рабочая программа по природоведению в 5 классе (по Сонину)
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему
рабочая программа по природоведению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass__pleshakov_sonin_.rar | 72.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________Н.В. Миронова протокол № ___ от «____»____________2010 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка _____________ С.В. Изюмова «____»____________2010 г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка ____________ А.П. Кузьмин Приказ № ___ от «___»____2010 г. |
Рабочая программа педагога
Изюмовой Светланы Васильевны
(II квалификационная категория)
по учебному курсу «Природоведение»
5 класс
(базовый уровень)
2011 - 2012 учебный год
2011- 2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- . овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Рабочая программа учебного курса по природоведению составлена на основе:
программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5кл. Биология 6-11кл. Москва. Дрофа. 2010 г,
закона Российской Федерации «Об образовании»,
учебного плана МОУ « СОШ с. Н.Чернавка» на 2011-2012 учебный год.
Программа составлена на основе Базисного учебного плана 2004 г. и предусматривает следующий вариант организации процесса обучения
базовый уровень - предполагается обучение в объёме 70часов (в неделю 2ч.)
из них:
на итоговое повторение в конце года 5 часов, остальные часы распределены по всем темам.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по природоведению и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа построена на основе применения ИКТ.
Преобладающей формой текущего контроля служат:
- письменные опросы: работы в рабочих тетрадях, практические работы, тесты;
- устные опросы: собеседование, индивидуальные задания (дифференцированные), работа с картой;
- тесты с использованием диска «Природоведение 5 класс»
Календарно-тематический план ориентирован на использование
учебно-методического комплекта:
Учебник Природоведение 5 класс. Плешаков А.А, Сонин Н.И.Москва. «Дрофа».2009 г.
Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение» Москва. «Дрофа».2009 г. Природоведение 5 класс. Материалы к урокам. (стихи, викторины, кроссворды). Н.А.Касаткина Волгоград. Из-во «Учитель»
Рабочая тетрадь «Природоведение 5 класс» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин Москва «Дрофа» 2011 г.
Тестовые задания. «Природоведение 5 класс» В.С. Рохлов., Н.И.Сонин. «Дрофа» 2010 г.
Мультимедийное приложение к урокам природоведения в 5классе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин (электронное учебное издание).
Организация учебно-воспитательного процесса
Рабочая программа составлена с учётом постановки образова тельных и воспитательных задач обучения по природоведению, которые должны решаться комплексно с учетом способностей обучающихся 5 класса, уровни способностей которых :
высокий -40 %; средний -60%.
С учетом особенностей класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.
При составлении программы условно выделяются следующие виды уроков:
Урок - изучения нового материала. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок закрепления знаний. Вырабатываются у учащихся знания и умения и навыки на уровне обязательной подготовки
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок -практическая работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – обобщения и систематизации знаний.
Уроки : экскурсия, наблюдения и проведения опытов.
Механизмы формирования компетентности обучения.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Учебно-тематическое и календарное планирование по природоведению -5кл.
Наименование раздела, тема уроков | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Вид контроля | Использование ИКТ | Д/з | Приме чание | Дата по плану | Дата по факту | |
Введение-3ч. | ||||||||||
1 | Введение. | Изучения нового материала | Из.м. У.о. | Обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы. Знать роль и место человека в природе, возможность использования знаний о природных процессах и явлений в практической деятельности человека. | У. стр. 3-4 | 02.09 | ||||
2 | Науки о природе. | Комбин. | У.о. Из.м. Пр.д. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 5-14 Р.т.стр 6-13 | 07.09 | |||
3 | Методы изучения природы. | Закрепления знаний | У.о. Из.м. Р.т. | Ф.о. Р.т. | У. стр. 15-22 Р.т.стр 14-15-т. | 09.09 | ||||
Вселенная-13ч. | ||||||||||
4 | Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. | Изучение нового материала | Из.м. З.з. Пр.д. | Иметь представления о строении Вселенной, её современной модели, её видении в древности. | Ф.о. | Д «П» | У. стр. 23-26 Р.т.стр 16-17 | 14.09 | ||
5 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. | Иметь представление о строении Вселенной, системе мира по Аристотелю и Птолемею. | Ф.о. Р.т. | У. стр. 26-28 | 16.09 | |||
6 | Н.Коперник, его модель Вселенной. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Пр.д. | Иметь представление о системе мира, созданной Н.Коперником. Знать её отличие от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Ф.о. | Д «П» | У. стр. 29-33 | 21.09. | ||
