) Создание «Повести временных лет»

5) Написание поэмы «Слово о полку Игореве»

6) Составление «Русской правды» Ярославичей.

5) Физминутка

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки вниз ты опусти

Глазами следом ты веди.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой.

6) – Продолжаем и сейчас тур называется «Попробуй, назови»

- Вам нужно по ключевым словам, которые я буде сейчас называть, определить и назвать занятия славян.

  1. лук, стрелы, капкан, западня, сеть, рогатина, рожон, медведь, куница, белка, бобр. (охота)
  2. сом, осетр, судак, щука, налим, бредень, сети, невод, верша. (рыболовство)
  3. горн, коваль, мех, молот, наковальня, руда, щипцы. (кузнечное дело)
  4. конопля, лён, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок. (ткачество)
  5. малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, желуди, зверобой, подорожник, орехи. (собирательство)
  6. соха, цеп, рало, палка, серп, коса, борона – суковатка, поле, овес, пшеница, ток, гумно, амбар, сусек. (земледелие)

7) – А теперь конкурс «Вот такой случай». Перед Вами текст, в котором допущены исторические ошибки. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

1 команда

Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошел пешком на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру принцессу Ольгу замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые по свидетельствам летописца не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.

2 команда

В 907 году князь Владимир Мономах пошел походом на Царьград. Он собрал огромное войско варягов, около 80 000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колеса, и они по суше благодаря попутному ветру, добрались до столицы византийской империи. Испуганные греки запросили мира, в итоге был составлен договор . По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.

8) – И последний конкурс называется «Шерлок Холмс»

Вы должны будите угадать, что находиться в этом ящике, а я Вам немного подскажу.

- Этот напиток пили в древности, ведь чая тогда они не знали. Происходит от слова кысати, что означает «киснуть». Первоначально считался «кислым напитком». Напиток похожий на него, впервые был приготовлен 8 тыс. лет назад в Древнем Египте. Впервые этот напиток упоминается в русских летописях, а с XIV в. он становится распространенным напитком. Этот напиток приготавливается на воде из хлеба с  солодом, а также их ягод, фруктов.  (квас)

IV. Итог урока

Подведение итогов, награждение победителей.

Прощальная игра

А вот прощальная игра

Нам праздник закрывать пора,

Мы все надеемся, что с ней,

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И, если, ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть игру «наоборот».

Скажу я слово: «Высоко»,

А ты ответишь: «Низко!»

Скажу я слово: «Далеко»,

А ты ответишь: «Близко!»

Скажу я слово: «Потолок»,

А ты ответишь: «Пол!»

Скажу я слово: «Потерял»,

И скажешь ты: «Нашел!»

Скажу тебе я слово: «Трус»,

Ответишь ты: «Храбрец!»

Теперь: «Начало» я скажу,

Ну, отвечай… «КОНЕЦ!!!»

 

Список используемой литературы

  1. Борзова Л.П. Игры на уроках истории : Метод. пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001;
  2. Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009;
  3. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии / авт.-сост.: С.Г. Зубанова, Н.И. Чеботарева. – М.: Издательство «Глобус», 2009;
  4. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 6 – 11 кл. В 2-х кН. Кн.1. – М.: Дрофа, 1996;
  5. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2011;
  6. Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1995;
  7. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И.  Методика преподавания истории в начальной школе: Метод. пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001;
  8. Торопцев А.П. Рюриковичи. Становление династии. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006;
  9. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников / Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К°», 1998.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс Древний Египет.

В данной разработке представлен план-конспект урока, филворды для учащихся, игра и викторина...

Обобщающий урок по истории 6 класс "Раннее Средневековье"

Повторить пути установления феодального строя; обобщить признаки феодального строя в Византии, в странах Арабского халифата, в Западной и Центральной Европе....

Обобщающий урок по истории 5 класс "Путешествие по Древней Греции"

Цели урока:- контроль знания и умения по разделу «Древняя Греция»;- формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного  содержания и способностей к уч...

Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс

Открытый урок по истории в 5 классе по теме "Древняя Греция"...

Повторительно-обобщающий урок по истории 10 класс на тему "Русь и Европа в Средние века"

Конспект урока по истории 10 класса - повторительно-обобщающий урок по истории 10 класс "Русь и Европа в Средние века"....