Урок "Природные зоны Земли" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Мосиенко Екатерина Петровна

Если бы сотни художников, живущих на разных материках, предложили  нарисовать портрет Земли, то получились бы одинаковые портреты?   (Ответы …)

Учитель: Да, на одном мы увидели бы суровую тундру, на др. пышные джунгли, на третьем - пустыню, томящуюся от зноя….почему же эти лица Земли получились бы такими разными?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony_mosienko.docx54.77 КБ

Предварительный просмотр:

Природные зоны Земли. Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе  

Тема

Природные зоны Земли

Цель

Формирование знаний о природных зонах  Земли.

Задачи:

образовательная:

   

развивающая:

воспитательная:

познакомить с биологическим разнообразием планеты  и доказать необходимость его сохранения, показать зависимость  распространения зон от климатических и почвенных факторов, прививать интерес к растениям и животным.

развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой.  

прививать интерес к предмету через развитие творческой активности учащихся.

Тип, вид урока

урок формирования новых знаний,  урок - «путешествие»

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся научится  выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- будет знать важнейшие природные зоны  Земли.

Личностные

- Будут сформированы:  навыки обучения, ответственное отношение к природе,  осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

  УУД (метапредметные)

Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соответствия того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;  адекватно  воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.  

Методы: словесные (беседа, диалог);  наглядные  (работа с рисунками, схемами);  практические  (составление схем, таблиц, поиск информации);  дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия  и термины

Природная зона, тундра, тайга, смешанные и  широколиственные леса, травянистые равнины-степи, прерии, саванны, пустыни, влажные  (тропические) экваториальные леса.

Межпредметные связи

Биология, география,  экология.

 Образовательные ресурсы

Презентация.  Географические карты («Географическая карта  мира», «Природные зоны России»), картинки с изображением животных и растений основных природных зон, учебник Н.И.Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2016г. Маршрутные листы, включающие алгоритм работы учащихся, листы самооценки.

Организационная структура урока

Этап урока, цель, методический прием

Деятельность учителя

УУД

I этап.    Актуализация опорных знаний урока.

( Фронтальная беседа)  

1 Повторение: (  Учащимся выдается « Маршрутный  лист».) Повторим тему  «Жизнь на разных материках».  Впишите в схему материков одному  примеру  интересных  растений и животных, обитающих на них. (индивидуальная работа, взаимопроверка  в парах)(12 б)

                                                                                  (посчитайте баллы, взаимопроверка)      

     2.   Рассмотрим задание  «термин-понятие» (фронтальная работа)(4б+..1б)

  •   При изучении нового материала  нам будут  нужны знания определенных терминов.

 Установите соответствие между термином и понятием

А.   Растительный мир

Б.    Климат  

В.   Животный мир  

Г.   Погода

1.  Многолетний режим погоды, характерный для данной местности соответственно   географического положения.

2. Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время,  в данной местности.

3.  Царство  растений

4.  Царство диких животных

 

А

Б

В

Г

3

1

4

2

Проверка – итог: «оценка»

 

познавательные - умение структурировать знания.

 II этап.    Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Цель:

Учитель: Если бы сотни художников, живущих на разных материках, предложили  нарисовать портрет Земли, то получились бы одинаковые портреты?   (Ответы …)

Учитель: Да, на одном мы увидели бы суровую тундру, на др. пышные джунгли, на третьем - пустыню, томящуюся от зноя….почему же эти лица Земли получились бы такими разными?

( Ответы: на разных участках земли условия жизни (климат) различны,  поэтому  растительный и животный мир разнообразный.)    

Учитель:    как же мы назовем эти разные лица планеты? (Ответы: природные  зоны.)

Учитель:     Попробуем  определить тему  урока.

(Ответы:      «Природные зоны Земли»    Молодцы!

Учитель: Какую же цель поставим на этом уроке?         Познакомимся  с  природными зонами, с разнообразием растительного и животного мира.

Для выяснения  связи  построим логические цепочки с использованием терминов (животный мир, растительный мир, климат).  Значит, что же называют природными зонами? Природные зоны - это большие участки земной поверхности с определенным климатом, почвой, растительным и животным миром.

                             

Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

коммуникативные- умение вести диалог

Проблемный  вопрос?

 Изменяется ли  растительный и животный мир природных зон  с севера на юг?

регулятивные  –      прогнозирование

 III этап.    Формирование новых      знаний.

