Рабочая программа по природоведению.
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению для 5 класса разработана согласно требованиям. Данный материал может быть полезным для начинающих учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasovano_5_klass.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Сборника нормативных документов Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для основного общего образования (базовый уровень), Дрофа, 2007 г.
- Учебного плана на 2012-2013 учебный год.
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базовый уровень.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук: физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании программы предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
- приемы элементарной исследовательской деятельности;
- способы работы с естественнонаучной информацией (поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; фиксировать основное содержание учебного текста в виде сложного плана; заполнять предложенные таблицы; составлять простые диаграммы и схемы);
- коммуникативные умения (пересказывать учебные или научно-популярные тексты, давать краткую рецензию ответов других учащихся; использовать естественнонаучную лексику в собственных устных сообщениях с применением иллюстративного материала и в письменных рассказах, участвовать в работе малой группы сотрудничества в соответствии с обозначенной ролью, корректно вести учебный диалог);
- способы самоорганизации учебной деятельности (ставить цели и планировать личную учебную деятельность по предмету при выполнении проектных, учебно-исследовательских или другого типа заданий; оценивать собственный вклад в деятельность малой группы сотрудничества; проводить самооценку уровня личных учебных достижений по предложенному образцу проверки и критериям оценки).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1 Как человек изучает природу-10 часов.
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий) [1].
Тема 2 Многообразие тел, веществ и явлений природы-53 часа.
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Опыт практической деятельности
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.
Тема 3 Здоровье человека и безопасность жизни-7 часов
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов | Практические работы | Контрольное тестирование |
Тема 1. Как человек изучает природу | 10 | 3 | 1 |
Тема 2. Многообразие тел, веществ и явлений природы Тема 2.1. Вселенная Тема 2.2. Земля Тема 2.3. Жизнь на Земле Тема 2.4. Человек на Земле | 53 14 15 12 12 | 11 2 5 3 1 | 4 1 1 1 1 |
Тема 3. Здоровье человека и его безопасность | 7 | 4 | 1 |
ИТОГО | 70 | 18 | 6 |
- Примечание: практические работы обучающего характера могут не оцениваться или оцениваться выборочно.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС:
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму; или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы; или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Критерии за практические работы
«5» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» — ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
ОЦЕНКА УМЕНИЙ ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
«5» - правильное, по плану проведенное наблюдение, точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
«4» - правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
«3» - допускаются недочеты в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
«2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Используемый УМК:
|
|
|
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков ___, Практические работы: 1 ч-3, 2 ч-6, 3 ч-4, 4 ч-5 Итого 18: ; тестов, т.ч контрольные:1 ч-1, 2 ч-1, 3 ч-2, 4 ч-2 Итого: 6; Административных контрольных уроков ___ч.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
курса «Природоведение» в 5 классе
70 часов (2 часа в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемый результат | Домашнее задание | Дата проведения |
План | Факт |
1 четверть -18 часов |
Тема 1«КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ» -10 ЧАСОВ |
| Введение | 1 | Вводный | Фронтальный | Познакомить учащихся с комплексом наук о природе; обобщить знания о телах и явлениях природы; методах их изучения, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы, показать роль и место человека в природе, возможность использовать знания о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека, правила пользования с учебником. |
| Науки о природе | 1 | Изучение нового | Фронтальный | С 146-147, пересказ |
| Науки о природе | 1 | Повторение | Фронтальный | С 148-151, вопросы и задания |
| Методы изучения природы | 1 | Изучение нового | Фронтальный | С 152-153, пересказ |
