Рабочая программа по природоведению Сонин
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Литвинова Марина Юрьевна

Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел 1 «Пояснительная записка».

Природоведение 5 класс

Данная рабочая программа по предмету природоведение составлена  в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.05.2004); программой основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторы Плешаков А.А., Н.И. Сонин, полностью отражающей содержание.

Уровень изучения учебного материала:  основная общеобразовательная школа.                                                

Цели изучения предмета:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В  инвариантной  части  учебного плана  на  учебный  предмет  федерального  значения

« Природоведение»  в 5 классе  выделено  2 час  в  неделю.

C  учетом  этого  составлено  календарно- тематическое  планирование  на 68 часов,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся  и  реализацию  национально - регионального  компонента.(экология)

Класс

Количество часов

Количество лабораторных (практических) работ

Количество контрольных  работ

5

68

1

2

Раздел 2 «Реализация целей и задач школы

Методическая тема школы «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных  информационных компьютерных технологий и интерактивных методов обучения.

Цель: Создание условий для развития воспитания творческой и социально зрелой личности,  обладающей прочными базовыми знаниями и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Задачи на 2012-2013 учебный год.

1. Предоставление разностороннего, универсального базового образования, в сочетании с вариативными компонентами образования, через систему дополнительной работы с обучающимися по предмету (привлечение обучающихся к участию в акциях, операциях, праздниках,  работу в кружке «Юный эколог»).

2. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности через формы организации познавательной деятельности на уроке; творческие работы, создание ситуации успеха на уроке, индивидуальный подход, организацию внеурочной деятельности.

3. Формирование культуры самостоятельной деятельности обучающихся через работу по составлению кроссвордов, выполнению проектов.

Темы проектов: Вулканы; Айсберги; Строение клетки; Динозавры; Путешествие капельки; Строение почвы.

Темы кроссвордов: Вселенная; Созвездия; Горные породы, Вулканы и землетрясения; Материки Земли; Жизнь на Земле; Среды обитания; Человек на Земле.

4. Развитие личности, владеющей ключевыми компетенциями на основе использования современных технологий обучения. Использую на уроках современные ИКТ интерактивные методы обучения:

- обучение в сотрудничестве

- лабораторный практикум

- тестирования

- мультимедийные сценарии урока

- домашние творческие задания

5. Развитие духовно – нравственной, физически – здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению через организацию урока:

- соблюдение санитарных норм и правил

-эстетическое оформление кабинета

-создание материально-технической базы кабинета

- создание благоприятного психологического климата

6. Развитие сотрудничества всех участников образовательного процесса. Через совместную деятельность педагогов, родителей, обучающихся участие

- Праздник «Золотая осень» (совместная работа по изготовлению поделок детьми и родителями),

-операция «Кормушка» (изготовлении кормушек)

- акция по защите озерка «Лебяжье» (совместная работа по очистке озерка ежегодно – сентябрь)

Раздел 3 Ресурсное обеспечение.

1.А.А Плешаков, Н.И.Сонин  Природоведение. 5 класс, Москва, « Дрофа» , 2010

 2. Рабочие тетради к учебнику для 5 класса А.А. Плешаков, Н.И. Сонин –М.: Дрофа 2011

3.Тематическое и поурочное планирование по природоведению. Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

4. В.С.Рохлов, Н.И.Сонин. Тестовые задания. Природоведение. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2004.

5. Атлас Природоведение. 3-5 классы Москва, ПКО «Картография», 2011.      

  Раздел 4 Контроль уровня обучения.

Контрольные работы (Приложение П 5к)

Раздел 5 Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка   "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,

законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка   "4" ставится, если ученик:

1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

  Оценка   "3" ставится, если ученик:

 1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

 Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

 Оценка   «5» ставится, если:

1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

 Оценка   «3» ставится, если ученик:

1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2.Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

   Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

  Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка   «5» ставится, если ученик:

1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2.  Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3.      Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

 Оценка    "4" ставится, если ученик:

1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2.  Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3.      Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

 Оценка   "3" ставится, если ученик:

1.  Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2.  При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3.  Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

 Оценка   «2» ставится, если ученик:

1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2.  Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

3.  Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

  Раздел 6 Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения природоведения в5 классе ученик должен:

знать/понимать

  1. о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  2. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  3. указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  5. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  8. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  9. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  10. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  11. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  12. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  13. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  2. измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  5. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Раздел 7. Календарно – тематическое планирование

Раздел 8 Приложения к программе.

