Уроки Природные зоны Земли
методическая разработка по природоведению (5 класс) на тему
Уроки былы подготовлены и проведены по учебнику: Хрипкова А.Г. и др. Естествознание 5 класс. – М.: Просвещение, 1999. Однако, материал легко трансформировать под любой другой учебник. Данный материал интересен своим использованием для описания природных зон художественных литературных источников.
Цель урока: познакомить учащихся с природными зонами Земли, показать зависимость распространения зон от климатических и почвенных факторов, показать биологическое разнообразие планеты и доказать необходимость его сохранения; показать занимательность, привлекательность растений и животных путем слияния чувственного, эмоционального восприятия природы с ее аналитическим изучением; развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой, работать над речью учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirodnye_zony_zemli.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ»
Уроки естествознания в 5 классе.
Уроки былы подготовлены и проведены при использовании учебника: Хрипкова А.Г. и др. Естествознание 5 класс. – М.: Просвещение, 1999. Однако, материал легко трансформировать и использовать под любой другой учебник. Данный материал интересен своим использованием для описания природных зон художественными литературными источниками.
Цель урока: познакомить учащихся с природными зонами Земли, показать зависимость распространения зон от климатических и почвенных факторов, показать биологическое разнообразие планеты и доказать необходимость его сохранения; показать занимательность, привлекательность растений и животных путем слияния чувственного, эмоционального восприятия природы с ее аналитическим изучением; развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой, работать над речью учащихся.
Оборудование: карта природных зон мира, таблицы «Природные зоны», видеофильмы о природных зонах, выставка д/з учащихся «Портрет Земли» (рисунок любого уголка земного шара), конверты с заданиями и задания для контроля и самопроверки на каждой парте.
На доске записаны тема и вопросы для обсуждения видеофильмов: Каких животных вы увидели в видеофильме? какие растения? Каков климат данной природной зоны? Как приспособлены растения и животные к жизни в данных условиях?
Длительность урока: 2 урока по 40 минут.
ПЛАН УРОКА:
I. Организационный момент. (1Мин.)
II. Вводное слово учителя. (1Мин.)
К этому уроку вы получили д/з – нарисовать портрет любого уголка земного шара. Все ваши портреты собраны на этой выставке. Посмотрите, сколько лиц у нашей планеты! (Показывает рисунки учащихся на стенде). На одном рисунке мы видим пышные джунгли, на втором – бескрайние просторы тундры, на третьем – пустыню, томящуюся от зноя. Как многолика наша планета!
Эти разные лица появились у Земли потому, что условия для жизни организмов на ней очень разнообразны. И в разных уголках планеты сложились разные природные зоны. Среди природных зон Земли можно выделить несколько основных, тех, которые занимают большую часть ее поверхности. Их распространение на планете зависит от климата, главным образом, от распределения влажности и тепла. Сегодня на уроке мы с вами должны совершить путешествие по разным природным зонам, познакомиться с типичными растениями и животными и условиями их жизни.
III. Изучение нового материала.
- Понятие о природных зонах. . (2Мин)
Объяснение учителя по карте, запись учащимися определения в тетрадь.
Природные зоны – это большие территории поверхности Земли со сходными климатическими условиями, почвами, растительным и животным миром.
Основные природные зоны Земли – это тундра, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса (показ на карте).
2. ТУНДРА. (7Мин.)
Давайте вместе прочитаем 1абзац учебника на странице 93.
А теперь ответим на вопросы: каковы климатические условия в тундре? Какая почва в тундре?
Заслушивается сообщение учащегося о почве в тундре:
Почвы Крайнего Севера бедны гумусом. Земля 9 месяцев в году промерзшая. За 3 летних месяца (май, июнь, июль) оттаивает только верхний слой 8 – 10 см, а чуть глубже – вечная мерзлота. Растаявший снег не может просочиться сквозь вечную мерзлоту, поэтому летом тундра заболачивается. Почвы в тундре называются тундровыми.
Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают характеристику тундры.
Тундра: недостаток тепла, избыток влаги, вечная мерзлота, ветер.
Беседа о животном и растительном мире тундры:
Благоприятны ли условия жизни в тундре? Будет ли богат и разнообразен животный и растительный мир? Какие животные и растения там обитают? Как они приспособлены к жизни в тундре?