| Оборудование для научных исследований. | 1 | Практикум | П/р №1 –обучающая «Знакомство с назначением и правилами ТБ использования лабораторного оборудования». | Фронтальный | С 154-155,вопросы и задания |
| Оборудование для научных исследований. | 1 | Практикум | П/р №2 -обучающая «Измерение (длины, массы, t, времени). Конструирование простейших измерительных приборов». | Фронтальный | С 154-155,вопросы и задания |
| Знакомство с источниками информации. | 1 | Практикум | П/р №3 -обучающая «Знакомство с правилами работы со словарем, справочником, картой. Поиск информации в сети Internet ». | Фронтальный | Учить по тетради. |
| Великие естествоиспытатели. | 1 | Изучение нового | Фронтальный | Учить по тетради. |
| Великие естествоиспытатели. | 1 | Повторение | Фронтальный | Учить по тетради. |
| Обобщение и контроль по теме «Как человек изучает природу» | 1 | Контроль | По заданиям учителя | Тестовый |
ТЕМА №2 «МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ» -53 ЧАСА. |
Тема 2.1. Вселенная -14 часов |
| Что такое Вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | Сформировать представления о строении Вселенной, различных взглядах на модель Вселенной; ее строение, развитии взглядов на модель Вселенной, ее видении в древности, продолжить формирование у школьников представлений о строении Вселенной, показать вклад Аристотеля, Птолемея., познакомить с системой мира по Копернику, показать отличие моделей по Аристотелю и Птолемею. Сформировать у уч-ся представления о развитии учения Н. Коперника, Дж. Бруно и Г.Галилея в развитие науки о Вселенной. Познакомить с современной моделью Вселенной, составом Солнечной системы: Продолжить формирование представлений о планетах Солнечной системы, их размерах, форме, спутниках. Познакомить учащихся со спутником Земли – Луной и спутниками других планет. Сформировать у учащихся представления об астероидах, кометах, метеорах и метеоритах как небесных телах. Дать учащимся первоначальные понятия о звездах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы, познакомить учащихся с созвездиями как участками звездного неба в пределах установленных границ, научить учащихся проводить наблюдения за положением звезд на небе, находить Полярную Звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по звездам. Дать представления о Галактике, ее возникновении, составе, расстояниях, между звездами, измеряемых с помощью светового года, о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения. | С 4-5, пересказ |
| Модель Вселенной по Аристотелю, Птолемею и Копернику. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С6-7, вопросы и задания |
| Д. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 12-13, вопросы и задания |
| Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 16-17, пересказ |
| Планеты-гиганты и маленький Плутон. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 18-19, вопросы и задания |
| Спутники планет | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 22-23, пересказ |
| Небесные тела: астероиды и кометы. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 28, пересказ |
| Метеоры и метеориты. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 29, пересказ, задания |
2 четверть-14 часов |
19(9) | Солнце - ближайшая к нам звезда. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 34-35, пересказ |
20(10) | Многообразие звезд. | 1 | Практикум | Пр.р №4-обучающая Наблюдение за звёздным небом. | Фронтальный, индивидуальный | С 36, задания |
21(11) | Созвездия. | 1 | Практикум | Пр.р №5-обучающая Нахождение созвездий | Фронтальный, индивидуальный | С 37, подготовить сообщения о созвездиях |
22(12) | Галактики. Световой год. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С40-41, пересказ |
23(13) | Далекие миры. Многообразие галактик. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 42-43, вопросы и задания |
24(14) | Обобщение и контроль по теме «Что мы узнали о Вселенной». | 1 | Контроль | По заданиям учителя | Тестовый |
Тема 2.2 Земля -15 часов |
25(1) | Представление людей о возникновении Земли. Современные взгляды о возникновении Земли и Солнечной системы. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | Познакомить учащихся с различными гипотезами о возникновении Земли, с учеными, внесших вклад в основу современного представления о происхождении солнечной системы познакомить с особенностями внутреннего строения земли, особенностями земной коры. Углубить знания учащихся о горных породах и минералах, слагающие земную кору, полезных ископаемых, свойствах и особенностях происхождения горных пород и их отличия от минералов. Сформировать у учащихся представления о природных явлениях, связанные с движением земной коры (землетрясениями, вулканами). Познакомить учащихся с материками и островами, составляющие сушу планеты раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь, Сформировать представления о строении атмосферы, основных атмосферных явлениях, образовании облаков, движении воздуха, грозе. Сформировать у учащихся о гидросфере, ее составных частях, их взаимосвязи, познакомить с крупными морями, океанами Обосновать необходимость бережного отношения к окружающей среде, рационального использования природных ресурсов. | С 50-51, пересказ |