См. Папку 5П



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по природоведению  5 класс

Тема урока

дата

Количество часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования по уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля. Измерители

Информационное сопрово-

ждение

Д/З

по плану

факт

1

Введение. Изучение природы.

409

4

Вводный

Урок-диалог

Природа, экология, среда обитания

Знать, что такое «тело», «вещество», «явление природы»; методы изучения окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерение); приборы, используемые для познания природы (увеличительные, измерительные, лабораторное оборудование); науки о природе; возможности использования знаний о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека.


Уметь работать с текстом учебника; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать.

Вводный

Таблицы, рисунки, изображающие явления природы; микроскоп, лупа, термометр, линейка, секундомер, колбы, пробирки, держатель, спиртовка, штатив

Стр.3-4 Р.Т. Вопр 1-4

2

Науки о природе.

709

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Естественные науки, биология, география, физика, химия.

Знать естественные науки, объекты их изучения, значение их в познавании природы. Уметь логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности.

Фронтальный

схема

Стр.6-14 Вопр.1-4 устно.

Р.Т.1,3.5.6.

3

Методы изучения природы.

1009

Урок усвоения новых знаний

Урок-практикум

Наблюдение, Эксперимент, Измерения.

Знать методы изучения природы; роль наблюдений при изучении природы, их использование в практической деятельности. Уметь выполнять не сложные наблюдения; составлять рассказы природоведческого содержания, используя результаты наблюдений.  

Заполнение таблицы. Стихи о месяцах. Роза ветров.

Приборы и инструменты, с помощью которых изучают природные тела, процессы и явления (линейка, термометр, часы, лупа, микроскоп); рисунки с изображением ракет, телескопа, электронного микроскопа.

Стр.1520.Вопр1-5 устно Р.Т.3.5.6

4

Великие естествоиспытатели.

1409

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Естествоиспытатели, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский.

Биосфера

Знать суть таких способов изучения природы, как эксперимент и измерение. Уметь выполнять не сложные практические работы, фиксировать их результаты в тетрадях; пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами.

Индивидуальный

Портреты

Стр.21-22 термины. Р.Т.Что мы узнали из этого раздела.

5

Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.

1809

15

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Вселенная, представления в древней Индии, Месопотамии, Египте

Знать современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индейцы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Уметь самостоятельно работать с учебником; сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, набольшие рефераты природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературу.

Индивидуальный

Глобус Земли, рисунки, иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной.

Стр.24-25 Вопр устноР.Т.1.2.3.

6

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

2109

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Аристотель, Аристарх Самосский, Птолемей.

Знать, какой вклад в науку внесли Аристотель и Птолемей. Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечая на них; оформлять сообщения и рефераты.

Фронтальный

Портрет Аристотеля и Птолемея; выполненные учащимися таблицы «Система мира по Аристотелю», «Система мира по Птолемею».

Стр.26-28. Вопр.1-5 устно.

Р.Т. 4.5.

7

От Коперника до наших дней.

2509

Урок усвоения новых знаний

Урок-путешествие.

Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей

Знать особенности модели Вселенной созданной польским астрономом Н.Коперником. Уметь сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Фронтальный

Портреты Аристотеля, Птолемея, Коперника.

Стр.29-33 Вопр.1-4 устно

 Р.Т.1-6

8

Соседи Солнца

Планеты земной группы.

2809

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

 Солнечная система, астрономия,  Планеты: Венера, Марс, Меркурий, Земля. Спутники Фобос, Деймос, Луна.

Знать планеты-гиганты и их характеристики; карликовую планету – Плутон. Уметь работать самостоятельно с учебником, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.

Фронтальный

Схема Солнечной системы.