7 | Д.Бруно и Г.Галлилей, их роль в развитии и пропаганде идеи Коперника. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т Т. | Иметь представление о развитии учения Н.Коперника, Дж.Бруно, Г.Галлилео. | Ф.о. Р.т. Т. | У. стр. 29-33 Р.т.стр 18-20 | 23.09 | |||
8 | Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Пр.д. | Иметь первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении, о планетах земной группы. | Ф.о. | Д «П» | У. стр. 34-38 Р.т.стр 20-22 | 28.09 | ||
9 | Планеты –гиганты. Самая маленькая планета Плутон. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. | Знать планеты солнечной системы. Иметь представление об их размерах, форме, спутниках и других особенностях. | Ф.о. Р.т. | У. стр. 39-42 Р.т.стр 23-24 | 30.09 | |||
10 | Спутники планет. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Т. | Знать о спутнике Земли- Луна.. Иметь представление о спутниках других планет. | Ф.о. Т. | У. стр. 39-42 | 05.10 | |||
11 | Астероиды. Кометы. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Пр.д. | Иметь представление об астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы. | Ф.о. | Д «П» | У. стр. 43-44 Р.т.стр 25-27 | 07.10 | ||
12 | Метеоры. Метеориты. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. | Иметь представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. | Ф.о. Р.т. | У. стр. 44-47 Р.т.стр 25-27 | 12.10 | |||
13 | Звёзды. Солнце- ближайшая к нам звезда. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Пр.д. Р.т. | Иметь первоначальные представления о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра солнечной системы и ближайшей к нам звёзд. | Ф.о. р.т. | Д «П» » | У. стр. 48-51 Р.т.стр 27-29 | 14.10 | ||
14 | Многообразие звезд «Созвездия». | комбинированный | У.о. Т. | Иметь представление о звёздах как гигантских пылающих шарах, находящихся на больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии. Уметь находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи. | Р.т. Т. | Д «П» | У. стр. 48-51 Р.т.стр 29-31 | 19.10 | ||
15 | Многообразие галактик. Световой год. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. | Иметь представление о Галактике, многообразии, её возникновении, составе расстояниях между звёздами. | Ф.о. Р.т. | У. стр. 23-52 Р.т.стр 32-33 | 21.10 | |||
16 | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | игра | У.о. Викторина Т. | Обобщение представлений о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях, о галактиках. | Ф.о. Т. | Д «П» | 26.10 | |||
Земля-16ч. | ||||||||||
17 | Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. | Изучения нового материала | Из.м. Пр.д. | Знать различные гипотезы возникновения Земли, учёных, внёсших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной систем, в том числе Земли. | Д «П» | У. стр. 54-59 Р.т.стр 34-36 | 28.10 | |||
18 | Возникновение Земли. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. | Иметь представления о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе Земли , гипотезы О.Ю.Шмидта и современными взглядами учёных на эту проблему. | Ф.о. Р.т. | У. стр. 54-59 Р.т.стр 34-36 | 09.11 | |||
19 | Внутреннее строение Земли. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о внутреннем строении \Земли, особенностями земной коры. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 60-61 Р.т.стр 36-38 | 11.11 | ||
20 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Пр.р. №1: Ознакомление со свойствами г.п. и минералов. | Изучения нового материала | Из.м. З.з. Пр.д. Пр.р. | Углубить знания о горных минералах, полезных ископаемых, известных обучающимся из предыдущих классов, показать свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов. | Ф.о. Р.т. | У. стр. 62-63 | 16.11 | |||
21 | «Горные породы , минералы, их свойства» | Комбинир. | У.о. Р.т. Из.м Т. | Проверка знаний о внутреннем строении Земли, её составе, температуре, движениях плит и вызываемых ими изменениях в земной коре. | Ф.о. Р.т. Т. | У. стр. 64-71 Р.т. стр 38-40 | 18.11 | |||
22 | Землетрясения. | Изучения нового материала | Из.м. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о землетрясении как грозном явлении природы, причинах его возникновения. Знать зоны распространения землетрясений на Земле, их предсказание. | Д «П» | У. стр. 72-72 Р.т.стр 41-42 | 23.11 | |||
23 | Вулканы. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о грозном явлении природы- вулкан. Знать причины и последствия извержения вулканов. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 73-77 Р.т.стр 41-42 | 25.11 | ||
24 | Суша планеты. Пр.р. № 2: Правила заполнения к/к к/к – материки, архипелаги,острова. | Изучения новых знаний | Из.м. Р.т. Пр.д. Пр.р. | Знать материки нашей планеты, их краткую характеристику. | Р.т. Пр.р. | Д «П» | У. стр. 78-84 Р.т.стр 43-44 | 30.11 | ||
25 | «Суша планеты» | комбинированный | У.о. Р.т. Т. | Проверка знаний материков, их характеристик, умений работать с картой. | Р.т. Т. | У. стр. 78-84 Р.т.стр 45-47 | 02.12 | |||
26 | Атмосфера Земли. | Изучения нового материала | Из.м. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о составе и строении атмосферы, основных атмосферных явлениях, значение атмосферы в жизни планеты, человечества. | Д «П» | У. стр. 85-87 Р.т.стр 45-47 | 14.12 | |||
