Рабочая программа по природоведению 5 класс , по учебнику А.А. Плешаков ,Н. И. Сонин,
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
пояснительная записка , нормы оценки, содержаие учебного курса,УМК.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 262 ____________ /Л.Р.Иваненкова «30» августа 2013 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ______________ /_И.В.Левчук_ _ __ «30» августа 2013 г. |
РАССМОТРЕНО На заседании МО _ естественно- научного цикла_ ____________________________ ______________________________ Протокол № ________ от 30 августа 2013 г. Руководитель МО _____________ /_С. В. Потехина _______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « _____Природоведение_______________________________________________»
Класс _____________5_______________________________
_______2013-2014______________________________ учебный год
Ф. И.О. учителя ___Захарычева В.П._____________________
Категория _______высшая______________________
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013
Resource id #22
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Нормативная основа программы
. Примерная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения природоведения которые определены стандартом.
* Примерные программы по природоведению
* Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5а класс. Авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: _____ (издательство), _Дрофа 2008______
* Образовательная программа ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга
* Учебный план ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга 2013
* Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
- Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).
На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.
Структура документа
Рабочая программа по природоведению представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по природоведению 5 класс (А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, М.: Дрофа, 2008) Уровень рабочей программы – базовый.
Общая характеристика учебного предмета
Именно курс «Природоведение» формирует первоначальные элементарные научные знания. Изучение материала направлено на решение его главной задачи- формировании знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому .Обучение природоведению необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10-11-летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.
Курс «Природоведение» является пропедевтическим по отношению к естественнонаучному циклу дисциплин: биологии , химии, физике, географии в последующих классах. В настоящее время наиболее актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим в программу включены такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания своим одноклассникам; формулирование вопросов слушателям и ответы на них последними(своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала). Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования:
Цели изучения предмета:
* освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
* овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
* развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
* воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
* применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
- Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
В соответствии с ФБУП примерная программа по природоведению рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
- Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).
На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.
Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».
63 часов+7 часов резерва
- Изучение природы-3 часа
- Вселенная -14 часов
- Земля -18 часов
- Жизнь на Земле -14 часов
- Человек на Земле-14часов
Практических работ-17
Учет особенностей обучающихся класса
Характеристика особенностей усвоения материала в этом классе. Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 5 класса.
К среднему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов .Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
В этом возрасте у детей активно начинает развиваться логическая память .Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.
При разработке рабочей программы учитывались индивидуальные особенности детей.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
* фронтальная (общеклассная)
* групповая (в том числе и работа в парах)
* индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями. 3. Практические методы: устные и письменные упражнения.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, организационно-мыслительные игры (ОМИ) и другие.
Средства обучения:
* для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, картинки), технические средства обучения (компьютер , магнитофон, DVDплеер) , мультимедийные дидактические средства;
* для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
* вводный,
* текущий,
* тематический,
* итоговый,
* комплексный
Формы контроля:
* проверочная работа;
* тест;
* фронтальный опрос;
* индивидуальные разноуровневые задания;
*практические работы;
* сообщения;
* результаты проектной и исследовательской деятельности;
* оценка и самооценка учащимися своих работ;
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс, Москва – Дрофа, 2006.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.