Стр.34-38 Вопр.2-7 Р.Т.1-5

9

Луна - естественный спутник Земли.

210

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Луна, лунные фазы: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть.

Знать спутник Земли – Луну и её характеристики; спутники других планет Солнечной системы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.

Индивидуальный

Фотографии луны

Записи в тетради.

10

Планеты-гиганты.

510

Урок усвоения новых знаний

Урок-игра, работа в группах.

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Знать планеты-гиганты и их характеристики; карликовую планету – Плутон. Уметь работать самостоятельно с учебником, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.

Составление схемы.

Схема Солнечной системы.

Стр.39-42 Вопр.3-8 Р.Т.1.2.3.4.5.

11

Астероиды. Кометы.

810

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Астероиды-планеты крошки. Комета – «хвостатая звезда».

Знать, что астероиды и кометы – небесные тела, входящих в состав Солнечной системы; их характеристики. Уметь  самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради

Фронтальный

Схема Солнечной системы. Фотографии комет и астероидов.

Стр.43-44 Р.Т.1.2.

12

Метеоры, метеориты.

1210

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Метеор – «падающая звезда Метеорит – обломок комет и астероидов.

Знать, что представляют собой метеоры и метеориты. Уметь  самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.

Индивидуальный.Составление схемы.

Схема Солнечной системы, фотографии и рисунки метеоритов.

Стр.45-47

Вопр. 1-5 Р.Т.3.4.5

13

Мир звезд. Солнце.

1510

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Солнце, термоядерная реакция.

Знать, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию.

Индивидуальный. Ответ на вопросы.

Рисунки, иллюстрирующие внешний вид Солнца; фотографии звезд.

Стр.48-50 Р.Т.1.2.3.

14

Многообразие звезд.

1910

Урок усвоения новых знаний

Урок-практикум

Звёзды, сверхгиганты, гиганты, карлики.

Знать, что звезды – гигантские пылающие шары, находящиеся на очень больших расстояниях от нашей планеты; многообразие звезд и их характеристики. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника.

Индивидуальный. Ответ на вопросы.

Карта  звездного неба.

Записи в тетрадиР.Т.4

15

Созвездия. Звездное небо.

2310

Урок усвоения новых знаний

Комбинированный

Звёзды, созвездия.

Знать, что представляют собой созвездия. Уметь находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи.

Индивидуальный. Ответ на вопросы.

Карта  звездного неба.

Записи в тетради Р.Т.5.6

16

Галактика. Световой год.

2610

Урок усвоения новых знаний

Урок-комбинированный.

Галактика, световой год, межзвездное пространство.

Знать, что представляют собой Галактика Млечный Путь; её характеристики; астрономическую единицу длины – световой год. Уметь находить в ночном небе Млечный Путь.

Фронтальный

Карта звездного неба; фотографии галактик.

Записи в тетради

17

Многообразие галактик.

611

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Вселенная, космос, галактики, сверхскопление галактик.

Знать о множестве галактик во Вселенной; методы их изучения. Уметь выполнять логически мыслительные операции; анализировать, сравнивать, обобщать.

Индивидуальный

Карта звездного неба; фотографии галактик.

Подготовится к контрольной.

18

Обобщающий по теме Вселенная.

911

Урок обобщения новых знаний

Урок-смотра знаний

Вселенная, галактика, созвездие, звезда, Солнечная система, планета, астероид, комета, метеор, метеорит.

Знать, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика. Уметь самостоятельно работать с учебником, извлекать из него информацию; совершать логические мыслительные операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.

Фронтальный

Таблицы «Система мира по Птолемею»; «Система мира по Копернику»; схема Солнечной системы, карта звездного неба; фотографии небесных тел.

Записи в тетрадиР.Т.1-5.

19

Земля.  Как возникла Земля.

1311

20

Урок вводный.

Работа в группе.

Гипотеза, планеты, возникновение планеты.

Знать сущность термина «гипотеза» (научное предположение); гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффона; И.Канта; Д.Джинса; О.Ю.Шмидта; П.Лапласа);  современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Уметь логически мыслить, извлекать из различных источников (в первую очередь из учебника) необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения набольших проблем.