27 | Погода. Климат. № 3: Описание погоды одного дня | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. Пр.р. | Иметь представление о погоде и климате, о разнообразии погодных и климатических условий на Земле. Знать о влиянии погоды и климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека. | Ф.о. Р.т. Пр.р. | Д «П» | У. стр. 88-90 | 16.12 | ||
28 | Ураганы. Смерчи. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о грозных явлениях- ураган, смерч. Знать их причины.. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 88-90 | 21.12 | ||
29 | Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. | Изучения нового материала | Из.м. Пр.д. | Знать о гидросфере, её составных частях, взаимосвязях. Знать крупнейшие моря и океаны, где они расположены на карте. | Ф.о. | Д «П» | У. стр. 91-92 Р.т.стр 47-49 | 23.12 | ||
30 | Воды суши. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Знать об основных источниках пресной воды, их роль в круговороте воды. | Ф.о. Р.т | Д «П» | У. стр. 91-96 49-52 | 28.12 | ||
31 | Уникальность планеты Земля. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Углубить знания о нашей планете, её месте в Солнечной системе , её уникальности-существовании на ней живых организмов. | Ф.о Р.т. | Д «П» | У. стр. 97-100 Р.т.стр 52-57 | 11.01 | ||
32 | Обобщающий урок по теме «Земля». | игра | У.о. викторина Р.т. | Обобщение знаний о происхождении Земли, её строении, о грозных явлениях природы, особенностях Земли. | Ф.о. | 13.01 | ||||
Жизнь на Земле-15ч. | ||||||||||
33 | Развитие жизни на Земле. | Изучения нового материала | Из.м. Пр.д. | Иметь представление о современных взглядах на развитие жизни на земле. Знать о древних животных населявшими нашу планету миллионы лет назад. | Д «П» | У. стр. 102-106 Р.т.стр 58-60 | 18.01 | |||
34 | Животные прошлого. | комбинированный | У.о. Р.т. | Иметь представление о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых остатках. | Ф.о. Р.т. | У. стр. 102-106 59-60 | 20.01 | |||
35 | Живые клетки. | Изучения нового материала | Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. Т. | Иметь представление о клеточном строении организмов, о клетке как структурной единице живого. Знать историю открытия клетки, разнообразие клеток, процесса их жизнедеятельности. | Ф.о. Р.т. Т. | Д «П» Табл. | У. стр. 107-109 Р.т.стр 60-62 | 25.01 | ||
36 | «Строение клетки» №4: Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа. | Практикум | У.о. Р.т. Пр.р. | Ф.о. Р.т. Пр.р. | У. стр. 110-112 Р.т.стр 60-62 | 27.01 | ||||
37 | Живые клетки. №5: Рассматривание готовых микропрепаратов клеток. | Проверки знаний | У.о. Т. Пр.р. | Знакомство с увеличительными приборами. Знать правила работы с ними .Уметь готовить микропрепарат и пользоваться им. | Ф.о. Т. Пр.р. | Д «П» Табл. | У. стр. 110-112 Р.т.стр 60-62 | 01.02 | ||
38 | Царства живой природы. Одноклеточные организмы. | Изучения нового материала | Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о разнообразии микроорганизмов. Знать понятия основных царств живой природы. | Р.т. | Д «П» | У. стр. 113-117 Р.т.стр 62-63 | 03.02 | ||
39 | Многоклеточные организмы. №6 : Рассматривание различных групп растений. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. Пр.р. | Знать о разнообразии грибов и растений, их отличительные черты, роль в природе. | Ф.о. Р.т. Пр.р. | Д «П» | У. стр. 113-117 Р.т.стр 63-66 | 08.02 | ||
40 | Беспозвоночные и позвоночные животные. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о животных как царстве живой природы, их разнообразии. Роли в природе, связи с растениями и другими живыми организмами. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 113-117 Р.т.стр 63-66 | 10.02 | ||
41 | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о среде обитания, о разнообразии сред и заселении их различными организмами. Знать особенности наземно-воздушной среды и приспособления организмов к жизни в ней. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 118-122 Р.т.стр 66-68 | 15.02 | ||
42 | Водная среда. Приспособленность к жизни в ней. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Знать особенности водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной. Знать о водных животных и их приспособленности к жизни и воде. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 118-122 | 17.02 | ||
43 | Почвенная среда. Приспособленность к жизни в ней. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Знать особенности почвы как среды обитания по сравнению с наземно-воздушной и водной средами. Иметь представление о приспособленности растений и животных к среде обитания на примере почвы. | Ф.о. .Р.т | Д «П» | У. стр. 118-122 | 22.02 | ||
44 | Жизнь на разных материках. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о своеобразии растительного и животного мира различных материков Земли. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 123-128 Р.т.стр 69-71 | 24.02 | ||