Заслушиваются ответы, сообщения учащихся.
Итак, основу растительного покрова составляют лишайники и мхи, низкие травянистые растения, карликовые деревья и кустарники.
Работа с иллюстрацией учебника. Рассмотрите рис. 45 стр. 91. Какую форму имеют мхи и лишайники и почему? (Предполагаемый ответ: подушкообразную, т.к. способствует сохранению тепла, защите от ветра). Какие преимущества дает деревьям в тундре их карликовый рост? (Предполагаемый ответ: меньше воздействие ветра).
Растения тундры быстро начинают расти, цветут и дают семена. На короткое время летом тундра становится цветущей – лютики, колокольчики, морошка, брусника.
Рассмотрите рис. 46. Какие животные обитают в тундре? Как они приспособлены к условиям тундры? (Предполагаемые ответы: мягкая теплая шерсть, например, у овцебыков; зимой белый защитный цвет шерсти (песец, лемминг) и оперения (полярная сова, куропатка); широкие копыта северного оленя позволяют не проваливаться в снег при ходьбе и раскапывать снег при добывании корма; мелкие грызуны живут в снежных тоннелях.
3. ЛЕСА. (14Мин)
Рассказ учителя:
Южнее тундры раскинулась тайга. Условия жизни здесь более благоприятны, чем в тундре. Здесь гораздо больше тепла, а влаги достаточно для роста деревьев и кустарников.
Вот какой увидел тайгу Антон Павлович Чехов в 90-х годах прошлого века: «Скоро после Енисея, – писал он, – начинается тайга… По обе стороны дороги непрерывно тянутся обыкновенные леса из сосны, лиственницы, ели и березы… Сила и очарование тайги в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается. В первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища…»
А как бы ответили вы, что же такое тайга? (Предполагаемый ответ: огромное пространство, занятое хвойными деревьями).
К югу от тайги, где больше тепла и нет вечной мерзлоты – находится зона смешанных и широколиственных лесов. Эти леса более светлые. Там много лиственных деревьев.
Сейчас мы посмотрим видеоотрывок о растительном и животном мире этих лесов. Постарайтесь не только насладиться прекрасными пейзажами и музыкой, но и найти запомнить увиденные вами растения, животных, особенности климата.
Просмотр фильма с последующим обсуждением:
- Какие растения вы видели? (Предполагаемые ответы: сосна, ель, травянистые растения)
- Каких животных? (Предполагаемые ответы: белка, медведь и др.)
- Какие особенности климата? (Предполагаемые ответы: теплое лето, холодная зима, т.е. резко выражена смена сезонов года)
- Особенности животных и растений (Предполагаемые ответы: сбрасывают листья, перелетные птицы, ложатся в спячку, живут под снегом, делают запасы)
Давайте подведем итоги и запишем характеристику зоны лесов.
Лесная зона: резкая смена сезонов года, достаточное количество влаги, неравномерное распределение осадков.
- ТРАВЯНИСТЫЕ РАВНИНЫ (10 минут)
Районы, где влаги слишком мало, чтобы росли леса, но достаточно для роста трав, есть на всех континентах. Степи – называют их в Европе, саванны – в Африке и Австралии, прерии – в Северной Америке. Американские переселенцы, впервые попавшие в прерии, назвали ее равниной, у которой есть начало, но, кажется, нет конца. Вот как описывает степи Николай Васильевич Гоголь
«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотистым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела по поверхности; занесенный бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался, бог знает, в каком дальнем озере. Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
Беседа по вопросам:
Как называл Гоголь степь (Предполагаемый ответ: океан)? Почему он сравнивает ее с океаном (Предполагаемый ответ: безбрежный, колышется)? Почему богат растительный мир степей (Предполагаемый ответ: черноземные почвы, богатые питательными элементами)? Какие животные обитают в степи (см. рис. 44 стр. 89)?
Запишем характеристику степей:
Степи: благоприятная температура, мало влаги.
Саванны отличаются от степей чередованием сухого и влажного сезонов.
Сообщение учащихся о саваннах:
Климат в саваннах очень сухой. Но в определенные месяцы там становится жарко, и идут проливные дожди. Во время сухих сезонов почва пересыхает, во время влажных – заболачивается. Почва содержит мало питательных элементов. Часты пожары.