Фронтальный

Рисунки на стр.54-56 учебника, иллюстрирующие возникновение планет Солнечной системы и Земли.

Стр.54-56

Вопр.1-3 Р.Т.1.3

20

Гипотезы возникновения Земли.

1611

Урок усвоения новых знаний

Урок- пресс - конференция

Гипотезы И.Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, Галактика, Солнечная система, планета, происхождение планет.

Знать основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы Уметь составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них; оформлять сообщения, доклады, рефераты

Индивидуальный

Портреты ученых; таблицы, иллюстрирующие возникновение Солнечной системы по гипотезам  Ж.Бюффона; И.Канта; Д.Джинса; О.Ю.Шмидта; П.Лапласа, совр. науки.

Стр57-59 Вопр.4-6 Р.Т.4.5

21

Что у Земли внутри.

2011

Урок усвоения новых знаний

Урок-игра «Путешествие к центру Земли

Ядро, мантия ,земная кора, рельеф, плита, движение материков.

Знать внутреннее строение Земли и её внешние оболочки.

Уметь логически мыслить; работать с учебником и картой

Индивидуальный

Физическая карта полушарий; схема, раскрывающая строение  Земли.

Стр.60-61Р.Т.1.2.3.

22

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

2311

Урок усвоения новых знаний

Урок-игра.

Горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), минералы, полезные ископаемые, месторождения.

Знать принципиальное отличие горных пород от минералов; суть термина «полезные ископаемые».


Уметь выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в тетрадях.

Индивидуальный

Физическая карта России; коллекция минералов, горных пород, полезные ископаемые.

Стр.62-63 Вопр.1-7 Р.Т.4.5.6

23

Вещества.

2711

Урок усвоения новых знаний

Урок-практикум

Вещества

Знать принципиальное отличие веществ. Уметь выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в тетрадях

Индивидуальный

Схемы веществ

Стр.64-66 Вопр.1-3 Р.Т.1.2.3.

24

Многообразие явлений природы.

3011

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Явления природы.

Знать принципиальное отличие явлений природы. Уметь объяснять явления природы

Индивидуальный

Схемы природных явлений

Стр. 67-71 Вопр. 4-6 Р.Т.4.5.6.

25

Землетрясения.

412

Урок усвоения новых знаний

Урок –игра.

Природное явление, землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения, сейсмические активные районы, цунами.

Знать причины землетрясений.


Уметь использовать материалы учебника.

Индивидуальный

Физическая карта полушарий.

Стр.72-73 сообщения Р.Т.1.2.

26

Вулканы.

712

Урок усвоения новых знаний

Урок-путешествие.

Вулкан, вулканический кратер, жерло, очаг магмы, лава, конический и щитовой вулканы, вулканическая бомба.

Знать причины вулканической деятельности.


Уметь логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний

Индивидуальный.

Физическая карта полушарий. муляжи, картины, рисунки, иллюстрирующие строение вулкана, формы вулканических извержений.

Стр.74-77 Вопр 1-6 Р.Т.3.4.

27

Суша. Евразия. Африка

1112

Урок усвоения новых знаний

Урок-работа в группах.

Суша, материк, континент, часть света, архипелаг. Гималаи, Янцзы, Восточно - Европейская, Западно-сибирская Нил, Килиманджаро, Сахара..

Знать общую характеристику материков.


Уметь показывать на карте основные материки и острова

Фронтальный

Физическая карта полушарий.

Стр. 78-79 . Доклады.

28

Северная Америка. Южная Америка.

1412

1812

к

Урок усвоения новых знаний

Урок-путешествие.

Кордильеры, Миссисипи, Великие озера: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

Знать общую характеристику материков.

Уметь показывать на карте основные материки и острова

Фронтальный

Физическая карта полушарий.

Стр.79-80 Доклады.

29

Австралия. Антарктида. Острова.

2112

Урок усвоения новых знаний

Урок-путешествие.

Муррей, озеро Эйр. Станция «Восток» Полюс холода.