45 | Природные зоны Земли. Пр.р №7. Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.р. | Знать природные зоны Земли , их расположение, особенности растительного и животного мира в них, причины распределения растений и животных на суше. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 129-134 Р.т.стр 72-75 | |||
46 | Жизнь в морях и океанах. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распределении в различных слоях. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 135-139 Р.т.стр 75-77 | |||
47 | Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле» Пр.р. №8. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. | Проверки знаний | У.о. Р.т. Пр.р. Т. | Систематизация и обобщение знаний о развитии жизни на Земле, об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении, о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них, о распределении растений и животных на материках и в океане. | Ф.о. Р.т. Пр.р. Т. | Д «П» | У. стр. Р.т.стр 77-81 | |||
Человек на Земле -18ч. | ||||||||||
48 | Происхождение человека. Древние предки человека. | Изучения новых знаний | Из.м. Р.т. Пр.д. | Знать о предках человека, их средой обитания и образом жизни. | Р.т. | Д «П» | У. стр. 142-144 Р.т.стр 82-85 | |||
49 | Первые люди | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 145-148 Р.т.стр 82-85 | |||
50 | Науки о природе. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Знать о естественных науках. Объектами их изучения. Значение в познании природы. | Ф.о Р.т | Д «П» | У. стр. 5-14 | |||
51 | Методы изучения природы. Наблюдение. | экскурсия | экскурсия | Развитие знаний о методах изучения природы, о роли наблюдений при изучении природы, их использовании в практической деятельности. | У. стр. 15-22 | |||||
52 | Эксперимент, измерение- методы познания природы. | практикум | У.о. | Развить знания о способах изучения природы -эксперименте и измерении. | Ф.о. | У. стр. 15-22 | ||||
53 | Оборудование для научных исследований. | Ознакомления с инфорацией | Из.м. З.з. Пр.д. | Знать измерительные приборы и лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности человеком. | Д «П» | У. стр. 15-22 | ||||
54 | История географических открытий. Открытие Америки. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о географических открытиях материков нашей планеты. | Ф.о Р.т. | Д «П» | У. стр. 149-154 | |||
55 | Открытие Австралии и Антарктиды. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Пр.д. | Иметь представление о великих географических открытиях, знать о первооткрывателях Австралии, Антарктиды. | Ф.о. Р.т | Д «П» | У. стр. 149-154 86-88 | |||
56 | Великие путешественники-первооткрыватели новых земель. | Изучения нового материала | Из.м. Пр.д. Т. | Иметь представление о великих географических открытиях, знать о путешественниках , внёсшие большой вклад в открытие новых земель и доказательство шарообразности Земли. | Д «П» Т. | У. стр. 149-154 Р.т.стр 86-88 | ||||
57 | Великие путешественники-первооткрыватели новых земель. | Закрепления | У.о.. Р.т. Пр.д. | Ф.о Р.т. | Д «П» | У. стр. 149-154 | ||||
58 | Как человек изменил Землю. | Изучения нового материала | Из.м. Пр.д. | Знать о последствиях влияния человека на природу, о экологических проблемах. Которые нужно решать на современном этапе. | Д «П» | У. стр. 155-157 Р.т.стр 89-91 | ||||
59 | О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Иметь представление о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, об опасностях для всего живого, таящейся в загрязнении атмосферы. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 157-159 Р.т.стр 89-91 | |||
60 | Жизнь под угрозой. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Развитие знаний о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы. Знать конкретные примеры негативной деятельности человека. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 160-162 Р.т.стр 92-94 | |||
61 | Меры сохранения жизни на Земле. | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Знать об основных мерах сохранения биологического разнообразия и природных сообществ. | Ф.о. Р.т | Д «П» | У. стр. 163-165 | |||
62 | Опустынивание и его причины | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Знать понятие «опустынивание», о причинах опустынивания и мерах его остановки. А также защиты Земли от этого процесса. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 163-165 Р.т.стр 94-95 | |||
63 | Здоровье человека и безопасность его жизни. №9: Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.р. | Знать о правилах безопасности, Как заботиться о своём здоровье. | Ф.о. Р.т. | У. стр. 166-169 Р.т.стр 95-97 | ||||
64 | Ядовитые животные и растения | комбинированный | У.о. Из.м. З.з. Р.т. Пр.д. | Знать о ядовитых растениях, какой вред они наносят, о мерах предосторожности. | Ф.о. Р.т. | Д «П» | У. стр. 170-173 Р.т.стр | |||
65 | Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» | Проверки знаний | Ф.О. З.з. Р.т. Т. | Обобщение и систематизация знаний о происхождении человека , постепенном освоении и открытии им новых земель, влиянии человека на окружающую среду. | Ф.О. Р.т. Т. | У. стр. Р.т.стр 98-103 | ||||
Итоговое повторение-5ч. | ||||||||||
66 | Вселенная | Закрепления знаний | Ф.О. Пр.д. Т. | Обобщение представлений о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях, о галактиках. | Ф.О. Т. | Д «П» | ||||