Условия, в которых приспособились жить растения, очень жесткие. Баобаб в своем толстом стволе хранит воду. Акация имеет широкую плоскую крону, которая спасает нижние листья от высыхания.
Животные (слоны, зебры, жирафы, носороги, антилопы-гну) способны совершать переходы на большие расстояния в поисках пищи и воды. Мелкие животные на период засухи ложатся в летнюю спячку.
Обсуждение вопроса № 5 (раздаточный материал) устно.
- ПУСТЫНИ (20 минут)
Сейчас вашему вниманию будет предложен видеофильм о пустыне. После его просмотра ответьте на вопросы.
1. Каковы условия жизни в пустыне? (Предполагаемый ответ: Недостаток влаги, редко идут дожди, избыток тепла, резкие перепады температуры (днем жарко, ночью холодно).
- Какие растения пустынь вам известны? Каковы их приспособления? (Предполагаемый ответ: саксаул, верблюжья колючка, кактусы; запасают воду; длинные корни, добывающие воду из глубинных горизонтов почвы, вместо листьев колючки и чешуйки, уменьшающие испарение).
- Какие растения пустынь вам известны? Каковы их приспособления? (Предполагаемый ответ: многие животные имеют большие уши, что увеличивает теплоотдачу; активны ночью, когда становится прохладно, а днем прячутся в норах; впадают в спячу и активны 2-3 месяца в году; верблюды могут длительное время обходиться без воды, получая ее при окислении жиров, жир находится только в горбах, а под шкурой нет его, чтобы было прохладнее, широкие ступни, чтобы не проваливаться в песок).
Ответьте на вопрос №6 (раздаточный материал) устно. Запишите самостоятельно в тетрадь характеристику пустынь.
Пустыня: недостаток влаги, редко идут дожди, избыток тепла, резкие суточные перепады температуры.
7. ВЛАЖНЫЙ ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС. (10 мин)
По обе стороны от экватора до северного и Южного тропика находится зона влажных тропических лесов.
Работа с учебником:
Прочитайте 7 вопрос (раздаточный материал) и выскажите собственные предположения? Давайте проверим ваши предположения по учебнику. Прочтите 3 абзац на стр.83.
Выпишите в тетрадь характеристику влажных экваториальных лесов:
Влажный экваториальный лес: оптимальная постоянная температура и влажность.
Прочтите высказывание Арнольда Нюмена (раздаточный материал на парте), прокомментируйте его.
Сообщения учащихся, беседа.
Итак, для влажных экваториальных лесов характерно изобилие растений, у животных – яркие краски; лес сумрачный.
Почему экваториальные леса называют фабрикой кислорода, легкими планеты? (Предполагаемый ответ: выделяют огромное количество кислорода).
Проанализируйте факты уничтожения тропических лесов (раздаточный материал) и другие, прокомментируйте их.
IV. Закрепление нового материала. (8 мин.)
Фронтальная беседа по вопросам №1, №2 (раздаточный материал).
Индивидуальная работа: ответить письменно на тест.
Групповая работа с конвертами.
V. Итоги урока. (5 мин)
Учитель вместе с ребятами формулирует вывод урока, который учащиеся записывают в тетрадь.
Итак, основные природные зоны Земли – это тундра, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса. Их распространение на Земле зависит от климата, главным образом, от распространения тепла и влаги.
В каждой зоне сложились свои условия для обитания растений и животных. Животный и растительный мир в каждой природной зоне уникален, неповторим. Поэтому важнейшей задачей человечества является сохранение не только всех видов животных и всех видов растений, но и целых природных уголков, целых сообществ – т.е. сохранение биологического разнообразия. Об этом сказано в международном документе «Конвенция о биологическом разнообразии» (1992г.)
В заключение мне хочется прочитать вам слова писателя Николая Сладкова, обращенные к нам, людям, с призывом сохранить красоту природы:
«Можно, ли представить себе землю птиц? Mоре без чаек. Степь без жаворонков, горы без орлов.. Или лес без кукушки и иволги? Луг дергача, поле без перепелки. Речные заросли без соловьев....
Скучно станет, неинтересно. Мертво и глухо.