- Multimedia – поддержка предмета: Природоведение, 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2009. (CD-ROM)
Resource id #98
Предварительный просмотр:
Раздел II. Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | тесты | самостоятельные работы учащихся (10 -15 минут) | |
Уроки | практичекие работы | |||||
Изучение природы | 3 | 3 | 1 | |||
Вселенная | 14 | 14 | 2 | 1 | 2 | |
Земля | 18 | 18 | 6 | 1 | 3 | |
4. | Жизнь на Земле | 14 | 14 | 8 | 1 | 3 |
5. | Человек на Земле | 14 | 14 | 1 | 1 | |
6. | Резерв | 7 | 7 | |||
Итого: | 70 | 70 | 17 | 4 | 4 |
Resource id #142
Предварительный просмотр:
Раздел III. Содержание рабочей программы (в виде таблицы или текста)
Содержание тем учебного курса.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Содержание каждой темы | Практические работы |
1. | Тема 1. Изучение природы | 3 | Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). | 1.«Знакомство с оборудованием для научных исследований», «Проведение опытов и измерений» |
2. | Тема 2. Вселенная | 14 | Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 14-17 вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. | 2.«Наблюдение суточного движения Солнца и звезд», 3.«Работа с картой звездного неба» |
3. | Тема 3. Земля | 18 | Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. | 4.«Описание и сравнение признаков 2-3 вещества», 5.«Наблюдение признаков химических реакций», «Исследование 1-2 физических явлений», 6.«Практическая работа с физической картой мира и контурной картой (подписать материки, крупные острова, архипелаги)», 7.«Измерение температуры воздуха и направления ветра»,.« с картой «Океаны Земли» 8Практическая работа и контурной картой (подписать моря, омывающие Россию, крупнейшие реки)», 9.«Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей» |
4. | Тема 4. Жизнь на Земле | 14 | Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. | 10.«Изучение ископаемых останков организмов», 11«приспособленность организмов к среде обитания», 12.«Особенности растений и животных различных природных зон», |
5. | Тема 5. Человек на Земле | 14 | Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники-первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. | 13 .зколог. проблемы местности и пути решения. 14 измерение роста и массы тела. 15» способы оказания доврачебной помощи.» |
Resource id #154
Предварительный просмотр:
IV. Календарно-тематическое планирование по природоведению___5 класс______________________________________________
на 2013 – 2014 учебный год
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Практические, работы | Формы контроля | Планируемые результаты обучения | Задания для учащихся в классе/ д/з | Оборудование Наглядность | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
I триместр | |||||||||
1 | Тема1.Изучение природы(3часа). 1Науки о природе | Ознакомление с новым материалом | Значимость изучения природоведения , комплекс наук | С.3-5 отв. на вопросы. | Учебник, глобус | ||||
2 | 2 Методы изучения природы | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнать методы изучения природы | С.6-14 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | |||
3 | 3.Оборудование для научных исследований | Применение знаний и умений | Пр. раб.№1.Знак-во с оборуд. для научных станций | Прак. Раб. Устный, | Оборудование для научных исследований углубление знаний | С.15-20 отв. на вопросы. | Учебник ,приборы | ||
4 | Тема 2 Вселенная.(14 часов) 1.Развитие представлений Вселенной.Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Ознакомление с новым материалом | Текущий; Устный, Индивидуальный, | Узнают модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | С.24-28 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
5 | 2. Развитие представлений о Вселенной от Н. Коперника до наших дней. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают системе мира Коперника. Бруно ,Галилея. | С.29-33 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
6 | 3Солн. система и ее состав. Планеты земной группы. | комбинированный | Текущий;доклады. Индивидуальный | Узнать о солн. системе и ее составе. И возникновение | С.34-36 отв. на вопросы.доклады | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
7 | 4 Планета Земля и ее соседи | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о планета Земля и ее соседях | С.37-38 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
8 | 5Планеты гиганты и маленький Плутон. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о планетах гигантах и Плутоне | С.39-42 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
| |||||||||
9 | 6.Небесные тела | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о небесных телах астероидах кометах метеоритах | С.43-45доклады отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
10 | 7.Таинственные соседи Солнца | комбинированный | групповой | Узнают солн. системе | С.46-47 отв. на вопросы. | видео | |||
11 | 8. Обобщение знаний о Солн. системе | Обобщения и систематизации знаний | Письменный итоговый | Показывают уровень усвоения материала | С.47 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | |||
12 | 9.Солнце ближайшая к нам звезда | Применение знаний и умений | 2.«Наблюдение суточного движения Солнца и звезд | Текущий;прак. Раб. Индивидуальный | Узнают о значении солнца | С.48 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | ||