67 | Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в нашей области» | Защита проекта | З.п. | Обобщение и систематизация знаний о происхождении человека , постепенном освоении и открытии им новых земель, влиянии человека на окружающую среду. Сформировать у обучающихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды. | Обсуждение | Д «П» | ||||
68 | Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни. | практикум | Ф.О. Пр.д. | Ф.О. | Д «П» | |||||
69 | Человек на Земле | экскурсия | экскурсия | |||||||
70 | Что мы узнали о жизни человека на Земле. | обсуждение |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тематическое планирование (природоведение 5 класс)
(2 часа в неделю, всего 70 ч)
Тема | Содержание, требования к уровню подготовки |
Введение -3ч. | Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). · Практические работы Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Великие естествоиспытатели. В результате изучения темы ученик должен Знать: · многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы; Уметь: · описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты; · сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; · описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; · использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; |
Вселенная -13ч. | Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляд Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику. Роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. · Демонстрации Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы. · Практические работы. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба. В результате изучения темы ученик должен Уметь: · указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; · находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; |
Земля-16ч. | Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И.Кант, Д. Джинс, О.Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясение, извержения вулканов, гейзеры. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. · Демонстрации Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму). · Практические работы Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности). Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. В результате изучения темы ученик должен Знать: · многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; Уметь: ·приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ. |
Жизнь на Земле-15ч. | Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. · Практические работы Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. В результате изучения темы ученик должен Знать: · строение живой клетки (главные части); · царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); · среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать); · природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); Уметь: · узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; · приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; |
Человек на Земле -18ч. | Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. · Демонстрации Ядовитые растения и опасные животные своей местности. · Практические работы Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. В результате изучения темы ученик должен Знать: · изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); ·важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать их) |
Итоговое повторение-5ч. |
Требования к уровню подготовки обучающихся по природоведению
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
· многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
· строение живой клетки (главные части);
· царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
· среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
· природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
· изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
· важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
· основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
· узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
· приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
· указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
· находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
· описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
· сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
· описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
· использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
· находить значение указанных терминов в справочной литературе;
· кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
· использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
· пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
· следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
· измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
· определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
· составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
· оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ОТВЕТА УЧАЩИХСЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ.