Знать общую характеристику материков. Уметь показывать на карте основные материки и острова

Фронтальный

Физическая карта полушарий.

Стр.80-84 Р.Т.1-4.

30

Воздушная одежда Земли.

2512

Урок усвоения новых знаний

Урок- комбинированный.

Атмосфера, воздух, облака слоистые, кучевые, перистые, туман, снег, град, дождь, ветер, гроза.

Знать состав воздуха; типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.

Уметь самостоятельно работать с различными источниками знаний.

Индивидуальный.

Пробирки с кислородом, углекислым газом, лучина, источник огня.

Стр.85-86 Р.Т.1.2.

31

Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

801

Урок усвоения новых знаний

Урок -комбинированный.

Атмосфера. Состав воздуха, облака, ветер, осадки, погода.

Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать нужную информация; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.

Индивидуальный.

Физическая карта полушарий.

Стр.86-87 Вопр.1-4

Р.Т.3-5

32

Климат. Климат Урала. Г. Сухой Лог

1101

Урок усвоения новых знаний

Урок -комбинированный.

Климат, зависимость состояния здоровья от погоды, метеорология.

Индивидуальный.

Физическая карта полушарий.

Записи в тетради

33

Ураганы. Смерчи.

1501

Урок усвоения новых знаний

Урок-практикум

Ураганы, смерчи.

Знать причины и результаты ураганов и смерчей Уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительной операции в форме таблиц, схем.

Индивидуальный.

Физическая карта полушарий

Стр. 88-90 Вопр. 5-7

34

Гидросфера Земли, ее части.

1801

Урок усвоения новых знаний

Урок-игра.

Гидросфера, агрегатные состояния воды.

Знать составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе.

Уметь выполнять несложные практические работы.

Фронтальный опрос.

Физическая карта полушарий.

Стр. 91-93Вопр.1-4

35

Мировой океан. Воды суши.

2201

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Мировой океан, моря.

тест

Физическая карта полушарий. Таблица «Круговорот воды в природе».

Стр.94-95. Вопр.5-7 Р.Т.1.2.3.4.5.6.

36

Неповторимая планета.

2501

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Озон, озоновый слой, гидросфера, атмосфера. Биосфера.

Знать месторасположение Земли в Солнечной системе; значение Солнца для жизни на Земле; вращение Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси; значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на нашей планете; роль гидросферы и круговорота воды в природе в перераспределении тепла и влаги на поверхности Земли; роль зеленых растений в поддержании постоянства газового состава атмосферы, обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая нужную информацию; совершать мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и оформлять их в виде таблицы, схем.

Фронтальный опрос.

Глобус Земли; физическая карта полушарий; фотографии Земли из космоса.

Подготовиться к контрольной.

37

Обобщающий по теме «Земля»

2901

Повторительно-обобщающий урок

Урок -смотра знаний

Ядро, мантия ,земна кора, рельеф, горная порода, минерал, землетрясение, вулкан, континент, архипелаг, атмосфера, погода, климат, гидросфера, Мировой океан.

Знать основные гипотезы происхождения Земли и Солнечной системы; сущность землятресений, извержений вулканов, ураганов, смерчей; их причины и поведение людей в экстремальных ситуациях; особенности Земли, обусловившие существование на ней жизни.

Уметь отвечать на вопросы письменно и устно; извлекать из различных источников нужную информацию.

Фронтальный опрос.

Глобус Земли; физическая карта полушарий; фотографии Земли из космоса, макет вулкана.

Р.Т.1-5

38

Жизнь на Земле. Как развивалась жизнь на Земле.

102

12

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Трилобиты, стегоцефалы, динозавры, саблезубый тигр, мамонт, эры жизни, каменноугольный, юрский и четвертичный периоды.

Знать историю развития жизни на Земле; вода – колыбель жизни; древние водные растения и животные древнейших времен; растения и животные древних лесов; происхождение земноводных и пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений. Уметь из различных материалов наглядные пособия; работать с дополнительной литературой.

Фронтальный опрос.

Таблицы и картины, иллюстрирующие господство определенных групп растений и животных в различные периоды развития жизни на Земле.

