Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
В теме " Грибы и лишайники " это первый урок, где раскрывается общая характеристика грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе). При проведении урока продолжила работу над формированием метапредметных компетентностей, поэтому использовала элементы технологий критического мышления и ТРИЗ. Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления. К разработке урока прилагается путеводитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_6_klass_po_teme.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».
Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами элементов технологии критического мышления и ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• обеспечить усвоение знаний о многообразии живых организмов;
Развивающие:
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов;
• развивать навыки работы с текстом, обобщать полученную информацию;
• продолжить формирование умения работать с микроскопом;
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
• формировать культуру умственного труда.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: муляжи грибов; набор фотографий растений, животных и грибов; микроскоп, культура плесневого гриба мукор, лупа ручная, предметное и покровное стекла.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация
Учитель: посмотрите, пожалуйста, на столы. Скажите, на какие две группы можно разделить организмы, изображённые на фотографиях?
Ответы: На две. Первая организмы, принадлежащие к царству растений, вторая - к царству животных.
Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений и животных. Ответы: в 2 колонки – растения и животные
Царство растения | Царство животные |
• Неограниченный рост | Ограниченный рост |
• Неподвижность | Активное движение |
• Наличие хлоропластов | Отсутствие хлоропластов |
• Автотрофы | • Пита Гетеротрофы |
3. Целеполагание и мотивация.
В настоящее время учёные выделяют группу организмов, которая сочетает в себе признаки растений и животных. Это - грибы.
Учитель: Тема нашего урока „ Общая характеристика и значение грибов ”.
Давайте подумаем, какова цель нашего урока? (На доске написаны слова в помощь). Закончите предложение, вставив нужные слова.
Докажите, что …. сочетают в себе признаки….., …..и свои собственные.
Вводный настрой на изучение нового материала. (Используются задачи с элементами ТРИЗ).
• Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” – белую плесень. Как можно объяснить её образование? (мозговой штурм)
• Задача «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (мозговой штурм).
А знаете ли вы:
Наука, изучающая грибы, называется микология.
Грибы могут быть одноклеточными и многоклеточными
1) многие шляпочные грибы – ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А, В, С, Д, ), по питательности грибы превосходят мясо и яйца;
2) шляпочные грибы используются в медицине (средство от рака - гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре);
3) плесневые грибы служат источником антибиотиков;
4) дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога;
5) раньше из гриба навозника делали чернила.
4. Первичное усвоение учебного материала.
Учитель: Откройте учебник п. 52 стр. 197- 198. перед вами текст « Общая характеристика грибов» и предлагает в течение 10 – 15 минут проработать его, используя специальные пометки.
+ - «это я знаю»;
V - «новая информация»;
? – «информация, требующая пояснения»;
! – « это интересно».
Ученики: индивидуальная работа по чтению текста и его маркировка. После этого учащиеся составляют таблицу из четырёх столбцов и заполняют её, используя информацию, приведённую в тексте.
+ | V | ? | ! |
5. Осознание и осмысление учебной информации.
Учитель: Посмотрите на признаки царства растений и животных скажите, какие признаки растений характерны для грибов?
Ответы:
• Неподвижность
• Неограниченный рост
• Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
Посмотрите на признаки царства животных. Какие признаки животных характерны для грибов?
• Отсутствие хлоропластов.
• Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Учитель: Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные. Посмотрите на таблицу или модель гриба.
Ответы: Тело гриба состоит из грибницы и плодового тела. Плодовое тело и грибница состоят из гиф - ветвящихся нитей. Делается рисунок на доске и в тетрадях.
Размножение грибов.
Учитель: Идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся?
Ученики: Грибы размножаются спорами.
Учитель: Способы размножения грибов: 1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов); 2) бесполое размножение – спорами; 3) половое размножение – слияние гамет.
Питание грибов.
По типу питания грибы похожи на гетеротрофные бактерии, значит, они могут быть сапротрофами, паразитами, симбионтами и даже хищниками.
6. Первичное закрепление учебного материала. Выполнение лабораторной работы №17 (инструктивная карточка)
5. Проверка уровня усвоения знаний и умений.