- Отметка «5»
- Ученик показывает знания теорий, понятий; логично излагает основные положения раскрывает сущность и взаимосвязь процессов и явлений; конкретизирует теоретические положения примерами. Ученик демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать объекты и процессы и на основе этого делать выводы.
- Отметка «4»
- Ставится, если ответ не полностью раскрыт, недостаточно широко иллюстрирует примерами, допускает неточности, негрубые ошибки.
- Отметка»3»
- Ставится, если имеются неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, неверно трактует понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы.
- Отметка «2»
- Ставится, если допускаются грубые ошибки, или ответ полностью отсутствует.
- Отметка «1»
ставится, если ученик:
*Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
*Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
- Отметка «5»
ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
- Отметка «4»
- ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
- Отметка «3»
- ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
- Отметка «2»
ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
- Отметка «1»
ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Практические работы, проекты
Тема | Практическая работа |
Изучение природы | 1.Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. |
Вселенная | 2.Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба |
Земля | 3. Описание и сравнение признаков горных пород и минералов 4. Наблюдение погоды, изменение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие |
Жизнь на Земле | 5.Строение клетки.(лаб.раб.) 6.Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. (природные зоны) 7. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. |
Человек на Земле | 8. Измерение своего роста и массы тела. |
Итоговое повторение | 9. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. 1.Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в нашей области» |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
А) Методические и учебные пособия:
Таблицы:1. Явления природы.
2.Схема Солнечной системы.
3.Сочтавные части воздуха 4.
Круговорот воды в природе.5. Подземные воды.
6. Царства живой природы.5. Строение растительной клетки.
6. Многообразие видов растений и животных , их приспособленность к среде обитания.
7.Растительный мир материков.
8.Животный мир материков.
Фотографии и рисунки по темам.
Коллекция минералов, горных пород, ископаемых
Гербарные материалы.
Комнатные растения.
Б) Оборудование и приборы:
микроскоп,
лупа, часы,
термометр,
линейка,
глобус,
модель Солнечной системы,
географическая карта полушарий,
атлас,
физическая карта полушарий, России,
карта звёздного неба,
секундомер,
ростомер,
весы
В) Дидактический материал(раздаточный)
1.Рабочая тетрадь.
2.Раздаточные индивидуальные задания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая при подготовки программы.
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5кл.Биология6-11кл. Москва. Дрофа. 2007г.
Учебник Природоведение 5 класс. Плешаков А.А, Сонин Н.И.Москва. «Дрофа».2009г.
Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение» Москва. «Дрофа».2000г.
Природоведение 5 класс. Материалы к урокам. (стихи, викторины, кроссворды). Н.А.Касаткина Волгоград. Из-во «Учитель»
Рабочая тетрадь «Природоведение 5 класс» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин Москва «Дрофа» 2009г
Литература, рекомендованная для обучающихся
Рабочая тетрадь «Природоведение 5 класс» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин Москва «.Дрофа» 2009г
Альбом-задачник «Твои открытия» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин Москва «Дрофа» 2009г
Образовательные диски
Мультимедийное приложение к урокам природоведения в 5классе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Москва «Дрофа»
Дополнительная литература:
- Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
- Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
- Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
- Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
УЛ – лекция
УЭ – экскурсия
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — практическая работа.
БД — биологический диктант.
Т – тестовая работа.
РТ – работа в рабочей тетради
ПРД - просмотр диска
Д «П» - диск «Природоведение»
П - презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс (УМК Сонина Н.И.)
Данная рабочая программа содержит пояснителью записку, подробное календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания, основного содержания урока, проводимых лабораторных и практических ...
Рабочая программа по природоведению 5 класс.А.А Плешакова,Н.Сонин.
1.Пояснительная записка.Природоведение5 класс. Программа по природоведению адресована учащимся 5 класса Новобрянской средней общеобразовательной школы, Заиграевского района республики Бурят...
Рабочая программа по природоведению 5 кл Плешаков, Сонин
Рабочая программа и календарно тематическое планирование по природоведению Плешакова, Сонина. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на б...
Рабочая программа по природоведению 5 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, на основе примерной программы основного общего образования по биоло...
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению 5 класс , по учебнику А.А. Плешаков ,Н. И. Сонин,
пояснительная записка , нормы оценки, содержаие учебного курса,УМК....
Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А.Плешаков Н. И. Сонин
пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....