Стр. 102-103 Вопр1-5 Р.Т.1.2

39

Животные прошлого.

502

Урок усвоения новых знаний

Урок -выполнения проектов

Ископаемые останки, окаменелости, отпечатки, динозавры, палеонтология.

Знать историческое развитие растений и животных на Земле; переход организмов от водного образа жизни к наземному, их постепенное усложнение; доказательство развития растений и животных. Уметь работать с дополнительной литературой; выполнять несложные практические задания; отвечать на вопросы и извлекать информацию из различного источника.

Индивидуальный опрос.

Изображение древних растений и животных.

Доклады. Р.Т.3.4.5.

40

Живые клетки.

802

Урок усвоения новых знаний

Урок-проект

Ядро, клеточная оболочка, митохондрии, вакуоли.

Знать историю открытия клетки; роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных; главные части клетки: питание, дыхание, рост, размножение.

Уметь выполнять несложные практические задания; оформлять результаты практических работ

Фронтальный опрос..

Микроскопы, луковица репчатого лука, пипетка, иглы для препарирования, стаканчик с водой, пузырёк с настойкой йода, предметное и покровное стекла; таблица «Строение растительной клетки» Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки»; микроскопы; готовые микропрепараты растительных и животных клеток

Стр. 107-109 Р.Т.1.2.3. вылепить из пластилина клетку.

41

Строение клетки. Лабораторная работа.

1202

Урок усвоения новых знаний

Урок-практикум

Штатив, окуляр, объектив, тубус, предметный стол, зеркало, регулировочные винты, клетка, микропрепарат, предметное и покровное стекло.

Индивидуальный опрос

Закончить работу.Р.Т.4.5.

42

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

1502

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Бактерии, вирусы.

Знать царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; одноклеточные организмы. Уметь работать с микроскопом; выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них.

Индивидуальный опрос.

Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнатные растения; гербарные материалы; коллекции, влажные препараты животных, муляжи грибов; микроскопы, микропрепараты одноклеточных организмов.

Стр.113-114 Вопр.1-3

43

Многоклеточные организмы грибы, растения.

1902

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Грибы, плесневые грибы, несшие и высшие растения растения.

Знать многоклеточные организмы: грибы, растения, животные; отличие грибов от растений; грибы съедобные и ядовитые; многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые. Уметь выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой.

Тест

Муляжи грибов; таблицы «Шляпочные грибы»; гербарные экземпляры растений.

Доклады.

Р.Т.1.2

44

Беспозвоночные и позвоночные животные.

2202

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Моллюски, черви, насекомые, паукообразные, иглокожие 4к,кишечнополостные

Знать разнообразие животных, их широкое распространение на земном шаре; беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки; связь животных с растениями и другими организмами. Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблиц, схем, выводов.

Биологический диктант

Таблицы, картинки с изображением животных различных групп; коллекции, влажные препараты.

Доклады.

Р.Т.3.4.

45

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

2602

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Наземно –воздушная,  .Почвенная среды.

Знать многообразие сред обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная); их роль в жизни организмов; особенности наземно-воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в неё. Уметь выполнять несложные практические задания.

Тест

Таблицы с изображением растений и животных в природе; гербарии; коллекции.

Стр.118-120 Вопр.1-3 Р.Т.4.5.6.7.

46

Водная среда. Почвенная среда.

103

Урок усвоения новых знаний

Урок-работа в группах

Почвенная среда, водная среда. Приспособленность, её относительный характер.

Знать отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной среды; водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспечивающие их обитание в водной среде; распространений в водной среде на различной глубине, о почве – среде обитания бактерий, грибов, растений, животных; Уметь выполнять несложные практические задания, приспособленность организмов к почвенной среде, выполнять несложные практические задания.

Фронтальный опрос.

Таблицы с изображением растений и животных в природе; гербарии; коллекции.

Таблицы и картины с изображением организмов, живущих в почве; коллекции.

Стр.122-123 опр.1-5 Р.Т.1.2.3.4.

47

Жизнь на разных материках.

503

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Растения и животные материков.