13 | 10 Мир звезд. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о Многообразии звезд | С.49-50 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
14 | 11. Созвездия. | Применение знаний и умений | 3.Работа с картой звездного неба. | Прак. Раб.Текущий; Устный, Индивидуальный | . Узнают о Созвездиях | С.50 отв. на вопросы. | Карта звездного неба Учебник иллюстрации | ||
15 | 12.. Многообразие галактик. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о многообразии галактик. | С.50-51 доклады отв. на вопросы. | Картинки учебника | |||
16 | 13Галактики . Далекие миры | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о многообразии галактик. | С.50-51 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
17 | 14.Обобщающий урок по теме «Вселенная» | Обобщения и систематизации знаний | тест | Обобщение знаний о Вселенной | С.52 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | |||
) | |||||||||
18 | Тема 3.Земля(18 часов)1. Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. | Ознакомление с новым материалом | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о Гипотезах образования планеты Земля | С.54-59 отв. на вопросы. | учебник Учебник иллюстрации | |||
19 | 2.Современные представления о возникновении Земли. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о Гипотезах образования планеты Земля | С.59 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
20 | 3.Что у Земли внутри. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о Внутреннем строениеи Земли,земная кора | С.60-61 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
21 | 4.полезные ископаемые Горные породы, минералы | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о полезных ископаемых Горные породах, минералах | С62-63 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
22 | 5.Вещества и явления в окружающем мире. | Применение знаний и умений | 4.«Описание и сравнение признаков 2-3 вещества», | Прак. Раб. | . Узнают о Веществах и явлениях в окружающем мире.описывать признаки веществ | С.64-71 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | ||
23 | 6.Многообразие явлений природы. | комбинированный | 5.«Наблюдение признаков химических реакций», «Исследование 1-2 физических явлений», | Прак.раб. | Узнают о многообразии явлений приролы | С.71 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | ||
24 | 7.Землетрясения. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Осознают Землетрясения-.грозное явление | С.72сообщения отв. на вопросы. | Карты Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
II триместр | |||||||||
25 | 8.Вулканы .Гейзеры. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о Вулканах .Гейзерах. | С73-77доклады | Карта Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
26 | 9.Обобщающий урок | обобщения | Письменный итоговый | Обобщение знаний работа с картой | С73-77 отв. на вопросы. | Карта физическая | |||
27 | 10.Суша планеты. Материки Острова. | Применение знаний и умений | 6.«Практическая работа с физической картой мира и контурной картой (подписать материки, крупные острова, архипелаги)», | Прак. работа | Уметь Работать с картой | С.78-84 отв. на вопросы. | Карты Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | ||
28 | 11.Хар-ка природ условий материков. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный тест | Получат представления об Антарктиде- самом холодном материке | С.78-84 сообщения | Карты Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
29 | 12 Атмосфера планеты Земля.. | комбинированный | 7.«Измерение температуры воздуха и направления ветра», | Прак. раб | Углубляют знания о составе строении атмосферы и значении атмосферы | С.85-90 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | ||
30 | 13.Погода. Климат. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Систематизируют знания погоде и климате | С.85-90 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации видеофильм | |||
31 | 14. Гидросфера .Мировой океан. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Расширят знания о гидросфере | С.91-96 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
32 | 15Воды суши | Применение знаний и умений | 8Практическая работа и контурной картой (подписать моря, омывающие Россию, крупнейшие реки)», | Прак. работа | Умение работать с картой, узнают об основных источниках пресной воды | С.91-96 отв. на вопросы. | карты Учебник иллюстрации | ||
33 | 16.Планета Земля как среда обитания | комбинированный | 9.«Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей» | Прак. Раб. | Осознают уникальность существования жизни на Земле | С.91-96 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | ||
34 | 17.Неповторимая планета Земля | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Осознают уникальность существования жизни на Земле | С.97-100 доклады | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
35 | 18. Обобщающий урок по теме «Земля» | Обобщения и систематизации знаний | тест | Обобщат и систематезируют знания об особенностях Земли | отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | |||
36 | Тема 4 »Жизнь на Земле»(14 часов)1Развитие жизни на Земле | Ознакомление с новым материалом | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о совр. взглядах на развитие жизни | С.102-103 отв. на вопросы. | Видео Учебник иллюстрации фильм | |||
37 | 2. Животные прошлого | комбинированный | 10.«Изучение ископаемых останков организмов», | Прак. Раб. | Узнают что животный мир изменился о чем можно судить по ископаемым остаткам | С.104-106 доклады | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | ||