26(2) | Внутренне строение Земли. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 56-57, пересказ |
27(3) | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | 1 | Практикум | Пр.р №6-итоговая Ознакомление со свойствами г.п. и минералов. | Фронтальный, индивидуальный | С 58-59, вопросы и задания |
28(4) | Вещества в окружающем мире. | П/р №7-итоговая «Описание и сравнение признаков веществ». | Учить по тетради. |
29(5) | Многообразие явлений природы | П/р №8-итоговая «Исследование физических явлений и признаков химических реакций». | Учить по тетради. |
30(6) | Природные явления: Землетрясения. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 62, пересказ, задания |
31(7) | Природные явления: Вулканы и гейзеры. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 63, пересказ, задания |
32(8) | Суша планеты. Материки, острова. | 1 | Практикум | Пр.р №9: –итоговая Обозначение на карте материков, архипелагов, островов, вулканов. | Фронтальный, индивидуальный | С 68-69,пересказ |
3 четверть- 20 часов |
33(9) | Характеристика природных условий материков. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 70-71, задания вопросы. |
34(10) | Атмосфера планеты. Ураганы. Смерчи. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 72-73, пересказ |
35(11) | Погода. Климат. Особенности климата Республики Татарстан | 1 | Практикум | Пр.р №10-итоговая Описание погоды одного дня | Фронтальный, индивидуальный | С 76-77, вопросы и задания |
36(12) | Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 78-79, пересказ |
37(13) | Воды суши. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 79-80, пересказ |
38(14) | Уникальность планеты Земля, как среды обитания живых организмов. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | Повторение раздела |
39(15) | Обобщение и контроль по теме «Земля» | 1 | Контроль | По заданиям учителя | Тестовый |
Тема 2.3. Жизнь на Земле -12 часов |
40(1) | Развитие жизни на Земле. Животные прошлого. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете. Дать представление о клеточном строении организмов, о клетке как структурной единице живого, познакомить уч-ся с историей открытия клетки, с разнообразием клеток процессами их жизнедеятельности. Познакомить уч-ся с увеличительными приборами, правилами работы с ними, сформировать умение готовить микропрепарат кожицы лука, пользоваться готовыми микропрепаратами для изучения клеток. Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на земле, познакомить с основными царствами живой природы. Познакомить с многообразием грибов, растений, беспозвоночных, позвоночных животных. Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселения их различными организмами, расположением природных зон, особенности растительного и животного мира в них. Систематизировать и обобщить знания о развитии жизни на Земле, об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении, о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них, о распространении организмов по материкам. | С 93-94, пересказ |
41(2) | Клеточное строение организмов. Разнообразие клеток. Методы изучения | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 98-99, пересказ,рисунки |
42(3) | Разнообразие живого на Земле. Царства живой природы. Одноклеточные организмы | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 104-105, пересказ |
43(4) | Многоклеточные организмы. Грибы. Растения. | 1 | Практикум | Пр.р №11-обучающая Рассматривание различных групп растений. | Фронтальный, индивидуальный | С 109, задания |
44(5) | Беспозвоночные и позвоночные животные. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 106-107, составить кроссворд |
45(6) | Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к средам обитания | 1 | Изучение нового | П/р № 12-обучающая «Изучение примера приспособленности растений и животных к условиям Татарстана». | Фронтальный, индивидуальный | С 110-111, пересказ |
46(7) | Жизнь на разных материках. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 116-117, пересказ |
47(8) | Природные зоны Земли. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 120-121, пересказ |
