Ранообразие и значение грибов. Природоведение 5 класс.
методическая разработка (природоведение, 5 класс) по теме
Урок природоведения "Разнообразие и значение грибов" для учащихся 5 классов (УМК Пасечника В.В.) Создан по технологии "Кейс-метод". Ученики зранее знакомятся с материалами кейсов, а на уроке решают проблемные ситуации, предложенные учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tumbaeva_tyu_raznoobrazie_i_znachenie_gribov.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тумбаева Татьяна Юрьевна, учитель биологии МКОУ СОШ п. Цементный Свердловской области.
Тема урока. Разнообразие и значение грибов.
/в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»/.
Класс - 5, общеобразовательный
Время занятия - 40 мин
Вид кейса – обучающий
Тип кейса - эвристический
Цель урока: расширение знаний учащихся о грибах, их строении, многообразии и значении.
Задачи:
Познакомить учащихся с признаками грибов, их строением, многообразием и ролью в природе и жизни человека.
Научить распознавать местные виды съедобных и ядовитых грибов.
Развивать внимание, познавательную активность, творческое воображение, коммуникационные навыки.
Воспитывать бережное отношение к грибам, к природе, к своему организму.
Подготовительный этап
Всем ученикам заранее предлагается ознакомиться с материалами кейса, подготовленным учителем и самостоятельно поискать информацию о грибах.
Учащиеся заранее разбиваются на 4 группы. Каждая группа получает задание - проблемный вопрос, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке, подготовить презентацию.
Задание группам.
Однажды домовенок Кузя попал в ресторан, где отведал грибного супа, который ему очень-очень понравился. Такой вкуснятиной домовенок захотел угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. В пути его мучили вопросы. Кто такие грибы и как они выглядят? Где и как их собирать? Ребята, расскажите домовенку о грибах и помогите ему собрать грибы для супа.
Проблемные вопросы для групп.
- Грибы это растения или животные? 1 группа.
- Как выглядят грибы? 2 группа.
- Все ли грибы пригодны для супа? 3 группа.
- Как правильно собирать грибы? 4 группа.
Ход занятия.
Ребята!
Сегодня у нас необычный урок. Его тему подсказал нам один сказочный герой – домовенок Кузя, которому срочно нужна наша помощь. Я уверена, что вы подготовились к уроку и все вместе мы поможем домовенку справиться с его затруднениями.
Для работы у нас было создано 4 творческие группы, и каждая группа уже поработала над своим вопросом, который актуален не только для домовенка, но и для каждого из нас.
Сейчас каждой группе будет предоставлена возможность выступить по своему вопросу. Время выступления – 7 минут. Остальные группы, внимательно слушая, будут оценивать работу других групп по определенным показателям (критериям), которые прописаны в оценочных листах, лежащих на ваших столах. На оценку каждой группы отводится 2 минуты. В конце урока мы подведем итог. Хочу напомнить, что в оценочных листах есть графа – штрафные баллы, которые может получить группа, если ее участники во время выступления других групп будут себя некорректно вести.
Слушаются и оцениваются отчеты групп.
Итак, слово предоставляется первой группе, которой необходимо было выявить характерные признаки грибов, ответив на вопрос – грибы это растения или животные?
Тезисы ответов 1 группы.
- Грибы – своеобразные организмы, которые сочетают в себе признаки растений и животных.
Как растения они
растут всю жизнь;
могут размножаться спорами;
имеют клеточную стенку.
Как животные они
питаются готовыми веществами;
в состав их клеточной стенки входит вещество – хитин.
не имеют хлорофилла.
- Отличительными признаком грибов является наличие грибницы – тела гриба, состоящего из белых паутинистых нитей.
- Вывод: грибы – не растения и не животные, их выделяют в отдельное царство.
Слово предоставляется второй группе, которой необходимо было узнать о строении грибов, ответив на вопрос – как выглядят и где встречаются грибы?
Тезисы ответов 2 группы.
- Всего известно около 100 тыс. видов грибов.
- Грибы могут быть одноклеточными и многоклеточными. Многоклеточные грибы делятся на плесневые и шляпочные.
- Шляпочные грибы кроме грибницы имеют плодовое тело, состоящее из пенька и шляпки.
- Грибы могут быть сапрофитами и паразитами. Некоторые грибы вступают в симбиоз с корнями растений, образуя микоризу (грибокорень).
- Встречаются грибы повсюду, где есть для них пища (органические вещества). (Даются пояснения терминов, приводятся примеры).
- Грибы участники биологического круговорота веществ.
Слово предоставляется третьей группе, которой необходимо было узнать о значении грибов, ответив на вопрос – все ли грибы пригодны для супа?
Тезисы ответов 3 группы.
- Грибы использует человек в виноделии, изготовлении некоторых сортов сыра, хлебопечении, в лекарственных целях, в пищу.
- В пищу используются съедобные шляпочные грибы.
- У некоторых видов съедобных грибов есть виды-двойники (примеры).
Слово предоставляется четвертой группе, которой необходимо было узнать о правилах сбора грибов, ответив на вопрос – как правильно собирать грибы?
Тезисы ответов 4 группы.
- Собирать следует только известные вам грибы.
- Нельзя собирать грибы старые, растущие вблизи дорог.
- Грибы следует осторожно выворачивать из грибницы.
(Даются пояснения к правилам)
Рефлексия.
Пока счетная группа подводит итоги, остальные ученики отвечают на вопросы домовенка.
Кто такие грибы?
Как они выглядят?
Где и как их собирать?
Затем проводится игра «Грибы для домовенка». Из предложенного набора грибов (картинки) ребята должны выбрать съедобные грибы и положить их в корзинку домовенка, а несъедобные выбросить в мусорную корзину.
Объявляются результаты работы групп, дается домашнее задание.
1. Составить памятку грибника и красиво ее оформить.
2. Рассказать друзьям и близким о значении грибов.
Содержание кейса:
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. 5 класс. – М.: Дрофа, 2007. - параграфы 42 и 43.
Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М.: Издательство: Аванта+, Астрель, 2010
http://selhozproduct.narod.ru/znachenie.html - Значение грибов в природе и жизни человека. Сайт «АГП Липецксельхозпродукт»
http://ped-kopilka.ru/letnii-otdyh/kak-polzovatsja-lesnymi-darami-pravila-sbora-gribov-dlja-detei.html - Как пользоваться лесными дарами. Правила сбора грибов для детей. Сайт «Учебно-методический кабинет».
http://mushroomer.info/archives/1894 - Как отличить ложные грибы двойники от съедобных. Сайт «Советы грибника».
Оценочный лист.
Номер группы | Содержательная часть (1-5 баллов) | Презентация (1-5 баллов) | Использование доп. материала (1-3 балла) | Некорректное поведение (1-3 балла) | Отсутствие штрафа (2 балла) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение грибов в природе и жизни человека.
Обощающий урок по теме "Грибы"...
Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».
В теме " Грибы и лишайники " это первый урок, где раскрывается общая характеристика грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе). При проведении урока продол...
обобщающий урок на тему "Многообразие и значение грибов"
Методическая разработка урока биологии в 5 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)....
Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека.
Конспект урока по теме: Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"
Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта...
Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.
Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...