Знать особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая; своеобразие и животный мир Африки; растительный и животный мир Северной Америки, его особенности; редкие растения и животные Южной Америки; особенности растений и животных Австралии и Антарктиды. Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника: логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.

Индивидуальный опрос

Географическая карта полушарий; карты растительный и животный мир.

Стр.124-128 ДокладР.Т.1.2.

48

Природные зоны Земли.

803

1203

к

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Природная зона, тундра, тайга, смешанный и широколиственный лес, травянистые равнины. Тропический лес.

Знать природные зоны Земли; расположение каждой из природных зон на планете; особенности растительного и животного мира в них; причины (условия) распространения растений и животных на суше. Уметь показывать на карте основные природные зоны Земли; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в виде выводов, таблиц, схем; работать с гербарным материалом.

Тест

Таблицы  с изображением растений и животных различных природных  зон; гербарные экземпляры растений; карта «Природные зоны Земли»

Стр.129-134 Вопр.1-7Р.Т.3.4

49

Жизнь в морях и океанах.

1203

Урок усвоения новых знаний

Урок-игра.

Планктон, активно плавающие организмы, коралловый риф, донное сообщество, глубоководное сообщество.

Знать о разнообразии растений и животных морей и океанов; о распространении их в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. Уметь выполнять практические работы; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в форме схем, таблиц.

Фронтальный опрос

Таблицы и картинки организмов, живущих в морях и океанах.

Стр. 135-138 Вопр.1-5Р.Т.1.2.4.

50

Обобщающий по теме «Жизнь на Земле»

1503

13

Урок обобщения новых знаний

Урок-смотра знаний

Клетка, одноклеточные и многоклеточные организмы, царства живой природы, среда обитания. Природные зоны, природные сообщества.

Знать отличительные черты живых организмов; их клеточное строение; о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них; о распределении растений и животных на материках и в океанах в важнейших зонах Земли. Уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.

Индивидуальная работа

Физическая карта полушарий Земли; таблицы, картины, гербарии, коллекции, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты

Составить кроссворд.

51

Человек на Земле. Как человек появился на Земле

1903

Урок усвоения новых знаний

Урок -комбинированный

Человек, человекообразные обезьяны, шимпанзе, горилла, дриопитек, австралопитек.

Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни. Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, таблицами, муляжами, коллекциями), извлекая из нужную информацию; проявлять творчество и логически мыслит

Фронтальный опрос.

Катины и таблицы из серии «Происхождение человека»; муляжи и коллекции, отражающие облик человекообразных обезьян, их части тела и предметы, которыми они пользовались.

Стр.142-144

Вопр.1-3 Р.Т.1.2.

52

Жизнь наших далеких предков.

204

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Человек умелый, прямоходящий, разумный, современного типа, неандерталец, кроманьонец, орудия труда.

Иметь представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении поведении в процессе исторического развития. Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Индивидуальный опрос

Картины и таблицы с изображением древних людей.

Стр. 145-148

Вопр.1-6 Р.Т.3.4.

53

Как человек открывал Землю. Открытие Америки.

504

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Христофор Колумб.

Иметь представление об открытиях материков нашей планеты.

Уметь кратко характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков.

Индивидуальный опрос

Физическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков.

Стр.149-150

Доклад.

54

Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

904

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Виллем Янсзон, Джеймс Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Знать первооткрывателей Австралии и Антарктиды Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

Фронтальный опрос.

Географическая карта полушарий Земли; портреты первооткрывателей материков.

Стр.151-152

Вопр.1-4 Р.Т.1-4

55

Десять великих путешественников.

1204

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Марко Поло, Роберт Пири, Фернан Магеллан, Васко-да-Гама, Н.М. Пржевальский, Афанасий Никитин, Витус Беринг, Давид Ливингстон, Руаль Амундсен, И.Ф. Крузенштерн.

Знать, как люди открывали новые земли.


Уметь назвать имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей; кратко охарактеризовать их заслуги.

Индивидуальный опрос.

Географическая карта полушарий Земли; портреты первооткрывателей материков.

Доклады.