38 | 3.Живые клетки . Методы изучения. | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о строении увеличит. приборов о строении клетки | С.107-109 отв. на вопросы. | таблицы Учебник иллюстрации | |||
39 | 4.Живые клетки. .Строение. | Применение знаний и умений | Прак.раб. | Узнают о строении клетки и многообразии | С.109-112 отв. на вопросы. | Таблицы Учебник иллюстрации | |||
40 | 5.Разнообразие живого на Земле | Применение знаний и умений | Прак.раб. | Узнают и систематизируют знания о разнообразии живых организмов | С.113-117 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
41 | 6.Одноклеточные организмы | Применение знаний и умений | », | Прак. раб | Узнают о строении многообразии однокл. Организмов роли в природе и жизни человека | С113 отв. на вопросы. | таблицы Учебник иллюстрации | ||
42 | 7. Многоклеточные организмы. | Применение знаний и умений | Прак. Раб. | Узнают о роли растений и грибов в природе | С.114-117 отв. на вопросы. | таблицы Учебник иллюстрации | |||
43 | 8 Три среды обитания | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о средах обитания организмов их особенности | С.118-119 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
44 | 9.Организмы различных сред обитания | Применение знаний и умений | 11. приспособленность организмов к среде обитания | Работа в группе Прак. Раб. | Выяснят приспособленность организмов к опр. среде обитания | С.120-122 отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | ||
45 | 10Жизнь на разных материках | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о своеобразии раст. и живот. мира. | С.123-128 сообщения отв. на вопросы. | Видеофил Учебник иллюстрации ьм | |||
46 | 11.Природные зоны Земли | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о расположении особенностях живой природы в разл. прир.зонах | С.129-134 отв. на вопросы. | карта | |||
47 | 12. Растения разных прир. зон. | комбинированный | 12.«Особенности растений и животных разл. прир. зон. | Прак. Раб. тест | Узнают о растениях прир. зон. | С.134 сообщения | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | ||
48 | 13.Жизнь в морях и океанах. | комбинированный | Прак. Раб. | Узнают о разнообразии обитателей морей и океанов | С.135-139 сообщения | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
III триместр | |||||||||
49 | 14.Обобщающий урок «Что мы узнали о живой природы» | Обобщения и систематизации знаний | тест | Обобщат и систематезируют знания о живой природе | С.140 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | |||
50 | Тема 5 .Человек на Земле(14 часов)1.Происхождение человека | Ознакомление с новым материалом | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают об ископаемых предках человека | С.142-144 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации картинки | |||
51 | 2.Первые люди | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о первых людях и их образе жизни | С.145-147 сообщения отв. на вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
52 | 3Обобщение темы «Происхождение человека» | Обобщения и систематизации знаний | итоговый | Обобщат и систематезируют знания о происхождении человека об усложнениях строения и поведения. | С.145-147 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | |||
53 | 4.Страницы историй геогр. открытий | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о географ. открытиях и исследованиях | С.149-151 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации рисунки | |||
54 | 5.Великие путешественники | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о вкладе великих путешественников в развитии знаний о нашей планете | С.152-154 сообщения | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
55 | 6.Как человек изменил Землю | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о влиянии человека на природу, возн. Экол. проблем | С.155-157 отв. на вопросы. | видеофильм Учебник иллюстрации | |||
56 | 7.Три «подарка» человека самому себе | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | возникновение. экол. проблем | С.158-159 сообщения | Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение». | |||
57 | 8.Жизнь под угрозой | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о влиянии человека на природу | С.160-1 62 отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации виеофильм | |||
58 | 9.Не станет ли Земля пустыней? | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о влиянии человека на природу , об ответственности за Землю | С.163-165 отв. на вопросы. | Видеофильм Учебник иллюстрации | |||
59 | 10.Экологич. проблемы мира | комбинированный | 13 .зколог. проблемы местности и пути решения. | групповой Индивидуальный | Узнают об эколог. проблемах и путях решения | сообщения | презентация | ||
60 | 11.Здоровье человека и безопасность жизни. | комбинированный | 14 измерение роста и массы тела. | Текущий; Устный, Индивидуальный | Расширят знания о сохранении здоровья безопасности жизни | С.166-169 отв. на вопросы. | презентация | ||
61 | 12.Первая помощь при травмах | комбинированный | 15 способы оказания доврачебной помощи. | Текущий; Устный, Индивидуальный | Научаться приемам оказания первой помощи | С.169 сообщения отв. на вопросы. | таблицы | ||
