рабочая программа по природоведению
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. СЕВЕРНЫЙ
«Рассмотрено» Руководитель ШМО «Мыслитель» ________/Гусарова Л.А/ ФИО Протокол № 1 от « 26 » августа 2011 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ ООШ п. Северный __________/Шаронова Н.В./ ФИО Протокол № 1 от « 29» августа 2011г | «Утверждено» Руководитель МОУ ООШ п. Северный ____________/Хазитова О.П./ ФИО Приказ № 21от «01» сентября 2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ГУСАРОВОЙ ЛАРИСЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
II квалификационная категория
по учебному курсу «Природоведение»
5 класс
Базовый уровень
.2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» .
Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для
изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Ключевыми понятиями в содержании программы являются: природа, человек, окружающая среда, что отражено при изучении всех тем курса.
Приоритетным направлением для формирования общеучебных ЗУН является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
Особое внимание обращено на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации, энциклопедиями, словарями, Интернет ресурсами и др.
В качестве основных форм организации учебных занятий выступают: беседы, лекции, семинары, игры, дискуссии; предусмотрены практические занятия для отработки навыка экспериментальной работы.
Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.
В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствии с изменением отдельных разделов курса природоведения необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отраженному, в УМК:
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (учебник). М.:Дрофа, 2006 ;Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2006;
- Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2006 (рабочая тетрадь для учителя);
- Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2006.
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения природоведения ученик 5 класса должен
знать/понимать
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования .
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Содержание учебного предмета
по природоведению
5 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа).
Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
- Вселенная ( 6 ч.)
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.
Солнце - раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли(литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.
Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса.
Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.
Лабораторные работы.
Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.
Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.
- Строение и свойства вещества (11 ч.)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. свойства жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузиях.
Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
Лабораторные работы.
Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
- Воздух (6 ч.)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление).значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.
Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.
Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели).
Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.
Лабораторные работы.
Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).
Описание погоды за месяц и сезон.
Вода (4 ч.)
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.
Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Экскурсия.
Результаты работы текущих вод и ветра.
- Горные породы (3 ч.)
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.
Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
Лабораторные работы.
Описание минералов и горных пород ( по 3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
- Почва – особое тело Земли (5 ч.)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
Демонстрация почв своей местности почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.
- Организмы (4 ч.)
Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Экология – наука о взаимоотношениях организмов с условиями среды обитания.
Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.
Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонами года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
Экскурсия.
Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.
- Растения (8 ч.)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодоягодные. Комнатные. Значение культурных растений в жизни человека.
Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.
Лабораторные работы.
Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцов.
Определение названий растений с помощью атласа-определителя.
Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.
Экскурсия.
Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).
9 Грибы (2 ч.)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
Лабораторные работы.
Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.
- Животные (7 ч.)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.
Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.
Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.
Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
Наблюдение за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.
Лабораторные работы.
Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.
- Человек, его здоровье и безопасность жизни (7 ч.)
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровья. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотики и др.)
Правила пользования человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, по градом )
Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки физической нагрузки.
Лабораторные работы.
Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.
Измерение роста, температуры, массы тела ; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Резерв времени – 3 часов.
Летнее задание.
Наблюдения за растениями и животными в природе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | ТЕМА | Всего часов | Форма организации учебной деятельности | Кол. час. |
Введение | 2 | лекция, беседа пр. р. Экскурсия | 1 1 |
1 | Вселенная | 6 | лекция, беседа пр. р. Электронные ресурсы | 3 2 1 |
2 | Строение и свойства вещества | 11 | лекция, беседа пр. р.; к.р. Электронные ресурсы | 5 5 1 |
|
|
|
|
3 | Воздух | 6 | лекция, беседа пр. р. семинар | 3 2 1 |
4 | Вода | 4 | лекция, беседа, пр. р Семинар, электронный ресурс | 2 1 |
5 | Горные породы | 3 | лекция, беседа пр. р. | 2 1 |
6 | Почва | 5 | лекция, беседа дискуссия | 3 1 |
7 | Живые организмы | 25 | лекция, беседа пр. р. семинар проекты-презентации экскурсия ролевая игра | 15 5 2 1 1 1 |
8 | Здоровье человека и безопасность жизни | 4 | лекция, беседа пр. р. | 2 2 |
9 | Резерв | 4 | 68 |
Календарно– тематическое планирование
по природоведению в 5 классе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
ВВЕДЕНИЕ: «Как человек изучает природу» | 2 |
|
|
|
|
1 | Инструктаж по ТБ. Человек и природа. Методы изучения природы. | 1 |
|
2 | Экскурсия1 "Природа живая и неживая" | 1 |
|
|
ТЕМА 1. «Вселенная» | 6 |
|
3 | Звездное небо. | 1 |
|
4 | Земля – наш дом. | 1 |
|
5 | Оболочки Земли. | 1 |
|
6 | Луна – естественный спутник Земли. | 1 |
|
7 | Солнце. Солнечная система. | 1 |
|
8 | Обобщающий урок «Вселенная.» | 1 |
|
ТЕМА 2 «Строение и свойства вещества» | 11 |
|
|
9 | Тела и вещества. | 1 |
|
|
10 | Свойства твердых тел, жидкостей и газов. | 1 |
|
11 | Плотность вещества. Решение задач. | 1 |
|
12 | Определение свойств твердых тел, жидкостей и газов. | 1 |
|
13 | Вещества и смеси. | 1 |
|
14 | Молекулы. Атомы. Элементы. | 1 |
|
15 | Взаимодействие веществ. Диффузия. | 1 |
|
16 | Разнообразие веществ. | 1 |
|
17 | Явления природы. Физические явления. | 1 |
|
18 | Химические явления. Горение. Окисление. | 1 |
|
19 | Обобщающий урок «Строение и свойства вещества». | 1 |
|
| ТЕМА 3 «Воздух» | 6 |
|
20 | Воздух-смесь различных газов. Атмосфера. | 1 |
|
21 | Свойства воздуха. Свойства кислорода и углекислого газа. | 1 |
|
22 | Вес воздуха и атмосферное давление. | 1 |
|
23 | Изменение давления и температуры воздуха с высотой. | 1 |
|
24 | Погода и её предсказание. | 1 |
25 | Значение воздуха в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения. (семинар) | 1 |
| ТЕМА 4 «Вода» | 4 |
|
26 | Три состояния воды. | 1 |
|
27 | Тепловое расширение воды. | 1 |
|
28 | Вода-растворитель. Работа воды в природе. | 1 |
|
29 | Значение воды в природе и жизни человека.(семинар) | 1 |
|
| ТЕМА 5 «Горные породы» | 3 |
|
30 | Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. | 1 |
|
31 | Разрушение горных пород. | 1 |
|
32 | Полезные ископаемые. Металлы. | 1 |
|
ТЕМА 6 «Почва – особое тело Земли» | 5 |
|
33 | Образование почв и их разнообразие. | 1 |
|
34 | Состав и свойства почвы. Уход за почвой | 1 |
|
35 | Влияние растений на почву. | 1 |
|
36 | Разрушение почв. | 1 |
|
37 | Обобщающий урок «Почва». | 1 |
|
| ТЕМА 7 «Организмы» | 4 |
|
38 | Организм и его свойства. | 1 |
|
39 | Где живут организмы? | 1 |
|
40 | Увеличительные проборы. | 1 |
|
41 | Строение организмов. | 1 |
|
| ТЕМА 8 «Растения – посредники между небом и Землей» | 8 |
|
42 | Признаки растений. | 1 |
|
43 | Разнообразие растительного мира. | 1 |
|
44 | Строение цветковых растений. | 1 |
|
45 | Места обитания дикорастущих растений. « Зеленая аптека» | 1 |
|
46 | Красная книга растений. | 1 |
|
47 | Многообразие культурных растений. | 1 |
|
48 | Растения в вашем доме. | 1 |
|
49 | Экскурсия на природу | 1 |
|
| ТЕМА 9 «Грибы» | 2 |
|
50 | Разнообразие грибов. | 1 |
|
51 | Шляпочные грибы. | 1 |
|
| ТЕМА 10 «Животные – братья наши меньшие» | 7 |
|
52 | Признаки животных. | 1 |
|
53 | Условия жизни и многообразие диких животных. | 1 |
|
54 | Значение диких животных и их охрана. | 1 |
55 | Домашние животные. Ролевая игра. | 1 |
|
56 | Связи живого и неживого. Пр.р. 18 Составление цепей питания. | 1 |
|
57 | Экскурсия 2 Сезонные изменения в природе. | 1 |
58 | Обобщающий урок " Живые организмы" (семинар) | 1 |
| ТЕМА 11 «Человек. Его здоровье и безопасность жизни» | 7 |
59 | Человек и окружающая среда | 1 |
|
60 | Как беречь своё здоровье и жизнь? | 1 |
|
|
61 | Вредные привычки и их предупреждение. | 1 |
|
62 | Взаимосвязь здоровья и ЗОЖ. | 1 |
63 | Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека | 1 |
64 | Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. | 1 |
65 | Пр.р. «Оказание первой помощи» | 1 |
| Резерв | 3 |
|
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Природа. Неживая и живая.5 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений.
В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.-9-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2006.
2. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: рабочая тетрадь. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.- 6-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2006.
3. Методическое пособие для учителя.
Дополнительная литература.
1. Естествознание. 5 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений И.Т. Суравегина и др.-2-е изд. перераб.- М.-: Просвешение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению (по программе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Рабочая программа по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...