Тысячи лет шумят для нас леса — слышим ли? Тысячи лет радуют нас степи и горы — ценим ли? Тысячи лет поют для нас птицы — не напрасно же? Осознаем ли мы, что значит для нас природа? Помним ли, что дала она нам, и чем мы ей отплатили за это?
Земля говорил с нами языком звуков, красок, запахов. Голоса бесчисленных жизней несутся со всех сторон. Громкие и уже едва уловимые, но всегда волнующие и зовущие. И каждый умолкнувший голос — большая потеря: общий хор жизни без него звучит слабее и тише.
Отзывчива тишина полей, настояны тайной лесные дебри, переполнены жизнью леса, степи, горы, моря — и все хорошо! Откройте глаза — и красота земли хлынет в вас водопадами красок. Она всюду: вокруг, над головой, под ногами. В беге зверя, в игре рыбы, в полете птицы. Все живое пропитано поэзией и красотой. И мы все это можем видеть и ощущать». И чем больше человек видит и чувствует красоту - тем больше он человек.
Выставление оценок.
Д/З – написать письмо другу о своем путешествии по любой природной зоне.
подумайте !
О чем, на ваш взгляд, говорят эти факты ?
1.Люди ежегодно уничтожают или вылавливают 2 млн. черепах,7 млн. крокодилов.
2. Ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов.
3. В тропических лесах каждый день спиливают 5 млн. деревьев.
4. На острове Мадагаскар уничтожено 93 % тропических лесов. В них обитало несколько тысяч видов растений, нигде более не встречающихся.
5. В США уничтожено 98 % высокотравных прерий, 50 % заболоченных участков, более ЗО % лесов.
ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
«Волшебный, переменчивый мир... Заколдованное царство, где все возможно и путь куда вымощен неожиданностями. Вы словно бредете по неведомой планете, населенной странными формами жизни. Пожалуй, это самое подходящее сравнение для влажного тропического леса».
Арнольд Ньюмен,
исследователь тропических лесов
Какие утверждения верны?
1. Почва в тундре скована многолетней мерзлотой.
2. Хвойные деревья очень требовательны к теплу.
3. Смешанные и широколиственные леса расположены к северу от тайги.
4. Травянистые равнины раскинулись там, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов.
5. Пустыни занимают особенно засушливые районы Земли.
6. Тропический лес — самое бедное видами природное сообщество.
Проверьте свои знания
1. Перечислите основные природные зоны Земли.
2. От чего зависит распространение природных зон на Земле?
3. Дайте краткую характеристику тундре.
4. Какие деревья составляют основу тайги, смешанных и широколиственных лесов?
5. Что общего у всех травянистых равнин нашей планеты?
6. Дайте краткую характеристику пустыни.
7. Почему влажный тропический лес — самое богатое видами природное сообщество?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вронский В.А. Экология: словарь-справочник. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
2. Книга для чтения по охране природы: для учащихся 9-10 классов средней школы. / Составитель: А.Н. Захлебный – М.: Просвещение, 1986.
3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 класс. – М.: Дрофа, 1997.
4. Розовые чайки черные журавли: книга о редких и исчезающих птицах. / Составитель: Н.И. Сладков. – Л.: Дет. Лит.,1985.
5. Хрипкова А.Г. и др. Естествознание 5 класс. – М.: Просвещение, 1999.
Карплюк Т.И.
учитель биологии и экологии
Средняя школа № 9
г. Усть-Кут Иркутская обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Природные зоны Земли 6 кл.
Конспект урока по географии...
Тема урока : "Природные зоны Земли"
ЛесостепьСтепная зона постепенно на высоте около 500 м над уровнем моря переходит в лесостепь. Она вытянута узкой полоской с северо-запада на юго-восток на высоте от 500-1000 м над уровнем моря...
Открытый урок "Природные зоны Земли"
Урок для 6 класса....
Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам
Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам.Урок-игра по географии 6 класс по теме «Природные зоны Земли»...
Урок "Природные зоны Земли" 5 класс
Если бы сотни художников, живущих на разных материках, предложили нарисовать портрет Земли, то получились бы одинаковые портреты? (Ответы …)Учитель: Да, на одном мы увидели бы...
Технологическая карта урока "Природные зоны Земли"
Изучение природных зон Земли...
Конспект урока "Природные зоны Земли". 5 класс. Биология.
конспект урока "Природные зоны Земли". 5 класс. Биология....