62 | 13.Ядовитые животные и растения | комбинированный | Текущий; Устный, Индивидуальный | Узнают о ядовитых растениях и животных | С.170-172 сообщения отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации». | |||
63 | 14.Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» | Обобщения и систематизации знаний | тест | Обобщат и систематезируют знания о влиянии человека на природу. | отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | |||
64 | Повторительно- обобщающий урок | Повторения закрепления материала | Текущий; Устный, Индивидуальный | Обобщат и систематезируют знания оприроде Земли. | сообщения отв. на вопросы. | Учебник иллюстрации | |||
65-70 | Резерв времени | ||||||||
Resource id #170
Предварительный просмотр:
V.Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
По природоведению_________________
к концу ___5_____ класса
В результате изучения природоведения
ученик должен:
знать / понимать
* многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
* строение живой клетки (главные части);
* царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
* среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
* природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
* изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
* важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
* основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
* узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
* приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
* указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
* находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
* описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
* сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
* описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
* использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
* находить значение указанных терминов в справочной литературе;
* кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
* использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
* пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
* следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
* измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
* определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
* составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
* оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Resource id #192
Предварительный просмотр:
VI. Контроль уровня обучения
Контрольные работы по природоведению программой не предусмотрены. Контроль осуществляется при помощи фронтального ,индивидуального опросов, письменных работ и тестирования .
Resource id #216Предварительный просмотр:
VII. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по ____природоведению______________________________________________________
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
- Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
- Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
- Самостоятельность ответа.
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Нормы оценок: практика.
«5» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» — ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
ОЦЕНКА УМЕНИЙ ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ И НА ПРОИЗВОДСТВЕ
«5» - правильное, по плану проведенное наблюдение, точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
«4» - правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
«3» - допускаются недочеты в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
«2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Resource id #258
Предварительный просмотр:
VIII. Ресурсное обеспечение программы
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2006 г.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.
Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2003.
Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.
Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
Крылова О.Н. – Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. – М.: Экзамен, 2010.
Парфилова Л.Д. – Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.
Сивоглазов В.И. и др. – Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» – М.: Дрофа, 2004.
Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. “Природоведение 5 кл.” - М.: Дрофа, 2001.
Дополнительная литература:
- Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
- Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
- Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
- Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
Электронные издания:
- Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
- Интерактивная модель Солнечной системы
- Планета Земля: аудиэндиклопедия.
- Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)
- Современные чудеса света («Новый диск»)
- Хочу все знать: Земля и Вселенная
- Хочу все знать: Растительный мир
- Чудеса света («ИДДК»)
- Экология
- Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
Мультимедийное приложение к учебнику природоведения СонинА.А. Плешаков Н.И. М. Дрофа.2008.
Resource id #288
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...
Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...
Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков
Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов...
Рабочая программа "Биология 6 класс" к учебнику Н.И. Сонин
Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов....
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...