Тема | Природные зоны Земли |
|
|
Цель | Формирование знаний о природных зонах Земли. |
Задачи: образовательная:
развивающая:
воспитательная: | познакомить с биологическим разнообразием планеты и доказать необходимость его сохранения, показать зависимость распространения зон от климатических и почвенных факторов, прививать интерес к растениям и животным. развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой. прививать интерес к предмету через развитие творческой активности учащихся. |
Тип, вид урока | урок формирования новых знаний, урок - «путешествие» |
Планируемые результаты (предметные) | – Учащийся научится выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; - будет знать важнейшие природные зоны Земли. |
Личностные | - Будут сформированы: навыки обучения, ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. |
УУД (метапредметные) | Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соответствия того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, таблиц, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). |
Понятия и термины | Природная зона, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи, прерии, саванны, пустыни, влажные (тропические) экваториальные леса. |
Межпредметные связи | Биология, география, экология. |
Образовательные ресурсы | Презентация. Географические карты («Географическая карта мира», «Природные зоны России»), картинки с изображением животных и растений основных природных зон, учебник Н.И.Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2016г. Маршрутные листы, включающие алгоритм работы учащихся, листы самооценки. |
Организационная структура урока |
Этап урока, цель, методический прием | Деятельность учителя | УУД |
I этап. Актуализация опорных знаний урока. ( Фронтальная беседа)
| 1 Повторение: ( Учащимся выдается « Маршрутный лист».) Повторим тему «Жизнь на разных материках». Впишите в схему материков одному примеру интересных растений и животных, обитающих на них. (индивидуальная работа, взаимопроверка в парах)(12 б) (посчитайте баллы, взаимопроверка) 2. Рассмотрим задание «термин-понятие» (фронтальная работа)(4б+..1б) - При изучении нового материала нам будут нужны знания определенных терминов.
Установите соответствие между термином и понятием
А. Растительный мир
Б. Климат
В. Животный мир
Г. Погода | 1. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности соответственно географического положения. 2. Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время, в данной местности. 3. Царство растений 4. Царство диких животных |
Проверка – итог: «оценка» | познавательные - умение структурировать знания. |
II этап. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Цель:
| Учитель: Если бы сотни художников, живущих на разных материках, предложили нарисовать портрет Земли, то получились бы одинаковые портреты? (Ответы …) Учитель: Да, на одном мы увидели бы суровую тундру, на др. пышные джунгли, на третьем - пустыню, томящуюся от зноя….почему же эти лица Земли получились бы такими разными? ( Ответы: на разных участках земли условия жизни (климат) различны, поэтому растительный и животный мир разнообразный.) Учитель: как же мы назовем эти разные лица планеты? (Ответы: природные зоны.) Учитель: Попробуем определить тему урока. (Ответы: «Природные зоны Земли» Молодцы! Учитель: Какую же цель поставим на этом уроке? Познакомимся с природными зонами, с разнообразием растительного и животного мира. Для выяснения связи построим логические цепочки с использованием терминов (животный мир, растительный мир, климат). Значит, что же называют природными зонами? Природные зоны - это большие участки земной поверхности с определенным климатом, почвой, растительным и животным миром. | Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. коммуникативные- умение вести диалог |
Проблемный вопрос?
| Изменяется ли растительный и животный мир природных зон с севера на юг? | регулятивные – прогнозирование |
III этап. Формирование новых знаний.
| Чтобы решить эту проблему отправимся в путешествие по природным зонам Земли. Представьте, что мы полетим вот на этом самолёте. (Рисунок самолета на доске) Презентация. Наше путешествие мы начнем с самой крайней точки Земли. (арктические пустыни (царства льда и снега). Путешествуя, мы познакомимся с основными природными зонами . Посмотрите на карту «Природные зоны Земли» с118-119 учебника, на карту «Природные зоны России», обратите внимание каким цветом обозначены природные зоны, как они в основном расположены ( горизонтально или вертикально) ( тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса.) Мы летим над природными зонами, обратите внимание на разнообразие растительного и животного мира. Внимание, приземляемся и знакомимся с первой зоной-зоной тундры.(слайд тундра) Совершим экспедицию и рассмотрим «Особенности природных зон » Рассмотрим первую зону- тундра. (По плану совместно с учащимися) 3. Экспедиция «Особенности природных зон Земли» - 9б. Цель: используя карты, текст учебника (см с.115-117) и текст дополнительной литературы, самостоятельно изучите особенности климата природных зон; приспособленности организмов к условиям среды обитания, заполните таблицу. работа в группе
№ | Название природных зон (на каких материках расположены) | Особенности климата | Приспособленности | характерное растение | характерное животное |
| природная зона-
| температура (1 балл) | растение (1балл) | животное (1 балл) |
| материки (1 балл)
| осадки (1балл) | Приспособленности (2 балла) | Приспособленности (2 балла) |
Проверка - итог. ***
Вывод: По каким же признакам определяют природные зоны? (климат, почва, растительный и животный мир.) Следовательно….. Какой же фактор стал определяющим в распространении природных зон Земли? Итак, природными зонами называют …. большие участки земной поверхности с определенным климатом, почвой, растительным и животным миром.