Выполнить тест:
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;
г) плодовым телом.
3. Какой из названных грибов относится к одноклеточным:
а) подосиновик;
б) маслёнок;
в) мукор;
г) подберёзовик.
4) С растениями грибы сближает:
а) строение клеточной стенки и размножение спорами;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания;
г) наличие проводящих сосудов.
5) Грибы размножаются:
а) только спорами;
б) только грибницей;
в) только половым путём;
г) всеми способами.
6. Домашнее задание.
1) Учебник параграф 52; в 2-4.
2) Творческое домашнее задание:
Проблемные задачи:
1. С какой целью человек пытается одомашнить хищные грибы?
Ответ: Нематоды – основная пища этих грибов – объедают корни культурных растений, сильно вредя им. Особенный урон они наносят в тепличном хозяйстве. Вот здесь и необходимы ловчие сети хищных грибов – их стали вносить в парниковую почву. И грибам пища, и человеку польза!
2. Почему опасно длительное использование антибиотиков?
Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно.
Путеводитель по уроку.
- Задание
На какие две группы можно разделить организмы, изображённые на фотографиях?
2. Задание
Распределите следующие признаки по группам
- Неограниченный рост
- Ограниченный рост
- Неподвижность
- Активное движение
- Наличие хлоропластов
- Отсутствие хлоропластов
- Автотрофы
- Гетеротрофы
- Задание
• Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” – белую плесень. Как можно объяснить её образование?
• Задача «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам?
- Задание
Откройте учебник п. 52 стр. 197- 198. перед вами текст « Общая характеристика грибов» и в течение 10 минут проработать его, используя специальные пометки.
+ - « это я знаю»;
V - «новая информация»;
? – «информация, требующая пояснения»;
! – « это интересно».
Индивидуальная работа по чтению текста и его маркировка. После этого учащиеся составляют таблицу из четырёх столбцов и заполняют её, используя информацию, приведённую в тексте.
+ | V | ? | ! |
- Задание
Сделать рисунок « Строение гриба» используя рис. 122 стр. 198.
- Задание
Выполнение лабораторной работы №17, используя инструктивную карту
Тема. Изучение строения плесневых грибов.
Цель: познакомиться с внешним строением плесневых грибов.
Оборудование и материалы: лупа ручная, препаровальная игра, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, плесень мукор.
Ход работы
- Приготовьте микропрепарат грибницы гриба мукор;
- Рассмотрите при малом и большом увеличении гифы гриба, плодовое тело и споры. Отметьте окраску гиф и спор. Зарисуйте увиденное.
- Определите, какой способ питания у плесневых грибов.
- Сделайте вывод.
- Задание
Выполните тест.
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;
г) плодовым телом.
3. Какой из названных грибов относится к одноклеточным:
а) подосиновик;
б) маслёнок;
в) мукор;
г) подберёзовик.
4) С растениями грибы сближает:
а) строение клеточной стенки и неподвижность;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания;
г) наличие проводящих сосудов.
5) Грибы размножаются:
а) только спорами;
б) только грибницей;
в) только половым путём;
г) всеми способами.
8. Домашнее задание
1) Учебник параграф 52; в 2-4.
2) Творческое домашнее задание:
Проблемные задачи:
1. С какой целью человек пытается одомашнить хищные грибы?
2. Почему опасно длительное использование антибиотиков?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по биологии для учащихся 7-го класса на тему: "Общая характеристика царства Грибы"
Презентация по биологии для учащихся 7-го класса на тему: "Общая характеристика царства Грибы"...
Текст для смыслового чтения на уроке биологии в 7 классе по теме" Общая характеристика класса Земноводные"
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобраз...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...
Конспект урока биологии в 7 классе по теме: «Общая характеристика царства Растения» (ФГОС)
Технологическая карта к уроку биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика царства Растения»....
Урок в 5 классе по теме:"Общая характеристика грибов"
Урок изучение и первичное закрепление новых знаний.Цель урока создание условий для формирование ууд....
Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»
Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"...