48(9) | Природные зоны Земли. | 1 | Повторение и закрепление | Фронтальный, индивидуальный | С 122-123,вопросы и задания |
49(10) | Растения и животные Республики Татарстан | 1 | Практикум | Пр.р №13-итоговая Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов. | Фронтальный, индивидуальный | Работа с К/К |
50(11) | Жизнь в морях и океанах. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 124-125, пересказ |
51(12) | Обобщение и контроль по теме «Жизнь на Земле». | 1 | Контроль | По заданиям учителя | Тестовый |
Тема 2.4. Человек на Земле-12 часов |
52(1) | Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки, и австралопитеки | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 132-133, пересказ |
4 четверть-18 часов |
53(2) | Первые люди. Жизнь наших предков. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | Сформировать представление о происхождении человека, его древних предках; о постепенном развитии различных наук о природе, методах их изучения; познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете; раскрыть влияние деятельности человека на окружающую среду, с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ, познакомить с причинами экологических проблем, пути решения экологических проблем, сохранения жизни на Земле. | С 134-135, вопросы и задания |
54(3) | История географических открытий. Открытие Америки. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 150-151, пересказ |
55(4) | Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 151-152, пересказ |
56(5) | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 152,вопросы и задания, сообщения |
57(6) | Как человек изменил Землю. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 156-157, пересказ |
58(7) | Три «подарка» человека самому себе и своей планете. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 158-159,вопросы и задания |
59(8) | Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 162-163, пересказ |
60(9) | Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | С 166-167, пересказ |
61(10) | Важнейшие экологические проблемы | Практикум | П/р №14-итоговая «Выявление источников загрязнения своей местности и доступные пути их решения ». | Фронтальный, индивидуальный |
62(11) | Меры сохранения жизни на Земле. Красная Книга Республики Татарстан | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный |
63(12) | Обобщение и контроль по теме «Человек на Земле». | 1 | Контроль | По заданиям учителя | Тестовый |
ТЕМА №3 «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ» - 7 ЧАСОВ. |
64(1) | Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | Практикум | П/р №15-обучающая «Измерение своего роста и массы тела с целью определения своего физического развития». | Фронтальный, индивидуальный | Совершенствовать | Учить по тетради. |
65(2) | Ориентирование на местности | 1 | Практикум | П/р 16-обучающая « Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, Солнца и местных признаков для ориентации на местности». | Фронтальный, индивидуальный | Учить по тетради. |
66(3) | Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. | 1 | Изучение нового | Фронтальный, индивидуальный | Учить по тетради. |
67(4) | Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Опасные растения и животные Республики Татарстан | 1 | Практикум | . П/р №17-обучающая «Изучение ядовитых растений животных и опасных животных своей местности». | Фронтальный, индивидуальный | Учить по тетради. |
68(5) | Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжении связок, отравлении, ожогах. | 1 | Практикум | П/р№18-обучающая «Овладение простейшими способами оказания первой медицинской помощи». | Фронтальный, индивидуальный | Учить по тетради. |
69(6) | Обобщающий урок по теме «Здоровье человека и его безопасность» | 1 | Контроль | По заданиям учителя | Тестовый |
70(7) | Повторение пройденного. | 1 | Повторение | Фронтальный, индивидуальный |
Литература:
- Л. Д. Парфилова Тематическое и поурочное планирование по природоведению 5 класс. К учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Природоведение. 5 класс», ЭКЗАМЕН XXI, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2005 г.
- Атлас Природоведение 5 класс, М. Дрофа, 2011
- Контурные карты Природоведение 5 класс, М. Дрофа, 2011
- Парфилова Л.Д. Тесты по природоведению: 5 класс: К учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина "Природоведение. 5 класс" Изд. 7-е, стереотип. ЭКЗАМЕН
- Сонин Н. И., Казарян К. П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания к учебнику А. А. Плешакова и Н. И. Сонина "Природоведение"ДРОФА, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению (по программе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Рабочая программа по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...