Чтобы решить эту проблему отправимся в  путешествие по природным зонам Земли. Представьте, что мы полетим вот на этом самолёте.  (Рисунок самолета на доске)

Презентация. Наше путешествие мы начнем с самой крайней точки Земли.  (арктические  пустыни (царства льда и снега).

Путешествуя,  мы  познакомимся с основными природными  зонами . Посмотрите на карту «Природные зоны Земли»  с118-119 учебника, на карту «Природные зоны России», обратите внимание  каким цветом обозначены природные зоны, как они в основном  расположены ( горизонтально или вертикально) ( тундра, тайга, смешанные и  широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические   леса.) Мы летим  над природными зонами,  обратите  внимание на разнообразие растительного и животного мира. Внимание, приземляемся и знакомимся с первой зоной-зоной тундры.(слайд тундра)  Совершим экспедицию и рассмотрим «Особенности природных зон »  Рассмотрим  первую зону-  тундра.  (По плану совместно с учащимися)

3. Экспедиция «Особенности природных зон Земли» - 9б.

Цель: используя карты, текст учебника (см с.115-117) и  текст дополнительной  литературы,  самостоятельно изучите особенности климата природных зон; приспособленности  организмов  к условиям среды обитания,  заполните таблицу.

работа в группе

Название природных зон (на каких материках расположены)

Особенности климата

Приспособленности

характерное растение

характерное животное

природная зона-

температура (1 балл)

растение (1балл)

животное (1 балл)

материки (1 балл)

осадки  (1балл)

Приспособленности (2 балла)

Приспособленности (2 балла)

Проверка - итог. ***

Вывод: По каким же  признакам определяют природные зоны? (климат, почва, растительный и животный мир.)  Следовательно…..     Какой же фактор стал определяющим в распространении природных зон Земли?    

 Итак,   природными зонами называют  ….  большие участки земной поверхности с определенным климатом, почвой, растительным и животным миром.

«Я хочу домой». ( Физ.мин.) (Ребята, помогите животным, они потерялись)

1.лев, зебра, носорог

2. сова-неясыть, кабан, кукушка

3. скорпион, тушканчик, серый варан

4. птица колибри, ленивец, тукан, попугай  Ара

5.белая сова, белая куропатка, песец                                                                      

6. соболь, лисица, глухарь

1. пустыня

2.смешанные и широколиственные леса

3. влажные экваториальные леса

4. тайга

5. тундра

6. травянистая равнина (степи, прерии, саванны)

Ответ:

А

2

3

4

5

6

                        

4.   Исследовательская работа по физической карте «Природные зоны России» (6б)

1.Внимательно рассмотрите  карту «Природные зоны России», найдите Россию.

2.Используя карту на с.118-119 учебника, назовите природные зоны, встречающиеся на территории нашей страны.                                                                                                 3Какие из них занимают наибольшую территорию?

 (какой зоны нет? почему?)

  ________________________________________________                                                                                                          

4.Найдите линию экватора, которая делит Землю на два полушария. (Какие?  

 В каком полушарии находится Россия?)

5.Найдите две линии от экватора: Северный и Южный тропики – между ними, по обе стороны от экватора расположен (влажный тропический  лес). 

6.Проверьте ответ у соседа и поставьте  баллы.   Проверка….(итог)

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логика изложения, умение делать выводы; коммуникативные- сотрудничество в поиске информации, умение работать в группе, умение вести диалог   регулятивные – планирование, прогнозирование, самостоятельное принятия решений.

IV этап

Первичное закрепление материала.

Завершающее закрепление

Закрепление.

 Ребята, хотя бы раз в жизни вы посещали одну из  природных зон? Путешествие наше подходит к завершению. И мы подводим итоги.

 - Что нового вы узнали на уроке?

1. Перечислите основные  природные зоны Земли? (тундра, тайга смешанные и  широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса).

2. От каких факторов зависит   распространение природных зон  на Земле? (от климата, главным образом от неравномерного распределения тепла и влаги).                                                  3.Какие деревья составляют основу тайги? ( лиственница.  кедровая сосна, ель, пихта)

3.Есть ли  связь между окраской  животных и  средой  их обитания (природной зоной)? С чем это связано? Приведите примеры. (карликовая береза, белая сова и куропатка )        4、Характерные признаки каких природных зон перечислены?                                               а) Самое большое разнообразие видов;                                                                                                      б) преобладание травянистых растений;                                                                                                                               в) обилие мхов, лишайников и карликовых деревьев;                                                                                                               г) множество хвойных растений немногих видов.            