«Я хочу домой». ( Физ.мин.) (Ребята, помогите животным, они потерялись) 1.лев, зебра, носорог 2. сова-неясыть, кабан, кукушка 3. скорпион, тушканчик, серый варан 4. птица колибри, ленивец, тукан, попугай Ара 5.белая сова, белая куропатка, песец 6. соболь, лисица, глухарь | 1. пустыня 2.смешанные и широколиственные леса 3. влажные экваториальные леса 4. тайга 5. тундра 6. травянистая равнина (степи, прерии, саванны) |
Ответ: 4. Исследовательская работа по физической карте «Природные зоны России» (6б) 1.Внимательно рассмотрите карту «Природные зоны России», найдите Россию. 2.Используя карту на с.118-119 учебника, назовите природные зоны, встречающиеся на территории нашей страны. 3Какие из них занимают наибольшую территорию? (какой зоны нет? почему?) ________________________________________________ 4.Найдите линию экватора, которая делит Землю на два полушария. (Какие? В каком полушарии находится Россия?) 5.Найдите две линии от экватора: Северный и Южный тропики – между ними, по обе стороны от экватора расположен (влажный тропический лес). 6.Проверьте ответ у соседа и поставьте баллы. Проверка….(итог) | познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логика изложения, умение делать выводы; коммуникативные- сотрудничество в поиске информации, умение работать в группе, умение вести диалог регулятивные – планирование, прогнозирование, самостоятельное принятия решений.
|
IV этап Первичное закрепление материала.
Завершающее закрепление
Закрепление. | Ребята, хотя бы раз в жизни вы посещали одну из природных зон? Путешествие наше подходит к завершению. И мы подводим итоги. - Что нового вы узнали на уроке? 1. Перечислите основные природные зоны Земли? (тундра, тайга смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса). 2. От каких факторов зависит распространение природных зон на Земле? (от климата, главным образом от неравномерного распределения тепла и влаги). 3.Какие деревья составляют основу тайги? ( лиственница. кедровая сосна, ель, пихта) 3.Есть ли связь между окраской животных и средой их обитания (природной зоной)? С чем это связано? Приведите примеры. (карликовая береза, белая сова и куропатка ) 4、Характерные признаки каких природных зон перечислены? а) Самое большое разнообразие видов; б) преобладание травянистых растений; в) обилие мхов, лишайников и карликовых деревьев; г) множество хвойных растений немногих видов. 5. В каждой зоне сложились свои условия обитания живых организмов. Животный и растительный мир в каждой природной зоне уникален, неповторим. Поэтому важнейшей задачей человечества является охрана не только всех видов растений и животных, населяющих ту или иную зону, но и всего разнообразия живых организмов нашей планеты. | Личностные нравственно-эстетическое оценивание; Познавательные – анализ, вывод Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль, умение вести диалог; Регулятивные – самооценка, самоконтроль |
V этап. Рефлексивная деятельность | Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие... необходимо подвести каждого из учащихся к проблеме охраны природы. А я бы сказала главные слова... Земля - наш общий дом и мы должны ее беречь! - Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке? Сегодня урок: | Я: | - Трудный - лёгкий - интересный – не интересный - полезный – ненужный | - старался – ленился - был внимателен на уроке – был невнимателен - урок усвоил |
- Какой из этих гномиков отражает ваше настроение после окончания урока?
|
|
Цель деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Д.з. Подписать природные зоны России в тетради. стр 80. | Перед началом урока каждому выдается маршрутный лист | Заполняется учителем после освоения темы учащимися |