56

Как человек изменил Землю

1604

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Парниковый эффект, загрязнение окружающей среды.

Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него необходимую информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форм

Фронтальный опрос.

Географическая карта полушарий Земли; портреты первооткрывателей материков.

Стр.155-156.

Р.Т.1-5

57

Экологические проблемы.

1904

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Озоновая дыра, кислотный дождь, радиоактивные отходы.

Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.

Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Фронтальный опрос.

Картины и таблицы, иллюстрирующие загрязнение окружающей среды и его последствия.

Стр. 157-158 Вопр 1-4

58

Озоновая дыра. Кислотные дожди.

2304

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Озоновая дыра, кислотные дожди.

Фронтальный опрос.

Стр 159-160

59

Парниковый эффект.

2604

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Парниковый эффект.

Стр.160-161 Вопр 1-5

60

Жизнь под угрозой.

305

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Биологическое разнообразие, Красная книга, редкие исчезающие виды, питомники, зоопарки, ботанические сады, заповедники, национальные парки.

Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека.

Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Индивидуальный опрос.

Картины и таблицы, с изображением редких и исчезающих видов растений и животных.

Стр.162-163 Вопр1-4 Р.Т.1.2.3.

61

Не станет ли Земля пустыней.

705

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Опустынивание.

Знать сущность понятия «опустынивание»; причины опустынивания и меры остановки и защиты Земли от этого процесса. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме

Фронтальный опрос.

Таблицы и картины с изображением пустынь.

Стр.163-165

Вопр.1-4.Р.Т.4.5.6.

62

Здоровье человека и безопасность жизни.

1005

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Основные правила сохранения здоровья.

Знать основные меры сохранения здоровья человека Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Фронтальный опрос.

Таблицы по сохранению здоровья человека

Подготовиться к контрольной

63

Обобщающее повторение по теме «Человек на земле»

1405

Урок обобщения новых знаний

Урок-смотра знаний

Человек умелый, прямоходящий, разумный, естественные науки, наблюдения. Измерения, эксперимент, экологические проблемы, опустынивание, биологическое разнообразие.

Знать влияние деятельности человека на окружающую среду.

Уметь обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Индивидуальная работа.

Географическая карта полушарий Земли; таблицы, картины, приборы, инструменты в процессе изучения темы.

64

Итоговая контрольная работа.

1705

Урок контроля

Урок-контроля

Термины по теме

Проверка знаний.

Индивидуальная работа.

65

Экскурсия в природу

2105

Урок усвоения новых знаний

Урок-экскурсия

Наблюдения

Знать основные правила поведения в природе

Уметь  проводить наблюдения, составлять отчет

Индивидуальная работа.

66

Влияние человека на природу в г. Сухой Лог

2405

Урок усвоения новых знаний

Урок-диалог

Основные загрязнители г. Сухой Лог

Знать основные правила поведения в природе

Уметь  проводить наблюдения, составлять отчет

Дискуссия

67

Обобщающее повторение

2805

Урок обобщения новых знаний

Урок-смотра знаний

Уметь делать анализ полученных знаний

Дискуссия

Таблицы, картины.

68

Летние задания

2805

к

Повторительно-обобщающий урок

Урок-смотра знаний

Уметь составлять отчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс.А.А Плешакова,Н.Сонин.

1.Пояснительная записка.Природоведение5 класс. Программа по природоведению адресована учащимся 5 класса Новобрянской средней общеобразовательной школы, Заиграевского района республики Бурят...

рабочая программа по природоведению в 5 классе (по Сонину)

рабочая программа по природоведению...

Рабочая программа по природоведению 5 кл Плешаков, Сонин

Рабочая программа и календарно тематическое планирование по природоведению Плешакова, Сонина.     Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на б...

Рабочая программа по природоведению 5 класс по учебнику Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта,  на основе примерной программы основного общего образования по биоло...

Рабочая программа по природоведению 5 класс , по учебнику А.А. Плешаков ,Н. И. Сонин,

пояснительная записка , нормы оценки, содержаие учебного курса,УМК....

Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А.Плешаков Н. И. Сонин

пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....