5.    В каждой зоне сложились свои условия обитания живых организмов. Животный и растительный мир в каждой природной зоне уникален, неповторим. Поэтому важнейшей задачей человечества является охрана не только всех видов растений и животных, населяющих ту или иную зону, но и всего разнообразия живых организмов нашей планеты.

Личностные нравственно-эстетическое оценивание;

Познавательные – анализ, вывод

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль, умение вести диалог;

Регулятивные – самооценка, самоконтроль

V этап. Рефлексивная деятельность

Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие... необходимо подвести каждого из учащихся к проблеме охраны природы.  А я бы сказала главные слова... Земля - наш общий дом и мы должны ее беречь!

-  Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Сегодня урок:

Я:

- Трудный - лёгкий

- интересный – не интересный

- полезный – ненужный

- старался – ленился

- был внимателен на уроке – был невнимателен

- урок усвоил

  • Какой из этих гномиков отражает ваше настроение после окончания урока?

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Д.з. Подписать природные зоны России в тетради. стр 80.

Перед началом урока каждому выдается маршрутный лист

Заполняется учителем после освоения темы учащимися

Ф. И.,  класс __________________________________            число    _____________

« Маршрутный  лист» к уроку по теме: ______________________________________________________________________

Ι. этап  Повторение «Жизнь на разных материках»

                                                                                  (посчитайте баллы, взаимопроверка)      

Установите соответствие между термином и понятием

А.   Растительный мир

Б.    Климат  

В.   Животный мир  

Г.   Погода

1.  Многолетний режим погоды, характерный для данной местности соответственно   географического положения.

2. Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время,  в данной местности.

3.  Царство  растений

4.  Царство диких животных

 

А

Б

В

Г

3

1

4

2

Проверка – итог: «оценка»

Экспедиция «Особенности природных зон Земли»

 (работа в группе)

Название природных зон (на каких материках расположены)

Особенности климата

Приспособленности

характерное растение

характерное животное

природная зона-

температура-1 балл

растение -1 балл

животное -1 балл

материки-1 балл

осадки-1 балл

Приспособленности-2 балла

Приспособленности-2 балла

«Особенности природных зон Земли»

(работа в группе)

Название природных зон (на каких материках расположены)

Особенности климата

Приспособленности

характерные растения

характерные животные

природная зона-

температура-

растения -

животные -

материки-

осадки-

приспособленности-

приспособленности-

Природная зона – это_________________________________________________________

«Я хочу домой». ( Физ.мин.)

1.лев, зебра, носорог

2. сова-неясыть, кабан, кукушка

3. скорпион, тушканчик, серый варан

4. птица колибри, ленивец, тукан, попугай  Ара

5.белая сова, белая куропатка, песец                                                                      

6. соболь, лисица, глухарь

1. пустыня

2.смешанные и широколиственные леса

3. влажные экваториальные леса

4. тайга

5. тундра

6. травянистая равнина (степи, прерии, саванны)

        

Ответ:

А

2

3

4

5

6

                        

4.   Исследовательская работа по  карте «Природные зоны Земли»

  •     Отметьте данную природную зону на контурной карте

 

       

Сегодня урок:

Я:

- Трудный - лёгкий

- интересный – не интересный

- полезный – ненужный

- старался – ленился

- был внимателен на уроке – был невнимателен

- урок усвоил

Какой из этих гномиков отражает ваше настроение после окончания урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Природно-хозяйственные зоны" 8 класс

Урок географии по учебнику Е.М.Домогацких...

тесты по теме" Экономический район Западной зоны", 9 класс

тесты по теме" Экономический район Западной зоны", 9 класс ...

Тест Биосфера. Природные зоны 5 класс

Тест Биосфера. Природные зоны 5 класс...

Контрольная работа по географии по теме "Природно-хозяйственные зоны" 8 класс

Контрольная работа по географии  по теме "Природно-хозяйственные зоны" 8 класс. Учебник  Дронов В.П., Савельева Л.Е., издательство "Просвещение"...

Презентация "Австралия.Природные зоны" 7 класс

Презентация к уроку географии по теме "Австралия. Природные зоны" 7 класс....

Обобщение по теме Природные зоны 5 класс

Задание по сопоставлению природных зон и и признаков....

географический диктант по теме "Лесная зона" 7 класс

географический диктант по теме "лесная зона" 7 класс шола 8 вида...